Стратегия
Страте́гия — (др.-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий план действий, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной, долгосрочной цели, в военном деле[1], позднее вообще какой-либо деятельности человека или организации. В широком смысле стратегия — это набор волевых и интеллектуальных усилий и решений, которые позволяют создать модель перехода из настоящего в желаемое будущее. Так же можно сказать, что стратегия — это некий замысел, указание направления развития системы. Выбор стратегии означает отказ от других направлений достижения цели[2].
Стратегия есть проявление воли первого лица. Если человек говорит: «Я знаю, что делать», он первый — он таким образом демонстрирует свою волю[3]. Интеллектуальный компонент стратегии подразумевает создание картины (модели) будущего. Она описывает будущее существование какой-то сферы, привнести логику в содержание. Без этого компонента стратегия остается произволом. Владимир Квинт определяет стратегию как систему поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при последовательной и полной её реализации[4].
История
Первоначально термин strategos относился к роли человека, командующего армией. Впоследствии слово приобрело новый смысл — «искусство военного командования», то есть говорило о психологических и поведенческих навыках, необходимых для выполнения роли командующего. Ко времени Перикла (450 год до н. э.) этим словом стали обозначать любые навыки управления (административный талант, ораторское мастерство, силу). А ко времени Александра Македонского (330 год до н. э.) термин означал умение организовать силы для победы над противником и создавать единую систему всеобъемлющего управления[5].
Понятие «стратегия» произошло от понятия стратег (др.-греч. στρατηγός «воевода, военачальник, полководец»; от στρατός «войско» + ἄγω «вести, веду») — главнокомандующего войском древнегреческих городов-государств[6]. Так появилось «Искусство полководца» — наука о ведении войны, одна из областей военного искусства, высшее его проявление, которое охватывает вопросы теории и практики подготовки к войне, её планирование и ведение, исследует закономерности войн
Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач. По мнению Карла Клаузевица, ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности:
- организация отдельных боёв и ведение их;
- увязка их с общей целью войны.
Первая называется тактикой, вторая — стратегией.
Тактика нужна для того, чтобы выиграть битву. Стратегия нужна для того, чтобы выиграть войну. Со второй половины XX века стратегия как практика и методология начала развиваться в сфере бизнеса и постепенно получила развитие в сфере государственного управления.
Стратегия в бизнесе
Бизнес-стратегия — это инструмент, с помощью которого компания стремится занять конкурентную рыночную позицию в отрасли. Бизнес-стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли. Существуют десять школ стратегии[7]:
- Школа дизайна;
- Школа планирования;
- Школа позиционирования;
- Школа предпринимательства;
- Когнитивная школа;
- Школа обучения;
- Школа власти;
- Школа культуры;
- Школа окружения;
- Школа конфигурации/трансформации.
Можно выделить следующих, наиболее известных методологов и профессоров в области стратегии:
- Майкл Портер — Стратегии по Майклу Портеру;
- Ким Чан и Рене Моборн — Стратегия голубого океана;
- Игорь Ансофф — Стратегический менеджмент;
- Генри Минцберг — Школы стратегий.
Стратегии по Майклу Портеру
Майкл Портер предложил несколько вариантов концентрации усилий в стратегических направлениях бизнеса:
- Абсолютное лидерство в издержках;
- Дифференциация;
- Фокусирование.
Эффективная реализация любого из этих базовых вариантов стратегии, как правило, требует всеобщих усилий и соответствующих целенаправленных организационных мер[8].
Стратегия голубого океана
Авторы концепции Ким Чан и Рене Моборн из Института Стратегии голубого океана из INSEAD, европейской топ-бизнес-школы.
О данной стратегии ими была написана книга «Стратегия голубого океана»[9]. Книга иллюстрирует бурный рост и высокую прибыльность компаний, которые могут генерировать продуктивные бизнес-идеи, создавая не существовавший ранее спрос на новом рынке («голубой океан»), где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать со множеством конкурентов на малоприбыльных рынках («алый океан»). Базируясь на 15-летних исследованиях, авторы книги используют в качестве примеров 150 успешных стратегий на отрезке в 120 лет среди 30 отраслей, которые претворили стратегию голубого океана в реальность.
С момента первого издания книга переведена на 43 языка и её продажи составили 3,5 миллиона экземпляров. Книга названа бестселлером Wall Street Journal, Business Week и Amazon.com. Она была выбрана как одна из лучших книг 2005 года журналом Fast Company, выиграла приз лучшей бизнес-книги 2005 года на Франкфуртской ярмарке, и стала самой продаваемой книгой в десятилетии 2000 — 2010 по версии 00-CEO-READ. Журнал Strategy+Business выбрал книгу как номер 1 среди стратегических книг 2005 года.
Понятия голубых и алых океанов в стратегии
В алых океанах границы отрасли определены и согласованы, а правила конкуренции всем известны. В них задачей компаний является превосходство над соперниками для того, чтобы перетянуть на себя большую часть спроса. Со временем на рынке становится теснее, возможности для роста и получения прибыли сокращаются, продукция превращается в ширпотреб. Голубые океаны являются нетронутыми участками рынка, они дают возможности расти и получать прибыль, но для освоения требуется творческий подход. Как правило, большинство голубых океанов возникает внутри алых, что раздвигает границы отрасли. Но часть голубых океанов создается за пределами известных границ[9].
Критика стратегии голубого океана
Критики обращают внимание на то, что для исследования не использовалась контрольная группа, так что нет способа узнать, сколько компаний, использующих стратегию голубого океана, провалилось. Также подчеркивают, что примеры в книге были выбраны для того, чтобы «рассказывать победную историю». В то же время было опубликовано несколько попыток эмпирических подтверждений и концептуальных расширений к стратегии голубого океана. Кроме того, стратегия голубого океана не может быть идентифицирована как истинная причина успеха.
Некоторые утверждения книги сомнительные, например, о падении уровня преступности в Нью-Йорке после смены руководства полиции в 1994 году. Многие из ключевых концепций книги ранее были раскрыты в книге «Конкурировать за будущее» Гэри Хамеля и Коимбатура Прахалада, которая была опубликована в 1996 году. В их версии новый участок рынка называется белым пространством[10].
Стратегический менеджмент
В процессе стратегического управления происходит постоянный обмен информацией между руководителями функциональных подразделений с учётом реальных условий внешней среды. При этом для отдельных уровней стратегического управления предприятием определяются границы возможных действий управленческого персонала и принимаемых управленческих решений[11].
Стратегический менеджмент не обладает универсальностью в любых ситуациях и для решения любых задач, можно выделить ряд преимуществ и недостатков[12].
К преимуществам можно отнести:
- обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные управленческие решения;
- призван обеспечить не столько текущий успех организации, а сколько ее постоянное развитие в условиях нестабильности внешней среды и жёсткой конкуренции;
- позволяет объединить решение руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;
- обеспечивает возможность оценивать альтернативные варианты использования ресурсов;
- создает среду, которая поощряет активное руководство организации;
- используются самые новые и прогрессивные разработки.
К недостаткам относятся следующие:
- в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего;
- не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач и в конкретных ситуациях;
- требуются огромные усилия, большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс стратегического управления;
- в настоящее время резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения[13].
Стратегия в государстве
В государственной стратегии можно выделить следующие направления:
- стратегия социально-экономического развития;
- стратегия национальной безопасности;
- стратегия научно-технического развития;
- стратегия пространственного развития[14].
Стратегия в Российской Федерации
Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
- сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
- оборона страны;
- государственная и общественная безопасность;
- информационная безопасность;
- экономическая безопасность;
- научно-технологическое развитие;
- экологическая безопасность и рациональное природопользование;
- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
- стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество[15].
Примечания
- ↑ Стратегия военная . Большой энциклопедический словарь (БЭС). Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ В. Е. Кемеров. Стратегия . Современный философский словарь (1998). Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ Восемь стратегий прорыва для достижения цели . Консультация психолога. Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. — М.: Бизнес атлас, 2012. — С. 353—629.
- ↑ Свечин А. А. Искусство политики и войны: наука стратегии. — М.: Вече, 2018. — ISBN 978-5-4484-0443-6.
- ↑ Стратег . Большой энциклопедический словарь (БЭС). Дата обращения: 31 июля 2023.
- ↑ Альстрэнд Б., Лэмпел Дж., Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. — СПб., 2000. — С. 243.
- ↑ Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс : Компания XXI век, 2015. — 452 с.
- ↑ 9,0 9,1 Ким, У. Чан. Стратегия голубого океана : как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов : [перевод с английского] / У. Чан Ким, Рене Моборн. — М.: HIPPO, 2008. — 254 с. — ISBN 978-5-98293-086-6.
- ↑ Хамел Гари. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: ОЛИМПБИЗНЕС, 2015. — С. 176.
- ↑ Ансофф И. Стратегический менеджмент. — М.: Питер, 2009. — С. 115.
- ↑ Бгашев, Максим Вадимович. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие : для студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Менеджмент", профиль "Менеджмент организации", "Бизнес-информатика", профиль "Управление бизнес-процессами", "Экономика", профиль " "Экономика предпринимательства". — 2018. - 266 с.: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Амирит, 2018. — С. 266 с.. — 80 с. с. — ISBN 978-5-907035-17-1.
- ↑ Н.А. Дубровина. Стратегический менеджмент: учебное пособие. — Самара: Издательство Самарского университета, 2022. — 80 с.
- ↑ Облой К. Стратегия организации. В поисках устойчивого конкурентного преимущества. — М.: Гребцов букс, 2013. — С. 241.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации . Министерство иностранных дел Российской Федерации (2 июля 2021). Дата обращения: 31 июля 2023.
Литература
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. — Спб., 2009. — 242 с.
- Веснин В. Стратегическое управление в вопросах и ответах. — М., 2009. — 216 с.
- Квинт В. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. — М., 2012. — 627 с.
- Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. — М., 2012. — 143 с.
- Минцберг Г. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. — М., 2012. — 368 с.
- Облой К. Стратегия организации. В поисках устойчивого конкурентного преимущества. -— М., 2013. — 384 с.
- Стратегический менеджмент / под ред. А. Петрова. — СПб., 2012. — 398 с.