Могила
Моги́ла — место, где захоронен покойный. Этим же термином называют свежевырытую яму для захоронения[1].
Общие сведения
Происхождение слова «могила» неизвестно. Его связывают со словом «мочь» — сталкивать в кучу, отсюда появляется толкование «холм», «куча» и «ком»[2].
Обязательное условие для могилы — уход за ней (полоть сорняки). На могилах могут располагаться свечи, цветы, игрушки и иные предметы, выражающие уважение и память об усопшем[3].
Могилы располагаются в специально отведённых для этого местах — кладбища, склепы, погосты. Редко можно встретить отдельно стоящие захоронения выдающихся деятелей из прошлого. Памятные знаки можно встретить в местах беспорядочных массовых захоронений, именуемые «братскими могилами». Такие захоронения встречаются в местах, где проходили бои.
Над могилами устанавливается крест или надгробие с информацией об усопшем (фамилия, имя, отчество, даты рождения и смерти). Встречаются и «безымянные могилы» — захоронения людей, личность которых не установлена.
Культура захоронения в мировых религиях
Ислам
По мусульманским канонам шариата представителей исламской конфессии запрещается хоронить в одном месте с представителями других религий и атеистами. Для мусульман выделяют целые кладбища или специально отведённые места на общегородских кладбищах. Гробы для погребения мусульман используются только в чрезвычайных ситуациях: инфекционное заболевание, запрет на уровне законодательства, высокая рыхлость почвы и иные причины. В ляхд кладут тело усопшего, поворачивают его на правый бок, чтобы его лицо было направлено к Мекке. Могила обязательно обносится металлической оградой, чтобы обезопасить её от осквернения и падальщиков.
Надгробия на могилы не ставили — это считалось излишеством, в настоящее время от этого убеждения уходят. Надгробия мусульман ориентированы на Каабу и содержат изображение полумесяца, фамилию, имя и даты рождения и смерти. Фотографии на надгробиях мусульман не допускаются.
Мусульманские кладбища отличаются благопристойностью и минимализмом. Дорожки между могилами широкие, чтобы свободно проходило несколько людей. Главные дорожки оборудованы лавочками, для удобства посетителей. Мусульмане для захоронения роют могилы так, чтобы в неё поместилось не только тело усопшего, но и люди, которые будут его опускать. Глубина могилы не превышает 2 метров. У дна могилы нужно вырыть ляхд (специальная ниша, куда кладут тело умершего). В свод ниши устанавливаются подпорки, чтобы он не осыпался. Ниша закрывается досками или кирпичом, только после этого засыпается[4].
Иудаизм
Процесс подготовки тела усопшего заключается в омовении девятью кавами воды, в тоже время читаются псалмы, после чего тело заворачивают вместе с головой в белую ткань. Перемещение тела в гроб осуществляется родственниками умершего, руки его укладывают вдоль тела. Под голову усопшего обязательно нужно положить мешочек со святой землёй, которой в небольшом количестве посыпают тело.
Захоронение усопшего происходит в первые сутки после смерти, кроме тех случаев, когда день смерти приходится на праздник. Захоронение происходит в присутствии раввина. Читается похоронная проповедь. Надгробия на иудейском кладбище выглядят как вертикальные плоские камни, с именами и годами жизни покойного. Для надписей на памятнике используют иврит[5].
Покойного могут похоронить только на специальном кладбище. При отсутствии места, можно захоронить в неизвестную могилу, если разложение останков завершено. В этом случае на старое захоронение насыпают землю не менее 60 сантиметров и на неё кладут гроб усопшего. Если надо старой могилой с разложившимися останками осталось надгробие, тогда на нём пишутся обои похороненных, возможны изображения цветов, животных или орнамента[6].
Буддизм
Если буддист ощущает приближение смерти, он приглашает в дом ламу (священника). Лама помогает принять неминуемое и избавиться от страха смерти. Лама окуривает дом травами и читаем молитвы, а человек лежит в позе эмбриона и ожидает смерти.
Белые ленты вокруг дома означают смерть. Белой тканью завешивают зеркала и домашний алтарь, потому что умерший считается не чистым. Лама проводит поминальную службу с домочадцами умершего, в тот же день. Усопшему могут дать новое имя.
На грудь покойного кладут нож, чтобы оградить от злых духов. Фотография усопшего ставится на стол рядом со свечами и благовониями. Перед фотографией ставят пиалу с рисом, а приборы втыкают вертикально.
Буддисты считают, что тело усопшего нужно отдать одной из 5 стихий:
- Огонь — кремация;
- Вода — развеять прах над водой;
- Земля — традиционная процедура похорон;
- Дерево — тело забрасывают пнями и ветками;
- Воздух — тело оставляют в горах, на съедение птицам.
В последнее время в основном используются кремация и традиционная процедура похорон. Во время похорон никаких широких обрядов не проводят, гроб опускается в землю и засыпается. После этого все моют руки, а могилу нужно окурить благовониями. В случае кремации, пока тело сжигают, родственники находятся в зале, читают молитвы и вспоминают усопшего добрым словом. Урна подлежит захоронению только на следующий день[7].
Христианство
Древняя Русь
Со времён язычества, для погребения усопших использовались курганные насыпи. У осёдлых народов, места погребения располагались недалеко от места обитания.
