Ушинский, Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич Ушинский | |
---|---|
Дата рождения | 19 февраля 1823 |
Место рождения | Тула, Российская империя |
Дата смерти | 21 декабря 1870 (47 лет) |
Место смерти | Одесса, Российская империя |
Страна | Российская империя |
Научная сфера | Педагогика |
Место работы | Демидовский лицей, Гатчинский сиротский институт, Смольный институт благородных девиц |
Альма-матер | Юрфак МГУ (1846 год) |
Учёная степень | Магистр юриспруденции |
Известен как | Основоположник российской научной педагогики |
Автограф | |
Медиафайлы на Викискладе |
Константи́н Дми́триевич Уши́нский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула, Российская империя — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса, Российская империя) основоположник российской педагогики, писатель. Среди его заслуг — создание системы женского образования в Российской империи. Также К.Д. Ушинский - автор популярного до сих пор учебника родного языка для начальной школы с руководством для учителей и родителей[1].
Биография
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (по старому стилю) 1823 года (иногда в источниках ошибочно указывается 1824 год) в Туле в небогатой семье отставного офицера-подполковника, малороссийского дворянина старинного рода Дмитрия Григорьевича Ушинского (1787-?). Отец Константина получил хорошее для своего времени образование, участвовал в Бородинском сражении войны 1812 года, а в 1824 году переводится на службу в Полтавскую торговую палату[2].
Мать Константина, Любовь Степановна Ушинская (1786—1835), в девичестве Карпинская, (в ряде источников ошибочно указана фамилия Капнист или Гусак), умерла в 1835 году, когда Константину было 11 лет. В 1838 году отец женился во второй раз на сестре героя войны 1812 года генерала В. В. Гербеля (1790—1870). Мачеха, хотя и не могла заменить осиротевшему Константину мать, смогла стать ему надёжным другом[3].
Усадьба Ушинских находилось в Черниговской губернии, на окраине города Новгород-Северского. Семья в 1832 году переезжает в свое родовое имение, где будущий великий педагог и провел свои детские и юношеские ы. В доме Ушинских имелась собранная отцом богатая библиотека, и у мальчика рано проявился интерес к чтению и осмыслению прочитанного.
Получив домашнее образование, Константин был зачислен в 12-летнем возрасте в 3 класс Новгород-Северской гимназии (при этом одноклассники были, как правило, старше его на год-два). Путь до гимназии занимал у гимназиста полтора часа, и пролегал вдоль живописного берега реки Десны — содержать кучера с повозкой семья была не в состоянии.
В гимназии Константин получал весьма скромные оценки по русской грамматике, совсем плохо шла у него математика, а вот по истории словесности все было на «отлично». Обучение в гимназии Константин, стремящийся скорее окунуться в мир науки, не завершил, и тем не менее, в 1840 году, по результатам вступительных испытаний, поступил на 1 курс юридического факультета Московского университета[3].
В студенческой среде Ушинский выделялся независимостью своих воззрений и самостоятельностью[4], при этом нередко злоупотреблял своим остроумием, высмеивая товарищей, и временами наживая себе неприятности. Учёбу в университете ему удавалось сочетать с подработкой, давая частные уроки; заработанные деньги тратились на посещение театральных спектаклей и покупку книг.
«Заразил» студента Ушинского интересом к педагогике профессор П. Г. Редкин (1808—1891), читавший курс «энциклопедии законоведения» в духе гегелевской философии государства и права, и сам очень увлечённый теорией педагогики. Завершив с отличием в мае 1844 году обучение на основном курсе, и став вторым кандидатом прав (стать первым кандидатом Ушинскому помешало его резко отрицательное отношение к читаемому курсу уголовного права и, как результат, недобор 1 балла), он стал готовиться к сдаче магистерского экзамена, и в июне 1846 года получает магистерскую степень по юриспруденции.
Почувствовав в себе склонность к преподаванию, начинающий учёный с августа 1846 года в течение 4 лет, в 1846—1849 годах, заведовал кафедрой энциклопедии законоведения, законов казённого управления и науки финансов Демидовского юридического лицея в Ярославле. Читаемый Ушинским курс был направлен на изучение России и её хозяйства, при этом он неоднократно подвергался нападкам руководства за неблагонадёжность с формулировкой «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам».
С марта по май 1848 года профессор Ушинский пишет статьи и редактирует неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости», радикально преобразив газету[5].
Из Демидовского лицея Ушинский ушел самостоятельно в сентябре 1849 года, отказавшись выполнять требование предоставлять новому руководству лицея, после смены директора, конспект каждой своей лекции, что, по его мнению, «убивало живое преподавание»[2]. Ему никогда не были присущи дипломатичность и умение ладить с людьми, но свои прошения об отставке он всегда писал со ссылкой на слабое здоровье.
Первые печатные работы
После увольнения из лицея Ушинский, не имея постоянной работы, был вынужден подрабатывать написанием рецензий и обзоров и переводами с английского языка романов Диккенса и Теккерея. На рассылаемые ходатайства с просьбой предоставить место учителя он не получал ответов, двери учебных заведений оказывались запертыми для вольнодумца и строптивого преподавателя.
От безысходности Ушинский переехал в Петербург и 5 лет служил в должности помощника столоначальника по III отделению Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел[3]. Департамент ведал делами неправославных церквей, и Ушинский был вынужден заниматься пустым и лишенным творчества трудом, изучая в свободное время философию, психологию, социологию и естествознание, и проводя много времени в Публичной библиотеке[2].
В 1854 году департамент, в котором работал Ушинский, был упразднен, и он начинает вести обзор иностранной прессы в журнале «Современник», который до этого вёл Н. Г. Чернышевский (1828—1889). Для «Современника» Ушинский написал свой первый художественный очерк «Поездка за Волхов», вызвавший похвалу И. С. Тургенева (1818—1883), ещё в 1852 году[3]. Но вскоре он перестает сотрудничать с журналом, в знак протеста против левых, по его мнению, взглядов редакторов (официальным редактором журнала был И. И. Панаев (1812—1862), а идейным руководителем В. Г. Белинский (1811—1848), и начинает публиковаться, с начала 1854 года, в ежемесячном русском журнале универсального содержания «Библиотека для чтения»[5].
В 1851 году Ушинский женился, и получаемого в департаменте чиновничьего жалованья в 400 рублей в год не хватало на содержание семьи, но помог случай. В 1854 году по приглашению бывшего лицейского коллеги П. В. Голохвастова (1803—1887) Ушинский получает работу в приюте для мальчиков-сирот из дворянских семей (Гатчинском сиротском институте, руководимом Голохвастовым), где преподает юриспруденцию и словесность. За 5 лет работы в институте, бывшем сиротском воспитательном доме, преобразованном императором Николаем I в готовившее чиновников высшее учебное заведение, Ушинскому, уже в новой должности инспектора, удалось отменить жестокие методы воспитания и искоренить обычные среди воспитанников воровство и доносительство.
В библиотеке института Ушинский обнаружил запертый 20 лет назад покрытый пылью шкаф с прекрасно подобранным собранием книг по педагогике — произведениями Коменского, Песталоцци, Руссо, Фребеля и других зарубежных авторов[3]. Изучение этих книг побудило молодого учёного провести ряд собственных исследований и опубликовать в издании для родителей и наставников «Журнал для воспитания» свою статью «О пользе педагогической литературы». Статья стала известной широкому кругу читателей, и Ушинский продолжает публиковаться в журнале уже на постоянной основе.
Ушинский — реформатор женского образования в России
Приобретя известность после своих публикаций в «Журнале для воспитания», Ушинский в 1859 году по просьбе императрицы Марии Александровны (1824—1880), обратившей внимание на идеи педагога, направляет ей «Письма о воспитании наследника русского престола»[6], вызвав зависть своих недругов. С этого же года Ушинский работает, по протекции императрицы, в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора классов, ответственного за содержание и методики обучения юных смолянок. Преподавание в Смольном по новой, предложенной Ушинским системе, началось в апреле 1860 года, чему предшествовал проект учебной реформы, представленный Ушинским 16 мая 1859 года. Приглашение Ушинского на должность инспектора классов Смольного института было вызвано объективно назревшей необходимость коренной реорганизации учебного заведения.
Смольный институт благородных девиц, преемник «Императорского воспитательного общества благородных девиц», основанного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II, явился первым в Европе государственным учебным заведением для обучения девушек. Но порядки в Смольном, призванном оградить воспитанниц от неблаготворного влияния семейной среды и создать «новую породу или новых отцов и матерей»[7], мало отличались от тюремных, притом не только для воспитанниц, но и для классных дам, хотя и в меньшей мере. Условия проживания в Смольном были истинно спартанские, девушки голодали и мёрзли.
Начальница Смольного института статс-дама М. П. Леонтьева (1792—1874) поддерживала в учебном заведении консервативные порядки 1830-х годов. Традиционно в Российской империи женщинам было недоступно серьёзное образование, поскольку считалось, что им достаточно уметь танцевать, музицировать и изъясняться на паре иностранных языков. Да и языкам в институте учили кое-как — проведённая Ушинским проверка показала, что после 6 лет обучения немецкому языку смолянки не могли даже пересказать прочитанное. Ещё девушки занимались гимнастикой, шили и штопали, рисовали и пели. Более всего Ушинского поразило то, что даже старшие воспитанницы оказывались не в состоянии выражать свои мысли, и предлагал исправить это введением новых книг для чтения.
Критика новым инспектором классов порядков в институте также основывалась на консервативных взглядах, но несколько иного рода — воспитанниц следовало готовить как помощниц мужу, воспитателей детей и просветительниц народа.
Ушинскому удалось провести в жизнь новые порядки, среди них:
- уравнивание в правах институток из разных сословий;
- курс обучения в Смольном институте был сокращен с 9 до 7 лет;
- основное обучение стало вестись на русском языке, а не на французском;
- в учебный план были включены литература и естественные науки;
- курс географии, которую Ушинский считал сводом результатов всех наук, был углублен;
- новым в программе стал курс гигиены, направленный на сбережение здоровья[5];
- ученицы получили возможность уезжать к родителям на праздники и летние, пасхальные и рождественские каникулы (до этого, по заведенному порядку, свидания с родителями проходили на территории института, а вся переписка с родными вскрывалась и контролировалась воспитательницами).
При Ушинском в Смольном была организована воскресная школа для горничных, где он также преподавал, но к обучению горничных привлекались и ученицы старшего (седьмого) класса. Смолянки с восторгом выразили желание стать по выпуску из института школьными учительницами, но вскоре школа была закрыта.
Двухгодичные педагогические классы, после завершения обучения в которых выпускницам предоставлялось право преподавания с получением профессии домашней учительницы, что открывало для них возможность самостоятельного заработка, существовали в Смольном и до Ушинского (в классы Александровского института принимались также и смолянки), но именно Ушинскому принадлежит заслуга создания для этих классов стройной педагогической системы.
Самым радикальным требованием Ушинского явилось предложение переводить учениц из класса в класс по результатам экзамена, оставляя неуспевающих девиц в прежнем классе для прохождения повторного курса (по представлениям XVIII века подобное считалось неприемлемым). Другим нововведением явилось деление классов на 2 параллели — сильную и слабую. Длительность уроков была сокращена с 1,5 часов до 1 часа 15 минут, с увеличением количества уроков в неделю до 23-30 в -зависимости от возраста учениц[5].
Как следствие реформ Ушинского, выпускницы Смольного института стали рассматриваться в обществе уже не как «кисейные барышни», а как развитые и способные рационально рассуждать девушки. Ему удалось сплотить вокруг себя единомышленников, обладая правом лично выбирать учителей. Во время работы в Смольном Ушинский с семьей жил во флигеле института, где устраивал с коллегами «педагогические четверги» — своего рода педагогические конференции «за чашкой чая», где обсуждались новости литературы, государственные реформы, реформы образования и воспитания[5].
Курьёза ради стоит отметить, что после того, как одна из воспитанниц, «влюбившись» в красивого молодого преподавателя и сочтя его человеком «неземной красоты» (смолянки проводили 9 лет в институте в условиях практически полной изоляции), облила шляпу Ушинского духами и вылила остатки флакона в карман его пальто, воспитанницы, в ответ на реакцию рассердившегося инспектора, сочли его «наглецом, злецом и невежей»[8]. Впрочем, вскоре они изменили своё мнение, когда убедились, что педагог разговаривает с ними как с равными.
Ломкой традиций Смольного Ушинский нажил себе врагов в лице начальницы института Леонтьевой и классных дам (на которых новый инспектор, к слову сказать, покрикивал и делал неподходящие, по институтскому этикету, замечания в присутствии воспитанниц), а законоучитель Смольного протоиерей В. Я. Гречулевич (1791—1870) написал на Ушинского (по наущению Леонтьевой) донос с обвинением в «распространении безбожия и безнравственности».
В начале 1862 года в ведомство императрицы Марии Александровны направляется доклад Леонтьевой о том, что Ушинский с единомышленниками распространяет в институте безбожие и безнравственность. Вопрос с увольнением Ушинского был предрешен, и ему оставалось только подать в отставку самостоятельно. В марте 1862 года Ушинский подает прошение об увольнении с должности инспектора классов Смольного института, мотивируя просьбу расстройством здоровья и необходимостью лечения за границей.
Императрица Мария Александровна продолжает покровительствовать Ушинскому, поддерживается он и вдовствующей императрицей Александрой Фёдоровной, и с 1862 года Ушинский зачисляется в чиновники канцелярии императрицы, ведавшей благотворительными учреждениями. Ему сохраняют содержание и звание члена Учебного комитета[5]. Мудрый правитель стремится сохранить и либералов, и консерваторов, в надежде на то, что прогрессивное пробьется само.
Заграничная командировка как средство наказания
С 1860 года Ушинский редактирует официальный «Журнал Министерства народного просвещения», который становится прогрессивным изданием, поднимающим вопросы всеобщего образования. Новый министр просвещения, консерватор Е. В. Путятин (1803—1883), которого Ушинский характеризовал как «идиота и изувера», счёл деятельность редактора вольнодумством, и Ушинский теряет должности редактора журнала и инспектора Смольного института.
Повод избавиться от такой заметной фигуры, как Ушинский, был выбран вполне благовидный — по его прошению об отставке ему предоставили пятилетнюю поездку с семьёй в Европу с сохранением содержания для изучения опыта работы женских учебных заведений, и он посещает Швейцарию, Германию, Францию, Италию и Бельгию.
Изучив опыт преподавания и воспитания в женских гимназиях, народных школах и детских садах, Ушинский приходит к выводу, что центр тяжести воспитания детей 8-10-летнего возраста лежит не в школе, а в семье. Ребёнка должна учить и развивать его мама, уступая это право лишь в случае крайней необходимости.
В 1861 году за границей издаются написанные Ушинским учебник русского языка для начальной школы «Родное слово», содержащий много текстов самого Ушинского, и изданная тиражом 3600 экземпляров хрестоматия «Детский мир», для чего пришлось получить в России особое цензурное разрешение. В 1867 году книга изымается из перечня рекомендованных для школ Министерства просвещения (что не повлияло на её популярность), поскольку было сочтено, что внимание детей привлекалось к предметам и явлениям внешнего мира в ущерб воспитанию в них религиозной идеологии.
Полное название хрестоматии — «Детский мир и Хрестоматия: книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы». В последующем Ушинский неоднократно возвращался к переизданию «Родного слова» по мере обогащения опытом и накапливания наблюдений, широко используя в текстах произведений пословицы, поговорки, загадки и сказки.
Этими двумя книгами Ушинский фактически заложил основы современной русской педагогики. Многие из включённых составителем в многократно переиздаваемое в дореволюционной России «Родное слово» и хрестоматию произведений включаются в школьные учебники чтения и литературы до настоящего времени. Примечательно и то, что «Родное слово» сопровождалось методическим пособием для преподавателей и родителей.
После реформ министра Путятина в области народного образования, выявивших его некомпетентность, и студенческих волнений 1861 года, Путятин подает в отставку, и при новом министре, слывшем либералом А. В. Головнине (1821—1886), Ушинский возобновляет сотрудничество с «Журналом Министерства народного просвещения»[5].
Отмена крепостного права в России началась с реформы 1861 года, с подписания 19 февраля императором Александром II манифеста, указа Сенату и ряда положений и правил, опубликованных 5 марта 1861 года. Ушинский отозвался на крестьянскую реформу статьёй «Вопросы о народных школах», в которой счел «устройство народных школ в селах и деревнях … самым государственным вопросом».
По результатам своей зарубежной поездки Ушинский пишет статью «Педагогическая поездка по Швейцарии» в формате 7 писем, опубликованных в 1862/1863 годах.
Возврат в Россию и работа над главным трудом своей жизни
В ходе длительной зарубежной командировки Ушинский стремился вернуться к педагогической работе в России, и пишет прошение об увольнении со службы, но взамен увольнения получает продолжение европейской командировки.
Вернувшись в Россию лишь в середине 1860-х годов, Ушинский в 1868 году начинает публиковать по частям свой главный научный труд: учебник «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», полный размышлений ученого о принципах и закономерностях педагогики, начало созданию которого положили его лекции в Смольном институте для педагогического класса. Педагог успевает выпустить 2 тома, посвященные соответственно физиологии и психологии; третий том, который Ушинский намеревался посвятить проблемам педагогики, дописать не удалось[2].
Третью книгу «Родного слова» с грамматикой и руководством для учителей Ушинский издает в 1870 году.
Семья, состояние здоровья и смерть
В 1851 году, в период службы в департаменте Министерства внутренних дел, навестив свою «малую родину», Ушинский вновь встречает знакомую ему с детства Надежду Семёновну Дорошенко (1831—1914), с которой вскоре обвенчался. Надежда Семёновна происходила из состоятельной семьи, в качестве приданого за женой Ушинский получил хутор Богданку с 800 десятин земли и 60 душами крепостных крестьян. С 1852 по 1867 год у пары родилось 6 детей.
Ушинский был не столько набожным, сколько религиозным, и наряду с произведениями русских классиков, читал детям Евангелие, подавал личный пример строгости, сухости и аскетизма. Отец много занимался со своими детьми, гулял и занимал их разговорами, совершенно не прибегая к сюсюканью. Дети в семье были приучены к домашней работе, старшие заботились о младших[2].
Ушинский страдал хроническим воспалением лёгких, после отстранения от работы в Смольном институте у него пошла кровь горлом. Он часто простужался, и не исключено, что причиной всего этого являлась чахотка. Во время заграничной командировки он лечился в Вене молочной сывороткой и виноградом, и в целом его здоровье укрепилось в целебном климате на берегу Женевского озера[3]. Но с 1867 года, с возвратом семьи Ушинских в Петербург, состояние его здоровья стало вновь ухудшаться.
В 1870 году Ушинский лечился кумысом под Симферополем, и принял участие в работе проходившего в Симферополе съезда учителей. Учителя выказали автору педагогических трудов и популярных учебников достойное внимание и выразили благодарность за все его труды[3].
По возвращению в семейную усадьбу Богданку Ушинского встретило известие о смерти и состоявшихся похоронах старшего сына Павла, завершившего обучение в военной гимназии и собиравшегося поступать в военное училище. Павел погиб случайно на охоте в окрестностях Богданки в результате неудачной перезарядки ружья. Смерть сына окончательно подкосила здоровье Ушинского. Он предпринимает с сыновьями Владимиром и Константином поездку в Крым на лечение и покупку дома, по дороге простужается, прерывает в Одессе свою поездку, где умирает 21 декабря 1870 года в возрасте 47 лет[5].
Похоронен Ушинский в Киеве на территории Выдубицкого монастыря, на могиле педагога установлен памятник с крестом из белого гранита[2].
Стела с надгробной надписью на могиле Ушинского в Киеве. Фото 2009 года
Основные педагогические идеи Ушинского
Русская педагогика началась с идей Ушинского, обеспечивших ему бессмертие. Ушинский считал педагогику не наукой, а искусством, стремящимся к идеалу совершенного человека. Этот идеал вечно достигаем, и никогда не достижим вполне. "Педагогика — не наука, а искусство,— самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств".
Ушинский критически относился к учёбе ради учёбы, и ставил перед образованием цель формирования правильного мировоззрения, делающего человека полезным обществу и себе. Образование должно быть обязательным для всех сословий, как для мужчин, так и для женщин. Одно из его наиболее интересных высказываний, что «мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно … нам надо изыскивать средство сделать детей наших лучше нас». (Цитаты Ушинского из книги "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии").
Воспитание патриотизма
Педагогика должна основываться на передаваемых народом из поколения в поколение собственных установок и ценностей — это и есть самая лучшая система воспитания, поскольку она естественна. Созданное народом воспитание, основанное на народных началах, обладает воспитательной силой, отсутствующей в самых образцовых воспитательных системах.
Ребёнок должен обладать знанием национальной культуры, занятия должны проводиться на родном языке, отражающем народное сознание и самоощущение. Родной язык будит мысль ребёнка, формирует его понятия и взгляды, развивает мышление. Ребёнка следует, кроме обучения чтению и счёту, обучать истории, географии, знакомить с произведениями народного творчества, природой и религией страны.
Нет нужды прививать патриотизм искусственно, если воспитывать ребёнка на лучших образцах родной культуры, с учётом культурных и языковых особенностей народа. Позаимствовать за границей систему воспитания невозможно, как и создать искусственно. Ушинский писал, что у Запада русским нечего заимствовать, кроме как «уважения к своему отечеству» (статья 1867 года «О необходимости сделать русские школы русскими»)..
Диалог как способ подачи материала
Ушинский считал живое общение более эффективным, чем обучение на текстах и путем прослушивания лекций, что он обосновывал тем, что лучшую систему обучения следовало искать в народе.
Диалог прививает учащимся жажду знаний, намечает пути дальнейшего самообразования. Как ещё научиться отстаивать свою точку зрения, как не принимая участия в диалогическом общении, развивающем память, мышление и воображение? Только диалог заражает ученика жаждой знаний и духовного роста, способствует самообразованию, учит отстаивать свою точку зрения, и, что самое главное — иметь её.
Развитие логического мышления
Более важной задачей педагогики, чем передачу знаний, Ушинский считает задачу научить мыслить. В помощь педагогам и родителям Ушинский создает специальное пособие «Первые уроки логики», включенное в старое издание «Детского мира и хрестоматии». В этом пособии Ушинский дал популярное объяснение логическим законам и привел перечень логических приёмов:
- сравнение;
- поиск сходств и различий;
- построение суждения;
- установление причинно-следственных связей.
Важнейшим принципом развития мышления признается принцип наглядности, как методическая основа образования, с использованием природной наблюдательности детей. Этот принцип Ушинский обосновывал тем, что дети не могут долго заниматься одним делом, требуется разнообразие видов деятельности.
Учить следует, идя от простого к сложному, от конкретного — к отвлечённому, от известного — к новому, от частного к общему, лишь это позволит добиться прекрасных результатов.
Совмещение физического и интеллектуального труда
Получение образования — одна из форм труда, и учить следует тому, что можно использовать в будущем, что позволит применить полученные знания на благо обществу и себе. Занятия должны быть увлекательными, но увлекательностью не следует злоупотреблять. Обучение не может сводиться к одной игре, это затормозит процесс освоения знаний.
Необходимости совмещения физического и интеллектуального труда посвящена работа Ушинского 1860 года «Труд в его психическом и воспитательном значении». Подобное совмещение должно не только гармонично развивать обучаемого, но и приносить ему удовольствие. Полезный отдых после умственного труда заключается в смене умственного труда на физический.
Развитие личности в педагогике Ушинского
В детях, по Ушинскому, следует воспитать способность к саморазвитию, критической оценке, отстаиванию своей точки зрения и осознанной деятельности. Сделать человека личностью может лишь другая личность, а именно наставник. Учитель обязан показать, что знания добываются наблюдением за природой, за поведением других людей, и нет ничего интереснее, чем открывать мировые законы.
Учитель обязан учить детей человеколюбию, подавая им личный пример своим поведением, но ни в коем случае не навязывая ученикам своих убеждений и не требуя полного повиновения. Учитель, прежде всего, должен быть честен по отношению к себе самому, поскольку справедливость в мыслях ещё не означает быть справедливым по факту. Совершенно неприемлемы унижение учеников и физические наказания. Ушинский писал, что «страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым».
Признание и память
Указом президента РФ Владимира Путина № 401 от 27 июня 2022 года 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, и приурочен к 200-летию Константина Ушинского[9]. На эмблеме Года педагога и наставника изображен пеликан, ранее фигурировавший на эмблеме благотворительного ведомства императрицы Марии Александровны, покровительствовавшей Ушинскому.
В 1925 году в историческом центре Москвы открыт информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО (Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), ныне располагающийся в центре Москвы в старинном особняке XVIII века[10].
По постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 22 августа 1945 года было решено издать 11-томное Полное собрание сочинений К. Д. Ушинского. Издание было завершено Академией педагогических наук РСФСР в 1952 году[11].
С 1946 года имя К. Д. Ушинского носит Ярославский государственный педагогический университет.
В 1961 году перед фасадом главного корпуса Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был установлен памятник К. Д. Ушинскому.
В 1968 году при школе села Богданка Сумской области Украинской ССР была открыта мемориальная комната-музей К. Д. Ушинского. В 1998 году музей расширен и обогащен новыми экспонатами и документами, литературными публикациями. Эту школу в 1894 году открыла дочь Ушинского Надежда Константиновна, выполняя родительский завет, у начальной школы был установлен бюст Константину Ушинскому. Памятник сохранился до сих пор. Музей, по сообщениям, к настоящему времени разграблен и находится в плачевном состоянии, старинное здание почти развалилось[12].
Приказом Министерства образования и науки РФ «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 года учреждена медаль К. Д. Ушинского, которой награждаются за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели[13].
В Ярославском государственном педагогическом университете 3 марта 2006 года открыт музей К. Д. Ушинского[14]. В музее демонстрируется видеофильм «Экскурсия по историческим местам Ярославля, связанным с жизнью и педагогической деятельность К. Д. Ушинского»[15].
В Ярославле улица, в одном из домов которой жил Ушинский в период преподавания в Демидовском лицее, названа его именем.
Во внутреннем дворе Московского педагогического государственного университета 19 февраля 2023 года установлена скульптурно-архитектурная композиция, посвященная русскому педагогу, писателю, основоположнику научной педагогики в России Константину Дмитриевичу Ушинскому[16].
В Гатчине Ленинградской области на бульваре Науки 5 октября 2023 года был установлен памятник Константину Ушинскому. Имя Ушинского в Гатчине носят педагогический колледж и гимназия; в композиции скульптора Арутюна Акобяна великий педагог представлен беседующим с молодой учительницей[17].
В память о К. Д. Ушинском и его заслугах ежегодно проводятся педагогические чтения в учебных заведениях страны.
Вместо заключения
Идеалом К. Д. Ушинского было улучшение общества через воспитание его членов. В целом, основа общественно-политических взглядов Ушинского христианская и консервативная. Эта основа замалчивалась в советское время, и Ушинский был представлен как педагог-демократ, жертва царского самодержавия. После 1990-х годов Ушинского ждало забвение, и лишь в настоящее время вновь начинает ощущаться масштаб его личности[2].
Идеи Ушинского оказали огромное влияние на российских и советских педагогов Макаренко, Выготского, Амонашвили, Ильина, на создание Занковым, Элькониным и Давыдовым развивающих программ.
Но часть поднятых Ушинским проблем все ещё актуальна, как и взгляды, что реформы в образовании не принесут пользы, если в России не будет хорошо устроенных школ и хорошо подготовленных учителей[5]. Программы российских школ перегружены информацией, знания оторваны от реальности, а воспитательная функция знания временами отражена лишь в методических пособиях, не претворяясь на практике. 2023 год, Год педагога и наставника, призван изменить это состояние.
Фильмы о Константине Ушинском
Константин Ушинский. Отец русской школы. К 200-летию великого педагога. Фонд святой Екатерины. Телеканал «История». 2022 год.
Константин Ушинский. Гении и злодеи. Телеканал «Россия-Культура». Телекомпания «Цивилизация». 20.10.1017.
Примечания
- ↑ Днепров Э.Н. Ушинский Константин Дмитриевич . БРЭ (18 февраля 2023). Дата обращения: 10 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Мария Башмакова. Наш действительно народный педагог. Кем был и чему учил Константин Ушинский . Российское образование. Изд. дом «Коммерсант» (13.05.2023). — Материал подготовлен при поддержке Министерства просвещения и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Дата обращения: 7 июля 2023.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Помелов В. Б. Дорогое и любимое имя - К. Д. Ушинский. К 190-летию со дня рождения великого педагога // Начальная школа : журнал. — 2014. — № 3. — С. 4—11.
- ↑ Песковский М. Л. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. — Санкт-Петербург: тип. Ю.Н. Эрлих, 1893. — 80 с. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Фёдорова Ольга. Дневники К. Д. Ушинского // Аврора : журнал. — 2018. — Май (№ 5). — ISSN 0320-6858.
- ↑ Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. Письма о воспитании наследника русского престола. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — С. 185—221. — 688 с.
- ↑ Бецкой И. И. Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества. — СПб., 1789. — Т. 1. — С. 1–11..
- ↑ Водовозова Е. Н. . На заре жизни: В 2-х т. / Вступ. статья, подгот. текста и коммент. Э. С. Виленской. — М.: Худож. лит., 1987. — Т. 1. — 511 с. — (Лит. мемуары).
- ↑ Указ Президента Российской Федерации. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника . Официальное опубликование правовых актов. Москва, Кремль (27.06.2922). Дата обращения: 9 июля 2023.
- ↑ Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО . Электронный журнал. Российская академия образования. Дата обращения: 10 июля 2023.
- ↑ Ушинский К. Д. Собрание сочинений, 11 т. / Ред. коллегия: А.М. Еголин (глав. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. — М., Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948—1952.
- ↑ admin. Музей К. Д. Ушинского в Богдановке . Памятники русской истории и культуры на Украине. Интернет-портал monuments.top/ (26.05.2020). Дата обращения: 10 июля 2023.
- ↑ Приказ от 6 октября 2004 г. № 84. О знаках отличия в сфере образования и науки . Российское образование. Федеральный портал. Министерство образования и науки Российской Федерации (06.10.2004). Дата обращения: 10 июля 2023.
- ↑ Успенский В.Б., Паладьев С.Л. Открытие в университете музея К. Д. Ушинского . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Дата обращения: 10 июля 2023.
- ↑ Музей К. Д. Ушинского . ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д. Ушинского». Дата обращения: 10 июля 2023.
- ↑ Пресс-служба. Памятник К.Д. Ушинскому установили возле здания МПГУ в честь 200-летия великого педагога . Минпросвещения России. Официальный интернет-ресурс (19.02.2023). Дата обращения: 3034--7-10.
- ↑ Елена Синица. В Гатчине появился памятник педагогу Константину Ушинскому // Аргументы недели : газета. — 2023. — 23 октября.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 19 февраля
- Родившиеся в 1823 году
- Родившиеся в Туле
- Умершие 21 декабря
- Умершие в 1870 году
- Умершие в Одессе
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Педагоги России
- Выпускники Новгород-Северской гимназии
- Выпускники юридического факультета Императорского Московского университета
- Педагоги Российской империи
- Персоналии:Гатчина
- Преподаватели Демидовского лицея
- Учёные XIX века
- Христианские философы
- Преподаватели Смольного института
- Главные редакторы Журнала Министерства народного просвещения
- Авторы букварей
- Сказочники XIX века
- Похороненные в Выдубицком монастыре
- Умершие от туберкулёза
- Умершие от пневмонии