Метод проектов
Метод проектов — комплексный процесс, формирующий общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки[1].
Метод учебного проекта — одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики[2].
Проектное обучение (англ. project-based learning), или метод проектов — подход, при котором обучение происходит в процессе самостоятельного планирования и разработки решений для некой проблемы или задачи[3].
История возникновения
Метод проектов возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание[4].
Этапы развития метода Полат Е. С.
Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:
Начало проектной деятельности
В 1560 — 1765 годах начинается работа по внедрению проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы.
Проект как метод обучения
В 1765 — 1880 годах начинается использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его переселение на американский континент.
Метод проектов в образовании
В 1880 — 1915 года метода проектов находит активное применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах.
Новый взгляд на метод проектов
В 1915 — 1965 годах происходит переосмысление метода проектов и его переселение с американского континента обратно в Европу[5].
Современное применение метода проектов
С 1965 года — по настоящее время метод проектов активно применяется в различных сферах деятельности.
Теория Дж. Дьюи
Основоположником проектной методики принято считать американского педагога Дьюи Джона.
Теорию Джона Дьюи коротко можно изложить следующим образом:
- ребёнок в развитии повторяет путь человечества в познании;
- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
- для усвоения материала ребёнок должен не просто слушать и воспринимать, но и являться активным субъектом процесса обучения.
Ценность предложенного метода, заключается в создании условий самостоятельного обучения, а именно проблематизации изучаемого материала, активности ребёнка, связью обучения с жизнью ребёнка[6].
История развития в России
В России идея технологии проектного обучения возникла практически одновременно с разработками американских ученых. В 1905 году под руководством Шацкого Станислава Теофиловича была создана группа сотрудников, внедрявшая проектную технологию. В большей степени идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике Макаренко Антона Семеновича и Выготского Льва Семеновича[7].
Условия использования метода проектов
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся[8];
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода мозговой атаки, круглого стола, статистических методов, творческих отчетов, просмотров)[9].
Принципы эффективного проектного обучения
Сформулировано четыре главных принципа эффективного проектного обучения[10]:
Конструктивистский подход
- Обучение должно быть активным процессом, в котором учащийся получает знания, взаимодействуя с окружающей средой. Этот принцип поощряет умение рефлексировать над собственным знанием и незнанием, а также интеграцию нового и имеющегося опыта.
Релевантный контекст
- Обучающиеся учатся решать задачи, значимые для реальной жизни — работают над проектами из профессиональной практики, научными вопросами, социальными проблемами[11].
Совместное обучение
- Обучающийся в образовательном процессе не должен оставаться сам по себе. Важно поощрять кооперацию и ответственность за общий результат, обмен идеями, взаимную обратную связь.
Самостоятельность
- Преподаватели готовы консультировать обучающихся и помогать им в процессе работы над проектами, однако активная роль остаётся самим учащимся. Учатся планировать и контролировать свою деятельность, оценивать её эффективность. Эти же навыки относятся к концепции саморегулируемого обучения, в котором внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму[12].
Типы проектов
Проекты делятся на виды по шести разным основаниям[13]:
По содержанию
- Монопредметные — на базе одного предмета.
- Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.
- Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу[14].
По основному методу
- Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям.
- Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями.
- Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта[15].
По характеру координирования проекта
- С явной координацией — учитель активно включается в работу.
- Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.
- По включенности проектов в учебные планы:
- Текущие — затрагивают учебное время.
- Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися[16].
По продолжительности выполнения
- Мини-проекты — занимают один-два урока.
- Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.
- Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.
По количеству участников
- Индивидуальные — работает один ребёнок.
- Групповые — вовлечены несколько учеников.
- Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы[17].
Этапы работы над проектом
В проектной деятельности часто используют термин шесть П, обозначающий совокупность шести необходимых этапов и элементов:
- проблема. С формулировки значимой проблемы (например, исследовательской или прикладной) начинается вся работа над проектом;
- планирование. На этом этапе нужно определить способ решения проблемы (то есть вид итогового продукта) и форму его презентации;
- поиск информации. Это исследовательская часть проекта, связанная с поиском, анализом и обобщением информации, необходимой для подготовки продукта;
- продукт. Четвёртый шаг — собственно работа над созданием продукта и его оформлением;
- презентация. Теперь учащимся нужно выбрать форму презентации (по сути — защиты проекта), подготовить и провести её, а затем проанализировать и оценить результат;
- портфолио. Важный элемент проектной работы — отдельная папка со всеми рабочими материалами проекта (черновиками, собранной информацией, результатами исследований и так далее).
Преимущества метода проектов
Метод проектов имеет ряд преимуществ[18]:
- дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов[19].
Недостатки метода проектов
- проблема субъективной оценки творческой работы;
- переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определённые сроки;
- психологические коммуникативные проблемы: деление группы на работяг и балласт;
- технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат[20].
Результат метода проектов
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно[21]:
- личностно ориентировано;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивация, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
Примечания
- ↑ Е.А. Смирнова. Метод проектов - один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС . Видеуроки. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Т.И. Коверзенева. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся . Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Метод проектов и его характеристика . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Метод проектов: понятие, виды, его использование . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Шихваргер Юлий Григорьевич. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов . НГПУ. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Метод проектов . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Особенности метода проектов . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ А.В. Могилев. Российская школа страдает от метода проектов, а метод проектов – от российской школы . Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Технология проектного обучения: суть, цели, этапы и методы . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Р.И. Бтемирова. Метод проектов в условиях современного высшего образования . Современные проблемы науки и образования.
- ↑ И.Нестерова. Метод проектов в образовании Источник: Нестерова И.А. Метод проектов в образовании // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obrazovanii.html . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Метод проектов и его место в современной методике . Учебно-методический кабинет. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Н. Скорнякова. Что такое проектное обучение и где оно применяется . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Коновалова Е.К. Метод проектов. Теоретический материал. Внеурочная деятельность Статьи . Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ технология проектного обучения:сущность, цель и результаты . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Н.М. Сухинина. Требования к использованию технологии проектов . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ О.А. Вотинцева. Метод проектов . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ И.А. Хапланова. Плюсы и минусы проектной деятельности. Из опыта работы учителя . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Преимущества и недостатки метода проектов . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Метод учебных проектов. Плюсы и минусы... . Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ Ю.Н. Бутикова. Проектная деятельность, метод проектов в образовательной деятельности . Дата обращения: 30 июля 2023.
- ↑ И.С. Будина. Метод проектов как способ достижения современного образовательного результата . Дата обращения: 30 июля 2023.
Литература
- Агапова, О. Проектно-созидательная модель обучения [Текст] / О. Агапова, А. Кривошеев, У. Ушаков // Alma mater. — 1994. — № 1.
- Агафонова, М. А. Метод проектов [Текст] / М. А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования. — 2006. — № 35.
- Бахтиярова, Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении [Текст] / Е. М. Бахтиярова // Школьные технологии. — 2001. — № 2
- Горлицкая, С. И. История метода проектов [Текст] / С. И. Горлицкая // Компьютерные инструменты в образовании. — 2001. — № 5.
- Джонсонс, Дж. К. Методы проектирования [Текст] / Дж. К. Джонсонс. — М., 1986. — 326 с.
- Дьюи, Дж. Введение в философию воспитания [Текст] / Дж. Дьюи. — М.: Госиздат, 1921. — 109 с.
- Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. — М., 2006
- Нартова, О. В. Инновационные технологии в образовании: проектная методика [Текст] / О. В. Нартова / Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы международной научно-практической конференции. — Барнаул: Изд-во АлгГТУ, 2007. — С. 316—317.
- Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
- Чечель, И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И. Д. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 3.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |