Исследовательская деятельность
Иссле́довательская де́ятельность — деятельность, связанная с решением теоретической или практической задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Основным условием реализации исследовательской деятельности является чёткая регламентация этапов выполнения и их оформление. Результатом исследовательской деятельности принято считать продукт, имеющий научную или научно-практическую ценность[1].
Понятие исследовательской деятельности[править]
А. С. Обухов рассматривает понятие «исследовательской деятельности» как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску неизвестного, результатом которой является формирование мировоззрения»[2].
И.А. Зимняя и Е. А. Шашенкова определяют понятие «исследовательская деятельность» как особую деятельность личности, обладающей необходимой активностью, регулируемую ее сознанием, данная деятельность прежде всего направлена на удовлетворение познавательных потребностей личности. Результатом этой специфической деятельности, по их мнению, является новое знание, отвечающее поставленной цели[3]
В. В. Блохин рассматривает «исследовательскую деятельность» как вид творческой деятельности, приводящей к внутреннему преобразованию познающего субъекта. Автор определяет так же основные свойства исследовательской деятельности — открытость и универсальность[4].
В трудах А. В. Леонтович, который внес значительный вклад в исследование данного понятия. Автор четко определяет смысл исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении: по его словам это «деятельность, связанная с поиском учащимися решения теоретической, исследовательской задачи и нахождением его в процессе реализации всех необходимых этапов исследования»[5].
Исследовательская деятельность как и любая деятельность предполагает наличие к ней мотивации, а так же определенные усилия со стороны субъекта данной деятельности. В таком ключе рассматривает понятие «исследовательская деятельность» А. И. Савенков, определяя ее как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, формирующейся в результате действия механизмов поисковой активности на базе исследовательского поведения[6].
Понятие так же рассмотрено в трудах В. В. Андреева, А. А. Лебедева, Е. В. Набиевой, М. М. Фирсовой, А. В. Хуторского и др. В работах данных авторах под понятием «научно-исследовательская деятельность» понимается такая деятельность учащегося, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы, «учебно-исследовательская деятельность» определяется через овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой[4].
Обобщая вышеизложенное, можно определить следующую трактовку данного понятия: Исследовательская деятельность — это деятельность, направленная на самореализацию и самоопределение в процессе поиска и познания, способствующая формированию мотивации к обучению, активной познавательной позиции, на основе которой происходит развитие интеллектуальных способностей, креативности, коммуникативности, мобильности, профессионализации, рефлексивности субъекта. В исследовательской деятельности обучающегося происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности[3].
Содержание исследовательской деятельности[править]
Принято выделять следующие этапы становления исследовательской деятельности:
- ориентировка, то есть выделение предметной области осуществления исследования;
- проблематизация — выявление и осознание проблемы (конкретного вопроса), не имеющей в настоящий момент решения, постановка цели исследования;
- определение способов и средств проведения исследования (подбор и обоснование методик, ограничение пространства и выбор принципов отбора материала для исследования);
- планирование, то есть формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска;
- эмпирия, то есть сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных;
- анализ, то есть обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных;
- рефлексия, подразумевающая соотнесение гипотезы с полученными выводами, анализ процесса проведения исследования[7].
Этапы работы[править]
Основными этапами исследовательской деятельности являются[8]:
Основные этапы | Цели и задачи | Содержание деятельности |
Организационный этап | Выбор проблемы, темы | Обсуждение возможных тем исследования |
Обучение основам исследовательской деятельности | Овладение основами методологии, формирование исследовательских навыков | Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
Консультирование по вопросам формулирования объекта и предмета исследования, темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования Планирование и проведение эксперимента, сбор материала Обработка полученного материала Систематизация и обобщение результатов работы Написание текста исследовательской работы Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана |
Представление результатов работы | Рефлексия | Представление работы, анализ, перспективы |
Формулирование проблемы исследования[править]
Проблемы для исследовательских задач теоретического исследования обычно выстраиваются на основе данного шаблона[9]:
- как (в каком направлении) …
- в какой степени… изменилось…
- как (каким образом) …
- в какой степени повлияло… на…
- какой (в чем проявилась) …
- насколько важной… была роль…
- каково (в чем проявилось) …
- как можно оценить… значение…
- что произойдет… как измениться…, если….
Проблемы практико-ориентированного типа строятся посредством следующего шаблона[9]:
- какое средство поможет в решении проблемы… (опишите, объясните)
- каким должно быть средство для решения проблемы… (опишите, смоделируйте)
- как сделать средство для решения проблемы … (дайте инструкцию)
- как выглядело… (опишите, реконструируйте)
- как будет выглядеть… (опишите, спрогнозируйте) и др.
Методы исследования[править]
Под методом исследования понимается набор принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания того или иного явления. Методология исследования зависит от области научного знания и определяется особенностями предмета исследования. Наиболее общепринятая классификация в соответствии с которой методы делят на всеобщие (философские), общенаучные (характерные для группы наук, области научного познания) и специальные или частно-научные[10].
. Так, например к эмпирическим методам исследования в педагогике относят[11]:
- Обследование, которое включает в себя частные эмпирические методы, такие как наблюдение, анкетирование, беседа и др.
- Мониторинг, предполагающий использование частных эмпирических методов: изучение документации, изучение продуктов деятельности, экспертная оценка, педагогическое тестирование и пр.
- Педагогический эксперимент. В зависимости от цели исследовательской деятельности делится на констатирующий, обучающий, сравнительный и контролирующий.
- Опытная работа. Изучение и обобщение педагогического опыта зачастую определяют как массовый, отрицательный или передовой).
К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.
Принципы построения[править]
Принципы общенаучного исследования: принцип всесторонности, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип конкретности, принцип объективности, принцип системности[12].
К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательская деятельность в педагогике могут быть отнесены следующие принципы:
- ориентация на познавательные интересы;
- свобода выбора и ответственность за результат;
- освоение знаний в единстве со способами их получения;
- опора на развитие умений самостоятельного поиска информации;
- не потребление готовой информации, а порождение знания;
- сочетание продуктивных и репродуктивных способов научения.
Хорошо известно, что освоение именно такого деятельностного содержания в образовании обеспечивает главное в развитии человека — становление его субъектности. Соответственно результатом и критерием становления исследовательской деятельности выступает становление субъектности, то есть его способности быть субъектом исследовательских действий. В соответствии с этим встает вопрос о грамотной организации исследовательской деятельности, в соответствии с условиями ее реализации[6].
Виды исследовательской деятельности[править]
- Фундаментальные научные исследования — включающие теоретические или эмпирические изыскания, направленные на получение нового знания о объектах, процессах или явлениях окружающего мира.
- Прикладные научные исследования — целью которых является прежде всего применение новых знаний и апробация для достижения конкретных практических задач.
- Поисковые научные исследования — направленные прежде всего на получение нового знания и выполнения научно-исследовательских работ с целью применения его на практике.
- Научно-техническая деятельность — деятельность по решению технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.
- Экспериментальные разработки — основаны на приобретенных в результате проведения научных исследований знаниях, в основном занимается совершенствованием и затрагивает такие области исследования, как сохранение жизни и здоровья человека, создание и обработка новых материалов, а так же, услуг, систем или методов.
- Научно-технический результат — в научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, обязательным условием является его фиксация на любом носителе информации, обуславливающая его завершенность .
- Инновации — введенный в практику уникальный или усовершенствованный продукт, процесс, технология.
- Инновационная деятельность — направленная на реализацию инновационных проектов.
- Научно-технический проект - алгоритм мер, направленных на получение научных или научно-технических результатов, ограничен по времени и ресурсам для реализации[13].
Выполнение исследовательской работы позволяет быть причастными к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силы, переносить изученные знания и умения на решение других задач.
Примечания[править]
- ↑ Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент : журнал. — 2011. — № 2. — С. 23—25.
- ↑ Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — С. 104. — 288 с.
- ↑ 3,0 3,1 Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Народное образование : журнал. — 2006. — № 7. — С. 123—127.
- ↑ 4,0 4,1 Блохин В. В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе // Преподавание истории в школе : журнал. — 2017. — № 3. — С. 3—7.
- ↑ Леонтович А. В. Модель организации исследовательской деятельности учащихся // Директор школы : журнал. — 2008. — № 7. — С. 69—74.
- ↑ 6,0 6,1 Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // журнал. — 2008. — № 4. — С. 47—50.
- ↑ Панов В. И. Становление субъекта и субъективности в исследовательской деятельности // Школьные технологии : журнал. — 2008. — № 4. — С. 45—46.
- ↑ Байбородова Л. В. Методология и методы научного исследования / под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. — С. 110. — 260 с.
- ↑ 9,0 9,1 Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях . Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт стратегии развития образования" (2023). Дата обращения: 1 апреля 2024.
- ↑ Едронова В.Н., Овчаров А.О. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 9 (312).
- ↑ Новиков Александр Михайлович. Общие эмперические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе : журнал. — 2010. — № 1. — С. 2—9.
- ↑ Орлова В.В. Принципы научного исследования // Экономика и социум : журнал. — 2017. — № 3. — С. 1040—1041.
- ↑ Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" . Гарант (31 июля 2020). Дата обращения: 1 апреля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |