Общение

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Общение

Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом[1]. Общение возникает на основе потребности в новой информации, в новых впечатлениях. Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Существует и специализированная наука — соционика, объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии.

Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20-30 годах XX века. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял русский психиатр, невролог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев. Он считал, что общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности, при этом, чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности[2].

Виды

Виды общения классифицируются в зависимости от содержания или от техники.

По содержанию:

  • материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности;
  • когнитивное общение — обмен информацией, знаниями;
  • кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Например, развеселить или рассмешить печального друга;
  • мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение);
  • деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Например совместное занятие в кружке, клубе.

По технике использования:

  • контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • светское общение — его суть в беспредметности. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • формально-ролевое общение — когда на первом месте преобладает социальная роль собеседника. Например: общение с представителем правоохранительных органов.
  • деловое общение — общение, при котором происходит обмен информацией для достижения коммерческой выгоды. При деловом общении не учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
  • предметное общение — общение с предметами, наделив эти предметы эмоциональным фоном, например детские игрушки, или роботов, «умных» изделий, носителей информации с эмоциональным содержанием[3].

Функции

Информационно — коммуникативная функция общения

Общение является важным аспектом любого человека, при помощи которого происходит объединение в группы, обучение и воспитание детей, получение важной информации. как и любое другое явление общества общение имеет свои функции:

Информационно — коммуникативная

Суть этой функции заключается в передаче, обмене и приеме информации. Данная функция имеет три уровня: на первом уровне происходит корректировка исходной обменной информации; на втором обмен информацией и принятие решения; на третьем человек пытается понять мнение других людей.

Регулятивно — коммуникативная

Регулятивно — коммуникативная функция общения

Суть этой функции в корректировке поведения человека. Благодаря общению, человек анализирует не только свое поведение, но и поведение других людей. Тут между людьми происходит совместная деятельность, осуществление взаимной корректировки действий.

Эффективно — коммуникативная

Эффективно — коммуникативная функция общения

Суть этой функции в понимании эмоциональной составляющей оппонента.

Происходит проявление эмоционального фона, влияние на эмоциональную оболочку[4].

Этапы

Для того чтобы общение могло успешно осуществляться, необходима сохранность (адекватность) по меньшей мере четырёх основных взаимосвязанных этапов: мотивации (побуждения к общению), операциональных возможностей общения, контроля за протеканием общения и надындивидуальных (социальных) условий (контекста) общения[5].

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.Антуан Де Сент-Экзюпери

Цель

Цели общения могут быть функциональными и объектными.

Функциональными целями общения могут быть:

  • оказание помощи другому человеку;
  • получение помощи;
  • поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности;
  • поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
  • самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
  • приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
  • изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнёра по общению[6].

Примечания

  1. Лунева О. В. Общение // Знание.Понимание.Умение : журнал. — 2005. — 10—12 (№ 4). — С. 157.
  2. Саиева Л. М. Понятие "Общение", его структура, виды, функции // Мировая наука : журнал. — 2018. — Декабрь (№ 3). — С. 120, 121.
  3. Щедрин Д. С. Психология общения. — Саратов, 2014. — С. 5. — 197 с.
  4. Николаева Е. К. Функции и мотивы общения // Форум молодых ученых : журнал. — 2019. — Август (№ 36). — С. 211—213. — ISSN = 2500-4050 issn = 2500-4050.
  5. Глозман Ж. М. Психология. Общение и здоровье личности. Юрайт (23 мая 2022). Дата обращения: 29 октября 2023.
  6. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — М.—СПб.: Издательский дом «Питер», 2012. — С. 7. — 573 с. — ISBN isbn = 978-5-459-01005-3.