Головин, Александр Яковлевич
Александр Головин | |
---|---|
А. Я. Головин. Фотография М. А. Шерлинга. 1916 | |
Дата рождения | 17 февраля (1 марта) 1863 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 17 апреля 1930 |
Место смерти | Детское Село, Детскосельский район, Ленинградская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя СССР |
Жанр | сценография, портрет |
Учёба | Московское училище живописи, ваяния и зодчества Академия Витти |
Награды | Золотая и серебряная медали Всемирной выставки в Париже (1900) |
Звания | действительный член ИАХ (1912) |
Александр Яковлевич Головин (17 февраля (1 марта) 1863}, Москва — 17 апреля 1930, Детское Село, Ленинградская область) — русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта. Особенности творчества художника Александра Головина: многочисленные театральные работы, созданные для Мейерхольда, Дягилева и Императорского Мариинского театра всегда отличались символикой цвета и орнаментальностью декора, были пропитаны символикой «серебряного века». Современники называли его сценографические решения «музыкой для глаз», каждая постановка имела свое цветовое настроение и законченность декорационных и костюмных решений[1].
Биография
Александр Головин родился в семье московского священника. Когда мальчику исполнилось три года, профессора Якова Даниловича Головина назначили настоятелем храма и преподавателем богословия в Петровскую земледельческую и лесную академию. Семья переехала поближе к приходу отца, в Петровско-Разумовское, окружённое прекрасными садами и парками. Как вспоминал сам Александр Яковлевич, первооткрывателем его художественных талантов стал директор академии Николай Иванович Железнов, который часто бывал у них в гостях (его брат Михаил Железнов был художником-портретистом, учеником Карла Брюллова)[1].
В 1872-1879 годах учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 году поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 году перешёл на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 года посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887-1888 годах за живописный этюд и рисунок с натуры награждён двумя малыми серебряными медалями. В 1889 году написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х годах сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова[2].
В 1889 году жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимался под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х годах работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 года участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893 год, 1895 год), Московского товарищества художников (1893 год, 1901-1902 годы), Московского общества любителей художеств (1894-1898 годы). В 1890-х годах неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 году занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. Не оставляет Головин и ставший ему близким Абрамцевский кружок: с 1898 по 1901 года по заказу организатора кружка, мецената и промышленника Саввы Мамонтова художник выполняет ряд керамических панно в стиле модерн, которые и ныне украшают московскую гостиницу «Метрополь». Большая работа на главном фасаде — «Принцесса Грёза» — выполнена Михаилом Врубелем, а остальные — «Клеопатра», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Орфей играет», «Купание наяд» — созданы Головиным[2][3].
В 1898 году изучал в Испании техники керамики. В конце 1890-х годах работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. В 1900—1903 годах создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. В 1898 году вместе с Е. Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898-1900 годах совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900 году. За свои произведения в керамике был награждён золотой и серебряной медалями[2].
Московский Большой театра
Осенью 1898 года года ушла из жизни Елена Поленова, добрый друг и наставница Головина[4]. Александр Яковлевич очень переживал это. В это же время он был приглашён на работу в Большой театр, где его новый начальник, глава Московской конторы Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский возлагал на молодых художников Коровина и Головина большие надежды. К тому же, за них поручились Василий Поленов и Виктор Васнецов. Дебютировал Головин успешно, оформив оперу «Ледяной дом». На следующий год Головин оформлял балетные и оперные спектакли, в том числе «Русалка», «Лебединое озеро», «Борис Годунов», демонстрируя глубокое понимание народного искусства Древней Руси, а также знание национальных традиций и потрясающие колористические решения[2].
Главный консультант Мариинского театра
Владимира Теляковского повысили до директора Императорских театров. Вместе с ним в Санкт-Петербург переехал один из его лучших декораторов — Александр Головин, ставший главным консультантом Императорского Мариинского театра. Их творческий и дружеский союз продолжался на протяжении долгих лет и был основан на взаимном доверии и уважении. Несмотря на то, что Головину иногда не хватало скорости в работе, Теляковский высоко ценил его талант. Он мог возмущаться и даже ругать художника, но всё равно мирился с его особенностями. Иногда Головину помогала жена Теляковского — Гурли Логиновна. Вместе они создавали эскизы костюмов для постановок. Многие из этих работ теперь хранятся в фондах Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Рука художницы-любительницы видна в эскизах костюмов к операм «Руслан и Людмила» и «Троянцы», балету «Дон Кихот». По воспоминаниям Головина, некоторые «костюмы изготавливались „кустарным способом“ на квартире Теляковского, при деятельном участии его жены». Они отличались неизменным удобством для актёров, а также потрясающими декоративным и колористическими решениями самого Головина. К 1907 году у Александра Яковлевича появилась собственная мастерская в Мариинском театре[2].
«Мир искусства»
Александр Головин, приехав в столицу, быстро познакомился с художниками объединения «Мир искусства» и начал участвовать в их выставках. Хотя Александр Бенуа и Мстислав Добужинский не всегда разделяли его художественные взгляды, они признавали его несомненный талант. В то же время началось его десятилетнее знакомство и сотрудничество с Сергеем Дягилевым. Дягилева привлекали многогранность и пластичность творчества Головина, его способность показать русские национальные традиции через призму европейского модерна. Дягилев оказывал Головину большую поддержку в художественных кругах, регулярно публикуя его работы на страницах журнала «Мир искусства» и упоминая художника в своих статьях. Именно Головин в 1908 году стал художником постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов» для первого «Русского сезона» Дягилева в Париже. Постановка имела грандиозный успех и стала началом триумфа Русских сезонов. Ещё одна страница работы Головина в Санкт-Петербурге связана с его сотрудничеством с Мейерхольдом. Головин порекомендовал режиссёра Теляковскому после того, как Мейерхольд покинул театр Веры Комиссаржевской. Их совместные проекты — «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» — запомнились современникам надолго[2].
Последние годы жизни
После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 году экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927 год) и Москве (1928 год). С 1926 года сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927 год), «Отелло» У. Шекспира (1930 год). В 1928 году был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
17 апреля 1930 года Александр Головин ушёл из жизни[2][3].
Творчество Головина
Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 году — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 году и 1988 году — в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве[2]. Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других[2].
Работы Головина
Галерея
- Третьяковская галерея[5].
- Русский музей («Портрет М. Э. Маковской», «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова», «Портрет Е. Э. Котоминой» и др.)[6].
- Музей театрального и музыкального искусства[7].
Литература
- Головин А. Я. Встречи и впечатления : воспоминания художника / народный артист республики А. Я. Головин; ред. и коммент. Э. Ф. Голлербаха. — Л.—М. : Искусство, 1940. — 177, [1] с., 13 л. ил., портр.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Манойленко К. В. Николай Иванович Железнов (1816—1877) / Б. Е. Райков. — М.—Л: Наука, 1965. — 206 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Головин Александр Яковлевич . ARTinvestment.RU. Дата обращения: 29 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Головин александр Яковлевич . Александр Яковлевич Головин. Сайт художника..
- ↑ Теркель Е. «Ваши картины какие-то настоящие...». Александр Головин и Елена Поленова . «Журнал Третьяковская галерея».
- ↑ Александр Головин . Третьяковская галерея. Дата обращения: 29 мая 2024.
- ↑ Головин Александр Яковлевич . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 29 мая 2024.
- ↑ Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства . Дата обращения: 29 мая 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |