Грамотность
Гра́мотность — определенный уровень умения человека в чтении и письме в соответствии с нормами родного языка. Это является ключевым показателем социокультурного развития индивида. Владение грамотностью включает знание правил орфографии, пунктуации, грамматики и стиля. Кроме того, это способность ясно и точно выражать свои мысли как на бумаге, так и устно. Грамотность играет значительную роль в успешном общении и эффективном взаимодействии с окружающими людьми. Грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке[1].
Исторический очерк
В эпоху зарождения первых цивилизаций возникла необходимость в освоении навыков чтения и письма, что было обусловлено изобретением письменности. В обществах, где традиции были сильнее, знание грамоты было ограничено элитами и определенными социальными группами, связанными с управлением и поддержанием письменных традиций. Тем не менее, умение понимать текст, записывать информацию и производить математические вычисления ощущалось и среди торгово-ремесленных слоев населения. В целом же можно полагать, что в традиционном европейском обществе на исходе Средневековья грамотой владело примерно 10–15 % населения, преимущественно городского[2].
В царской России до революции из-за ограниченного доступа к образованию для детей из рабочих семей, запрета на обучение детей других национальностей на их родном языке и высокого уровня неграмотности среди представителей различных этносов множество детей оставались без возможности получить образование и научиться грамоте. По данным переписи населения 1897 года, на которые ссылался Владимир Ильич Ленин при оценке уровня грамотности в царской России, лишь 21% всего населения империи умело читать и писать. Если не учитывать детей младше 9 лет, эта цифра немного возросла до 27 %. Однако в регионах, таких как Сибирь и Центральная Азия, уровень грамотности был значительно ниже и составлял соответственно 12 % и 16 % в Сибири и 5 % и 6 % в центральной части страны[3].
Популяризация грамотности
Основная причина, побудившая к необходимости всеобщего распространения грамотности, заключается в процессе модернизации общества. В исторической перспективе можно выделить три основных периода, которые отражают неравномерное развитие по времени вступления различных народов и стран в этап внедрения всеобщей грамотности.
В эпоху Реформации началось распространение грамотности в различных странах, расположенных вокруг Северного и Балтийского морей (таких как Англия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, множество германских княжеств, Дания, Голландия, Швейцария). Это было связано с возможностью и необходимостью для каждого человека читать Библию.
В период Просвещения к этому процессу присоединились Франция, Габсбургская монархия (Австрия, Чехия, Словения, Венгрия, Хорватия, Словакия, Северная Италия), Речь Посполитая, Бельгия.
Во 2-й половине XIX века в процесс всеобщего обучения грамоте были вовлечены страны юго-запада, юга, юго-востока и востока Европы – от Португалии и Испании, Южной Италии до балканских государств (Греции, Болгарии, Сербии, Румынии)[2].
Прогресс в повышении грамотности среди населения в основном отмечается в странах Азии и Африки, которые достигли своей независимости. Однако в странах с низким уровнем экономического развития, находящихся под влиянием иностранных держав, уровень грамотности остается невысоким. По информации ЮНЕСКО в Африке примерно 120 миллионов взрослых не умеют читать и писать, более 80 %; в регионе Азии и Океании этот показатель составляет около 350 миллионов, более 50 %; в арабских странах примерно 44 миллиона людей не обладает грамотностью, около 80 %. Большинство стран Латинской Америки имеют долю неграмотных в размере 50—60 %. Согласно данным ЮНЕСКО, в 1965 году в мире насчитывалось около 750 миллионов неграмотных[2].
В 1966 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения о ликвидации неграмотности о проведении Международного дня распространения грамотности.
Грамотность в современном мире
В начале XXI века увеличилось внимание к вопросам грамотности, охватывая как навыки чтения, так и письма как неотъемлемые компоненты. Всемирная организация здравоохранения включила грамотность в список показателей, характеризующих здоровье нации. По данным Международного валютного фонда, экономический рост в стране начинается, когда уровень грамотности превышает 40 %. В настоящее время грамотность играет важную роль как показатель интеллектуального потенциала нации, определяя способность и готовность человека активно усваивать и применять знания в повседневной жизни. Чтение и грамотность всё чаще рассматриваются в качестве основы, определяющей многие виды деятельности человека, основы непрерывного образования, без них невозможно сохранить свою культуру и опыт, то есть реализовать цели образования XXI века, декларированные ЮНЕСКО[4].
В наше время мы сталкиваемся с бесконечным потоком информации, который постоянно нарастает, и методы её обмена совершенствуются, что влечет за собой усиление информационного давления на каждого индивида. Интересы к литературным кампаниям двадцатых годов уступили место изучению цифровых технологий, и с приходом информационной эпохи появилось понятие информационной грамотности. Современные образовательные стратегии вынуждены акцентировать внимание на освоении учащимися новых форм грамотности, в частности, информационной и культурной. В условиях информационных технологий и данных особую важность приобретает подготовка студентов к освоению этих видов грамотности, ведь они формируют фундамент для последующего использования информации и приобретения знаний. Так что, традиционные методы обучения грамотности могут утратить свою актуальность.
Следовательно, грамотность непрерывно эволюционирует под влиянием разнообразных социальных процессов и технологических инноваций. Изучение перспектив и практическое внедрение новых форм грамотности остаются ключевыми заданиями для будущего[5].
Примечания
- ↑ Орлова А. Легко ли быть грамотным? . Грамота (31 октября 2023). Дата обращения: 29 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Кузьмин М. Н. Грамотность . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 29 мая 2024.
- ↑ Рыжов А. Н. Вопросы грамотности и уровня образованности населения Российской империи в 1987–1917 гг. // Вестник Московского городского педагогического университета : научный журнал. — 2014. — Вып. Педагогика и психология, № 3 (29). — С. 71–85.
- ↑ Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность в современном мире // Остановиться. Оглянуться ... : сборник информационно-аналитических материалов по проблемам чтения. — Москва, 2009. — С. 20–29.
- ↑ Никитина О. Б. Социальные аспекты современной грамотности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — Москва, 2011. — Т. 24, № 1. — С. 170–174.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |