Головин, Александр Яковлевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Александр Головин
А. Я. Головин. Фотография М. А. Шерлинга. 1916
А. Я. Головин. Фотография М. А. Шерлинга. 1916
Дата рождения 17 февраля (1 марта1863
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 17 апреля 1930
Место смерти Детское Село, Детскосельский район, Ленинградская область, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя  СССР
Жанр сценография, портрет
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества Академия Витти
Награды Золотая и серебряная медали Всемирной выставки в Париже (1900)
Звания действительный член ИАХ (1912)

Александр Яковлевич Головин (17 февраля (1 марта1863}, Москва — 17 апреля 1930, Детское Село, Ленинградская область) — русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Особенности творчества художника Александра Головина: многочисленные театральные работы, созданные для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений[1].

Биография

Александр Головин родился в семье московского священника. Когда мальчику исполнилось три года, профессора Якова Даниловича Головина назначили настоятелем храма и преподавателем богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. Семья переехала поближе к приходу отца, в Петровско-Разумовское, окружённое прекрасными садами и парками. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях (его брат Михаил Железнов был художником-портретистом, учеником Карла Брюллова)[1].

В 1872-1879 годах учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 году поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 году перешёл на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 года посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887-1888 годах за живописный этюд и рисунок с натуры награждён двумя малыми серебряными медалями. В 1889 году написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х годах сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова[2].

В 1889 году жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х годах работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 года участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 год, 1895 год), Московского товарищества художников (1893 год, 1901-1902 годы), Московского общества любителей художеств (1894-1898 годы). В 1890-х годах неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 году занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. Не оставляет Головин и ставший ему близким Абрамцевский кружок: с 1898 по 1901 года по заказу организатора кружка, мецената и промышленника Саввы Мамонтова художник выполняет ряд керамических панно в стиле модерн, которые и ныне украшают московскую гостиницу «Метрополь». Большая работа на главном фасаде — «Принцесса Грёза» — выполнена Михаилом Врубелем, а остальные — «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» — созданы Головиным[2][3].

В 1898 году изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х годах работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. В 1900—1903 годах создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1898 году вместе с Е. Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898-1900 годах совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 году. За свои произведения в керамике был награждён золотой и серебряной медалями[2].

Московский Большой театра

Осенью 1898 года года ушла из жизни Елена Поленова, добрый друг и наставница Головина[4]. Александр Яковлевич очень переживал это. В это же время он был приглашён на работу в Большой театр, где его новый начальник, глава Московской конторы Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский возлагал на молодых художников Коровина и Головина большие надежды. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом». На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения[2].

Главный консультант Мариинского театра

Владимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Вместе с ним в Санкт-Петербург переехал один из его лучших декораторов — Александр Головин, ставший главным консультантом Императорского Мариинского театра. Их творческий и дружеский союз продолжался на протяжении долгих лет и был основан на взаимном доверии и уважении. Несмотря на то, что Головину иногда не хватало скорости в работе, Теляковский высоко ценил его талант. Он мог возмущаться и даже ругать художника, но всё равно мирился с его особенностями. Иногда Головину помогала жена Теляковского — Гурли Логиновна. Вместе они создавали эскизы костюмов для постановок. Многие из этих работ теперь хранятся в фондах Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались „кустарным способом“ на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Они отличались неизменным удобством для актёров, а также потрясающими декоративным и колористическими решениями самого Головина. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре[2].

«Мир искусства»

Александр Головин, приехав в столицу, быстро познакомился с художниками объединения «Мир искусства» и начал участвовать в их выставках. Хотя Александр Бенуа и Мстислав Добужинский не всегда разделяли его художественные взгляды, они признавали его несомненный талант. В то же время началось его десятилетнее знакомство и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Дягилева привлекали многогранность и пластичность творчества Головина, его способность показать русские национальные традиции через призму европейского модерна. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Ещё одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге связана с его сотрудничеством с Мейерхольдом. Головин порекомендовал режиссёра Теляковскому после того, как Мейерхольд покинул театр Веры Комиссаржевской. Их совместные проекты — «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» — запомнились современникам надолго[2].

Последние годы жизни

После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 году экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 год) и Москве (1928 год). С 1926 года сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 год), «Отелло» У. Шекспира (1930 год). В 1928 году был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

17 апреля 1930 года Александр Головин ушёл из жизни[2][3].

Творчество Головина

Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 году — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 году и 1988 году — в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве[2]. Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других[2].

Работы Головина

Галерея

  • Третьяковская галерея[5].
  • Русский музей («Портрет М. Э. Маковской», «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова», «Портрет Е. Э. Котоминой» и др.)[6].
  • Музей театрального и музыкального искусства[7].

Литература

  • Головин А. Я. Встречи и впечатления : воспоминания художника / народный артист республики А. Я. Головин; ред. и коммент. Э. Ф. Голлербаха. — Л.М. : Искусство, 1940. — 177, [1] с., 13 л. ил., портр.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Манойленко К. В. Николай Иванович Железнов (1816—1877) / Б. Е. Райков. — М.—Л: Наука, 1965. — 206 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Головин Александр Яковлевич. ARTinvestment.RU. Дата обращения: 29 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 Головин александр Яковлевич. Александр Яковлевич Головин. Сайт художника..
  4. Теркель Е. «Ваши картины какие-то настоящие...». Александр Головин и Елена Поленова. «Журнал Третьяковская галерея».
  5. Александр Головин. Третьяковская галерея. Дата обращения: 29 мая 2024.
  6. Головин Александр Яковлевич. Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 29 мая 2024.
  7. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Дата обращения: 29 мая 2024.