Некрополь

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Некро́поль (дословно: «город мёртвых», др.-греч. νεκρός (nekros) — «мёртвый», πόλις (polis) — «город») — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.

История

В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.

Некрополи этрусков по масштабам напоминают скальные гробницы[en] стран Востока и не имеют аналогов в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Знать строила их для обеспечения своей загробной жизни в виде дворцов, повторяющих планировку жилых домов. Склепы украшались фресками и заполнялись драгоценной утварью[1].

Римляне чаще располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живущим о подвигах предков (наиболее известный — Римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги).

Бог погребальных ритуалов у древних египтян — Анубис — является также богом некрополей.


В наиболее ранних центрах Древней Руси устроение кладбищ внутри городов произошло, вероятно, после постройки первых городских соборов в конце X — 1-й половине XI веков. Некрополи возникали рядом с храмами, но в связи с нехваткой пространства, начали устраиваться за их пределами в черте населённых пунктов.

Поводом к пресечению практики погребений среди городской застройки в крупных населённых пунктах Российской империи стали эпидемии, в частности чумы. Указом Сената было окончательно запрещено хоронить при церквах и в некоторых монастырях. Взамен этого кладбища начали открываться за городскими заставами. Благоустройству большинства общих кладбищ до конца XIX века уделялось мало внимания. Они не входили в сферу ве́дения городских властей и оставались под контролем властей епархиальных (муниципальные органы отвечали лишь за вопросы землепользования). Только с 1890-х годов в России начались работы по дренированию территорий кладбищ и установке каменных оград.

См. также

Примечания

  1. Ирина Портнягина. Античность. Этрурия и этруски // Энциклопедия для детей. Всемирная история / Глав. ред. Аксёнова М. Д., Володин В.. — 4-е изд.. — М.: Аванта+, 2001. — Т. 1. — С. 143—147. — 688 с. — ISBN 5-8483-0003-8. — ISBN 5-8483-0001-1.

Литература

  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отделение истории. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4. (в пер.)
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. C. 24-27.
  • Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе // Церковная археология. Вып. 4 / Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. В. Покровского 1-3 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 300—305.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублева в свете новейших исследований // Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000.
  • Скуднова В. М. Архаический некрополь Ольвии: Публикация одной коллекции / Научная редакция и подготовка к изданию С. П. Борисковской; Государственный Эрмитаж. — Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1988. — 184 с. — 4300 экз. — ISBN 5-210-00072-9. (в пер.)
  • Грач Н. Л. Некрополь Нимфея / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Наука, 1999. — 328 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-026130-0. (в пер.)

Ссылки