Интерес
Интере́с (англ. interesse — иметь важное значение). Интерес — эмоциональное состояние, возникшее на основе внутренних потребностей человека к познанию чего-то нового. Это выражение эмоционального отношения к объекту или явлению, которое побуждает человека стремиться к пониманию окружающего мира. Интерес — единственная мотивация, обеспечивающая работоспособность человека[1].
Описание
Интерес представляет собой специфическую форму выражения потребности в познании, способствует раскрытию способностей и преодолению препятствий на пути к достижению цели, является побудителем к действию, кроме того, является необходимым для творчества. Если человек чем-то заинтересовался, он начнёт искать то, что позволит ему удовлетворить нужду в новых знаниях.
Интерес — есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков— Клод Адриан Гельвеций, Гельвеций К. О человеке. М., 1938.
Самое первое упоминание слова «интерес» было зафиксировано в словаре русского языка, в 1698 году. Изначально это слово использовалось только в официальном контексте и не означало принадлежность к чувствам и интересам человека[2].
Функции эмоции интереса
- Мотивационная функция — связанна с внутренними процессами, позволяющими стремиться к цели.
- Исследовательская деятельность и научение — развитие интереса у ребёнка с самого раннего детства, позволяет ему развиваться, учиться новому, исследовать окружающий мир.
- Социальная функция — взаимодействие с социумом, выработка коммуникативных навыков.
- Игра — движущая сила любой игры — интерес. Ребёнок взаимодействует только с теми вещами, которые вызывают у него интерес.
Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике[3].
Классификация интересов по содержанию
- По предметной отнесённости.
- По широте предметного содержания.
- По глубине, то есть по их укоренённости в системе потребностных отношений личности.
- По устойчивости.
- По силе.
- По длительности.
Интерес занимает промежуточное положение в ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может всё более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональные и волевые моменты интереса выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[4].
Развитие эмоции интереса
Первая стадия — (3-4 месяца) характеризуется врождённой реактивностью, способностью реагировать на изменения в поступающем сигнале. На данной стадии проявляется сенсорная стимуляция, получаемая организмом. Ребёнок не просто реагирует на воздействие, он активно взаимодействует со средой, даже в первые 3-4 месяца жизни, перцептивная активность побуждается врождённой эмоцией интереса.
Вторая стадия — (4-9 месяцев) наступает в тот момент, когда ребёнок начинает проявлять активность для установления перцептивного контакта с источником сигнала. Происходит развитие внутренней мотивации, данный этап характеризуется большим интересом к предмету, который ребёнок может видеть постоянно. Именно реакция «интерес-радость», возникшая в результате узнавания предметов или явлений, усиливает влечение ребёнка к установлению контакта со знакомыми предметами.
Третья стадия — (от девяти месяцев) именно в этой стадии ребёнка начинают привлекать новые, неизвестные предметы или явления. Стимулятором эмоции интереса является фактор новизны. Интерес к новизне обеспечивает мотивацию для переключения внимания ребёнка на отдельные предметы и явления[3].
Интерес в психологии
Будучи детьми мы уже проявляем интерес ко всему, что происходит вокруг нас, отвлекаемся на яркие предметы и новые звуки, следим за движениями матери, делаем первые шаги — таким образом мы контактируем с окружающим миром, и это взаимодействие мотивировано эмоцией интереса. С течением лет меняемся не только мы сами, но и наши интересы, предпочтения.
Благодаря интересу развивается мировоззрение, способность к адаптации в окружающем мире, к социализации в обществе, возможность развития интеллекта и грамотности, нахождения союзников. Если же взрослый человек не станет прививать ребёнку интерес к каким-либо вещам, то в дальнейшем ребёнок не будет считать это важным и сам никогда не проявит интерес к этой вещи вновь. Отсутствие у человека всякого интереса свидетельствует о наличии апатии или снижения психологического здоровья[3].
Примечания
- ↑ Толстых П. А. Теоретико-методологический анализ категории «интерес» // Архив научных статей : Сайт. — 2012. — С. 187.
- ↑ Левичкин А. Н. Словарь русского языка XVIII века. Вып. 9 (Из — Каста). — Санкт-Петербург: РАН, 1997. — С. 103. — 272 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Кэррол Э. И. Психология эмоций. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009. — С. 7—9. — 464 с.
- ↑ Большой психологический словарь / Под редакцией Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П.. — Москва: АСТ - Москва; Прайм - Еврознак, 2008. — С. 257. — 866 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |