Белинский, Виссарион Григорьевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Виссарион Григорьевич Белинский
В. Г. Белинский. Художник Кирилл Горбунов. 1843.
В. Г. Белинский. Художник Кирилл Горбунов. 1843.
Дата рождения 30 мая 1811(1811-05-30)
Место рождения Свеаборг, Великое княжество Финляндское, Российская империя
Дата смерти 26 мая 1848(1848-05-26) (36 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Подданство Российская империя
Род деятельности Публицист, драматург, переводчик, литературный критик
Годы творчества 1834 - 1848
Жанр Литературная и театральная критика
Язык произведений Русский
Автограф Автограф
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая (11 июня) 1811, Свеаборг, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 26 мая (7 июня) 1848, Петербург) — выдающийся русский публицист, первый литературный и театральный критик. Прожив на свете неполных 36 лет, провинциал, выросший в Чембаре Пензенской губернии, не окончивший гимназию и университет, покорил столицу и на протяжении многих лет формировал в обществе литературные вкусы и убеждения. Оставил литературное наследие в 13 томах, фундаментальные статьи о творчестве Пушкина и Лермонтова. Белинский явился основоположником театральной критики в России[1]. Он разработал теорию журнального дела, его взгляды на литературу как общественную силу нашли много приверженцев в последующих поколениях писателей. Имя Белинского увековечено в названиях культурных и образовательных учреждений, ему установлены памятники, открыт музей[2].

Село Белынь, Пензенская область

Начало биографии

Родословная

Виссарион Белинский родился в 1811 году в далёкой военной крепости Свеаборг (ныне Суоменлинна, островная часть города Хельсинки, территория Финляндии)[3], где служил военным лекарем его отец. Но когда мальчику исполнилось 5 лет, семья вернулась на родину предков в Пензенскою губернию, в город Чембар, недалеко от которого находится село Белынь, откуда и пошла фамилия Белинских (первоначально: Белынские)[4][5].

Дед был священником в селе Белынь Пензенской губернии, слыл бескорыстным, честным аскетом — проповедником. Отец будущего критика Григорий Никифорович Белынский получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, в молодые годы служил корабельным лекарем в Кронштадте, в составе Свеаборгской гребной флотилии принял участие в войне с Наполеоном, за участие в сражении под Митавой был награждён «на голубой ленте серебряной медалью». После выхода в отставку и возвращения в родные места, служил в уездном городе Чембаре уездным штаб-лекарем. Григорий Никифорович слыл человеком образованным и резко выделялся среди чембарского дворянства и чиновничества.

В 1830 году отец получил чин коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Сам Виссарион Белинский в конце жизни воспользовался этим правом, обратившись в Пензенское дворянское собрание с прошением причислить его к дворянскому сословию Пензенской губернии[4].

Влияние отца на формирование личности

Отец имел огромное влияние на Виссариона, о чём свидетельствовал родственник Дмитрий Иванов[4]:

«Нравственные черты характера, прямодушие, стойкость убеждений, наклонность к шутке, насмешке — наследовал он от отца. Совершенно чуждый предрассудков, притом склонный к остротам и насмешке, тот открыто высказывал всем и каждому в глаза свои мнения о людях и предметах, о которых им и подумать было страшно. Всё грамотное население города и уезда обвиняло Григория Никифоровича в неверии в Христа, не хождении в церковь, в чтении Вольтера...»

— Дмитрий Иванов

Позже Белинский напишет в письме к своей невесте Марии Орловой[6]:

«Я с детства считал для блага истины плевать в рожу общественному мнению, если оно глупо или подло».

— Виссарион Белинский

В провинциальном городке Чембаре Виссарион провёл детские и юношеские годы. Родительский дом одарил его трудолюбием и характером, дал основы пытливому уму, воспитал страстного честного провинциала, чьё имя составило славу и гордость России. Здесь, в провинциальной глуши, образовывались ум и сердце даровитого ребёнка, юный Виссарион вслед за отцом читал Вольтера, Юнга, Ломоносова. «Чистейшее и упоительное наслаждение» доставила ему книга Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, природного англичанина», журнал «Детское чтение для сердца и разума», издававшийся просветителем Николаем Новиковым. Но специальной детской литературы ещё не существовало, поэтому читали новинки, наполненные полемическим смыслом, как книга о Гулливере. Но были и, по словам Белинского, «бессмысленные», без всякого подтекста, как «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфине Фредерике-Луизе», но написанная занимательно, с запутанной интригой, красочным живым языком книга оставила неизгладимое впечатление. С возрастом вкусы мальчика становились всё взыскательнее, любимыми авторами стали Державин, Жуковский, Пушкин[4].

Годы, проведённые в отцовском доме, были самыми счастливыми — здесь он начинал познавать мир, учился грамоте, читал первые книги. Вспоминая чембарское детство, Белинский с присущей ему эмоциональностью, ставшей отличительной стилистической особенностью его творчества, восклицал[4]:

«Это время нашего единства с природою. Выше же бокал мой за вас, счастливые лета моего младенчества! Я теперь умнее, чем был тогда; я не променяю разума на самое блаженство, но мне всё же жаль вас, о радужные дни моего счастливого детства».

— Виссарион Белинский

Учёба в Чембарском училище

В Чембаре Белинский получил первоначальное образование в уездном училище, где «слыл за ученика даровитого и прилежного». Сам о себе говорил: «В огромные кипы тетрадей неутомимо, денно и нощно и без всякого разбору, списывал стихотворения Карамзина, Дмитриева, Сумарокова, Державина, … плакал, читая «Бедную Лизу». В 1823 году в чембарском училище произошла знаменательная встреча юного Белинского с Иваном Лажечниковым, директором пензенских народных училищ, будущим автором исторического романа «Ледяной дом»[7]:

«В 1823 году ревизовал я чембарское училище. Во время делаемого мною экзамена выступил передо мною, между прочими учениками, мальчик лет 12, которого наружность с первого взгляда привлекла моё внимание. Лоб его был прекрасно развит, в глазах светился разум не по летам… На все делаемые ему вопросы, он отвечал так скоро, легко, с такою уверенностию, будто налетал на них, как ястреб на свою добычу (отчего я тут же прозвал его ястребком), и отвечал, большею частию, своими словами, прибавляя ими то, чего не было даже в казённом руководстве, — доказательство, что он читал и книги, не положенные в классах. Я особенно занялся им, бросался с ним от одного предмета к другому, связывая их непрерывною цепью, и признаюсь, старался сбить его... Мальчик вышел из трудного испытания с торжеством. Это меня приятно изумило».

— Иван Лажечников

Подаренную Лажечниковым книгу «ястребок» принял как должную себе дань, без низких поклонов. Лажечников рекомендовал одарённому мальчику продолжить образование в губернской гимназии[7].

Образование в пензенской гимназии

В 14 лет Белинский поступил в Первую пензенскую гимназию (здание сохранилось, отмечено мемориальной доской, в нём с 1989 года располагается Литературный музей). Здесь происходило первоначальное образование души, формировался характер провинциала — покорителя столиц. Один из гимназистов Алексей Максимов — вспоминал: «Помню хорошо наружность этого молодого гимназиста: он был среднего роста, худощав, более блондин, нежели брюнет, крупные черты лица его были суровы». Преподаватель Михаил Попов запомнил независимый характер Виссариона[4]:

«У него взгляд и поступки были смелые, как бы говорившие, что он не нуждается ни в чьей помощи, ни в чьём покровительстве. Таков он был и после, таким и пошёл в могилу».

— Михаил Попов

Виссарион Белинский. Художник Константин Савицкий. 1898.

Виссарион рос серьёзным, гордым, не способным кланяться. Его отличала искренность, прямота суждений, внешняя независимость, сильный характер и в то же время, ранимость и стеснительность. По отзывам знакомых гимназистов, Белинский вёл жизнь замкнутую, держался отчужденно, не любил общества, чуждался товарищей, но научные успехи его были несомненные: был прилежен и терпелив, поведения безукоризненного. Зубрёжки не терпел, хорош был там, где нужно было анализировать и делать выводы. Ни одна минута у юного гимназиста не пропадала даром, он или читал, или что-нибудь переписывал из литературных новинок в свои заветные тетради. Друзья дали ему прозвище «маленький Перикл», «маленький философ»[4].

Лажечников считал Белинского «лучшим украшением» гимназии: «Бывало, поэкзаменуйте его, как обыкновенно экзаменуют детей — он из последних, а поговорите с ним дома, по-дружески, даже о точных науках, — он первый ученик». Успехи его по русской словесности были так хороши, что в 1828 году гимназическое начальство поручило ему вести занятия вместо отсутствующего преподавателя, о чём вспоминал учившийся в ту пору будущий знаменитый филолог, академик Фёдор Буслаев[8].

Огромное влияние на его духовное развитие оказали первые встречи с театральным искусством, превратив его в страстного почитателя театра. Крепостной театр Гладкова считался одним из лучших в провинции, хотя его здание, находившееся в центре Пензы, и колыхалось от ветхости, но обаяние сцены было столь велико, что спустя много лет в статье «Александрийский театр» Виссарион вспоминал мощное и эмоциональное воздействие пензенского театра на провинциального юношу: «…Даже и днём, если случится пройти мимо безобразного и неопрятного театра в губернском городе, — с каким благоговейным чувством смотришь, бывало, на этот «великолепный» храм искусства, — снять перед ним шапку как-то стыдно на людях, а остаться с покрытой головой казалось непростительной дерзостью». В гимназии юного Белинского обуревали литературные страсти, он, по собственному признанию, писал стихи и «почитал себя опасным соперником Жуковского»[9].

Московский период

Университет

Юный провинциал, не окончивший курса гимназии, но чувствуя потребность дальнейшего развития, отправился в 1829 году в «любезную Москву», поступать в Московский университет, на словесное отделение. Более всего радовало его, что «обязан принятию не стараниями кого-нибудь, но собственно самому себе». 9 октября 1829 года Виссарион писал «любезным родителям папеньке и маменьке» с победительной иронией[5]:

«Я думаю, что в вашем пресловутом Чембаре очень удивляются, что я принят в Императорский Московский университет студентом. Впрочем, я очень мало дорожу мнением чембарцев. Ежели меня не умели оценить в Чембаре, то оценили в Москве. Я думаю, всем вестимо, что между Чембаром и Москвою есть небольшая разница и что между чембарскими жителями и московскими профессорами есть маленькое расстояньице».

— Виссарион Белинский

Неопытный мальчик, оказавшись один в большом городе, полном соблазнов, не умея распорядиться деньгами, потратил значительную сумму на книги и театр, не удержавшись, ещё и на щёгольские сапоги, которые развалились через неделю. Сколько претерпел он на казённом коште, видно из письма родителям: «Я сам теперь нахожусь в таких обстоятельствах, что лучше бы согласился быть подьячим в чембарском суде, нежели жить на этом каторжном проклятом казённом коште. Ежели бы я прежде знал, каков он, то лучше бы согласился наняться кому-нибудь в лакеи и чищением сапог и платья содержать себя, нежели жить на нём»[5].

Белинский участвовал в студенческом литературном «Обществе 11 нумера», как назвали его по номеру комнаты, в которой он проживал. В 1831 году в журнале «Листок» Белинский опубликовал рецензию на «Бориса Годунова» Александра Пушкина и собственные стихи «Русская быль» — первое печатное произведение Белинского[10].

Пьеса «Дмитрий Калинин»

В университете Белинский начал сочинять романтическую драму «Дмитрий Калинин», в которой, помимо мотива Ромео и Джульетты, была и дерзкая попытка обвинить Бога, общество с несправедливым строем. В 1830 году окончив в Москве своё сочинение, Белинский заметил в письме к родителям: «Вы в нём увидите многие лица, довольно вам известные». Пензенские реалии юношеской драмы Белинского отмечали многие исследователи[10].

Передав пьесу в цензурный комитет, Белинский жаждал славы и гонорара. Но сочинение было признано «безнравственным, бесчестящим университет». Профессора обрушились на автора, грозя ему ссылкой в Сибирь, каторгой и солдатчиной — сочинение давало пагубный пример трагического разрешения конфликта и было опасно для молодых сердец.

В 1957 году драма «Дмитрий Калинин» была поставлена на сцене Пензенского драматического театра. В роли Дмитрия Калинина выступил артист Георгий Егоров. Главную роль сыграла прима театра Людмила Лозицкая[2].

После неудачи с пьесой «Дмитрий Калинин» Белинский из-за нервного потрясения слёг в больницу, долго болел, не смог выдержать переводные экзамены на второй курс и в 1832 году был исключён из университета с формулировкой: «По слабому здоровью и притом по ограниченности способностей»[11].

Эволюция взглядов

Надо было жить дальше. Провинциал, потерявший всё, к чему стремился, и не смеющий от стыда и позора появиться в родном Чембаре и предстать перед любящими родителями, купил французский роман, чтобы переводом заработать на жизнь. Но его ждала неудача: «Просиживая иногда напролёт целые ночи, перевёл его в надежде приобрести рублей 300, но фортуна и тут прежестоко подшутила надо мною: в газете было объявлено о другом переводе сего сочинения». Деятельность Белинского-переводчика практически не знакома читателям, а ведь известно 19 его переводов: «Магдалина» Поль де Кока, «Лейпцигская битва», «Некоторые черты из жизни Доктора Свифта» и другие[12].

С осени 1833 года Белинский стал посещать кружок Николая Станкевича, изучал философские системы Канта, Фихте, Шеллинга. Позднее подружился с Михаилом Бакуниным и вместе с ним изучал Гегеля. Взгляды его постоянно эволюционировали. В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убеждёнными гегельянцами. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что «судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира». В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь «так много кастратского, то есть созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности». На смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, её прав и её свободы[13]:

«Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести».

— Виссарион Белинский

Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность[14]:

«Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов — далее этого они ничего не видят».

— Виссарион Белинский

Белинский — крупнейший русский мыслитель, философ. Вместе с друзьями, молодыми учёными Надеждиным, Станкевичем, Михаилом Бакуниным он читал, постигал философские труды, обосновывал свои взгляды на литературу. Вся творческая жизнь Белинского — постоянная эволюция, гигантская внутренняя работа[12].

В 18341836 годах Белинский по приглашению Николая Надеждина сотрудничает в журналах «Телескоп» и его приложении «Молва». В 1833 году в «Телескопе» появились переводы Белинского из французских журналов. Став сотрудником журнала «Телескоп», он почувствовал уверенность и надежду[6]:

«Я никогда и нигде не пропаду. Несмотря на гонения жестокой судьбы — чистая совесть, уверенность в незаслуженности несчастий, несколько ума, порядочный запас опытности, а более всего некоторая твёрдость в характере не дадут мне погибнуть. Не только не жалуюсь на мои несчастья, но ещё и радуюсь им: собственным опытом узнал я, что школа несчастья — есть самая лучшая школа. Будущее не страшит меня».

— Виссарион Белинский

Журналистская деятельность

Виссарион Белинский. Художник Кирилл Горбунов. 1838.

Уже через год после этих строк, в 1834 году, в литературном приложении к «Телескопу», в газете «Молва», появилась большая статья «Литературные мечтания», с которой и начинается Белинский — критик. Статья обратила на себя внимание целостностью философской и эстетической концепции, смелым ниспровержением старых авторитетов и традиционных литературных представлений. В ней молодой автор в первой строчке заявил: «У нас нет литературы!». «Мечтания» были подписаны одним словом «Чембар». Этим начинающий критик отдавал должное тому месту и тому времени, где и когда формировались его эстетические и литературные вкусы[10].

На возражение Фаддея Булгарина, что в каталоге книжного магазина обозначено 1200 названий, последовал дерзкий ответ: «Я не умею оценивать достоинства литературы её счётом и весом!» — Белинский ввязался в литературную драку. Молодой пензенский провинциал начал свое литературное поприще смело, сильно, самостоятельно. Он стал родоначальником концептуального направления в отечественной критике. В своих обзорах русской литературы новоиспечённый критик одной фразой создавал образ, отмечая роль писателя в литературной истории[15]:

  • «Фонвизин — единственный писатель Екатерининского времени, которого будут читать ещё не один век».
  • «Жуковский вдохнул в русскую поэзию душу живую, Батюшков дал ей красоту идеальной формы».

Его стилю была присуща узнаваемая читателями эмоциональность, образность, ироничность. Особо следует отметить афористичность языка Белинского:

  • Что за литератор, если у него нет врагов.
  • Великий реформатор приходит не с тем, чтобы разрушить, а с тем, чтобы создать, разрушая.
  • Есть разница между толпою, обществом и народом.
  • Всё благородное страждет, одни скоты блаженствуют.
  • Льстить толпе всегда выгоднее, это игра наверняка.
  • Человек может простить многое, но превосходство ума — никогда[16].

Александр Пушкин в III томе «Современника» отметил в Белинском «талант, подающий большую надежду» и сожалел незадолго до смерти в письме к Павлу Нащокину: «Вели сказать ему, что очень жалею, что с ним не успел увидеться». Белинский ещё ищет себя и своё место в жизни. В 1837 году составил учебник «Основания русской грамматики для первоначального обучения». По протекции Сергея Тимофеевича Аксакова начал служить преподавателем русской словесности в московском Константиновском Межевом институте. Некоторое время в 1838 году он фактически исполнял должность редактора журнала «Московский наблюдатель»[13].

Петербург. «Отечественные записки»

В октябре 1839 года 28-летний Белинский переехал из Москвы в Петербург, куда был приглашён редактором журнала «Отечественные записки» Андреем Краевским. Провинциал в столице сразу почувствовал[17]:

«Питер имеет необыкновенное свойство оскорбить в человеке всё святое и заставить в нём выйти наружу всё сокровенное. Только в Питере человек может узнать себя — человек он, получеловек или скотина: если будет страдать в нём — человек, если Питер полюбится ему — будет или богат, или действительным статским советником».

— Виссарион Белинский

Он знал, как распорядиться своей литературной совестью, которая для него была «так дорога, что во всём Петербурге нет и приблизительной суммы для её купли». Иван Панаев запомнил его слова: «Если дело дойдёт до того, что мне скажут: независимость убеждений или голодная смерть — у меня достанет силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам… Что делать — я так создан»[18].

Своими статьями и письмами он формировал общественные взгляды и литературный вкус, замечания его были точны, актуальны и били в цель[19][16]:

«Наша литература становится до того самодержавною, что состоит из одних доносов, до того православною, что отзывается мощами и пономарным звоном и до того народною, что изъясняется не иначе, как по матерну».

— Виссарион Белинский

Белинский создал журналу «Отечественные записки» репутацию самого читаемого журнала. Влияние статей этого «недоучки», как пренебрежительно именовали его обиженные литераторы, на русскую читающую молодёжь было огромно. Статьи Белинского знали наизусть. Александр Герцен писал в книге «Былое и думы»[20]:

«Статьи Белинского судорожно ожидались молодёжью в Москве и Петербурге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли «Отечественные записки»; тяжёлый номер рвали из рук в руки.

— Есть Белинского статья? — Есть! — и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами… и трёх-четырёх верований, уважений как не бывало».

— Александр Герцен

Каторжным можно назвать труд Белинского в журнале «Отечественные записки», он рецензировал не только творчество крупных авторов, но сказки, сонники и прочее. Другу признавался: «Я Прометей в карикатуре. «Отечественные записки» — моя скала, Краевский — мой коршун». В «Отечественные записки» им написано более 600 статей, заметок, рецензий. Аналитические статьи были посвящены Грибоедову, Крылову, Загоскину, Лермонтову, Кольцову и другим[17]. О себе писал[21]:

«Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок». Делай не то что должно, а то что нужно. Надо — хватай ружье. Нет — бери лопату да счищай с российской публики говно! Я литератор — говорю это с болезненным и вместе с радостным и гордым убеждением. Литературе российской моя жизнь и моя кровь».

— Виссарион Белинский

Белинский, действительно, без преувеличения, отдал российской литературе свою жизнь. Он жил литературной борьбой и спором. Его отличала деятельная, порывистая, страстная натура бойца. Друзья прозвали его Орландо Фуриозо — Роланд Неистовый, по имени героя поэмы Ариосто. Отсюда и пошло его прозвище «Неистовый Виссарион».

Обладавший гениальной одержимостью, эмоциональный, пылкий Виссарион с недоумением и горечью мог выговаривать Ивану Тургеневу: «Мы ещё не окончили нашего спора о бытии Бога, а Вы просите есть!». Многие современники запомнили, как полемизировал Белинский, как он умел уничтожить противника своей страстной и неумолимой логикой[20]:

«В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле,— писал Герцен,— обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец! <…> он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль» (Александр Герцен).

«В спорах, при возражениях, он скоро приходил в состояние кипятка. Он горячился, почти выходил из себя, будто дело шло о жизни или смерти. Он был жёстоко-колок и грубо-правдив. Надобно признаться, что в эти минуты он был хорош. Это был факир, или, нет, лучше того: это был жрец своего искусства!» (Михаил Попов).


Журнал «Современник»

В 1839—1846 годах Белинский сотрудничал в «Отечественных записках», затем — в «Современнике». Став в 1846 году сотрудником журнала «Современник», который приобрели его друзья Некрасов и Панаев, Белинский опубликовал в нём программные статьи — обзоры литературы. В последней статье «Взгляд на русскую литературу. 1847 год» критик обосновал направление натуральной школы как «истинное и настоящее», в русле которого развивалось позднее творчество русских писателей XIX века, прославивших русскую литературу на весь мир. Не случайно крупнейшие европейские литературоведы сегодня признают приоритет Белинского, формулируя значение его деяний: первый русский, «опередивший литературное развитие Запада»[22][23].

Создатель театральной критики

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? ...Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! ...Вы здесь живёте не своею жизнию, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное я исчезает в пламенном эфире любви. Если вас мучит тягостная мысль о трудном подвиге вашей жизни и слабости ваших сил, вы здесь забудете её; если душа ваша алкала когда-нибудь любви и упоения, если в вашем воображении мелькал когда-нибудь, подобно лёгкому видению ночи, какой-то пленительный образ, давно вами забытый, как мечта несбыточная, здесь эта жажда вспыхнет в вас с новою неукротимою силою, здесь этот образ снова явится вам... Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..

О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете...»

— Виссарион Белинский

Белинский создал русскую театральную критику, написав о театре более 180 статей и рецензий — глубоких, насыщенных, каких театру ещё не посвящали. Белинского не удовлетворял репертуар, состоящий из одних водевилей — лёгких пьесок с песнями, танцами. Каждый год их писалось и ставилось по нескольку сот, они шли два-три раза и сходили со сцены. «Пьес много, а посмотреть нечего» — с горечью отмечал Виссарион Григорьевич, мечтая о создании русского национального театра, чтобы «видеть на сцене всю Русь с её добром и злом, с её высоким и смешным»[24].

Страстный поклонник театра высоко оценивал русскую драматургию, выделяя «Горе от ума» Грибоедова, «Бориса Годунова» Пушкина, «Ревизора» Гоголя. Из зарубежных драматургов отдавал предпочтение Шекспиру и Мольеру.

Много внимания Белинский уделяет мастерству артистов, которые, по его мнению, своей игрой дополняют идею автора. Впервые он профессионально разбирает игру актёров, описывая не наряды примадонн, а проникая в психологические образы героев. Несколько статей посвятил любимому в Москве артисту Павлу Мочалову. Одиннадцать раз смотрел он Мочалова в «Гамлете» с неостывающим увлечением. Программной явилась статья «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета»[24].

Немало статей и рецензий посвятил творчеству Михаила Щепкина, в игре которого нашёл воплощение своего идеала. Он увидел соединение таланта, страстного вдохновения с «трудолюбием и строгой добросовестностью», утверждение реализма на сцене. Долгая и искренняя дружба связывала Белинского и Щепкина. По просьбе Михаила Семёновича Щепкина для его бенефиса 27-летний Белинский написал драму «50-летний дядюшка, или Странная болезнь»[25].

В «Отечественных записках» Белинский в рубрике «Русский театр в Петербурге» регулярно публиковал отчёты о постановках Александринского театра. Он рассматривал искусство сцены в триединстве, составляющими которого были публика, репертуар, актёр. По собственному признанию, в театре он «видел весь мир, всю вселенную, со всем из великолепием и разнообразием, со всею их заманчивостью и таинственностью»[1].

Значение Белинского

Белинский был «центральной натурой» идейной и политической борьбы 1830—1840-х годов в России. Он обладал удивительным художественным и эстетическим чутьём настоящего критика. Чтобы быть настоящим критиком, надо обладать ещё и смелостью и отвагой — «плевать в рожу общественному мнению там, где оно глупо или подло». Своими статьями он открыл истинное величие Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Лермонтова для литературы и для читателей[26].

Пушкинский цикл

В лице Белинского творчество Пушкина нашло достойного литературоведа. Белинский посвятил творчеству Пушкина целый цикл — 11 статей, которые писал в течение 4-х лет. В них он дал подробный анализ развития пушкинского гения, поэта и прозаика, раскрыл новаторство и историческое значение творчества Пушкина для русской литературы. В шестой и седьмой статьях Белинский исследует пушкинские поэмы, в восьмой и девятой — «Евгения Онегина», в десятой — трагедию «Борис Годунов», одиннадцатая посвящена «маленьким трагедиям», сказкам и повестям. В заключительной 11 статье о Пушкине Белинский, предрекая, помогал современникам осмыслить такое явление русской культуры, как гений Пушкина: «Придёт время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». Оценивая творчество Пушкина с учётом произведений, вышедших уже после его смерти («Медный всадник», «Сцены из рыцарских времён», «Русалка», «Арап Петра Великого», «История села Горюхина»,«Египетские ночи»), критик приходит к выводу, что он был не только великим национальным поэтом, а как поэт принадлежит, без всякого сомнения, к мировым гениям[27].

Белинский остался непревзойдённым критиком пушкинского творчества — всё было сказано Белинским и добавить нечего. Лев Толстой в дневнике 1857 года восторгался[8]:

«Статьи о Пушкине чудо! Я только теперь понял Пушкина!»

— Лев Толстой

Лермонтов в оценке Белинского

Марка: М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский по мотивам рисунка Бориса Лебедева.

Белинский своими статьями и письмами к друзьям открыл для литературы и для читателей имя Лермонтова. Прочитав в 1838 году «Песню про купца Калашникова» без имени автора, Белинский признал, что в «русской литературе появился крупный художник». Хотя Лермонтов и Белинский выросли в одном Чембарском уезде в 20 верстах друг от друга, но впервые познакомились летом 1837 года в Пятигорске на квартире общего знакомого и расстались недружелюбно. Лермонтов не стал поддерживать затеянный Белинским литературный разговор. Их взаимоотношения переменила встреча в апреле 1840 года в Петербурге, где Белинский посетил Лермонтова на гауптвахте, арестованного за дуэль с Барантом. В письме к Василию Боткину поделился впечатлением: «Глубокий и могучий дух! …О, это будет русский поэт с Ивана Великого!»[28] С восхищением писал Виссарион Григорьевич о поэте и его лирике: «Дьявольский талант!». Одной фразой Белинский сформулировал самые главные достоинства поэзии Лермонтова: «…образность, живописность, музыкальность и крепость в каждом стихе». Критик первым верно оценил роман «Герой нашего времени», указав, что Печорин — не заимствованный из зарубежной литературы персонаж, а порождение русской жизни[29].

Диалог Белинского с Гоголем

Почтовая марка. Николай Гоголь и Виссарион Белинский по мотивам рисунка Бориса Лебедева.

Без Белинского, признавал современник Иван Гончаров, «и Гоголь не был бы в глазах большинства той колоссальной фигурой, в какую он, освещённый критикой Белинского, сразу же стал перед публикой». Книги молодого ГоголяВечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород») хотя и имели громкий успех, но публика увидела в них только комизм, причудливые сюжеты, малороссийскую экзотику. Некоторые критики называли его творения «сальными», «грязными» из-за их простонародного колорита. Только Белинский увидел в его «побасёнках» новую, «реальную» поэзию, а в самом Гоголе «главу литературы, главу поэтов».

  • «Мёртвые души», вызвавшие у одних восторг, у других ожесточение, критик назвал «произведением столь же национальным, сколько и высокохудожественным»[30].
  • Фактически он спас гоголевского «Ревизора», потерпевшего фиаско при первом представлении в Петербурге. Комедия возвратилась благодаря Белинскому на сцену с эпитетом уже «гениального произведения».
  • Самым известным публицистическим произведением стало письмо Белинского Гоголю 1847 года по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» и весь тот общественный резонанс, который вызвали оба эти произведения.

Литературного критика привели в негодование размышления Гоголя, ставшего, по его мнению, «проповедником кнута, апостолом невежества, поборником мракобесия и обскурантизма». Традиционно многие десятилетия конфликтность этой ситуации подчёркивалась и преувеличивалась. И для Белинского, и для всей читающей публики Гоголь был исключительно художником, и никто, кроме самых близких ему людей, не знал о его религиозных устремлениях, его духовном пути христианина. Для современников Гоголя, за редким исключением, всё это было неизвестно, поэтому появление «Выбранных мест» и письмо Белинского стало столь оглушительным событием. Оба они были сосредоточены на своей идее, хотя взгляды Белинского и Гоголя (проведение социально-политических реформ и духовно-нравственное преобразование человека и общества) — это две неотъемлемые части целого, то есть — гармоничного развития общества. Без каждой из этих частей полноценное, эффективное развитие невозможно. В их споре нет победителя и проигравшего. Гоголь выступает с христианских позиций, предлагая усовершенствовать российскую действительность путём духовно-нравственного роста каждого человека, а Белинский — с просветительских, считая самым важным просвещение народа и проведение социально-политических реформ. Идеи о путях развития России, которые отстаивал каждый из них, вовсе не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Это был своего рода гражданский подвиг их обоих — во всеуслышание сказать о самых важных изъянах, язвах общества, чувствуя, какую опасность таит в себе их бесконечное замалчивание и ничегонеделание для их преодоления[30].

Власти запретили публикацию письма Белинского, в печати оно впервые появилось в 1855 году в лондонском сборнике Герцена «Полярная звезда»; в России только в 1905 году. До этого времени его распространяли в рукописном виде. О путях развития России продолжали спорить, соглашаясь с Белинским[30]:

«Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, а в успехах цивилизации, просвещении, гуманности, пробуждении в народе чувства человеческого достоинства…»

— Виссарион Белинский

За проповедническо-публицистические сочинения Белинского только смерть спасла от преследований. Недаром Скобелев, комендант Петропавловской крепости, говорил шутя Белинскому, встречаясь на Невском проспекте: «Когда же к нам, у меня совсем готов тёпленький каземат, так для вас его и берегу»[31].

Только за чтение «крамольного» письма участников кружка Петрашевского, в том числе Достоевского, в 1849 году приговорили к смертной казни, милостиво заменённой каторгой. Во времена императора Николая I 202 номера «Отечественных записок» со статьями Белинского были изъяты и уничтожены[32].

Общественная сила литературы

Влияние Белинского в русской литературе было очень велико. Он разработал теорию журнального дела. Указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, явился учителем и руководителем молодого поколения писателей — плеяды 1840-х годов. Поскольку великая литература без понимания её обществом, не будучи необходимой ему, не может существовать, то Белинский фактически был сотворцом того высочайшего явления в отечественной культуре, которое называют теперь Золотым веком русской литературы. Оценка Белинского словно открывала современникам глаза на настоящие произведения, воспитывая и прививая литературный вкус. Такое чутьё, глубина понимания характеризуют, в первую очередь, личность критика, его гения[33].  

В истории русской общественной мысли его размышления и высказывания об историческом будущем страны актуальны и сейчас. При этом современник и критик Павел Анненков, хорошо знавший Белинского, твёрдо утверждал, что Белинский никогда не был революционером, «любителем страшных социальных переворотов»: «Всё, что не носило на себе печати мысли, не имело интеллектуального характера и выражения, вселяло в него ужас».

Из 36 недолгих лет жизни Белинского 14 лет продолжалась его активная литературно-критическая деятельность. Литературно-эпистолярное наследие Виссариона Григорьевича Белинского огромно: в 19531959 годах вышли 13 томов академического собрания сочинений[34].

Белинский в воспоминаниях

Отношение современников к Белинскому было неоднозначно: «Его можно было или любить, или ненавидеть» — говорил Иван Гончаров. Князь Пётр Вяземский называл его «литературным бунтовщиком» и изощрялся: «Отпетый дурак, или петый дурак». Николай Греч сплетничал: «Талантлив, но горький пьяница. Пишет, когда бывает в запое»[35]. Иван Тургенев защищал память друга[36]:

«Люди, которые судя о нём наобум, приходили в негодование от его «наглости», возмущались его «грубостью», писали на него доносы, распространяли про него клеветы – эти люди, вероятно, удивились бы, если б узнали, что у этого циника душа была целомудренная до стыдливости, мягкая до нежности, честная до рыцарства, что вёл он жизнь чуть не монашескую, что вино не касалось его губ».

— Иван Тургенев

Люди, хорошо знавшие его, как Николай Кетчер, прекрасно понимали: «Вся литературная сволочь и в подмётки не годится нелепому Белинскому». Иван Тургенев посвятил Белинскому роман «Отцы и дети» и завещал похоронить себя рядом с Белинским на Волковском кладбище, где хоронили бедняков. Именно там — рядом с ним, которого искренне любили, ценили, уважали за страстный ум, сформировались Литераторские мостки, где покоятся Добролюбов, Плеханов, Салтыков-Щедрин, Лесков, Куприн, Андреев.

Белинский для России был не только литературным критиком, который помогал публике и писателю взаимно разобраться друг в друге, он был первым в литературе того времени, кто поднимал важнейшие вопросы. По этому поводу Тургенев писал Льву Толстому[36]:

«… Всю жизнь был – не скажу мучеником, ( Вы громких слов не любите), но тружеником… В него за высказывание тех самых мыслей, которые теперь стали общими местами, со всех сторон бросали грязью, каменьями, эпиграммами, доносами…»

— Иван Тургенев

Писатель Иван Лажечников, не забывавший своего пензенского ученика, дал следующее определение Белинскому[7]:

«Он дейст­вовал на общество и литературу, как врач на больного, у которого прижигает и вырезывает язвы; можно ли ска­зать, что этот врач не любит человечество?.. Менее страст­ная и энергическая натура уступила бы обстоятельствам и не совершила бы того, что он совершил в такую короткую жизнь».

— Иван Лажечников

Плеханов считал Белинского «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога»[37]. Годы близости с Белинским были для многих русских общественных деятелей, мыслителей и художников годами, определившими весь их дальнейший жизненный и творческий путь. «Моя встреча с Белинским была для меня спасением», — говорил Авдотье Панаевой Николай Некрасов[8].

Некрасов и Панаев у больного Белинского. Художник А. Наумов
«Белинский был особенно любим...

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени»

— Николай Некрасов

О своей первой встрече с Белинским в 1845 году сам Достоевский через тридцать лет после этой встречи писал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. Теперь ещё вспоминаю её каждый раз с восторгом». Это преклонение перед нравственной силой и истинно человеческими качествами Белинского, перед его служением искусству как делу огромной общественной и национальной важности сохранилось на всю жизнь у большинства друзей и соратников критика[8].

Владимир Васильевич Стасов признавал: «…Он прочищал нам всем глаза, он воспитывал характеры… Мы все — прямые его воспитанники»[8]. Самое поразительное и пронзительное признание принадлежит постоянному оппоненту, славянофилу Ивану Сергеевичу Аксакову, который обозначил смысл его деяний и заслуг перед Россией[38]:

«Мы Белинскому обязаны своим спасением, если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастиям угнетённых, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу, ищите таковых в провинции между последователями Белинского».

— Иван Аксаков

Страстная, искренняя и в то же время простодушная, бесхитростная натура Белинского привлекала сердца самых разных людей. Через все воспоминания Павла Анненкова проходит образ Белинского как человека, личное общение с которым оставило неизгладимый след. Анненков писал в «Замечательном десятилетии»: «Люди в его присутствии чувствовали себя лучше и свободнее от мелких помыслов, Говоря фигурально, моральной неряхой нельзя было перед ним показаться, не возбудив его негодования, горьких и горячих обличений»[39].

В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев проникновенно писал о Белинском: «Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков. Эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты весёлости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. Голос у Белинского был, слаб, с хрипотою, но приятен. Смеялся он от души, как ребёнок. Он любил расхаживать по комнате, постукивая пальцами красивых и маленьких рук по табакерке с русским табаком… Вся его повадка была чисто русская, московская, не даром в жилах его текла беспримесная кровь — принадлежность нашего великорусского духовенства, столько веков недоступного влиянию иностранной породы…»[36]

Агриппина (Аграфена) Васильевна Орлова, сестра жены Белинского Марии, оставила «Воспоминания о семейной жизни В. Г. Белинского». Белинский предстаёт в семейной жизни: деликатный, любящий дочку и играющий с ней в «Медведя и Машу», и вечно работающий: «являлся утром к чаю, как с креста снятый. Писал он очень скоро, полулисты так и отбрасывались в сторону один за другим». Мемуаристка оставила свидетельство о последних днях Белинского, страдавшего от тяжёлого туберкулёза лёгких[40]. В воспоминаниях современников Белинский предстаёт не только литератором, но человеком с разнообразными интересами. Друзей поражала его любовь к цветам и музыке[8].

Семья

Жена

К женщинам Виссарион Григорьевич относился с огромным уважением, обожествляя их. В юности был влюблён, но без взаимности, в сестёр своего друга Михаила Бакунина. Но своё семейное счастье Белинский нашёл в 31 год. Он возобновил знакомство с Марией Васильевной Орловой, красивой, но уже «пожилой» — 30-летней воспитательницей Александровского института. В письмах к Белинскому она называла себя старой, дурной, бедной, на что он с иронией отвечал: «В самом деле, Вы погубили меня своей бедностью: ведь я было располагал жениться на толстой купчихе с чёрными зубами и 100 тысячами приданого»[6].

Друг Василий Петрович Боткин, увидевший Марию Орлову, когда передавал ей от Белинского лермонтовскую поэму «Демон», с восторгом писал: «Святители! Какая это была прекрасная девушка! Лучше всего то, что совершенно проста… Столько огня в этих прекрасных глазах, столько прекрасного в её взгляде. С ней очень охотно говорится»[8]. В письме к Василию Боткину Белинский признавался[6]

«Лучшей я не встречал: красота, грация, женственность, гуманизм, доступность изящному и всему человеческому в жизни и искусстве, стыдливость, готовность скорее умереть, чем перенести бесчестие – вот стихии, из которых она составлена».

— Виссарион Белинский

Они обвенчались в 1843 году — ему было 32 года, избраннице — 30. Друзья ревновали Белинского к жене — они считали его своей собственностью. Иван Панаев злился: «Орландо Фуриозо женат и упивается семейным счастьем. Супруга взяла его в руки». Писатель Иван Гончаров свидетельствовал, с каким уважением относился Белинский к жене — наконец, он встретил искреннюю привязанность и участие. В 1845 году в семье родилась дочь Ольга. 24 ноября 1846 года родился сын Владимир, крёстным которого стал Иван Тургенев, но мальчик прожил недолго и в марте 1847 года умер. Горе Белинского было велико.

После смерти Белинского вдова осталась беременной без средств. Родившийся ребёнок вскоре умер. Мария Васильевна получила место кастелянши в Александровском институте с одиннадцатью рублями жалованья в месяц. Ей удалось поставить на могиле мужа первый простой памятник в тридцать рублей. В 1866 году, по окончании своей двадцатипятилетней службы, Мария Васильевна Белинская была в Петербурге, поставила новый памятник в пятьсот рублей и отправилась за границу, где дочь её впоследствии вышла замуж (Греция, Корфу). В последний раз вдова побывала на могиле Белинского в 1871 году[2].

Сестра Агриппина писала о ней: «Это была женщина высокого, светлого ума, сердце её было любящее, самоотверженное; ценить и любить мужа она умела, как очень редкие жены». Когда вздумали перенести прах Белинского в одну могилу с Тургеневым, она этому воспротивилась: «Для вас это увлечение минуты, а для меня его могила — святыня. Он всю жизнь был неудачником, зачем же теперь тревожить прах его?». Внукам своим она прививала любовь к русскому языку, русской литературе, к Белинскому. Мария Васильевна Белинская умерла в Москве, в 1890 году[2].

Потомки

Дочь Белинского Ольга Виссарионовна (18451904) воспитывалась в Александровском институте. По состоянию здоровья она училась дома, а когда ей было шестнадцать лет, к ней ходили на дом лучшие институтские учителя, и она в год с небольшим приготовилась и отлично выдержала экзамен в Московском университете. Благодаря хлопотам литераторов ей выдавали пенсию из литературного фонда.

Ольга вышла замуж за греческого подданного, помощника прокурора острова Корфу Георгия Бенсиса (Бензис). Пока была жива мать, Ольга с сыновьями часто гостила в Москве. В Париже в 1898 году Ольга деятельно участвовала в подготовке торжеств, посвящённых 50-летию смерти Белинского, заказала скульптору Матвею Каплану проект памятника Белинскому для Пензы (но в России проект не был утверждён), хлопотала об отправке двух бюстов в Пензу. Бюсты были доставлены, но с опозданием, поэтому один из них установлен был только к 100-летию со дня рождения Белинского, в 1911 году, в парке Верхнее Гулянье, которое тогда же и переименовали в парк имени В. Г. Белинского[2].

У Ольги было два сына — внуки Белинского. Они получили хорошее образование в Париже, были известными людьми в Греции.

  • Владимир Бенсис(1877-1950) — внук Белинского, врач, его имя носит одна из улиц в Афинах. В 1925 году он побывал в Ленинграде на форуме медиков. Владимир Бенсис — автор семейных воспоминаний[41].
  • Евгений Бенсис (1876-1952) — внук Белинского. Очень походил на деда, именно с него скульптор Матвей Каплан лепил бюст Белинского для Пензы. Евгений Бенсис служил директором департамента путей сообщения в Афинах.
  • У Евгения — дети: Георгий (род. 1934), Ольга Мелас (род. 1913), Надежда Бенсис (род. 1916) (правнуки Белинского).
  • У Георгия Бенсиса — дети: Евгениос — музыкант, виолончелист; Ольга; Теодора; Елена (праправнуки Белинского). Праправнучки приезжали в Пензу и музей Белинского в 1991 и 2001 годах.[42]

Память

Ещё при жизни Белинского его образ был запечатлён на портретах, выполненных в 1838 и 1843 годах его хорошим знакомым и земляком из села Владыкино Кириллом Горбуновым — бывшим крепостным, получившим вольную с помощью друзей Белинского. Горбунов по просьбе вдовы Марии Васильевны создал и посмертный портрет «Белинский на смертном одре» (1848). В 1871 году по заказу Павла Третьякова написал портрет маслом. Обаятельный образ Белинского был создан в портретной живописи художниками Виктором Васнецовым, Иваном Астафьевым. К памятной дате в 1948 году художником Борисом Лебедевым (Пенза) был подготовлен цикл графических работ — 64 листа, каждый из которых раскрывал какой-либо период жизни Белинского[2].

Художник Николай Ге, будучи студентом, в 1871 году выполнил скульптурный бюст, который стал первым воспроизведением образа Белинского в скульптуре[2].

  • В 1920 году в Екатеринбурге установлен бюст в нише у парадного входа в библиотеку имени В. Г. Белинского.
  • В советские годы в Пензенской области были установлены 8 памятников Белинскому, из них 4 в Пензе, 3 в городе Белинский, 1 бюст в Каменке[43][44].
  • Мемориальные доски Белинскому открыты в Пензе, Петербурге, Свеаборге, Зальцбрунне.
  • В 1914 году в Чембаре открыт Народный дом имени В. Г. Белинского.
  • В 1948 году город Чембар Пензенской области был переименован в город Белинский[2].

Имя Белинского получили культурно-просветительные и образовательные учреждения. В 1898 году в Пензе открылась первая народная библиотека-читальня В. Г. Белинского (ныне городская библиотека имени В. Г Белинского). Имя Белинского носят:

  • учреждения образования: гимназия № 1 города Пензы, педагогическое училище в городе Белинский, Пензенский педагогический институт;
  • площадь в Петербурге;
  • улицы в разных городах России[25];
  • железнодорожная станция в городе Каменка Пензенской области;
  • аэропорт в Пензе;
  • корабль;
  • малая планета № 3747.

В городе Белинский с 2019 года проводится ежегодный межрегиональный фестиваль «Белинская весна». Также проводится Всероссийский конкурс имени Виссариона Белинского в области литературной и театральной критики «Я в мире боец». Учреждена Премия «Я в мире боец» и приз[46].

Образ Белинского получил воплощение в кино и на сцене. В 1951 году на Ленинградской киностудии вышел художественный фильм «Белинский» режиссёра Григория Козинцева. В роли Белинского снимался Сергей Курилов: в роли Гоголя — Георгий Вицин (уроженец Пензы); в роли Лермонтова — Николай Афанасьев. В фильме принимали участие Юрий Любимов, Ольга Аросева[2].
В 1977 году в Пензенском драматическом театре был поставлен спектакль по пьесе Виктора Налобина «Лермонтов» (режиссёры Виктор Налобин и Семён Рейнгольд). Роль Лермонтова исполнял Александр Нехороших, Белинского — Николай Емельянов.

В 2000 году англичанин Том Стоппард написал пьесу «Берег утопии» — фактически это три перетекающие одна в другую пьесы, охватывающие 35 лет жизни. В пьесе 70 картин, 70 действующих лиц — и среди них Виссарион Белинский. Пьеса была поставлена в России на сцене Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Спектакль длился 10 часов, зрители заворожено наблюдали за русскими страстями, за Белинским, роль которого исполнил Евгений Редько[47].

Литература

  1. Максяшев П. Ф. В. Г. Белинский в Чембаре и Пензе. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение) — 1980. 190 с.
  2. Максяшев П. Ф. Наш Белинский. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение) — 1977. 192 с.
  3. Тихонова Е. Ю. Мировоззрение молодого Белинского. — М.: УРСС, 1998. 120 с.
  4. Мысли и афоризмы В. Г. Белинского / Сост. Е. А. Грачёв, Т. В. Шалыганова, Л. М. Руднева; вступ. ст. И. Р. Монаховой. — Прага: Vĕdecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. — 296 с.
  5. Тихонова Е. Ю. Русские мыслители о В. Г. Белинском (вторая половина XIX — первая половина XX в.) / Ин-т росс. истории РАН. — М.: Совпадение, 2009. — 327 с.
  6. Тургенев И. С. Воспоминания о Белинском. // И. С. Тургенев. Собр. соч. В 12 томах. М.: Художественная литература, 1979. Т. 11. С. 253—290.
  7. Гончаров И. А. Заметки о личности Белинского. // И. А. Гончаров. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1986. С. 264—288.
  8. Тихонова Е. Ю. Человек без маски (Личность В. Г. Белинского в его переписке) — М.: УРСС, 2002. 176 с.
  9. Тихонова Е.Ю. В. Г. Белинский в споре со славянофилами. — М.: УРСС, 1999. 132 с.
  10. Курилов А. С. Уроки Белинского Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013. 560 с.
  11. Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. Составитель И. Р. Монахова. Научный редактор и автор вступительной статьи Ю. В. Манн. — М.: Прогресс-традиция, 2013. 560 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 В. Г. Белинский: pro et contra. Статьи о В. Г. Белинском. Антология. — СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. — 1167 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Максяшев П. Ф. . Наш Белинский. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1977. — 192 с.
  3. Нефёдов В.В. Свеаборг — место рождения В. Г. Белинского // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского : сборник / Монахова И. Р.. — М.: Прогресс-традиция, 2013. — С. ..
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Максяшев П. Ф. В. Г. Белинский в Чембаре и Пензе. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1980. — 190 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 Пыпин А. Н. Бѣлинcкiй, его жизнь и переписка. — СПб.: Типографiя М. М. Стасюлевича, 1876. — 679 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 «Вся жизнь моя в письмах»: Из переписки В. Г. Белинского» / Составитель и автор вступительной статьи И. Р. Монахова. — М.: Грифон, 2011.. — 392 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Лажечников И. И. Заметки для биографии Белинского // В. Г. Белинский в воспоминаниях современников : сборник. — М.: Художественная литература, 1962.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / Под общ. ред. Н.К. Гея. — М.: Художественная литература, 1962. — 733 с.
  9. Нечаева В. Н. В. Г. Белинский. Начало жизненного пути и литературной деятельности. 1811—1830. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1949. — 447 с.
  10. 10,0 10,1 10,2 Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Учение в университете и работа в «Телескопе» и «Молве». 1829—1836. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. — 488 с.
  11. Поляков М. Я. Белинский в Москве. 1829—1839. — М.: Московский рабочий, 1948. — 315 с.
  12. 12,0 12,1 Тихонова Е. Ю. . Мировоззрение молодого Белинского. — М.: УРСС, 1998. — 120 с.
  13. 13,0 13,1 Рамазанова Г. Г. Нравственно-религиозные взгляды В. Г. Белинского в период сотрудничества с журналом «Московский наблюдатель» // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. / Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013.
  14. Карпенко Г. Ю. Творчество В. Г. Белинского в свете философии видения и эстетики преображения // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013. 560 стр., 2013.
  15. Прохоров Е.П. В. Г. Белинский. Искусство публицистической критики. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. — 2011.. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
  16. 16,0 16,1 16,2 Мысли и афоризмы В. Г. Белинского / Сост. Е. А. Грачёв, Т. В. Шалыганова, Л. М. Руднева. — Прага: Vĕdecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. — 296 с.
  17. 17,0 17,1 Мануйлов В. А., Семенова Г. П. Белинский в Петербурге. 1829—1839. — М.: Лениздат, 1979. — 387 с.
  18. Панаев И. И. Литературные воспоминания. — М.: Правда, 1988. — 465 с.
  19. Белинский В. Г. Белинский, Виссарион Григорьевич. Полное собрание сочинений в 13 томах / под ред. Н. Ф. Бельчикова, Д. Д. Благого и других. — М.: АН СССР, Институт русской литературы (Пушкин. дом), 1953—1959.
  20. 20,0 20,1 Герцен А. И. . 2 // Сочинения. В 4-х томах. Т. 2. Былое и думы. Части 1-5.. — М.: Правда, 1988.
  21. Барышев Г. А., Горячев Б. В. «Литературе российской — моя жизнь и моя кровь»: Белинский в 1847—1848 годах. Сцены из жизни Виссариона Григорьевича Белинского». М.: Издательство им. Сабашниковых, 2011.. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2011.
  22. Щеблыкин И. П. Виссарион Белинский как журналист и литературный критик. — Пенза, 2008. — 100 с.
  23. Тихонова Е. Ю. . Русские мыслители о В. Г. Белинском (вторая половина XIX — первая половина XX в.. — М.: Совпадение, 2009. — 327 с.
  24. 24,0 24,1 Арзамасцев В. П., Грачёв Е. А. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского. — Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1985. — С. 112—114.
  25. 25,0 25,1 Шилин А. Крымские каникулы: 175-летию путешествия Белинского в Крым посвящается // Культура провинции : журнал. — 2021. — № 3.
  26. Монахова И. Р. Роль В. Г. Белинского в истории русской литературы // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013.
  27. Тихонова Е. Ю. . Человек без маски. В. Г. Белинский: Грани творчества / Ин-т росс. истории РАН. — М.: Совпадение, 2006. — 279 с.. — М.: Совпадение, 2006. — 279 с.
  28. Письмо В. Г. Белинского – В. П. Боткину, 1840, апреля 16 (21) дня) // Вся жизнь моя в письмах. Из переписки В. Г. Белинского : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — 2013.
  29. Аношкина-Касаткина В. Н. В. Г. Белинский о лирической поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013.
  30. 30,0 30,1 30,2 Монахова И. Р. Гражданство небесное и земное. Гоголь и Белинский о путях развития России // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского. / Составитель И. Р. Монахова. — М.: Прогресс-традиция, 2013.
  31. Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842—1848. — М.: Наука, 1968.
  32. Стрельцов В. И. В. Г. Белинский как теоретик литературы // Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского : сборник / Составитель И. Р. Монахова. — Прогресс-традиция, 2013.
  33. Личность и творчество В. Г. Белинского: взгляд из ХХI века.. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011.
  34. Карпенко Г. Ю. Возвращение Белинского: Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений. — Самара: Самарский университет, 2001.
  35. Гончаров И. А. Заметки о личности Белинского. // И. А. Гончаров. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. — М.: Правда, 1986. — С. 264—288..
  36. 36,0 36,1 36,2 Тургенев И. С. Воспоминания о Белинском. // И. С. Тургенев. Собр. соч. В 12 томах. — М.: Художественная литература, 1979. — Т. 11. — С. 253—290.
  37. Плеханов Г. В. Речь о Белинском, произнесенная на русских собраниях в Женеве, Цюрихе и Берне. — Пг.: Изд-во Союза коммун Северной области, 1919. — 39 с.
  38. Тихонова Е.Ю. В. Г. Белинский в споре со славянофилами. -М.: УРСС, 1999. 132 с.. — . М.: УРСС, 1999. — 132 с.
  39. Тихонова Е. Ю. . Русские мыслители о В. Г. Белинском (вторая половина XIX — первая половина XX в.). — М.: Совпадение, 2009. — 327 с.
  40. Орлова А. В. Воспоминания о семейной жизни В. Г. Белинского (г. Корфу. Август 1891 г.) // В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1962.
  41. Бенсис Владимир. Личные воспоминания о В. Г. Белинском и его жене // Литературен глас (София) : газета. — 1940. — 30 января.
  42. Добрякова В. Н. Путеводитель по музею В. Г. Белинского. — Пенза, 2017. — С. 26. — 28 с.
  43. Кайманова Т. А. Памятник Белинскому глазами экскурсовода // Сура : журнал. — 2024. — № 3.
  44. Кондрашин В. В. Как увековечивали память В. Г. Белинского в Пензенском крае // Моя малая Родина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции : сборник. — Пенза, 2013. — № вып. 11. — С. 129 - 137.
  45. Монахова И. Р. . Виссарион Белинский на библиотечной карте Москвы. — М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2022.
  46. Премия в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Григорьевича Белинского. Министерство культуры и туризма Пензенской области. Дата обращения: 15 марта 2024.
  47. Берег утопии. Театр РАМТ. Пресса о спектакле. Рецензии. Театральный смотритель (2007-10-9). Дата обращения: 16 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!