Форма могильного холма на Руси была предпочтительно круглая или продолговатая, высотой от 1 до 2 метров. Могильный курган состоял из нескольких слоёв, которые были насыпаны в разное время. В некоторых случаях устанавливались столбы для урн или укладывались камни определённым образом. Для души покойного строили навесы, лавочки или домики, чтобы она могла отдохнуть. Поморские славяне укладывали на могильный курган колья. Вытесанные камни с изображением умерших появились после нападения печенегов и половцев.
Внутреннее устройство кургана зависит, от места захоронения усопшего (на земле или под землёй). После того как христианство запретило насыпать курганы, могилы приобрели обычный вид[8].
Конец Х — начало ХVI века
В конце X — начале XI века начинается строительство храмов, это способствует организации кладбищ. Кладбища устраивают в местах, которые освещены церковью. Захоронения знати располагались либо в церкви, либо в местах прилегающим к ней, тогда как рядовых жителей хоронили за пределами населённых пунктов. На могильных холмиках, устанавливаются кресты. Поквартальная планировка кладбищ появилась в конце XVI века. Это позволяло родственникам усопших легко найти место захоронения.
Конец XVII века
Концу XVII века на крестах стали появляться перекладины с датами рождения и смерти. Перекладины помогают найти место захоронения усопшего. Самыми популярными видами надгробий являются белокаменные прямоугольные или трапециевидные плиты, мемориальные саркофаги.
XVIII—XIX века
В XVIII—XIX веках появляются разновидности кладбищ: тюремные, инфекционные, морские, военные и другие. Ведущие религиозные общины, которые ведали вопросами захоронений были: армянская, мусульманская, православная, еврейская, католическая, иноверская и лютеранская, а в сельской местности этим занималась крестьянская община.
XIX—XX века
Кладбища в конце XIX — начале XX веков располагаются за пределами населённых пунктов. Теперь статус усопшего влияет только на размер участка земли для захоронения, а на местоположение могилы нет. Рядом с состоятельными гражданами хоронили членов семьи и их «родственные» некрополи имели ограждение.
Революция 1917 года стала переломным моментом и многие традиции по захоронению были утеряны или упразднены. Принимается Декрет «О кладбищах и похоронах» и разрабатываются первые «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ». Теперь церковь отстранена от похоронного дела, а кладбища не должны располагаться рядом с храмами или иными общественными зданиями. Большое количество кладбищ приходится уничтожить, чтобы выполнить требования санитарных норм[9].
Вносятся изменения в вопросы захоронения, так как стал активно подниматься вопрос о кремации усопших. А сам процесс захоронения состоял из двух стадий: погребальная и обрядовая. Погребальная была безвозмездная, а вот за обрядовую приходилось платить родственникам усопшего[10].
Требования к форме и расположению могилы православного христианина:
- Ориентация на восток. Это связано с символикой, в которой восток ассоциируется с обновлением жизни и воскресением.
- Форма простая и скромная. Представляет собой небольшое возвышение или маленький холм, которые покрыты травой или землёй. На могиле устанавливается крест, обозначающий веру усопшего.
На кладбищах обычно строят часовню, склепы, колокольню, древесные насаждения и церковь. Размещение могил на кладбищах, регламентирован общим порядком обустройства.
Глубина могилы не менее 160—180 сантиметров, чтобы предотвратить случайное раскрытие гроба в результате природных явлений. Слишком мелко закапывать гроб с телом усопшего нельзя, может нарушить процесса разложения и привести к загрязнению окружающей среды[11].
Места гибели и памятные знаки
Установка памятных знаков в тех местах, где произошла внезапная, неестественная смерть, идёт с древних времён. В русской культуре такими знаками были кресты (обетные или памятные) и часовни. Хотя такая досрочная и неестественная смерть считается одним из основных критериев, чтобы отнести усопшего к вредоносным. Раньше таких покойников, нельзя было хоронить на кладбищах — это относилось как к самоубийцам, так и жертвам, которые погибли неестественной смертью не по своей воле. В дальнейшем, эта норма стала относиться только к самоубийцам[12].
Галерея
Примечание
- ↑ Могила . Толковый словарь Ожегова. Дата обращения: 27 октября 2023.
- ↑ Могила . Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н.М.. Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ Как должна быть могила православного христианина: особенности оформления и символики . tsaristrussia (14 сентября 2023). Дата обращения: 23 октября 2023.
- ↑ Могила в Исламе: Мусульманские могилы и надгробные памятники . Похоронная служба. Дата обращения: 29 октября 2023.
- ↑ Похоронные обряды в разных конфессиях . diletant.media (28 октября 2015). Дата обращения: 29 октября 2023.
- ↑ Похороны в иудаизме . Городская специализированная служба по вопросам похоронного дела. Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ Похороны религий мира: как прощаются с усопшими буддисты . kco-ekb. Дата обращения: 31 октября 2023.
- ↑ Формы могил и кладбища . helpiks (9 октября 2015). Дата обращения: 29 октября 2023.
- ↑ Колосова И.И., Медведева А.Б. История формирования культуры захоронений русского государства в X - начале XX в. // Вестник ТГАСУ. — 2014. — № 3. — С. 35—46.
- ↑ Чеченева В.В. Погребение и похоронное дело в период от крещения Руси до 1990-х годов: историко-правовой аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — С. 50—52.
- ↑ Как должна быть могила православного христианина: особенности оформления и символика . tsaristrussia.ru (14 сентября 2023). Дата обращения: 29 октября 2023.
- ↑ Соколова А.Д. Трансформация похоронного обряда и новые обрядовые практики // Религиоведческие исследования. — 2015. — № 11. — С. 98—99.