Шацкий, Станислав Теофилович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Станислав Теофилович Шацкий
Шацкий, Станислав Теофилович.jpg
Дата рождения 1 (13) июня 1878(1878-06-13)
Место рождения Воронино,
Смоленская губерния,
Российская империя
Дата смерти 30 октября 1934(1934-10-30) (56 лет)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Научная сфера педагогика
Место работы Первая опытная станция по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР
Альма-матер МГУ,
Московский сельскохозяйственный институт
Ученики А. А. Фортунатов,
М. Н. Скаткин,
Л. К. Шлегер
Известен как выдающийся педагог, основоположник российского дополнительного образования

Станислáв Теофи́лович Шáцкий (1(13) июня 1878, село Воронино, Смоленская область — 30 октября 1934, Москва) — российский и советский педагог-новатор, автор работ по воспитанию, родоначальник дополнительного образования, основатель экспериментальной опытной станции-школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидат естественных наук, профессор педагогического факультета Московского государственного университета[1].

Биография

Станислав Теофилович Шацкий родился в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье мелкого военного чиновника, являвшимся потомственным дворянином. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву и в 1885 году Станислав был отдан на обучение в классическую гимназию № 6, которая считалась одной из лучших в Москве.

Бюст Станислава Теофиловича Шацкого

В 1893 году Станислав Шацкий окончил гимназию с отличием, что позволило ему в 1896 году поступить на математический факультет Императорского Московского университета. Вскоре он перевелся на медицинский факультет, далее в 1898 году стал обучаться на отделение естественных наук физико-математического факультета, а уже в 1902 году ушёл из университета. В период с 1899 года по 1901 год занимался в Московской Консерватории по классу вокала у У. Мазетти. Обучение было настолько успешным, что Станислава пригласили в оперную группу Большого театра, несмотря на то, что Консерваторию он не закончил. Важным моментом обучения в Консерватории, стало его знакомство со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, которая окончила Консерваторию с красным дипломом по классу фортепиано. Шацкого уже в то время привлекала педагогика[1].

Педагогическая деятельность

Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начинает с эксперимента, он пробует открыть частную школу. В данной попытке ему было отказано. Но несмотря на этот факт, в 1905 году, совместно с архитектором А. У. 3еленко и рядом других педагогов, он создает первые в России детские клубы для детей и подростков рабочих окраин Москвы. Обладая положительным опытом, в 1906 году, Шацкий создал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.). В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто полицией, из-за пропаганды социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года Шацкий становится руководителем общества «Детский труд и отдых». Летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», Станислав Теофилович открыл в 1911 году. Его деятельность в педагогике не осталась незамеченной[2]. По предложению А. В. Луначарского (нарком просвещения с 1917 года по 1929 год), Шацкий, с 1919 года по 1932 год руководил работой первой опытной станции по народному образованию[3]. Учитывая предыдущую деятельность Шацкого, с 1932 года по 1934 год, ему доверили руководство Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР. Одновременно, с 13 февраля 1932 года и до своей скоропостижной смерти С. Т. Шацкий работал директором Московской консерватории[1].

Метод проектов

Метод проектов С. Т. Шацкий применял с 1905 года, именно он возглавлял группу сотрудников, пытающихся активно использовать данный метод на практике. Учёные рассматривали этот метод как универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности и установления связи между знаниями и реальной жизнью и трудом[3].

Д. Дьюи сыграл важную роль в формировании педагогического мировоззрения С. Т. Шацкого. В работах американского педагога Шацкий выделял демократический характер и стремление внести инновации в традиционный порядок. В своём предисловии к книге Д. Дьюи «Школа и общество» (изданной в 1922 году) Шацкий подчёркивал важную роль Дьюи во внесении деятельного начала в педагогическую науку.

Технология проектного метода была разработана С. Т. Шацким в рамках модели «педагогизации среды», где ключевой идеей было согласование усилий государства, кооперативов, заводов и фабрик в процессе воспитания молодого поколения. Школа, выполняя роль воспитательного центра, взаимодействовала с микросредами, где происходил процесс формирования личности ребёнка. Также школа акцентировала внимание на повышении культурного уровня местного населения, улучшении бытовых условий и создании возможностей для реализации целей воспитания. Предполагалось, что общество взрослых и детей, объединенное общим стремлением, способно значительно влиять на сознание и поведение молодёжи[4].

Основной педагогический принцип С. Т. Шацкого заключался в признании ценности трёх форм опыта: индивидуального, приобретённого ребёнком самостоятельно, специально организованного взрослыми, и готового, представляющего собой накопленный опыт человечества. Опыт представляет собой основной фундамент для организации умственной деятельности, и С. Т. Шацкий считал, что задачей педагогов является интеграция всех этих форм опыта в единый педагогический процесс.

Согласно С. Т. Шацкому, главной образовательной задачей школы является глубокое и тщательное исследование как позитивных, так и негативных аспектов детской субкультуры. Школа должна нацелиться на использование ценных аспектов детской субкультуры с целью улучшения педагогического процесса. Положительные черты детской субкультуры следует рассматривать как ценные «строительные» элементы в процессе обучения и воспитания детей.

«Нужно пройти ещё долгий путь изучения детской жизни, найти, что такое детский труд, детское искусство, детская наука и социальная жизнь».

— С. Т. Шацкий

Главной целью воспитания, по мнению Шацкого, было проектирование процесса развития личности ребёнка. Он предлагал в первой группе школы знакомить ребёнка с жизнью семьи с целью расширения его кругозора и обогащения новыми знаниями. Во второй группе, ребёнку следует ознакомиться с экономикой, культурой и особенностями района, города или деревни, где он проживает. В третьей и четвертой группах ученикам предлагается познакомиться с макросредой, включая её экономические, политические и культурные аспекты. Таким образом, ребёнок развивался за счет расширения пространства культуры, самостоятельно учился решать постоянно усложняющиеся задачи. Цель воспитания должна быть согласована с целями социальной среды, в которой осуществляется педагогический процесс. Если было замечено, что в крестьянском хозяйстве использовались неэффективные методы работы, то школа организовывала детскую кооперацию для внедрения новых сортов картофеля, свёклы, сои и других сельскохозяйственных культур. Дети и взрослые совместно издавали различные журналы, участвовали в постановке спектаклей, организовывали концерты, слушали музыку и вместе исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр гармонично сочетались с трудовым воспитанием на полях, участием в кружках и разнообразных играх[3].

В 1927 году СССР посетил Д. Дьюи, он высоко отозвался о советской школе. Побывав на Первой Опытной станции Наркомпроса, которой руководил С. Т. Шацкий, он был в восторге:

«Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с ней. Я имел счастье ознакомиться с влиянием её на весь окружающий район. Школа, которая учитывает динамику среды и активно участвует в перестройке жизни, - это одно из самых интересных педагогических новшеств, которые я знаю».

— Д. Дьюи

Успех советской системы воспитания, по мнению Д. Дьюи, был связан с прогрессивностью российской интеллигенции, у которой появилась уникальная возможность заниматься передовыми идеями своего времени. В самом деле, данная школа была пронизана духом демократизма и творческого новаторства. В двадцатые годы XX века, Первая Опытная станция оказала сильное влияние на разработку концепции образования Единой трудовой школы[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 О педагоге и наставнике С. Т. Шацком. Дата обращения: 3 октября 2023.
  2. Большая советская энциклопедия // Шацкий, Станислав Теофилович / главный редактор О. Ю. Шмидт. — 1933.
  3. 3,0 3,1 3,2 Проектное обучение в отечественной школе. Дата обращения: 30 сентября 2023.
  4. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. — М.,: Прометей, 1993. — С. 176.

Ссылки