Человек разумный

Материал из «Знание.Вики»
Человек разумный
Homo sapiens.jpg
Научная классификация
Вид:
Человек разумный
Международное научное название
Homo sapiens Linnaeus, 1758
Подвиды
Ареал
изображение

Человек разумный (латынь: Homo sapiens) — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек.

Способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению, изготовлению орудий труда и их использованию[1]. В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология[2].

В будущем, я предвижу, откроется еще новое важное поле исследования… Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю.Чарльз Дарвин[3]

Биологическая эволюция

Биологическая эволюция — это необратимое направленное историческое развитие живой природы. Под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого. В додарвиновский период в естествознании господствовали метафизические взгляды на природу, что виды живой природы реальны и неизменны со времени своего появления. Они были тесно связаны с креационизмом, согласно которому многообразие органического мира есть результат божественного творения. Представления о неизменности всей природы и изначальной целесообразности поддерживались правящими кругами и церковью.

Важным этапом развития биологической науки стал период поиска системы в мире живого. В конце XVIII века возникла необходимость систематизировать накопленный материал о живых организмах и классифицировать живые существа. Становление систематики связано с именем шведского ученого Карла Линнея. Основные итоги его деятельности изложены в работах «Система живой природы» и «Философия ботаники». Он осуществил деление животных и растений на соподчиненные группы, ввёл бинарную (двойную) систему названий биологических видов. Он был креационистом и утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «сотворения мира». Систематика Линнея была построена только на внешнем сходстве, а не на родстве между видами, так как он не верил в возможность эволюции.

Витрувианский человек. Автор: Леонардо да Винчи — итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения

Но так же конец XVIII века был связан с ростом революционных идей, развитием капитализма, появились новые научные открытия — всё это подрывало старые, метафизические представления о неизменности природы и общества. В произведениях многих учёных появились высказывания о происхождении современных видов растений и животных от далеких предков. Сомнения в неизменности видов привели к возникновению трансформизма — системы взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. Во Франции такие идеи принадлежали Жоржу Бюффону, в Англии — Эразму Дарвину (деду Чарльза Дарвина)[4].

Однако для опровержения библейской доктрины божественного сотворения человека требовались неопровержимые доказательства генеалогической связи человека с животным миром, которых недоставало. В XIX веке палеонтология приматов только делала свои первые шаги. Были известны лишь некоторые ископаемые обезьяны, например, плиопитеки (латынь: Pliopithecus Gervais), родственные гиббонам, и дриопитеки (латынь: Dryopithecus Lartet), напоминавшие современных шимпанзе и горилл. Ископаемые люди были представлены несколькими особями европейских неандертальцев и кроманьонцев. Учёным приходилось полагаться в основном на результаты сравнительно-анатомических и сравнительно-эмбриологических исследований. В результате сравнительно-анатомических исследований Томас Гексли отметил постепенное усложнение строения головного мозга у разных приматов, начиная от форм, близких к низшим млекопитающим, и кончая формами, приближающимися к человеку. Выяснилось, что человеческий зародыш отличается от зародышей обезьян только на последних ступенях своего развития.[5].

Теории эволюции человека

Происхождение видов Чарльз Дарвин

Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года. В том году вышел в свет труд «Философия зоологии» Жана Батиста Ламарка, в которой была подробно и обстоятельно изложена первая эволюционная теория[6].

Статуя Чарльза Дарвина, Музей естественной истории (музей в Лондоне, Англия). Автор Майкл Роу.

Все свои мысли и теории относительно того, как организмы эволюционируют Чарльз Дарвин впервые сформулировал в своем труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 год). В этой работе ученый доказывал, что в популяции могут существовать различные признаки, из которых в ходе эволюции выбираются самые удачные. Особи, которые лучше приспособлены к среде обитания, смогут иметь потомство, которое с большей вероятностью унаследуют более сильные признаки. Эти признаки, которые позволяют видам выживать и размножаться, станут более частыми, и популяция изменится или эволюционирует. По Дарвину благодаря такому естественному отбору, генетически разнообразные виды в теории могут иметь одного общего предка. Например это могут быть люди и обезьяны[7].

В 1871 году вышла его книга «Происхождение человека и половой отбор», где он обосновал животное происхождение человека с позиций теории эволюции. Его теория позволила построить картину развития живой природы и человека как неотъемлемой ее части. Дарвин подчеркивал, что человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека — они как бы наши «двоюродные братья»[8].

Дарвин так же опубликовал одну из первых работ по этологии «Выражение эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности.
По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности (пангенезис), которая так и не получила подтверждения.

Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в пятидесятых годах XX столетия с появлением синтетической теории эволюции.

Идеи и открытия Дарвина составляют основу биологии как обеспечивающие объяснение биоразнообразия. Термин «дарвинизм» используют для обозначения эволюционных моделей, восходящих в основе к идеям Дарвина, а в обыденной речи «дарвинизмом» часто называют эволюционную теорию и современный научный взгляд на эволюцию в целом[9].

Теория синтетической эволюции

Доработанная новыми знаниями теория Дарвина получила название синтетическая теория эволюции. Именно она смогла объяснить мутации и определить, что за развитие каждого признака отвечает не один отдельный ген, а целая группа, в то время как каждый ген задействован в проявлении нескольких разных признаков[7].

В XX веке произошел синтез, или объединение, дарвинизма и генетики. Дарвин не мог учесть механизмы наследования, так как они были ещё практически не изучены. В начале XX века генетика развивалась очень бурно и накопился массив знаний, которые не были никак отражены в классическом дарвинизме. В трудах Роналда Элмера Фишера, Сьюала Райта, Джона Бёрдона Сандерсона Холдейна был разработан математический аппарат популяционной генетики, хорошо описывающий реально наблюдаемые распределения частот генов в популяциях, в том числе и с учетом действия отбора, дрейфа и других факторов эволюции. Учитывающая эти достижения генетики новая теория эволюции получила название синтетической теории эволюции.

Авторами работ по синтетической теории из русских учёных были Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, Николай Петрович Дубинин. Теория обладает развитым математическим аппаратом, позволяющим моделировать события микроэволюции. лежит в основе современной эволюционной теории и продолжает развиваться с учётом новых данных, в частности, молекулярно-генетических (последовательности ДНК).

Некоторые современные учёные придерживаются теории прерывистого равновесия, которая утверждает, что эволюция происходит скачкообразно, а не постепенно. Есть данные, которые подтверждают это предположение. Но также существует мнение, что в рамках синтетической теории описать скачкообразную эволюцию нельзя. Однако современная генетика развития и эволюционная биология развития проливают свет на возможные механизмы скачкообразных изменений. Возможно, эти данные можно будет интегрировать в теорию, которая постоянно развивается[10].

Антропология

Антропология (греческий «anthröpos» человек + «logos» учение) — раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях её изменчивости. Антропология изучает строение и функциональные отправления организма человека в связи с особым положением человека в животном мире, а также полом, возрастом, профессией, природными и социальными условиями и прочими факторами[1]. Принято делить антропологию на морфологию человека, антропогенез и расоведение. Соматология (изучение живого человека) включает не только морфологический, но и функциональный раздел. В связи с этим выделяют антропологию анатомическую, физиологическую и биохимическую. Подобное деление закреплено практикой международных конгрессов антропологических и этнографических наук. Все отделы антропологии связывает общность методов исследования (массовые обследования населения методами случайной выборки, количественная и качественная оценка признаков, применение статистических приемов обработки результатов, сгруппированных в однородные группы — по полу, возрасту, конституции, профессии и прочее)[11].

Морфология

Борьба двух мужчин, Франция, около 1906 года

Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или мертвого объекта (мерология)[11]. Морфология человека — один из основных разделов антропологии, изучающий физическую организацию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и в пространстве, а также вариации отдельных его частей. Основное содержание морфологии человека связано с проблемами возрастной и конституциональной антропологии. Предметом изучения морфологии человека является изменчивость формы и внутреннего строения человека. Данные морфологии человека используются в учении об антропогенезе, расоведении, прикладной антропологии. Учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью включает анатомию, эмбриологию и гистологию человека.

Мерология, или анатомическая антропология, исследует вариации и связи отдельных органов и тканей. Соматологию, изучает изменчивость и зависимость признаков строения всего тела живого человека. В мерологии обычно рассматривают покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ тотальных размеров тела (длины и массы тела, окружности груди, поверхности и объёма тела) и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции[12].

Антропогенез

Автор: Asachs. Конфликт в эволюции человека

Антропогенез (от греческого anthropos — человек, genesis — развитие) — процесс эволюции предшественников современного человека и одновременно наука, изучающая этот процесс. Существуют самые разнообразные подходы к познанию прошлого человека. В современной науке преобладает теория синтетической эволюции и концепция происхождения видов Чарльза Дарвина (смотри выше). В рамках антропогенеза обсуждается вопрос о родстве человека и приматов, которое проявляется как в анатомическом строении, так и чертах поведения. Рассматривается многообразие видов современных и вымерших приматов, анализируются современные классификационные схемы.

Согласно современным научным взглядам, человек возник в ходе длительной биологической эволюции. У человека и современных человекообразных обезьян были общие предки. Однако принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием общества — социогенезом. Это является спецификой антропогенеза и одновременно расширяет горизонты исследований. Изучая прошлое человечества невозможно ограничиться лишь рассмотрением только биологической его стороны или же только социальной. Человек является истинно биосоциальным существом, он не может существовать вне общества, равно как и общество состоит из отдельных индивидов.

Антропогенез — мультидисциплинарная наука. Комплекс подходов к изучению прошлого человечества включает:

Биологические науки:

Физические науки:

Социальные науки:

Расоведение

Человечество многообразно. С древнейших времён и до наших дней люди отличались по множеству признаков — как внешностью, так и поведением. Люди всегда были очень внимательны к таким различиям, а за последние двести лет возникло несколько наук изучающих человеческий калейдоскоп. Расоведение, этнография, лингвистика — лишь основные такие дисциплины[13].

Уже в конце палеолита началось формирование человеческих рас. Раса — это верхний уровень родства группы популяций людей, выше которого общечеловеческое родство в рамках одного биологического вида. Для такой группы одновременно выполняются четыре условия:

  • Все популяции ограничены родственностью физического типа;
  • Общность физических признаков базируется на законах наследственности;
  • Для популяций характерна общность биологической истории;
  • Для каждой расы характерен определенный географический ареал.

Расоведение — раздел антропологии, занимающийся изучением антропологического состава народов мира (человеческих рас) в прошлом и настоящем.

Одним из важнейших факторов, влияющих на образование рас, является географический — зависимость от климата. Подобная зависимость имеет отношение к пигментации и остальным антропологическим признакам. Но, если первоначально географический фактор был решающим в расообразовании, то позже на первое место выдвинулись факторы экономический и этнокультурный. Открытие Америки способствовало быстрому смешению различных рас и появлению смешанных типов. Группу, образовавшуюся в результате смешения европейцев с индейцами представляют метисы, европейцев с неграми — мулаты, индейцев с неграми — самбо. Следует ожидать, что в дальнейшем процесс смешения будет идти еще интенсивнее.

Классификация рас использует описательные и измерительные методы по морфологическим признакам: форма волос и степень их жесткости, окраска кожи, волос и радужной оболочки глаз. Наличие, отсутствие и степень развития эпикантуса, особенности элементов носа. Существуют три большие расы: экваториальная (австрало-негроидная); евразийская (европеоидная); азиатско-американская (монголоидная). Каждая из больших рас делится на малые расы.

В науке долгое время существовали две гипотезы о числе центров сапиентации и их локализации: моноцентризм и полицентризм. Моноцентризм — концепция африканской прародины. Основателем же концепции полицентризма является американец Франц Вейденрейх, которым выделены четыре региона формирования человека современного типа и человеческих рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Африка (негроиды), Восточная Азия (монголоиды), Передняя Азия (европеоиды). Современные расы возникли в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего Homo sapiens sapiens. Даже в верхнем палеолите были только зачатки современных расовых комплексов, а значит процессы сапиентации и расогенеза совпадали лишь частично. Генетик Алан Темплтон, основываясь на данных предварительного анализа, заявил, что все человечество — фактически одна раса. Расовые различия определяются незначительными генетическими маркерами, которые закрепились в геномах людей вследствие климатических особенностей мест обитания и особенностей расселения[14].

Социогенез

Классическая женская статуэтка из зеленого камня Веракруса с инкрустированными глазами из ракушек 500—900 гг. н. э. в Музее Пенсильвании

Социогенез в социальной антропологии — процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества, которое началось практически одновременно с формированием человека как биологического вида[15].

Социальность является важнейшей системной адаптацией, повышающей шансы на выживание членов группы. Социальный образ жизни широко распространен в животном мире. Истоки человеческой социальности следует искать в общественном поведении обезьян. Индивиды, объединяющиеся в группы, несомненно получают преимущества от общественного образа жизни, но это не мешает им конкурировать друг с другом. Конкуренция (прямая или опосредованная) — естественная и неизбежная характеристика любого сообщества. Родственные особи, представляющие, как минимум, две генерации, два поколения, участвуют в общей деятельности: совместная защита от хищников; сооружение общего жилища; совместная забота о молодняке; совместное добывание пищи. Индивиды имеют общие гены со своими родителями, детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками. Теория родственного отбора предполагает, что индивиды будут оказывать поддержку и помощь своим родственникам (вплоть до самопожертвования), исходя из долгосрочных генетических интересов. Родственный отбор представляет собой эволюционный процесс, благодаря которому индивиды повышают благосостояние родственников, и в первую очередь — собственное. А так же дает возможность объяснить явление дележа у различных видов животных, включая человека. В небольших по размеру родственных группах делёж пищей и ресурсами, а также взаимная защита сородичей повышают шансы на выживание и воспроизводство. Последнее напрямую связано с успешной передачей общих для помощников и реципиентов генов последующим. Индивидуальные стратегии могут передаваться последующим поколениям путем научения[16].

Литература

  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  • Антропология и этнология / Под редакцией академика В. А. Тишкова. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. — 364 с. — ISBN 978-5-91304-838-7.
  • Дарвин Чарльз. Происхождение видов — М.: АСТ, 2017. — 672 с. — ISBN 978-5-17-982750-4.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Человек разумный | Наука | Fandom. Fandom. Дата обращения: 3 октября 2023.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 3. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  3. Дарвин, Чарльз. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Форнит. Дата обращения: 15 октября 2023.
  4. Додарвиновский период развития эволюционного учения. Фоксфорд. Дата обращения: 4 октября 2023.
  5. Козлова, Марианна Сергеевна. Особенности изучения эволюции человека на разных исторических этапах // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : сайт. — С. 2.
  6. Сойфер, Валерий Николаевич. Чарлз Дарвин и эволюционная теория. Элементы. Дата обращения: 15 октября 2023.
  7. 7,0 7,1 Ирина Слепухина. Теория эволюции Дарвина: суть, основные положения, современные взгляды. TechInsider (24.04.2023 год). Дата обращения: 15 октября 2023.
  8. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт. Чарльз Дарвин о происхождении человека. StudFiles. Дата обращения: 15 октября 2023.
  9. 100 великих ученых мира. infoselection.ru. Дата обращения: 15 октября 2023.
  10. Основные положения теории Дарвина. Фоксфорд. Дата обращения: 15 октября 2023.
  11. 11,0 11,1 Антропология. Большая медицинская энциклопедия. Дата обращения: 3 октября 2023.
  12. Новосибирский государственный университет. Морфология человека. StudFiles. Дата обращения: 4 октября 2023.
  13. Станислав Дробышевский, Расоведение: определения, концепции, принципы. Элементы. Дата обращения: 15 октября 2023.
  14. Чубур, Артур Артурович. Расоведение (этническая антропология). textarchive.ru. Дата обращения: 15 октября 2023.
  15. Московский технологический институт "ВТУ". Социогенез.. StudFails. Дата обращения: 4 октября 2023.
  16. Антропология и этнология / Под редакцией академика В.А.Тишкова. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. — С. 20—25. — 364 с. — ISBN 978-5-91304-838-7.