Поленов, Василий Дмитриевич
| Василий Поленов | |
|---|---|
| Василий Поленов. Рим. 1884 год | |
| Имя при рождении | Василий Дмитриевич Поленов |
| Дата рождения | 20 мая (1 июня) 1844 |
| Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
| Дата смерти | 18 июля 1927 (83 года) |
| Место смерти | усадьба Борок, Пахомовский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР |
| Подданство |
|
| Гражданство |
|
| Жанр | пейзаж, историческая живопись |
| Учёба | Императорская Академия художеств (1870) |
| Звания |
академик ИАХ (1876) профессор ИАХ (1892) действительный член ИАХ (1893) |
| Премии | пенсия ИАХ (1872) |
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая [1 июня] 1844, Санкт-Петербург, Российская империя — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская губерния, РСФСР, СССР) — русский живописец, педагог[1], один из наиболее значимых мастеров пореформенной эпохи. Академик (1876), профессор (1892) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств[2]. Член Товарищества передвижников (с 1878). Народный художник РСФСР (1926). Мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра[3].
Биография
Ранние годы и образование
Родился 20 мая [1 июня] 1844 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, работал секретарём Русского археологического общества, серьёзно интересовался исторической литературой и различными видами искусств. Мать, Мария Алексеевна (в девичестве Воейкова), увлекалась живописью и обучалась у мастера Карла Брюллова[4]. Сохранились её работы, в частности, портреты сына в детстве. Родители стремились дать детям разностороннее образование, в том числе и художественное. Первым профессиональным наставником Василия и его сестры Елены стал Павел Чистяков, в то время ещё студент Академии художеств. Он прививал своим ученикам осмысленный подход к творчеству[3].
Несмотря на ранний интерес к искусству, по настоянию родителей, в 1863 году Василий вместе с братом Алексеем поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно начал посещать вечерние классы при Академии художеств, где изучал рисование, анатомию, архитектуру[2], историю искусств и геометрию, и за успехи был удостоен нескольких медалей. Впоследствии Поленов вернулся к академическому образованию, завершив юридический факультет и защитив в начале 1870-х годов кандидатскую диссертацию на тему «Значение искусства в его применении к ремеслам». В этот же период, в 1871 году, за полотно «Воскрешение дочери Иаира» был награждён Большой золотой медалью Академии художеств. Этой же награды был удостоен его соученик Илья Репин. Главной наградой для обоих художников стала возможность совершить поездку за границу для изучения искусства Европы[3].
Поездка за границей
Зарубежная поездка, длившаяся с 1872 года, оказала значительное влияние на формирование его творческого метода. В возрасте 27 лет он ещё находился в поиске собственного художественного языка. Посещая музеи и галереи Германии, изучал творчество таких мастеров, как Габриэль Макс, Ганс Макарт, Карл Пилоти и Арнольд Бёклин. Художник много работал в старинных замках, создавая эскизы для будущих картин. Результатом этих изысканий стало полотно «Право господина», которое позднее приобрёл коллекционер Павел Третьяков[3]. После Германии отправился в Италию, посетив Неаполь, Венецию и Флоренцию. Его впечатления от итальянской природы нашли отражение в работе «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии сблизился с кружком русского мецената Саввы Мамонтова и художниками Абрамцевского кружка[2].
Значительным этапом стала поездка во Францию, в Париж. Поленов высоко оценил местные художественные школы, познакомился с творчеством пейзажиста Камиля Каро и представителями барбизонской школы. В Париже была написана картина «Ливень», выполненная в сдержанной серо-белой гамме и привлекшая внимание писателя Ивана Тургенева[3]. По совету художника Алексея Боголюбова Поленов вместе с Репиным совершил поездку в Нормандию, где создал серию работ, включая «Этрета. Нормандия», «Белая лошадь. Нормандия» и «Старые ворота. Вёль». Испытывая тоску по родине, Поленов досрочно, на два года раньше срока, вернулся в Россию в 1876 году[3].
Возвращение в Россию и творческое признание
По возвращении художник представил в Академию художеств около пятидесяти этюдов, созданных во Франции и также картины «Арест гугенотки» и «Право господина». За эти работы ему было присвоено звание академика. В том же году отправился на театр военных действий сербско-черногоро-турецкой войны. С фронта привёз множество зарисовок, иллюстрирующих бивуачный быт, которые были опубликованы в журнале «Пчела»[2]. Примечательно, что художник избегал изображения непосредственных батальных сцен. С 1877 года живописец поселился в Москве. Очарованный видом Кремля и старых улиц, начал работу над картиной «Пострижение негодной царевны», которая так и не была завершена. Однако в процессе были созданы многочисленные этюды и зарисовки древнерусской архитектуры. Одна из таких зарисовок у церкви Спас на Песках легла в основу знаменитого полотна «Московский дворик»[3], представленного на выставке передвижников в 1878 году[2]. Несмотря на то, что сам художник остался не вполне доволен работой, картина была высоко оценена критикой и публикой, отметившими её поэтичность на фоне других произведений реализма. На той же выставке были показаны картины «Заросший пруд» и «Бабушкин сад»[5]. В начале 1880-х годов Поленов приступил к работе над масштабным полотном «Христос и грешница», положившим начало циклу работ о жизни Иисуса Христа[2].
Для сбора материала для евангельского цикла в 1884 году художник в сопровождении промышленника Петра Лазарева и искусствоведа Адриана Прахова предпринял путешествие по Ближнему Востоку. Маршрут включал Турцию, Сирию, Грецию, Палестину и Египет[2]. Созданные во время путешествия этюды, отличавшиеся яркостью и точностью в передаче восточного колорита, были в 1885 году приобретены Павлом Третьяковым[6]. Завершающую стадию работы над картиной «Христос и грешница» Поленов провёл в кабинете Саввы Мамонтова. Полотно было представлено на XV выставке Товарищества передвижников и приобретено императором Александром III[3].
Просветительская деятельность
На протяжении многих лет Поленов мечтал о собственном доме с мастерской на берегу реки. В 1890 году он приобрёл старую усадьбу Борок на живописном берегу Оки в Тульской губернии. По его собственному проекту там был построен большой дом, задуманный как культурно-просветительский центр[3]. Часть помещений занимала семья художника, в остальных располагалась картинная галерея, включавшая работы самого Поленова, а также его современников и учеников: Исаака Левитана[2], Константина Коровина, Ильи Остроухова и других. Для детей окрестных деревень Поленов построил две школы и создал «Световой театр», где с помощью диапозитивов проводились образовательные путешествия по разным странам[2].
Цикл картин «Из жизни Христа» был завершён в 1905 году и с успехом экспонировался во многих городах России. После Революции 1917 года Поленов продолжил активную просветительскую деятельность в своей усадьбе, организовывал экскурсии, вёл театральный кружок и работал с молодёжью. В 1919 году он создал одну из своих значительных поздних работ — «Разлив на Оке»[2]. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника к его 80-летию, а в 1926 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР[3].
Личная жизнь
- Супруга — Наталья Васильевна (в девичестве — Якунчикова (1858—1931), дочь московского купца и промышленника В. И. Якунчикова[3].
- В семье родилось шесть детей: двое сыновей (Федя, сын-первенец, умер в младенчестве, в августе 1886 года) и четыре дочери.
Смерть
Василий Поленов скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе Борок (впоследствии переименованной в Поленово)[3]. Похоронен на деревенском кладбище в селе Бёхово. Это место было особенно дорого ему, так как он часто приезжал сюда, чтобы писать этюды.
