Шацкий, Станислав Теофилович
Станислав Теофилович Шацкий | |
---|---|
Дата рождения | 1 (13) июня 1878 |
Место рождения |
Воронино, Смоленская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 30 октября 1934 (56 лет) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна |
Российская империя СССР |
Научная сфера | педагогика |
Место работы | Первая опытная станция по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР |
Альма-матер |
МГУ, Московский сельскохозяйственный институт |
Ученики |
А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер |
Известен как | выдающийся педагог, основоположник российского дополнительного образования |
Станислáв Теофи́лович Шáцкий (1(13) июня 1878, село Воронино, Смоленская область — 30 октября 1934, Москва) — российский и советский педагог-новатор, автор работ по воспитанию, родоначальник дополнительного образования, основатель экспериментальной опытной станции-школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидат естественных наук, профессор педагогического факультета Московского государственного университета[1].
Биография
Станислав Теофилович Шацкий родился в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье мелкого военного чиновника, являвшимся потомственным дворянином. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву и в 1885 году Станислав был отдан на обучение в классическую гимназию № 6, которая считалась одной из лучших в Москве.
В 1893 году Станислав Шацкий окончил гимназию с отличием, что позволило ему в 1896 году поступить на математический факультет Императорского Московского университета. Вскоре он перевелся на медицинский факультет, далее в 1898 году стал обучаться на отделение естественных наук физико-математического факультета, а уже в 1902 году ушёл из университета. В период с 1899 года по 1901 год занимался в Московской Консерватории по классу вокала у У. Мазетти. Обучение было настолько успешным, что Станислава пригласили в оперную группу Большого театра, несмотря на то, что Консерваторию он не закончил. Важным моментом обучения в Консерватории, стало его знакомство со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, которая окончила Консерваторию с красным дипломом по классу фортепиано. Шацкого уже в то время привлекала педагогика[1].
Педагогическая деятельность
Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начинает с эксперимента, он пробует открыть частную школу. В данной попытке ему было отказано. Но несмотря на этот факт, в 1905 году, совместно с архитектором А. У. 3еленко и рядом других педагогов, он создает первые в России детские клубы для детей и подростков рабочих окраин Москвы. Обладая положительным опытом, в 1906 году, Шацкий создал общество «Сетлемент» («Поселение» — с англ.). В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто полицией, из-за пропаганды социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года Шацкий становится руководителем общества «Детский труд и отдых». Летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь», Станислав Теофилович открыл в 1911 году. Его деятельность в педагогике не осталась незамеченной[2]. По предложению А. В. Луначарского (нарком просвещения с 1917 года по 1929 год), Шацкий, с 1919 года по 1932 год руководил работой первой опытной станции по народному образованию[3]. Учитывая предыдущую деятельность Шацкого, с 1932 года по 1934 год, ему доверили руководство Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР. Одновременно, с 13 февраля 1932 года и до своей скоропостижной смерти С. Т. Шацкий работал директором Московской консерватории[1].
Метод проектов
Метод проектов С. Т. Шацкий применял с 1905 года, именно он возглавлял группу сотрудников, пытающихся активно использовать данный метод на практике. Учёные рассматривали этот метод как универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности и установления связи между знаниями и реальной жизнью и трудом[3].
Д. Дьюи сыграл важную роль в формировании педагогического мировоззрения С. Т. Шацкого. В работах американского педагога Шацкий выделял демократический характер и стремление внести инновации в традиционный порядок. В своём предисловии к книге Д. Дьюи «Школа и общество» (изданной в 1922 году) Шацкий подчёркивал важную роль Дьюи во внесении деятельного начала в педагогическую науку.
Технология проектного метода была разработана С. Т. Шацким в рамках модели «педагогизации среды», где ключевой идеей было согласование усилий государства, кооперативов, заводов и фабрик в процессе воспитания молодого поколения. Школа, выполняя роль воспитательного центра, взаимодействовала с микросредами, где происходил процесс формирования личности ребёнка. Также школа акцентировала внимание на повышении культурного уровня местного населения, улучшении бытовых условий и создании возможностей для реализации целей воспитания. Предполагалось, что общество взрослых и детей, объединенное общим стремлением, способно значительно влиять на сознание и поведение молодёжи[4].
Основной педагогический принцип С. Т. Шацкого заключался в признании ценности трёх форм опыта: индивидуального, приобретённого ребёнком самостоятельно, специально организованного взрослыми, и готового, представляющего собой накопленный опыт человечества. Опыт представляет собой основной фундамент для организации умственной деятельности, и С. Т. Шацкий считал, что задачей педагогов является интеграция всех этих форм опыта в единый педагогический процесс.
Согласно С. Т. Шацкому, главной образовательной задачей школы является глубокое и тщательное исследование как позитивных, так и негативных аспектов детской субкультуры. Школа должна нацелиться на использование ценных аспектов детской субкультуры с целью улучшения педагогического процесса. Положительные черты детской субкультуры следует рассматривать как ценные «строительные» элементы в процессе обучения и воспитания детей.
«Нужно пройти ещё долгий путь изучения детской жизни, найти, что такое детский труд, детское искусство, детская наука и социальная жизнь».— С. Т. Шацкий
Главной целью воспитания, по мнению Шацкого, было проектирование процесса развития личности ребёнка. Он предлагал в первой группе школы знакомить ребёнка с жизнью семьи с целью расширения его кругозора и обогащения новыми знаниями. Во второй группе, ребёнку следует ознакомиться с экономикой, культурой и особенностями района, города или деревни, где он проживает. В третьей и четвертой группах ученикам предлагается познакомиться с макросредой, включая её экономические, политические и культурные аспекты. Таким образом, ребёнок развивался за счет расширения пространства культуры, самостоятельно учился решать постоянно усложняющиеся задачи. Цель воспитания должна быть согласована с целями социальной среды, в которой осуществляется педагогический процесс. Если было замечено, что в крестьянском хозяйстве использовались неэффективные методы работы, то школа организовывала детскую кооперацию для внедрения новых сортов картофеля, свёклы, сои и других сельскохозяйственных культур. Дети и взрослые совместно издавали различные журналы, участвовали в постановке спектаклей, организовывали концерты, слушали музыку и вместе исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр гармонично сочетались с трудовым воспитанием на полях, участием в кружках и разнообразных играх[3].
В 1927 году СССР посетил Д. Дьюи, он высоко отозвался о советской школе. Побывав на Первой Опытной станции Наркомпроса, которой руководил С. Т. Шацкий, он был в восторге:
«Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с ней. Я имел счастье ознакомиться с влиянием её на весь окружающий район. Школа, которая учитывает динамику среды и активно участвует в перестройке жизни, - это одно из самых интересных педагогических новшеств, которые я знаю».— Д. Дьюи
Успех советской системы воспитания, по мнению Д. Дьюи, был связан с прогрессивностью российской интеллигенции, у которой появилась уникальная возможность заниматься передовыми идеями своего времени. В самом деле, данная школа была пронизана духом демократизма и творческого новаторства. В двадцатые годы XX века, Первая Опытная станция оказала сильное влияние на разработку концепции образования Единой трудовой школы[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 О педагоге и наставнике С. Т. Шацком . Дата обращения: 3 октября 2023.
- ↑ Большая советская энциклопедия // Шацкий, Станислав Теофилович / главный редактор О. Ю. Шмидт. — 1933.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Проектное обучение в отечественной школе . Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. — М.,: Прометей, 1993. — С. 176.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |