Коменский, Ян Амос
Ян Амос Коменский | |
---|---|
Дата рождения | 28 марта 1592 |
Место рождения | Нивнице, Чехия |
Дата смерти | 15 ноября 1670 (78 лет) |
Место смерти | Амстердам, Нидерланды |
Гражданство | Чехия |
Род деятельности | основатель педагогики, автор "Великой дидактики" |
Отец | Мартин Коменский |
Мать | Анна Хмелова |
Супруг(а) |
1) Магдалина Визовская (1618-1622), 2) Мария-Доротея (1624-1648), 3) Яна Гаюсова (с 1649 года) |
Автограф | |
Сайт | http://www.rijksmuseum.nl/collectie/SK-A-2161 |
Ян Амо́с Коме́нский (28 марта 1592, Нивнице, ныне рядом с Угерске-Градиште, Чехия — 15 ноября 1670, Амстердам[1]) — чешский мыслитель-гуманист, богослов, общественный и религиозный деятель, дипломат, философ, лингвист, историк, педагог[2], автор многочисленных трудов по педагогике и философии, пронизанных духом гуманизма, вошедших в антологию гуманной педагогики, предшественник и соавтор непрерывного образования в Европе[3], построенного по принципу природосообразности[4], основатель и популяризатор классно-урочной системы[5].
Биография
Детство
Ян Амос Коменский родился 28 марта в 1592 году в Нивнице в любящей семье рабочих фермеров Мартина и Анны Коменских, которые являлись членами общины Чешских братьев. Семья была обеспеченной, отец владел собственной мельницей[6]. Кроме того отец был очень образованным человеком и проводил просветительскую работу среди народа.
Идеями общины был пропитан дух семьи Коменских. Беззаботность, благополучие, счастье родительской любви наполняли детство Яна Коменского.
Но вскоре радость жизни сменилась тяжёлыми утратами. В 1602 году, когда Яну Коменскому было десять лет, умер отец, а через год — от чумы скончались мать и сестры. У Яна Коменского осталась только одна сестра Маргарита. В 1604 году осиротевшего маленького Яна взяла к себе тётка по отцу Зузана, которая жила в городе Стражнице. Коменский был зачислен в школу «братьев», где учился с 1604 по 1605 годы. Но вскоре город был захвачен венгерскими войсками, и Ян вернулся в Нивницу. Все заботы о мальчике взяли на себя опекуны из Общины[6].
Эпоха детских лет Яна Коменского была наполнена войнами, восстаниями. Католическое дворянство вынуждало чешских и моравских протестантов отстаивать в тяжёлой и жестокой борьбе идеи гуманизма. Это стало причиной того, что опекуны общины не могли полноценно заниматься образованием маленького Яна. Его обучение носило непостоянный характер, происходило без системы, урывками[2].
Второе имя «Амос» Коменский получил в 19 лет по обряду в своей церкви в честь ветхозаветного пророка-писателя, известного своей скромностью и самоотверженностью. В переводе с иврита «Амос» значит «бремя»[7].
Образование
Только в 1608 году, будучи уже зрелым шестнадцатилетним юношей, Ян поступает в латинскую школу чешских братьев в городе Пшерове. Эта школа считалась лучшей среди братских учебных заведений. Несмотря на это Коменский убедился в непригодности действующей системы образования и считал эти годы потраченными впустую. Уже в это время у него зарождаются мысли о том, как нужно совершенствовать народное образование[6]. Обучаясь в школе, юный Ян Коменский отличался умом и выдающимися способностями и закончил школу с отличием.
Его жажда к познанию, целеустремленность, волевые качества, талант стали поводом к тому, что в 1611 году община отправила одарённого ученика в Герборнский университет в Германии, куда он был зачислен 30 марта того же года. В университете ему предстояло готовиться к проповеднической деятельности. Герборнский университет в годы жизни Яна Коменского отличался и славился замечательной и структурированной программой обучения, сильным составом профессоров.
В годы обучения в университете огромное влияние на взгляды Коменского оказали профессоры Иоган-Фридрих Альстед и Пискатор. Альстед стал близким другом Яну Коменскому, был старше на 4 года. Именно благодаря ему Ян Амос Коменский познакомился с трудами философов античности и эпохи Возрождения (Платона, Аристотеля, Сенеки, Цицерона, Квинтилиана, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Луиса Вивеса). Выдающийся и гениальный профессор на лекциях помогал студентам увидеть целостную, систематизированную, упорядоченную картину всего мира, в которой не было места противоречиям между наукой и Библией, истиной познанной и истиной, «явленной» в Святом писании. Ключевая идея учения Иогана-Фридриха Альштеда, состоящая в гармонии, отзывалась Яну Коменскому, душа которого стремилась к тому, чтобы стереть противоречия между идеализмом веры и рационализмом познания. Именно здесь зарождаются пансофические идеи Яна Коменского. В 1613 году он пишет работу «Берёт ли всякое познание исток из ощущения», которая будет опубликована в 1614 году в городе Брно.
В стенах Герборнского университета в 1612 году Ян Коменский занялся важной работой по изучению родного языка, однако его рукопись «Сокровищница чешского языка» сгорела в пожаре в 1656 году. 40 лет своей жизни Ян Амос Коменский посвятил этой теме.
В 1613 году Коменский путешествует по Северной Европе, посещает сначала Амстердам, затем Гейдельберг. Это подтолкнуло его принять решение продолжить образование на богословском факультете Гейдельбергского университета. В годы учёбы он увлёкся изучением трудов философов-мистиков, особенно проникся идеями Джордано Бруно и Кеплера.
Ян Амос Коменский пишет позднее[2]:
После мучений и колебаний душой я пришёл к такому заключению, что прежде всего нужно посмотреть все человеческие дела, все, что есть их под солнцем, и, сравнив разумно одно с другим, выбрать себе положение и затем привести свои дела в такой порядок, чтобы наслаждаться спокойной жизнью на свете.
Профессиональная и творческая деятельность
Деятельность в Пшерове и Фульнеке (1614—1620 годы)
В 1614 году Ян Коменский возвращается в город Пшерово.
Его профессиональное становление и педагогическая деятельность начинается в той школе, где он сам когда-то учился. Только теперь в качестве ректора по предложению графа Карела Жеротинского.
Работая в школе, Ян Амос Коменский в 1616 году пишет «Правила более лёгкой грамматики». До наших дней книга не дошла.
Одновременно с этим в 1614 году Ян Амос Коменский становится священником и пишет «Письма к небу». С негодованием и болью он размышляет об имущественном неравенстве людей, обличая эту несправедливость, видя выход только «на небесах».
В 1618—1621 годах Ян Коменский перебирается в город Фульнек, где работает учителем и проповедником. Здесь же он получает должность управляющего Советом братской Общины чешского городка.
Фульнек стал отправной точкой для реализации жизненных, профессиональных, философских и творческих планов Яна Коменского, здесь он впервые всерьёз задумывается о совершенствовании системы образования, просвещении народа.
В Фульнеке выходят его исторические очерки, которые пропали без вести: «О древностях Моравии», «О происхождении рода Жеротинских». В эти же годы Ян Коменский составил карту Моравии с невероятной точностью для того времени. Карта издавалась два раза в городе Амстердаме в 1627 и 1664 годах.
Жизнь в подполье (1621—1628 годы)
В 1620 году из-за военных действий на фоне религиозных распрей все протестанты вынуждены были покинуть территорию Чешского королевства.
На Яна Коменского, как священника братской общины, был выписан ордер на арест. Несмотря на покровительство графа Жеротинского и по его же рекомендации Ян Коменский вместе с другими протестантами вынужден был несколько лет своей жизни прятаться в лесах и горах любимой Чехии, позже укрываться в маленьком городе Брандисе, получая приют от графа Жеротинского. В 1621 году в городе Фульнеке была сожжена библиотека Яна Коменского с рукописями и начатыми работами, а в 1622 году от чумы умерли его жена и двое сыновей. В это время пишет «Лабиринт света и рай сердца», завершая его в 1623 году.
Проживая в городе Брандисе, Ян Коменский сближается с семьёй епископа Яна Цириля, и летом 1624 года женится его дочери Марии-Доротеи. Она была очень добрым и благородным человеком и выражала сочувствие к угнетению протестантов.
В 1626 году с семьёй Ян Коменский укрывается в Северо-Восточной Чехии в городе Биле-Тржемешне в замке помещика Иржи Садовского. Здесь же он пишет «Чешскую дидактику» — мать «Великой дидактики».
Прибежище в Лешно, Польша (1628—1641 годы)
В 1627 году после издания 31 июля императором Фердинандом указа об изгнании протестантов, Ян Амос Коменский вместе с семьёй и общиной Чешских братьев покидает Чехию, куда он больше никогда не вернётся. Они нашли прибежище в Польше в городе Лешно. Здесь Ян Коменский прожил три периода: с 1628 по 1641 год, с 1648 по 1650 год, с 1654 по 1656 годы. Мысли о страдании и мучениях единоверцев в эти сложные годы жизни подталкивают его к началу работы над величайшим трудом — «Великая Дидактики», которая была завершена в 1632 году.
Ян Коменский уверен, что нужно менять воспитание молодёжи, передавая им нравственность, наполняя их образование культурой, духовностью. Только так можно уберечь будущее от насилия, кровавых войн, несправедливости. Его размышления о воспитании и реформации общества подталкивают к идеям о новой системе обучения, его содержании и миссии. Ян Коменский здесь начал работу над «Материнской школой», завершив её в 1632 году.
Одновременно с «Великой дидактикой» Коменский в 1631 году пишет учебник латинского языка «Открытая дверь языков и всех наук», который прославил его.
В 1633 году Ян Коменский к этому учебнику составил дополнительно «Преддверие к открытой двери к языкам».
В XVI—XVII веках стало популярным стремление к энциклопедическому образованию, пансофия — всезнание. Это направление увлекло Яна Коменского. Вскоре он получает письмо от английского мецената Самуэла Гартлиба написать «Пансофию» и готовностью финансово поддержать Коменского.
В 1637 году эта книга была издана без ведома автора под названием «Введение к опытам Коменского», позднее в 1639 году «Предвестник пансофии». Эта работа получила большой отклик и заинтересовала величайшего учёного того времени Рене Декарта[6]:
Коменский — человек могучего ума и великих идей.Рене Декарт
В 1637 году Коменский пишет «Кузнец Счастья, или Искусство советовать самому себе».
Пансофические идеи и пребывание в Англию (1641—1648 годы)
В 1637 году Коменского приглашают в Швецию для реформы системы образования, но Ян Амос отказывается, увлекшись идеями «Пансофии». В это время в Лондоне проповедник Джон Глауден, выступая в парламенте, говорит о Коменском как о гениальном творце своего времени. Английский парламент приглашает Яна Коменского в Англию для работы по осуществлению «Пансофии», куда Ян Коменский прибывает 21 сентября 1641 года. Здесь Коменский пишет пансофический труд «Путь света».
В 1642 году в Англии начинается гражданская война, замысел не осуществляется, и Ян Амос Коменский получает приглашение поехать в Швецию, куда он прибывает в этом же году. По пути в Голландии Яну Амосу Коменскому была организована встреча с Рене Декартом.
Второе пребывание в Лешно (1648—1650 годы)
В 1648 году Ян Коменский становится главным епископом и последним руководителем общины Чешских братьев в городе Лешно. Здесь он в 1648—1650 годах публикует работу «Новейший метод преподавания языков», пишет в 1650 году «Свет во мраке».
Жизнь и реализация идей в Венгрии (1650—1654 годы)
В 1650 году с семьёй Ян Коменский приезжает в Венгрию. Здесь начался самый плодотворный для него период. Он работал в гимназии города Шарош-Патака, пытаясь реализовать в ней на практике идеи из сочинения «Пансофическая школа» в трёх специально по-новому организованных классах.
Самый яркий труд этого времени «Мир чувственных вещей в картинках» был закончен в 1653—1654 годах, а напечатан в 1658 году. Эта книга была введена в русских школах как учебник в 1786 году, получив высокую оценку от Константина Ушинского.
В 1653—1654 годах Коменский пишет труды «Школа-игра», «Счастье народа».
Третье пребывание в Лешно (1654—1656 годы)
В 1654 году по требованию братской общины Ян Коменский вновь возвращается в Лешно, где занимался не только делами общины, но и вёл научно-педагогическую работу. Этот период жизни в Лешно был самым коротким. В 1655 году началась война между Польшей и Швецией. Коменский в это время пишет панегирик в честь короля Швеции Карла Густава, вызывая недовольство со стороны правителей Чехии в адрес общины Чешских братьев. Город Лешно в ходе войны был предан огню, чехи вынуждены были бежать не только из этого города, но и из Польши. Много рукописей Яна Коменского было уничтожено в этом пожаре.
Последние годы жизни в Амстердаме (1656—1670 годы)
По приглашению Людвига ван Геера Ян Коменский в августе 1656 года переселился в Амстердам. Амстердамский сенат оказал помощь чешским беженцам, а Яну Коменскому предложили должность профессора и хорошее жалование, чтобы он мог закончить свою работу над пансофическими трудами. От должности профессора Коменский отказался, но принял помощь сената.
Этот последний период жизни и творчества Яна Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитие педагогической мысли. Здесь были изданы полные собрания сочинений великого чешского педагога из двух томов.
С 1660-х годов Ян Коменский прекращает работу над педагогическими трудами и посвящает свои работы проблемам мира и сотрудничества народов.
В 1656—1662 годах издаются семь частей «Общий совет об исправлении дел человеческих».
В 1667 году публикуется труд «Ангел мира».
«Лебединой песней» Яна Коменского стало сочинение «Единственно необходимое», в котором он подводит итог своей жизни.
С болью Ян Коменский пишет[6]:
Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, моё пристанище постоянно менялось, и нигде не находил я себе прочного приюта.
Автобиография патриота и чешского мыслителя изложена в его сочинении «Продолжение братского завещания», написанное в 1669 году.
15 ноября 1670 года Ян Амос Коменский скончался вблизи города Астердам. Рядом с ним был его сын Даниэль, дочь Елизавета с пятью внуками.
Похоронен на кладбище в Нардене во французской церкви[6].
Семья
Фамилия Коменских начала свою историю с деда Яна Амоса Коменского, которого также звали Яном по фамилии Сегеш. Он переехал жить из Словакии в Чешскую Моравию, и выбрал для жизни деревню Комне. Именно здесь дед и поменял фамилию Сегеш на Коменского в честь названия деревни.
В этой деревне родился отец Яна Коменского Мартин Коменский.
Мать — Анна Коменская, Хмелова до замужества.
Ян Амос Коменский был трижды женат. Первые два брака закончились трагически.
Первый брак с Магдалиной Визовской продлился с 1618 по 1622 год. Жена была падчерицей бургомистра города Пшеров, образованным и благородным человеком, другом Яну Амосу. Она умерла вместе с двумя сыновьями от чумы в 1622 году.
Второй женой стала Мария Доротея. Она была дочерью епископа Яна Цириля. Счастливый брак длился с 1624 по 1648 год и закончился гибелью жены, оставив Яну Коменскому четверых детей, младшему из которых было только два года. Известно, что одного из сыновей от этого брака звали Христиан.
В пятьдесят семь лет судьба благоволит Яну Амосу Коменскому, и он женится в третий раз году на молодой Яне Гаюсовой в 1649 году, дочери ректора нидерландской гимназии. Вместе они проводят всю оставшуюся жизнь. В этом браке рождается двое детей: сын Даниэль и дочь Елизавета[2]. Именно они были рядом с отцом в последние минуты его жизни.
Религиозные взгляды
Ян Амос Коменский был членом религиозной общины Чешских Братьев, а также поддерживал и следовал идеям милленаризма. Они состоят в том, что в момент конца света произойдёт второе пришествие Иисуса Христоса на землю, наступит господство царства справедливых, которые ожидают Судный день[3].
Чешские братья выступали против имущественного и сословного неравенства, католичества, проповедовали отказ от всякого рода насилия и борьбы. Высошайшая нравственная строгость, организованность, дисциплина, упорядоченность взглядов, были характерным признаком общины Чешских братьев во времена жизни Яна Коменского. Кроме того в устройстве общины зарождался внутренний демократический характер взаимоотношений[2].
Община Чешских братьев большое значение придавала печатанию книг, с помощью которых можно было распространять идеи воспитания и повышение культуры народа.[6]
Педагогические взгляды
Ян Амос Коменский — основоположник педагогики
Яна Амоса Коменского по праву считают отцом педагогики. В его наследии рассмотрены все важнейшие вопросы педагогической науки. Из содержания его трудов педагогика представляется как наука о воспитании ребёнка.
Под воспитанием Ян Коменский понимает целенаправленный процесс формирования ребёнка и подростка в специально организованной среде под руководством воспитателя-учителя, а урок — форма организации обучения.
Все основные вопросы обучения и воспитания рассмотрены Яном Коменским в «Великой дидактике», «Материнской школе», «Общем совете об исправлении дел человеческих», «Пансофической школе» и других.
Вопросы педагогики Коменский рассматривал с двух позиций: религиозно-идеалистической и реалистически-материалистической.
В педагогических поисках он обращался к таким методам, как наблюдение, эксперимент, используя опыт современной ему школы. Критическое отношение к прошлому, освоение всего лучшего, созданного человечеством в теории и практике воспитания, — вот ведущая позиция Коменского.
Ян Амос Коменский в своих сочинениях дал такие основополагающие указания, которые намного опередили практику и педагогику того времени[6].
Ребёнок как предмет воспитания
Ян Коменский уделял много внимания раскрытию истинной природы ребёнка и его способностей. Об этом его труд «О культуре природных дарований».
Основная идея пансофии Коменского гласит: «Учить всех всему». Но эта мысль поставила перед Коменским важнейшую проблему: все ли способны изучить всё, стать образованными. Перед ним встал вопрос о возможностях ребёнка, его познавательных способностях.
В ответе на этот вопрос Ян Коменский исходит из величайшей любви к ребёнку и веры в его силы[2].
Золото и серебро – вещи ненадёжные и скоропроходящие, а дети – бессмертное наследие.Ян Амос Коменский
Ребёнка Коменский сравнивает с Богом и пишет[8]:
Итак, вы понимаете, любезнейшие слушатели, что природным дарованием в нас является то, благодаря чему мы представляем собой образ божий, то есть маленьких богов, оставаясь тем не менее людьми.Ян Амос Коменский
В вопросах о том, что представляет собой ребёнок и с какими качествами и способностями он рождается, Ян Коменский придерживается идей Аристотеля и теории эмпиризма, он утверждает, что любой ребёнок способен учиться и стать образованным человеком, независимо от того, к какой расе, полу, сословию относится[8].
И в самом деле, каким бы человек ни родился, он рождается человеком, «одушевлённым полем», а потому какова родь семян в отношении к земле, такова роль знания в отношении к человеческому духу. Как нет такого несчастного поля, которое, будучи возделанным, не восприняло бы каких-нибудь семян и не принесло бы плода, так едва ли бывают окончательно бесплодными дарования.Ян Амос Коменский
Коменский уверен, что рождается не само по себе знание, а способность к нему, но в то же время уверен о врождённости идей божественного добромыслия и добротворчества.
Коменский под влиянием Аристотеля считал, что человек является носителем растительной, животной, интеллектуальной или духовной жизни[9].
Мы живём здесь тройной жизнию: растительною, животною, умственною или духовною, из которых первая нигде не выходит за пределы тела, вторая через действия чувств, а третья может существовать так же отдельно, как это видно у ангелов.Ян Амос Коменский
Ребёнку с рождения сопутствует способность познания[9].
Человек родился способным для уразумения вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу… и корни этих трёх способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева.Ян Амос Коменский
Ян Коменский считает, что человеку свойственны четыре части (качества, способности)[8]:
… Первая называется ум лат. mens – зеркало всех вещей, с суждением лат. judicium – живыми весами и рычагом всех вещей и с памятью лат. memoria– кладовою для вещей.
На втором месте – воля лат. voluntas – судья, всё решающий и всё повелевающий.
Третья – способность движения, исполнительница всех решений.
Четвёртая – речь.
Для всех этих четырёх деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ: мозг, сердце, рука, язык. В мозгу мы носим мастерскую ума; в сердце, как царица в своём дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык – мастер речи, посредник между различными умами, заключёнными в различных, друг от друга разделённых телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действия».Ян Амос Коменский
Коменский выделяет шесть типов детей[8]:
1. Дети с острым умом, любознательные и послушные, наиболее пригодные для научной работы.
2. Дети с острым умом, но неторопливы.
3. Дети с острым умом, для которых характерно стремление к знаниям и упорство.
4. Дети послушные и любознательные, но медлительные.
5. Тугоумы, медлительные и ленивые дети.
6. Тупые и испорченные дети.
Коменский всегда отводит большую роль воспитания в формировании человека, но не исключает роди наследственности и большого значения среды. Воспитанием можно преодолеть плохие склонности, заложенные о рождения.
Цели и задачи воспитания
Ян Коменский считает, что цели и задачи воспитания, его содержание должны вытекать из назначения человека.
В книге «Об изгнании из школ косности» он пишет[6]:
Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны его граждане, в обилии мудрецов — счастье мира.Ян Амос Коменский
Коменский видел в каждом ребёнке будущего деятеля, мудреца, с уважением и заботой относился к его личности.
В книге «Выход из схоластических лабиринтов» Ян Коменский определяет цель школы как помощь в достижении человеком соответствия своему призванию и назначению, получении всевозможно полного образования, совершенствующего его природу, стать «мастерской» для выработки из людей подлинных людей, из христиан — подлинных христиан.
Цель воспитания — сделать человека[6]: | Этому должны способствовать | |
---|---|---|
1 | знающим все вещи; | научное образование; |
2 | владыкою вещей и самого себя; | добродетель, или нравственность; |
3 | таким, чтобы он себя и и всё возводил к богу, источнику всех вещей; | религиозность, или благочестие" |
4 | имеющим здоровое тело. | физическое воспитание. |
Знать, действовать, говорить – вот в чём соль мудрости, необходимая услада всей человеческой жизни, без чего всё было бы нелепо, безвкусно и обречено на гибель»[2].Ян Амос Коменский
Идея природосообразности
Ян Амос Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Её смысл в том, что все явления жизни, в том числе и педагогические, развиваются сообразно природе. Необходимо раскрыть эти закономерности, чтобы проникнуть в суть этих явлений, преобразовать их и поставить на службу человеку.
Идея природосообразности воспитания предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от нас.
Природа едина, в ней царят гармония и порядок, она не любит скачков, всё протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного и в процессе своего действия исходит из самой себя. Поэтому в природе всё происходит естественным путём. Отсюда и воспитание ребёнка, как частицы природы, также должно производиться естественным путём[6].
Память
- Памятник Яну Амосу Коменскому, Кромержиж, Чехия
- Скульптурная группа «Прощание Яна Коменского с родиной», 1911
- Храм Яна Амоса Коменского «Красный костёл» на Площади Коменского, город Брно, Чехия
- Медаль Яна Амоса Коменского
- Медаль имени Яна Амоса Коменского (Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР), 7 декабря 1976 год)
Примечания
- ↑ Д. Чапкова, Л. А. Микешина. Коменский Ян Амос // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2004.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 А. Г. Асмолов, Г. А. Боровский, М. Д. Дарчия, В.И. Загвязинский. Антология гуманной педагогики. Я.А. Коменский / И.Д. Чечель. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. — С. 5—19. — 224 с. — ISBN 5—89147—006—3.
- ↑ 3,0 3,1 Массальски, А. Ян Амос Коменский (1592–1670) – предшественник и соавтор непрерывного образования в современной Европе // Электронный архив библиотеки МГУ имени А. А. Кулешова : журнал конференции. — 2016. — С. 30.
- ↑ В.В. Кумарин. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости // Народное образование : журнал. — 1998. — № 6.
- ↑ А. Н. Пережовская. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. : журнал. — 2015. — Май. — С. 27—30.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский / Пискунов А. И.. — М.: Педагогика, 1970. — С. 36—73. — 443 с. — ISBN iS92-i6yo.
- ↑ Пророк, член тайного правительства Европы: кто такой "Отец педагогики"? . РИА Новости (2 апреля 2022). Дата обращения: 14 апреля 2022.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Коменский Я. А. О развитии природных дарований // Библиотека по педагогике : сайт. — 1650.
- ↑ 9,0 9,1 Коменский Я. А. Великая дидактика. — М.: Педагогика, 1989. — 416 с. — ISBN ISBN 5-7155-0164-4.
Ссылки
Д. Лордкипанидзе «Ян Амос Коменский»
К. Ельницкий "Ян Амос Коменский и его педагогические идеи
С. В. Смоляницкий «Три века Яна Амоса Коменского»
А. И. Пискунов «Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я. А. Коменского»
Музей Яна Амоса Коменского Přemysl Otakar II. 37 688 12 Uherský Вrod
Музей университета Коменского в Пршерове
См. также
Ушинский, Константин Дмитриевич
Сухомлинский, Василий Александрович
Амонашвили, Шалва Александрович
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 28 марта
- Родившиеся в 1592 году
- Умершие 15 ноября
- Умершие в 1670 году
- Умершие в Амстердаме
- Незавершённые статьи
- Незавершённые статьи, требующие уточнения шаблона
- Гуманная педагогика
- Великие педагоги
- Философы
- Философы XVI века