Синтез
Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется в процессе познания и в практической деятельности. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан[1]. Теоретический метод исследования[2].
Этимология
Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчленённых в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого; процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, рассмотрение способа связей и отношений частей, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета[3].
Синтез — это не произвольное, эклектическое соединение частей, элементов целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение этих компонентов, но также результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости[4].
Синтез как метод научного познания
- В античной геометрии анализом называли поиск исходных посылок доказательства теоремы на основе содержания самой теоремы, а синтезом — доказательство теоремы на основе найденных посылок[5].
- В философии под синтезом понимают процесс рассуждения, последовательного получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному)[6].
- В психологии термин «синтез» выражается в качестве одного из наиболее важных механизмов мыслительного процесса ведущего к целостному восприятию[7].
- В литературоведении под термином «синтез» подразумевается объединение разрозненных понятий и образов в единое целое[8].
- В контексте культуры понятие синтез приобретает культурологический характер. При рассмотрении различных видов искусства он превращается в художественный синтез[8].
- В педагогических исследованиях синтез рассматривается на уровне интеграционных процессов[7].
При использовании синтеза как метода познания, необходимо учитывать, что синтез рассматривается не как простое суммирование частей, а определение их важности в целом, выявлении причин и оснований целостности. Синтез изучает объект не как простую сумму компонентов, а как систему компонентов и находится в своеобразном родстве с такими методами, как обобщение, систематизация, моделирование, концептуализация, универсализация. Анализ и синтез выступают неразрывными сторонами познавательной деятельности. Только в единстве они раскрывают свой неисчерпаемый потенциал, но степень применения каждого из них в отдельности или в непрерывной связи определяется задачами конкретного исследования[9].
Функции синтеза в процессе научного познания
- объединение теорий и концепций в единую систему;
- синтез позволяет связать противоречивые идеи в цельную систему;
- образование новых научных направлений, находящих на стыке нескольких дисциплин: логики, биологии, философии, педагогики, психологии, юриспруденции;
- обобщение данных;
- единство анализа и синтеза — основа процедуры формирования понятий, построения выводов и умозаключений[2].
Примечания
- ↑ Большая российская энциклопедия. . Дата обращения: 2024-27-03.
- ↑ 2,0 2,1 Саттарова Ф. Ф. Категориальный аспект проблемы синтеза научного знания // Актуальные вопросы современной науки. — 2010. — № 16. — С. 272—280.
- ↑ Рыкова А. А. Анализ и синтез как методы научного познания // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 266—270.
- ↑ Кузнецов И.И. Основы научных исследований. — Дашков и Ко, 2023. — 282 с. — ISBN 978-5-394-05255-2.
- ↑ Левин Г. Д. Гносеологическое исследование геометрического (по происхождению) метода анализа и синтеза // Философская мысль. — 2020. — № 12.
- ↑ Левин Г. Д. Классическая теория анализа и синтеза // Философия науки и техники. — 2020. — № 2.
- ↑ 7,0 7,1 Левичев О.Ф. Категория синтеза как аспект метанаучности современной педагогической мысли // Портал научно-практических публикаций. — 2013. — С. 226—230.
- ↑ 8,0 8,1 Адыгезалова М. Н. Гызы. Синтез: к истории и литературно-философским контекстам понятия // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. — 2020. — № 1.
- ↑ Куликова О. Б. Философия познания: анализ основных проблем. Общая характеристика методов научного познания: Учеб.-метод. пособие. — Иваново: Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, 2008. — 91 с. — ISBN ISBN 978-5-89482-556-4.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |