Борис Годунов (трагедия)
Борис Годунов | |
---|---|
рус. Борис Годунов | |
Жанр | трагедия |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1825 |
Дата первой публикации | 1831 |
Медиафайлы на Викискладе |
«Бори́с Годуно́в» («Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве») — историческая драма Александра Сергеевича Пушкина. Была создана в 1825 году, во время ссылки в Михайловское. Пьеса посвящена периоду Смутного времени, царствованию Бориса Годунова и приходу Лжедмитрия.
Модест Мусгорский создал одноимённую оперу, основанную на данной пьесе.
История произведения и стилистическое оформление
История создания
Написание «Бориса Годунова» выпало на период Михайловской ссылки. Само же произведение было создано под впечатлением от прочтения «Истории государства Российского», а в частности — описания периода царствования Бориса Годунова (1598—1605 года) и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I Александр Сергеевич зачитывал тому отрывки. Фундаментом сюжета послужила версия убийства царевича Дмитрия по приказу самого Годунова (так называемое Угличское дело).
Полностью пьеса была впервые опубликована в конце декабря 1830 года — однако, с рядом цензурных сокращений. На сцене же поставили пьесу 40 лет спустя в Мариинском театре, с цензурными сокращениями. Стилистически драма оформлена наподобие исторических хроник Уильяма Шекспира («Король Ричард III», «Генрих V» и т. д.) — белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Сам Пушкин писал об источниках вдохновения для своей пьесы следующее:
Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые! Умел ли ими воспользоваться — не знаю, — по крайней мере труды мои были ревностны и добросовестны.[1]
Переход Пушкина к трагическим произведениям ознаменовал собой и переход от романтических канонов к жанру реализма — но сам же Александр Сергеевич в письме к П. А. Вяземскому от 13 июля 1825 года из Михайловского в Царское Село Пушкин называет своё произведение "романтической трагедией. По мнению советского литературоведа С. М. Бонди Пушкин в качестве главного героя вывел не столько самого Годунова, сколько народ:
О народе, его мнении, его любви и ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы.[2]
Событийная основа произведения
Содержание
Сюжетная структура трагедии
Как такового классического наименования глав в произведении нет — каждая глава состоит из даты и локации, где происходят те или иные события. Сюжет происходит в промежутке с 1598 по 1605 год.
Кремлёвские палаты
После смерти Фёдора Ивановича Романова народ просит шурина усопшего, Бориса Годунова, принять на себя полномочия царя. Однако Годунов с сестрой ушли в монастырь, «покинули всё мирское» — что стало причиной волнений в Москве. Патриарх, бояре и народ уже с месяц уговаривают Годунова стать царём. Это событие обсуждают князья Воротынский и Шуйский:
Чем кончится?
Узнать не мудрено:
Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
Принять венец смиренно согласится;
А там – а там он будет нами править
По-прежнему.
Шуйский уверен, что в смерти царевича Дмитрия виноват Годунов, и если полномочия не перейдут Годунову, то «понапрасну лилася кровь царевича-младенца». Также Шуйский упоминает, что он посещал Углич и видел настоящего виновника убийства Дмитрия — но не решился его обличать.
Тем временем Годунов соглашается на предложение вернуться на престол после коротких размышлений. Борис собирает бояр, и те присягают ему, а сам же Годунов напоминает боярам о принятии власти по необходимости.
Келья в Чудовом монастыре, ночь
В келье отец Пимен дописывает летопись, поодаль от него спит Григорий. Григорий рассказывает Пимену трижды повторяющийся сон, как он смотрит с высоты на Москву, снизу на него указывают и смеются люди — и со стыда и от страха тот падает вниз. Пимен объясняет сновидения Григорию его молодостью и «горячей кровью». Сожалея о том, что он рано ушёл в монастырь, Григорий просит Пимена рассказать о том что он видел; Пимен рассказывает про свою встречу с Иваном Грозным, как он посещал его двор. Затем Григорий просит рассказать про убийство царевича Дмитрия — старец повествует о том, что ребёнка нашли зарезанным, няньки были в ужасе и горе от убийства. Когда привели подозреваемых, то они указали на Годунова как заказчика покушения. Так, Григорий узнаёт, что царевичу на момент смерти было около семи лет — и он был бы его ровесником.
Палаты патриарха, Чудов монастырь; царские палаты
Григорий сбегает из монастыря, заявляя, что он будет царём. Об инциденте докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и сослать его в Соловецкий монастырь.
Тем временем в своих палатах Годунов уединяется для общения с колдуном. Спустя некоторое время после беседы Борис Годунов появляется и говорит, что хоть он и достиг высшей цели, «но счастья нет моей душе». Годунова терзает убийство царевича и отравление своей сестры, а также он сетует на то, что несмотря на сделанные им для народа блага к нему сохраняется неприязненное отношение в обществе:
Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых — Безумцы мы, когда народный плескИль ярый вопль тревожит сердце наше!
...И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Корчма на литовской границе
Григорий Отрепьев с чернецами Варлаамом и Мисаилом. Отрепьев расспрашивает хозяйку о том, как ему добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом о розыске Отрепьева. Григорий вызывается зачитать приказ и намеренно меняет сведения под приметы Варлаама, и его схватывают. Однако обман раскрывается быстро — и Отрепьев, угрожая кинжалом, выскакивает в окно трактира и сбегает.
Дом Шуйского, званый ужин. Царские палаты. Краков. Дом Вишневецкого
Князь Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник из Кракова прислал гонца с новостью — якобы царевич Дмитрий жив, уже успел посетить литовского короля, и тот пообещал ему помочь. Шуйский не выражает сомнений в самозванстве Отрепьева — но он просит Афанасия Михайловича не распространяться об этом. Годунов тем не менее узнаёт о Лжедмитрии — он потрясён; переспросив у Шуйского, так ли это, Годунов отпускает князя и приказывает упрочить границы с Литвой. Годунов уверен в том, что настоящий царевич мёртв.
В это время в доме Вишневецкого Отрепьев беседует с отцом Черниковским и убеждает того, что он — истинный царь, а значит, его титул и права на престол легитимны; в обмен на помощь со стороны Польши Григорий обязан обратить население Руси в католичество. Некоторые из окружения верят самозванцу и решаются через Лжедмитрия отомстить Годунову — особенно князь Курбский. Донские казаки также соглашаются помочь Лжедмитрию в обмен на автономию Дона.
Замок воеводы Мнишека в Самборе, фонтан в саду
По пути в Москву Григорий останавливается в замке Мнишеков в Самборе. Он влюбляется в дочь Ежи Мнишека, Марину:
Он говорит с одной моей Мариной,
Мариною одною занят он —
А дело-то на свадьбу страх похоже;
Ну — думал ты, признайся, Вишневецкий,
Что дочь моя царицей будет? а?
Ночью Григорий приглашает Марину на свидание, на котором он ей заявляет что он не Дмитрий, а всего лишь черноризец Гришка Отрепьев. Марина говорит ему, что он его недостоин и угрожает его изобличить перед всеми — уязвлённый Отрепьев отвечает ей, что ему более нечего терять. Марина оказывается приятно удивлена реакцией Отрепьева и ставит ему условие: свадьба в обмен на свержение Годунова.
Литовская граница; Чернигов; Царская дума
Войска Лжедмитрия, а также он сам и Курбский активно продвигаются к Москве. Отрепьева терзают мысли о том, что он самолично ведёт поляков на Русь, но затем мгновенно находит себе оправдание:
Кровь русская, о Курбский, потечет!
Вы за царя подъяли меч, вы чисты.
Я ж вас веду на братьев; я Литву
Позвал на Русь, я в красную Москву
Кажу врагам заветную дорогу!..
Но пусть мой грех падет не на меня —
А на тебя, Борис-цареубийца! —
Вперед!
Курбский поддерживает Отрепьева и возглавляет атаку; тем временем же собравшиеся царь и бояре обсуждают, что делать им в текущей ситуации — Чернигов осаждён, страна полнится байками о воскресшем Дмитрии и, следовательно, возникают волнения в народных массах и воинских кругах.
Годунов приказывает разослать гонцов с указами к воеводам о подготовке армии, а монастырям — организовать молебны и также при возможности предоставить вооружённые силы, при этом он отказывается от помощи шведов. Басманов обещает привезти пленённого Лжедмитрия лично.
Иов говорит Годунову про некоего исцелённого от слепоты пастуха, который ходил на поклон к мощам царевича Дмитрия — впоследствии возникали стихийные паломничества к телу царевича. Патриарх предлагает перенести мощи в Кремль, Архангельский собор, как доказательство того, что царевич мёртв. Шуйский же, в свою очередь, убеждает царя повременить с этим и попробовать ему самолично убедить народ в этом. Царь соглашается и покидает палаты вместе с патриархом.