На могиле, согласно завещанию художника, установлен олонецкий крест. Именно в имении Имоченицы, расположенном в Олонецкой губернии, 10-летний мальчик Вася Поленов впервые близко познакомился с природой, что оказало огромное влияние на его будущее творчество[3].
В филателии и нумизматике
Почтовая марка СССР, 1952 год: «Московский дворик». 25 лет со дня смерти В. Д. Поленова (1844—1927).
Почтовая марка СССР, 1952 год: портрет В. Поленова работы И. Репина. «25 лет со дня смерти В. Д. Поленова (1844—1927)».
Основные произведения
- «Московский дворик» (1878)
- «Бабушкин сад» (1879)
- «Лето» (1879)
- «Заросший пруд» (1880)
- «Больная» (1886)
- «Христос и грешница» (1887)
- «Золотая осень» (1893)
- «Среди учителей» (1896)
- «Исполнялся премудрости» (1896—1909)
Галерея
Публикации текстов и документов
- Поленов В. Д. Василий Дмитриевич Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания / Сост. Е. В. Сахарова. — 2-е изд. — М.— Л. : Искусство, 1950. — 520 с.
- Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова : Хроника семьи художников: [Письма, дневники, воспоминания] / [сост. и вступ. статья Е. В. Сахаровой]; общ. ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1964. — 838 с.
Литература
- Белоглазова Н. М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве.
- Юрова Т. В. В. Д. Поленов. — М.: Искусство, 1961.
- Юнге Е. Ф. Воспоминания. Переписка. Сочинения. 1843—1911 / Е. Ф. Юнге; сост. А. Н. Розанов, предисл. А. Г. Королевой, коммент. С. А. Лимановой, А. Н. Розанова. — М. : Кучково поле, 2017. — 544 с., 8 л. ил. — ISBN 978-5-9950-0756-2. — ISBN 978-5-9907283-8-7.
- Кондаков C. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 156. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC 707072219.
- Копшицер М. И. Поленов. — М.: Молодая гвардия, 2010. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03383-2.
- Лясковская О. А. В. Д. Поленов: 1844—1927 / О. А. Лясковская. — М.: Государственная Третьяковская Галерея, 1946. — 62 с. : 30л. илл.
- Пастон Э. В. Василий Поленов. — М.: Белый город, 2010. — ISBN 5-7793-0225-1.
- Mojenok-Ninin T. Vassili Polenov chevalier de la beaute [Текст] / Tatiana Mojenok-Ninin. — Rouen: editions point de vues, 2014. — 200 c.: ил. — ISBN 978-2-915548-87-7
Примечания
- ↑ Биография Василий Поленов. Лаврус (11 декабря 2019). Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Маякова О. Рыцарь красоты. История жизни Василия Поленова в его картинах. «Культура.РФ». Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Василий Дмитриевич Поленов. Биограф. Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ Фёдорова М. Василий Поленов: математик, влюблённый в искусствоГде познакомиться с биографией и творчеством знаменитого пейзажиста. Журнал Трипстера (13 февраля 2025). Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ Максимова А. Московский дворик, тургеневский сад, Иерусалимский храм: творческая судьба Василия Поленова. Ямал Медиа (31 мая 2024). Дата обращения: 20 октября 2025.
- ↑ Теркель Е. Поленов Василий. Журнал «Третьяковская галерея». Дата обращения: 20 октября 2025.
Ссылки
- Манучарова Д. Поленов Василий Дмитриевич. Большая российская энциклопедия (28 ноября 2023). Дата обращения: 20 октября 2025.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 1 июня
- Родившиеся в 1844 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 18 июля
- Умершие в 1927 году
- Умершие в Заокском районе
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Художники-жанристы Российской империи
- Художники-пейзажисты Российской империи
- Художники-иллюстраторы Библии
- Передвижники
- Художники-педагоги
- Выпускники Олонецкой гимназии
- Преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Художники и литераторы в Тарусе
- Поленовы
- Василий Поленов
- Ученики Павла Чистякова
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN