Борис Годунов (опера)
Опера | |
Борис Годунов | |
---|---|
Композитор | М. П. Мусоргский |
Либреттист | М. П. Мусоргский |
Источник сюжета | Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» |
Жанр | Народная музыкальная драма |
Действий | 4 действия с прологом |
Год создания | 1869 (1-я ред.) |
Первая постановка | 27 января (8 февраля) 1874 |
Место первой постановки | Мариинский театр, Петербург |
Опера «Борис Годунов» — произведение Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в восьми, во второй редакции девяти картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая авторская редакция завершена в 1869 году, вторая авторская редакция — в 1872 году. Первая постановка оперы была осуществлена в Петербурге в 1874 году.[1]
Работая над либретто оперы[2], Мусоргский старался переложить «немузыкальный» текст оригинального произведения Пушкина. Создание либретто не обошлось без некоторого вырезания отдельных реплик и переработок исходного текста Александра Сергеевича. Работа шла, прежде всего, в направлении динамизации пушкинского оригинала, повышения его эмоционального и «психоделического» градуса событий.
Краткая история создания оперы
Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868 года, используя для написания либретто исходный текст Пушкина и материалы Н. М. Карамзина из «Истории государства Российского». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить их в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал:
«Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере»
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Сперва Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив своё решение отсутствием в опере выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений. Но и вторая редакция была отвергнута. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года на сцене Мариинского театра; несмотря на восторженный приём публикой критика встретила оперу резко отрицательно.
Действующие лица
- Борис Годунов (баритон или бас);
- Фёдор, сын Бориса (меццо-сопрано);
- Ксения, дочь Бориса (сопрано);
- мамка Ксении (низкое меццо-сопрано или контральто);
- князь Василий Шуйский (тенор);
- Андрей Щелкалов, думный дьяк (баритон);
- Пимен, летописец-отшельник (бас);
- Самозванец под именем Григория (тенор);
- Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано);
- Рангони, тайный иезуит (баритон);
- Варлаам, бродячий монах (бас);
- Мисаил, бродячий монах (тенор);
- хозяйка корчмы (меццо-сопрано);
- Юродивый (тенор);
- Микитич, пристав (бас);
- Митюха, крестьянин (баритон);
- боярин Хрущов (тенор);
- иезуит Лавицкий (бас);
- иезуит Черниковский (бас)
- массовка (бояре, стрельцы, народ и так далее)
Cюжет
Пролог
Картина I
Двор Новодевичьего монастыра, заполненный людьми, Москва. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Годунова венчаться на царство, но крестьяне и посадские к выборам нового царя крайне равнодушны. Отдельные люди вообще не обращают толком внимания на происходящее. Вышедший дьяк Щелкаков сообщает, что Борис и слышать не желает о троне и титуле царя. Подошедшие к монастырю калики перехожие призывают молиться за избрание Бориса во спасение Руси.
Картина II
Царское коронование на площади в Московском Кремле: под звон колоколов бояре шествуют в Успенский собор и славят Годунова, но Бориса гнетут сомнения и нехорошие предчувствия.
Первое действие
Картина I
Монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшийся молодой послушник Григорий Отрепьев выслушивает рассказ старца о виновности Годунова в гибели царевича Димитрия. Григорий решает провернуть дерзкий план — назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом за престол.
Картина II
В корчме на границе с Литвой забредают монахи Варлаам и Мисаил, с ними в компании — Григорий. Гости пьют, шутят и поют весни, но в корчму нагрянули приставы в поисках беглеца-Отрепьева. Тот разоблачён и сбегает через окно.
Второе действие
Царский терем в Кремле. Борис утешает горюющую по умершему мужу дочь Ксению, наблюдает за рисующим карты сыном Феодором, а государственные дела идут довольно плохо. Он воспринимает это как своего рода кару за убийство царевича. Князь Шуйский приносит вести о появлении в Литве самозванца-Димитрия. Борис расспрашивает о подробностях гибели царевича: Годунов в смятении терзается видениями убитого младенца.
Третье действие
Картина I
Марина Мнишек скучает в Сандомирском замке, её пытаются развлечь песнями придворные девушки. Она хочет пленить Григория и сама занять царский престол — к тому её склоняет её духовник Рангони из Ордена иезуитов.
Картина II
Ночью в саду Сандомирского дворца Григорий мечтает о Марине. К замку стягивается шумная толпа поляков, которые готовы отпраздновать победу на русскими войсками. Самозванец скрывается за деревьями и мечтает о Марине. Марина находит его, разжигает в нём чувства и выясняет что он не Димитрий. Она и Отрепьев взаимно признаются в чувствах и упрекают друг друга — но впоследствии они выстраивают планы на будущее: Марина женится на Димитрии и не раскрывает его происхождение, взамен Димитрий должен сделать её царицей.
Четвёртое действие
Картина I
Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшиеся люди обсуждают слухи о приближении войск Самозванца к Москве и скорейшее избавление от власти Годунова. Вбегает Юродивый с толпой мальчишек. Они обижают его и доводят до слёз. Голодающие в отчаянии протягивают руки к раздающим милостыню боярам из свиты Годунова по окончанию обедни. Появляется сам Годунов и он видит плачущего Юродивого — он спрашивает, что с Юродивым случилось. Юродивый объясняет что случилось и просит зарезать мальчиков, как Борис зарезал Димитрия. Люди в ужасе расступаются, Годунов шокирован заявлением Юродивого и просит того помолиться за себя. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит» — отвечает Юродивый.
Картина II
Боярская дума в Грановитой палате Кремля: Шуйский рассказывает о том, как он видел бредящего Годунова — он отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова, Годунов появляется на собрании.
Царь приходит в себя и садиться на своё место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать старца, что хочет поведать некую тайну. Борис даёт своё согласие.
Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает и перед смертью напутствует сына.
Картина III
На лесной дороге, под Кромами, народ расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая тому шутовское «венчание на царство». Мисаил и Варлаам подстрекают народ на бунт рассказами о расправах и казнях Годунова. Они призывают встать за «законного» Дмитрия.
Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт следом за ним. Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды.
Записи постановки
Аудиозаписи оперы
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Редакция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1948 | Хор и оркестр Большого театра | Николай Голованов | Борис Годунов — Александр Пирогов, Феодор — Бронислава Златогорова, Ксения — Елена Кругликова, Мамка Ксении — Евгения Вербицкая, Шуйский — Никандр Ханаев, Щелкалов — Илья Богданов, Пимен — Максим Михайлов, Григорий — Георгий Нэлепп, Марина Мнишек — Мария Максакова, Варлаам — Василий Лубенцов, Мисаил — Василий Якушенко, Шинкарка — Александра Турчина, Юродивый — Иван Козловский | «Мелодия» (Д—0305-12, Д—05836-43) | Римский-Корсаков | |
1948 | Хор и оркестр Большого театра | Николай Голованов | Борис Годунов — Марк Рейзен (остальной состав — тот же, что в записи с А. Пироговым) | «Мелодия» (М—37403-10) | Римский-Корсаков | |
1952 | Choeurs Russes de Paris, Orchestre National de la Radiodiffusion Francaise | Исай Добровейн | Борис Годунов, Пимен, Варлаам — Борис Христов, Ксения — Людмила Лебедева, Мамка Ксении — Лидия Романова, Шуйский — Андрей Белецкий, Щелкалов, Рангони — Ким Борг, Григорий — Николай Гедда, Марина Мнишек — Эугения Зареска | |||
1956 | Хор и оркестр театра Метрополитен-опера | Димитрис Митропулос | Борис Годунов — Джорджо Тоцци, Ксения — Лорел Хёрли, Мамка Ксении — Сандра Уорфилд , Шуйский — Чарльз Куллмэн , Щелкалов — Артур Будней , Пимен — Норман Скотт , Григорий — Альберт да Коста , Марина Мнишек — Нелл Рэнкин | Ратхауз | На английском языке | |
1962 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Мелик-Пашаев | Борис Годунов — Иван Петров, Мамка Ксении — Евгения Вербицкая, Шуйский — Георгий Шульпин, Щелкалов — Алексей Иванов, Пимен — Марк Решетин, Григорий — Владимир Ивановский, Марина Мнишек — Ирина Архипова, Варлаам — Алексей Гелева, Мисаил — Николай Захаров, Шинкарка — Bероника Борисенко, Юродивый — Антон Григорьев | «Мелодия» (Д—010953-60) | Римский-Корсаков | MEL CD 10 00764 (2011) |
1970 | Хор Радио Софии, хор Венской государственной оперы, Венский филармонический оркестр | Герберт фон Караян | Борис Годунов — Николай Гяуров, Феодор — Оливера Милякович, Ксения — Надежда Добрянова, Шуйский — Алексей Масленников, Щелкалов — Сабин Марков, Пимен — Мартти Талвела, Самозванец — Людовик Шписс, Марина Мнишек — Галина Вишневская, Варлаам — Антон Дьяков, Шинкарка — Маргарита Лилова, Юродивый — Алексей Масленников | |||
1981 | Хор и оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио | Владимир Федосеев | Борис Годунов — Александр Ведерников, Феодор — Глафира Королёва, Ксения — Елена Школьникова, Мамка — Нина Григорьева, Шуйский — Андрей Соколов, Щелкалов — Александр Ворошило, Пимен — Владимир Маторин, Самозванец — Владислав Пьявко, Марина Мнишек — Ирина Архипова, Рангони — Юрий Мазурок, Варлаам — Артур Эйзен, Мисаил — Анатолий Мишутин, Шинкарка — Людмила Симонова, Юродивый — Янис Споргис | |||
1985 | Хор и оркестр Большого театра | Марк Эрмлер | Борис Годунов — Евгений Нестеренко, Феодор — Ольга Терюшнова, Ксения — Елена Школьникова, Мамка Ксении — Нина Григорьева, Шуйский — Константин Лисовский, Щелкалов — Александр Ворошило, Пимен — Анатолий Бабыкин, Григорий — Владимир Атлантов, Марина Мнишек — Елена Образцова, Рангони — Юрий Мазурок, Варлаам — Артур Эйзен Мисаил — Константин Басков, Шинкарка — Лариса Никитина, Юродивый — Алексей Масленников | Римский-Корсаков | ||
1989 | The Chevy Chase Elementary School Chorus, The Choral Arts Society of Washington, The Oratorio Society of Washington, National Symphony Orchestra | Мстислав Ростропович | Борис Годунов — Руджеро Раймонди, Марина Мнишек — Галина Вишневская, Григорий Отрепьев — Вячеслав Полозов, Пимен — Павел Плишка, Юродивый — Николай Гедда | Мусоргский, 1872 г. | ||
1997 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Николай Путилин, Шуйский — Константин Плужников, Пимен — Николай Охотников, Григорий — Виктор Луцюк | Studio 5, Нидерланды | Мусоргский, 1869 г. | |
1997 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Владимир Ванеев, Шуйский — Константин Плужников, Пимен — Николай Охотников, Григорий — Владимир Галузин, Марина Мнишек — Ольга Бородина | Studio 5, Нидерланды | Мусоргский, 1872 г. |
Видеозаписи оперы
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель / Издатель | Редакция | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Хор и оркестр Большого театра | Борис Хайкин | Борис — Евгений Нестеренко, Григорий — Владислав Пьявко, Марина — Ирина Архипова, Шуйский — Андрей Соколов, Щелкалов — Владимир Мальченко, Пимен — Валерий Ярославцев, Варлаам — Артур Эйзен, Мисаил — Виталий Власов, Хозяйка корчмы — Лариса Никитина, Ксения — Галина Калинина, Мамка Ксении — Нина Григорьева, Фёдор — Глафира Королёва, Юродивый — Алексей Масленников | Римский-Корсаков | Режиссёр-постановщик Баратов, Леонид Васильевич
Режиссёр телевизионной съемки А. Баранников[3] | |
1980 | Парижская национальная опера | Руслан Райчев | Борис — Руджеро Раймонди, Григорий — Wieslaw Ochman, Марина — Viorica Cortez, Шуйский — Kenneth Riegel, Щелкалов — Ernest Blanc, Пимен — Peter Meven, Варлаам — Aage Haugland, Мисаил — Charles Burles, Хозяйка корчмы — Anna Ringart, Ксения — Christine Barbaux, Мамка Ксении — Christine Barbaux, Фёдор — Zehava Gal, Юродивый — Michel Sénéchal | Nihon Monitor (NMC) LSZS 00160; Dreamlife DMLB 47 (1995); Premiere Opera Ltd. DVD 6165 (2007) |
Шостакович | |
1987 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Лазарев | Борис — Нестеренко, Григорий — Владислав Пьявко, Марина — Тамара Синявская, Шуйский — Владимир Кудряшов, Щелкалов — Юрий Мазурок, Пимен — Александр Ведерников, Варлаам — Артур Эйзен, Мисаил — Александр Архипов, Хозяйка корчмы — Лариса Никитина, Ксения — Неля Лебедева, Мамка Ксении — Раиса Котова, Феодор — Татьяна Ерастова | Римский-Корсаков | ||
1990 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис — Роберт Ллойд, Григорий — Алексей Стеблянко, Марина — Ольга Бородина, Рангони — Сергей Лайферкус | Мусоргский, 1872 г. | Режиссёр Андрей Тарковский | |
1991 | Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко | Евгений Колобов | Борис — Владимир Маторин, Григорий — В. Осипов, Марина — Ю. Абакумовская, Шуйский — Вячеслав Войнаровский, Щелкалов — А. Кичигин, Пимен — В. Кирнос, Варлаам — Владимир Свистов, Мисаил — Н. Деминов, Ксения — Т. Ясько, Фёдор — Александр Беляев | Videoland Klassik VLRT 055 (2001) | ||
1993 | Хор Grand-Théâtre de Genève, Оркестр романской Швейцарии | Edo De Waart | Борис — Samuel Ramey, Григорий — Kim Begley, Марина — Vessela (Vesselina) Zorova, Шуйский — Anthony Rolfe-Johnson, Щелкалов — Gregory Yurisich, Пимен — John Tomlinson, Варлаам — Henk Smit, Мисаил — Doug Jones, Хозяйка корчмы — Anne Collins, Фёдор — Eirian James | House of Opera DVD 267, House of Opera Video 267 | ||
2001 | Хор De Nederlandse Opera, Филармонический оркестр Нидерландского радио | Edo De Waart | Борис — John Tomlinson, Григорий — Christopher Ventris, Шуйский — Chris Merritt, Пимен — Frode Olsen, Варлаам — Henk Smit, Хозяйка корчмы — Elzbieta Ardam, Фёдор — Brian Asawa, Ксения — Xenia — Juanita Lascarro, Юродивый — Alexei Grigorev? Мамка Ксении — Helga Dernesch | House of Opera DVDCC 265 | Мусоргский, 1869 и 1872 гг. | |
2004 | Оперный театр «Лисео» (Барселона) | Sebastian Weigle | Борис Годунов — Matti Salminen, Григорий Отрепьев — Pär Lindskog, Шуйский — Philip Langridge, Пимен — Eric Halfvarson, Юродивый — Francisco Vas, Щелкалов — Albert Schagidulin, Варлаам — Anatoly Kotcherga (Kocherga), Шинкарка — Itxaro Mentxaka, Фёдор — Brian Asawa, Ксения — Marie Arnet, Мамка Ксении — Stefania Toczyska | |||
2007 | Хор и оркестр Большого театра | Александр Ведерников | Борис Годунов — Михаил Казаков, Шуйский — Максим Пастер, Пимен — Николай Зимненко, Самозванец — Роман Муравицкий, Марина Мнишек — Марианна Тарасова, Юродивый — Виталий Панфилов, Щелкалов — Юрий Лаптев, Рангони — Пётр Мигунов, Варлаам — Валерий Гильманов, Шинкарка — Оксана Корниевская, Ксения — Анна Аглатова, Мамка Ксении — Евгения Сегенюк | Режиссёр Александр Сокуров. Художник-постановщик Юрий Купер. Художник по костюмам Павел Каплевич | ||
2010 | Театр Реджио (Турин) | Джанандреа Нозеда | Борис Годунов — Orlin Anastassov, Шуйский — Peter Bronder, Пимен — Vladimir Vaneev, Самозванец — Ian Storey, Юродивый — Evgeny Akimov, Щелкалов — Vasily Ladjuk, Варлаам — Владимир Маторин, Шинкарка — Nadezhda Serdjuk, Ксения — Alessandra Marianelli, Фёдор — Pavel Zubov | Opus Arte | ||
2012 | Хор и оркестр Мариинского театра | Валерий Гергиев | Борис Годунов — Евгений Никитин, Шуйский — Евгений Акимов, Пимен — Михаил Кит, Самозванец — Сергей Семишкур, Юродивый — Андрей Попов, Щелкалов — Алексей Марков, Варлаам — Алексей Тановицкий | Мусоргский, 1869 г. | Режиссёр Грэм Вик | |
2013 | Баварская государственная опера | Кент Нагано | Борис — Aleksander Tsymbaluk, Григорий — Sergey Skorokhodov, Шуйский — Gerhard Siegel, Щелкалов — Markus Eiche, Пимен — Anatoli Kotscherga, Варлаам — Владимир Маторин, Мисаил — Ulrich Ress, Хозяйка корчмы — Okka von der Damerau, Ксения — Eri Nakamura, Феодор — Yulia Sokolik, Юродивый — Kevin Conners | Bel Air Classics |
Примечания
- ↑ Акулов Е. А. Три Бориса. Сравнительный музыкально-драматургический анализ партитур оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича. — М.: МАРТ, 1997. .
- ↑ «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. — 5-е изд. — М.: Музыка, 1990. — 64 с. (Оперные либретто). .
- ↑ Модест Мусоргский. Борис Годунов. Большой театр. Musorgsky. Boris Godunov. Bolshoi Theatre (1978) (рус.) ?. Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано 18 мая 2023 года.