Абстракция

Материал из «Знание.Вики»

Абстра́кция (от лат. abstractio, «отвлечение»[1]) представляет собой процесс выделения конкретных характеристик объекта для их анализа. В ходе этого процесса исходный объект заменяется его идеализированным теоретическим образом — абстрактным объектом. Абстракции служат универсальным методом научного познания, необходимым для формирования понятий, распознавания и классификации объектов на всех уровнях формирования знаний[2].

Абстрактное понятие

Абстрактное понятие представляет собой высшую форму абстракции, связанную с примитивной чувственной абстракцией. Сначала абстракция выделяет чувственные свойства объекта, затем переходит к формированию нечувственных свойств, выраженных в отвлечённых абстрактных понятиях. Через отношения между объектами мысль выявляет их абстрактные свойства. Абстракция в высших формах раскрывает более значимые свойства вещей и явлений через их связи и отношения[3].

Существует два подхода к абстракции:

  • абстракция эмпирической психологии, включающая отвлечение от чувственного;
  • абстракция реалистической психологии, отделяющая абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание является результатом мысли.

Тем не менее, абстрактное неразрывно связано с чувственным и, напротив, зависит от него. Мысль приходит к абстрактному, исходя из чувственных свойств объектов.

Абстрагирование

Абстрагирование представляет собой метод, при помощи которого выделяются основные характеристики объекта путём отбрасывания несущественных свойств и связей. Результатом абстрагирования становятся абстрактные понятия, такие как цвет, форма, масса, красота и другие.

Абстрагирование — это приём, при котором выделяются мысленные и отвлечённые элементы, отделённые от конкретного множества и других элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредование, позволяющее рассматривать различные свойства объектов. Теоретическое обобщение отражает основные закономерности изучаемых объектов или явлений, изучает их и прогнозирует новые, неизвестные закономерности. Абстрактные объекты — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др[3].

Некоторые виды абстракции включают примитивную чувственную абстракцию — отвлечение от одних свойств предмета или явления, выделяя другие свойства или качества.

  • Примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
  • Обобщающая абстракция предоставляет обобщённое представление о явлении, отвлечённое от частных отклонений. В результате выделяется общее свойство изучаемых объектов или явлений. Этот тип абстракции считается основным в математике и математической логике.
  • Идеализация предполагает замещение реального явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных атрибутов. Образуются понятия идеализированных объектов, таких как «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и другие.
  • Изолирующая абстракция связана с непроизвольным вниманием, поскольку она выделяет содержание, на котором сосредоточено внимание.
  • Конструктивизация предполагает отделение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • Формальная абстракция выделяет такие свойства предмета, которые не существуют самостоятельно (например, форма или цвет). Этот тип абстракции помогает детям в знакомстве с предметами на основе их внешних свойств и является предпосылкой для теоретического мышления.
  • Содержательная абстракция выделяет те свойства предмета, которые обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает у учащихся способность к их использованию.

В европейской философии и логике абстрагирование используется как метод последовательного создания понятий, формирующих более общие модели — иерархию абстракций. Примером наиболее развитой системы абстракции является математика. Степень абстрактности понятия определяется уровнем его абстракции. В зависимости от целей и задач один и тот же объект можно рассматривать на разных уровнях абстракции.

Абстрактное и конкретное

В диалектической логике понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному.

Абстрактное мышление предполагает работу с абстракциями (например, «человек вообще», «число три», «дерево» и т. д.), в то время как конкретное мышление занимается конкретными объектами и процессами (например, «Сократ», «три банана», «дуб во дворе» и т. д.).

Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, вероятно, формируется одновременно с развитием языковых навыков и во многом зависит от них. Например, невозможно представить себе мысленно оперирование понятием «число три» без определённого языкового знака — «три», так как в окружающем нас мире такого абстрактного понятия не существует; всегда речь идёт о «трёх человеках», «трёх деревьях», «трёх бананах» и т. д[4].

Определение через абстракцию

Определение через абстракцию представляет собой метод описания, выделения и «абстрагирования» нечувственных («абстрактных») свойств объектов, устанавливая отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Это отношение обладает свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, что позволяет разбивать предметную область на непересекающиеся классы (классы абстракции или классы эквивалентности), где элементы одного класса неразличимы по определённому свойству[5].

Медицина

У лиц с умственными отклонениями наблюдается либо полное отсутствие, либо недостаточно развитое абстрактное мышление[6]. Абстрактное мышление — это способность к отвлечённым обобщениям и теоретическому осмыслению понятий, а также к выявлению их существенных характеристик, что является важнейшей когнитивной функцией, отличающей человека от животных.

Абстрактное мышление включает в себя такие операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и классификация. Эти операции позволяют человеку формировать сложные понятия, выстраивать логические цепочки, делать выводы и предсказывать развитие событий. В норме абстрактное мышление развивается в детстве и достигает зрелости к подростковому возрасту, что связано с созреванием определённых областей головного мозга, таких как лобные доли и префронтальная кора.

Примечания

  1. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. — 7-е изд. — М.: «Советская энциклопедия», 1984. — 384 с. С. 10—11..
  2. Абстракция : [арх. 3 января 2023 / Новосёлов М. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.].
  3. 3,0 3,1 Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961..
  4. Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971..
  5. Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод. — В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987..
  6. Гамезо М. В., Степаносова А. В., Хализева Л. М. Словарь-справочник по педагогической психологии. 2001..

Ссылки

  • Абстракция : [арх. 3 января 2023] / Новосёлов М. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Ильенков Э. В. Абстракция. // Философская энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1960.
  • Новосёлов M. M. Абстракция // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.