Метод проектов

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Метод проектов

Метод проектов — комплексный процесс, формирующий общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки[1].

Метод учебного проекта — одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики[2].

Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов — подход, при котором обучение происходит в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи[3].

История возникновения

Метод проектов возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание[4].

Этапы развития метода Полат Е. С.

Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

Начало проектной деятельности

В 1560 — 1765 годах начинается работа по внедрению проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы.

Проект как метод обучения

В 1765 — 1880 годах начинается использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его переселение на американский континент.

Метод проектов в образовании

В 1880 — 1915 года метода проектов находит активное применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах.

Новый взгляд на метод проектов

В 1915 — 1965 годах происходит переосмысление метода проектов и его переселение с американского континента обратно в Европу[5].

Современное применение метода проектов

С 1965 года — по настоящее время метод проектов активно применяется в различных сферах деятельности.

Теория Дж. Дьюи

Основоположником проектной методики принято считать американского педагога Дьюи Джона.

Теорию Джона Дьюи коротко можно изложить следующим образом:

  • ребёнок в развитии повторяет путь человечества в познании;
  • усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
  • для усвоения материала ребёнок должен не просто слушать и воспринимать, но и являться активным субъектом процесса обучения.

Ценность предложенного метода, заключается в создании условий самостоятельного обучения, а именно проблематизации изучаемого материала, активности ребёнка, связью обучения с жизнью ребёнка[6].

История развития в России

В России идея технологии проектного обучения возникла практически одновременно с разработками американских ученых. В 1905 году под руководством Шацкого Станислава Теофиловича была создана группа сотрудников, внедрявшая проектную технологию. В большей степени идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике Макаренко Антона Семеновича и Выготского Льва Семеновича[7].

Условия использования метода проектов

Принципы эффективного проектного обучения

Сформулировано четыре главных принципа эффективного проектного обучения[10]:

Конструктивистский подход

  • Обучение должно быть активным процессом, в котором учащийся получает знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.

Релевантный контекст

  • Обучающиеся учатся решать задачи, значимые для реальной жизни — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами[11].

Совместное обучение

  • Обучающийся в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе. Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь.

Самостоятельность

  • Преподаватели готовы консультировать обучающихся и помогать им в процессе работы над проектами, однако активная роль остаётся самим учащимся. Учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Эти же навыки относятся к концепции саморегулируемого обучения, в котором внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму[12].

Типы проектов

Проекты делятся на виды по шести разным основаниям[13]:

По содержанию

По основному методу

  • Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям.
  • Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями.
  • Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта[15].

По характеру координирования проекта

По продолжительности выполнения

  • Мини-проекты — занимают один-два урока.
  • Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
  • Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.

По количеству участников

  • Индивидуальные — работает один ребёнок.
  • Групповые — вовлечены несколько учеников.
  • Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы[17].

Этапы работы над проектом

В проектной деятельности часто используют термин шесть П, обозначающий совокупность шести необходимых этапов и элементов:

  • проблема. С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или прикладной) начинается вся работа над проектом;
  • планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид итогового продукта) и форму его презентации;
    Этапы проекта
  • поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском, анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта;
  • продукт. Четвёртый шаг — собственно работа над созданием продукта и его оформлением;
  • презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат;
  • портфолио. Важный элемент проектной работы — отдельная папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией, результатами исследований и так далее).

Преимущества метода проектов

Метод проектов имеет ряд преимуществ[18]:

  • дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов[19].

Недостатки метода проектов

  • проблема субъективной оценки творческой работы;
  • переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определённые сроки;
  • психологические коммуникативные проблемы: деление группы на работяг и балласт;
  • технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат[20].

Результат метода проектов

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно[21]:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивация, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда[22].

Примечания

  1. Е.А. Смирнова. Метод проектов - один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС. Видеуроки. Дата обращения: 30 июля 2023.
  2. Т.И. Коверзенева. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  3. Метод проектов и его характеристика. Дата обращения: 30 июля 2023.
  4. Метод проектов: понятие, виды, его использование. Дата обращения: 30 июля 2023.
  5. Шихваргер Юлий Григорьевич. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов. НГПУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
  6. Метод проектов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  7. Особенности метода проектов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  8. А.В. Могилев. Российская школа страдает от метода проектов, а метод проектов – от российской школы. Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  9. Технология проектного обучения: суть, цели, этапы и методы. Дата обращения: 30 июля 2023.
  10. Р.И. Бтемирова. Метод проектов в условиях современного высшего образования. Современные проблемы науки и образования.
  11. И.Нестерова. Метод проектов в образовании Источник: Нестерова И.А. Метод проектов в образовании // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obrazovanii.html. Дата обращения: 30 июля 2023.
  12. Метод проектов и его место в современной методике. Учебно-методический кабинет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  13. Н. Скорнякова. Что такое проектное обучение и где оно применяется. Дата обращения: 30 июля 2023.
  14. Коновалова Е.К. Метод проектов. Теоретический материал. Внеурочная деятельность Статьи. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  15. технология проектного обучения:сущность, цель и результаты. Дата обращения: 30 июля 2023.
  16. Н.М. Сухинина. Требования к использованию технологии проектов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  17. О.А. Вотинцева. Метод проектов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  18. И.А. Хапланова. Плюсы и минусы проектной деятельности. Из опыта работы учителя. Дата обращения: 30 июля 2023.
  19. Преимущества и недостатки метода проектов. Дата обращения: 30 июля 2023.
  20. Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.... Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  21. Ю.Н. Бутикова. Проектная деятельность, метод проектов в образовательной деятельности. Дата обращения: 30 июля 2023.
  22. И.С. Будина. Метод проектов как способ достижения современного образовательного результата. Дата обращения: 30 июля 2023.

Литература

  1. Агапова, О. Проектно-созидательная модель обучения [Текст] / О. Агапова, А. Кривошеев, У. Ушаков // Alma mater. — 1994. — № 1.
  2. Агафонова, М. А. Метод проектов [Текст] / М. А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. — 2006. — № 35.
  3. Бахтиярова, Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е. М. Бахтиярова // Школьные технологии. — 2001. — № 2
  4. Горлицкая, С. И. История метода проектов [Текст] / С. И. Горлицкая // Компьютерные инструменты в образовании. — 2001. — № 5.
  5. Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования [Текст] / Дж. К. Джонсонс. — М., 1986. — 326 с.
  6. Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания [Текст] / Дж. Дьюи. — М.: Госиздат, 1921. — 109 с.
  7. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. — М., 2006
  8. Нартова, О. В. Инновационные технологии в образовании: проектная методика [Текст] / О. В. Нартова / Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы международной научно-практической конференции. — Барнаул: Изд-во АлгГТУ, 2007. — С. 316—317.
  9. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
  10. Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 3.