Равнина близ Новгорода-Северского; Площадь перед собором в Москве
Капитаны Вальтер Розен и Маржерет участвуют в сражении с русскими войсками. Битва оказывается довольно кровопролитной, но войско Лжедмитрия побеждает.
В это время в Москве провозглашается анафема Отрепьеву и молебны по царевичу Дмитрию, но далеко не все верят в происходящее. У храма появляется юродивый Николка, детвора его задирает, отбирает у него монетку. Годунов выходит из собора — Николка окликает царя и говорит, что его обидели детишки. Царь приказывает подать милостыню и спрашивает, что произошло. Юродивый отвечает:
Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Потрясённые услышанным бояре требуют изгнать юродивого, но Годунов просит оставить его и помолиться за себя — Николка отказывает: «нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».
Севск; Лес
Отрепьев допрашивает русского пленника, дворянина, от которого узнаёт о ситуации в Москве и о том, что Годунов приказал расправляться с каждым, кто будет распространяться об Отрепьеве, а самого Отрепьева считают вором и проходимцем (хотя некоторые утверждают и обратное). Между польским солдатом и пленником завязывается перепалка, но всё заканчивается без кровопролития.
Отрепьев располагает войском в 15 тысяч единиц, войско соперника составляет 50 тысяч единиц, численный перевес в пользу царской армии — но Отрепьев горюет по смерти своего коня, снимает с того подпругу и узду и отпускает того умирать свободным. Курбский погиб в сражении, которое армия Лжедмитрия проиграла — но проигрыш никак не сказался на моральном духе войск, и они готовы сражаться снова.
Москва. Царские палаты
Борис Годунов нервничает из-за того, что Лжедмитрий не готов отступать после нанесённого ему поражения. Он решается заменить воевод, сетуя на то, что вместо талантливых полководцев армией командуют родовитые, но некомпетентные бояре. Внезапно из ушей и рта Годунова начинает течь кровь — Годунов умирает, и перед смертью он передаёт власть своему сыну Феодору. Феодора постригают в цари, а бояре поклялись незадолго до кончины Годунова в верном служении царевичу.
Ставка
Басманов приглашает Пушкина на беседу, где Пушкин уверяет Басманова перейти на сторону Лжедмитрия. Поначалу Басманов отказывается это делать, напирая на то, что Лжедмитрий - самозванец, а он присягал Феодору — по итогам встречи Басманов начинается колебаться.
Лобное место
На Лобном месте Пушкин объявляет о кончине Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Лжедмитрию, с амвона же кто-то закричал о том, что нужно ворваться в Кремль и покончить с Феодором, «вязать Борисова щенка!», и тем самым со всем родом Годуновых.
Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца
Феодор и его сестра Ксения были заключены под стражу, часть возмущена и недовольна тем, что они под стражей — через некоторое время к дому прибывают Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Не все понимают, зачем они пришли к ним. Народ через некоторое время слышит звуки драки, визги — но звуки замолкают. Мосальский отворяет двери дома, выходит на крыльцо и заявляет, что оставшиеся Годуновы отравили себя ядом и они видели их мёртвые тела. Народ молчит, Мосалький требует, чтобы толпа кричала «Да здравствует царь Димитрий Иванович!». Заканчивается пьеса словами «Народ безмолвствует».
Действующие лица
|
|
Адаптации произведения
Театральные постановки
Дореволюционные постановки
- 17 сентября, 1870 год: сцена Мариинского театра артистами Александринского театра (реж. Александр Яблочкин, декорации Матвея Шишкова; Борис — Леонид Леонидов, Лжедимитрий — Василий Самойлов, Пимен — Пётр Григорьев, Марина Мнишек — Елена Струйская, Шуйский — Петр Зубров);
- 19 ноября 1880: в той же редакции со сцены Мариинского театра первая постановка в Москве в Малом театре (реж. Сергей Черневский; Борис — Николай Вильде, Лжедимитрий — Александр Ленский, Пимен — Иван Самарин, Марина Мнишек — Мария Ермолова, Шуйский — Осип Правдин, Басманов — Михаил Лентовский);
- 14 октября 1899 года: Малый театр, Москва (Борис — Фёдор Горев, Лжедимитрий — Александр Южин, Пимен — Рябов, Варлаам — Владимир Макшеев, Мисаил — Михаил Садовский, Хозяйка корчмы — Ольга Садовская, Юродивый — Николай Музиль);
- 10 октября 1907 — МХТ впервые в наиболее полной редакции (22 из 24 сцен трагедии) (реж. Владимир Немирович-Данченко и Лужский, худ. Виктор Симов; Борис — Александр Вишневский, Лжедимитрий — Москвин, Пимен — Качалов, Марина Мнишек — Германова, Шуйский — Лужский, Варлаам — Илья Уралов);
- 13 февраля 1905 — общедоступный театр Лиговского народного дома. Петербург (реж. П. Гайдебуров);
- 1908 — Александринский театр — два эпизодических спектакля в пользу сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис — Ге, Лжедимитрий — Ходотов, Шуйский — К. Яковлев, Варлаам — Давыдов, Мисаил — Варламов);
Постановки после революции
- 13 ноября 1934 — Ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Руди; Борис — Симонов, Лжедимитрий — Бабочкин, Пимен — Яков Малютин, Марина — Евгения Вольф-Израэль, Варлаам — Николай Черкасов), там же (1949; реж. Леонид Вивьен, худ. Попов)
- 1937 — Малый театр (реж. Хохлов, худ. Щуко; Борис — Ленин, Лжедимитрий — Анненков, Пимен — Подгорный, Марина Мнишек — Гоголева, Шуйский — Яковлев, Варлаам — Зражевский, Юродивый — Лебедев)
- 1937 — колхозно-совхозный театр Леноблисполкома (реж. Гайдебуров).
- 1937 (к столетию смерти Пушкина): Оренбургский, Воронежский, Смоленский, Новосибирский театр «Красный факел», Орехово-Зуевский, Свердловский, Рязанский, Краснодарский, Башкирский академич. театр (Уфа), Таджикский театр им. Лахути (Сталинабад), Коми драм. театр (Сыктывкар) и мн. др.
- 1938 — Ленинградский Новый театр юных зрителей (реж. Зон и Сойникова, худ. Григорьев)
- 1949 — Театр им. Франко, Киев (Борис — Юрий Шумский, Марина — Наталия Ужвий).
- 1957 — Театр им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский театр (Москва).
Современные постановки
- 2014 — «Ленком», Москва (реж. Константин Богомолов).
- 2015 — «Et Cetera», Москва (реж. Петер Штайн)
Экранизации
- Борис Годунов (фильм, 1907); режиссёр И. Шувалов. Фильм не сохранился
- Борис Годунов (фильм, 1986); режиссёр Сергей Бондарчук
- Борис Годунов (фильм, 1987); режиссёр Борис Небиеридзе.
- Борис Годунов (фильм, 2011); режиссёр Владимир Мирзоев.
Экранизации спектакля
- 1970 — Борис Годунов (сцены из трагедии) — телеспектакль. Режиссёр Анатолий Эфрос
- 1999 — видеозапись Театра на Таганке; режиссёр Юрий Любимов. Дирижёр — Валерий Гергиев. В ролях: Виталий Шаповалов, Валерий Золотухин, Юрий Беляев, Алексей Граббе, Александр Трофимов, Иван Бортник и др.
Экранизации оперы
- 1955 — Борис Годунов (фильм, 1954); режиссёр В. Строева
- 1980 — Борис Годунов/Boris Godounov (ТВ) (Франция) Режиссёр Дирк Сандерс. Руджеро Раймонди — Борис; Виорика Кортес — Марина
- 1987 — Борис Годунов (ТВ) (Великобритания, СССР). Режиссёр Дерек Бэйли.
- 1989 — Борис Годунов (фильм, 1989); режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович; Р. Раймонди — Борис, Г. Вишневская — Марина.
- 1990 — видеозапись Мариинского (Кировского) театра, режиссёры Андрей Тарковский, Хамфри Бертон. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Марина — Ольга Бородина, Самозванец — Алексей Стеблянко, Рангони — Сергей Лейферкус. Полная (прижизненная) версия 1872 года.
- 2004 — Борис Годунов (США) Режиссёр Хави Бове.
- 2007 — видеозапись Большого театра; режиссёр Александр Сокуров — см. раздел: Видеозаписи.
- 2012 — видеозапись Мариинского театра; режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Евгений Никитин, Пимен — Михаил Кит, Самозванец — Сергей Семишкур. Первая версия 1869 года.
Примечания
- ↑ Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 6. Критика и публицистика. А.С. Пушкин. Наброски предисловия к трагедии "Борис Годунов" . Русская виртуальная библиотека (РВБ) (Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.). Дата обращения: 23 августа 2023.
- ↑ Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 4. Евгений Онегин. Драматические произведения. Примечания Д. Д. Благого, С. М. Бонди. — С. 492. — 500 000 экз.