Влечение

Влече́ние, влече́ния (лат. appetitus; англ. drive; нем. trieb) — стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма[1]; непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чём-либо; побуждение человека, ещё не опосредствованное сознательным целеполаганием[2]; психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность индивида[3], особо выделяется половое влечение (либидо)[4].
Влечение — преходящее явление, поскольку представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту. Влечения — одно из центральных понятий психоанализа, обозначающее своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма[5][6].
Влечение в истории культуры
В философии Нового времени одним из первых обратил внимание на феномен влечений Бенедикт Спиноза. Влечения, побуждающие людей действовать, рассматривались нидерландским мыслителем как сущность человека. Влечения проявляются в телесных и душевных состояниях, увеличивают или уменьшают способность к действию, благоприятствуя или ограничивая эту способность. Именно влечения являются подлинной действующей причиной поведения, деятельности и познания человека. Осознанное влечение или желание наряду с радостью и печалью является фундаментом всего многообразия эмоций и чувств человека. При всём при этом управление человеком своими влечениями, по мнению Спинозы, делает его господином собственной жизни, рабство же вызывается одержимостью желаниями и слепым следованием за ними[7][8][9].

В биологии и психологии XIX века влечения отождествлялись с инстинктами. Наиболее изучено было половое влечение, которое интерпретировалось как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое напряжение, возникающее в результате деятельности половых желёз[4].

Сексуальное влечение (либидо), из которого выводились все остальные влечения, стало основным положением психоанализа. Влечения здесь выступают как «внутренняя сила», характеризующиеся наличием источника энергии, цели и объекта. Принципиального разведения понятий «влечение» и «инстинкт» Зигмунд Фрейд не осуществлял, рассматривая влечения как «внутренние» импульсы, действующие в психической сфере и соотносимые с инстинктами, как жёстко детерминированными программами поведения[5][6]. В очерке «Будущее одной иллюзии» Зигмунд Фрейд касается вопросов духовной культуры. Если религию и религиозную мораль он считал всеобщим неврозом человечества, то культуру сводил к совокупности норм и запретов, которые якобы противостоят разрушительному воздействию необузданных влечений[10][11].
Согласно версии отца психоанализа, влечения бывают двух родов: жизнеутверждающие, направленные на сохранение (либидо, Эрос) и направленные на разрушение (влечение к смерти). В норме влечения практически никогда не реализуются в чистом виде, они всегда выступают совместно, переплетаясь друг с другом. Влечения, по мнению Зигмунда Фрейда, локализованы в самой древней психической инстанции — Оно, в бессознательном и являются общими для людей и животных. Отличие же заключается в том, что человек способен сублимировать (трансформировать) влечения и превращать их в культурно-приемлемые явления[5][6][12]. Зигмунд Фрейд в «Продолжение лекций по введению в психоанализ» утверждал, что влечения должны быть осознаны человеком и подчинены его сознанию: «Там, где было Оно, должно статья Я»[13].
В середине XX века произошла разведение понятий «влечение», «инстинкт» и «потребность». С тех пор в психологической литературе чаще всего встречаются две трактовки понятия «влечение». Если первая делает акцент на недостаточной осознанности потребности, то вторая ставит влечение в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, в избегании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями)[2]. Влечения характеризуются постоянством появления и периодичностью протекания, а их удовлетворение сопровождается разрядкой напряжённости организма[1].
Сущность влечения может быть понята только при учёте принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У животных отражённая в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно и при возникновении нескольких побуждений верх берёт самое сильное побуждение. У человека возникновение влечения образует начальный этап мотивационного процесса, на смену которому приходит этап «желания», возникающего в результате сознательного решения последовать тому или другому побуждению или отвергнуть его[2]. Многообразие форм, в которых выступают человеческие влечения, затрудняет их формальную систематизацию[1].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Влечение // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Влечение // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- ↑ Петровский А. В. Влечение // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Кон И. С. Влечение половое // Социальная психология. Словарь / Под редакцией М. Ю. Кондратьева. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 35—36. — 176 с. — ISBN 5-9292-0141-2.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Овчаренко В. И., Решетников М. М. Влечения (в психоанализе) // Клиническая психология. Словарь / Под общей редакцией профессора Н. Д. Твороговой. — Москва: Практическая медицина, 2016. — С. 118. — 608 с. — ISBN 978-5-98811-356-0.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Овчаренко В. И. Влечение // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 328. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, 2001. — 336 с. — ISBN 985-13-0268-6.
- ↑ Кротов А. А. Спиноза Бенедикт . БРЭ (3 августа 2022). Дата обращения: 24 февраля 2025.
- ↑ Соколов В. В. Спиноза // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
- ↑ Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Атеист. — 1928. — Сентябрь (№ 32). — С. 58—96.
- ↑ Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе. — Москва: Когито-Центр, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-89353-352-1.
- ↑ Соболь О. Н. Критика философских концепций американской «культурной антропологии». — Киев: Наукова думка, 1978. — 100 с.
- ↑ Фрейд З. Тридцать первая лекция. Разделение психической личности // Введение в психоанализ. — Москва: Наука, 1989.