Васнецов, Виктор Михайлович
Виктор Михайлович Васнецов | |
---|---|
Автопортрет (1873) | |
Дата рождения | 3 (15) марта 1848 |
Место рождения | Лопьял, Уржумский уезд, Вятская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 23 июля 1926 |
Место смерти | Москва, СССР |
Жанр | историческая живопись |
Учёба | Императорская Академия художеств (1875) |
Стиль | реализм, символизм |
Звания | действительный член ИАХ (1893) |
Автограф |
Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 марта (15 марта) 1848, Лопьял, Вятская губерния — 23 июля 1926, Москва) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов[1]. Автор скульптурных произведений и проектов в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессор (обозначенный за заслуги в художественной деятельности; 1892) и действительный член (1893—1905) Императорской Академии художеств. Потомственный дворянин (за вклад в строительство нового православного собора в Варшаве; 1912). Действительный статский советник (1914)[2].
Биография
Детство
Виктор Васильевич Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне — Кировская область) в семье священника. Его родители стремились обеспечить своим детям всестороннее образование: читали научные журналы и обучали рисованию. Первые работы Васнецова представляли собой пейзажи и сценки из сельской жизни, причём природные мотивы его картин во многом вдохновлены вятскими пейзажами: извивающимися реками, холмами и густыми хвойными лесами[3].
Виктор планировал продолжить семейную традицию и стать священником. Его юность прошла в Вятском духовном училище, а затем — в Вятской духовной семинарии. В это время он проявил себя как талантливый художник: участвовал в росписи местного собора, писал портреты, создавал жанровые сценки и занимался иллюстрацией книг. Уже в 1867 году он работал над рисунками для книги о русских пословицах, которые позже собрал в отдельный альбом. На протяжении своей юности его особенно интересовали темы родной истории и фольклора, что помогало ему глубже понять национальный дух и самосознание русского народа[3].
Взрослая жизнь
В 1867 году Виктор Васнецов получил благословение отца, покинул семинарию и отправился в столицу для изучения живописи. В Санкт-Петербурге он сначала учился в рисовальной школе Ивана Николаевича Крамского, а в 1868 году стал студентом Императорской академии художеств. Благодаря своим успехам в учёбе он в 1869 году получил две малых серебряные медали, а в 1870 году — большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом»[1].
Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в любом произведении искусства — образе, звуке, слове — в сказках, песнях, былинах, драмах и прочих формах отражается целостный облик народа, его внутренний и внешний мир, связанный с прошлым, настоящим, а может быть, и будущимВиктор Михайлович Васнецов
В свободное время Виктор Васнецов рисовал портреты горожан, делал зарисовки с натуры и помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах, а позже выпустил свои рисунки в отдельном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». В годы учёбы он создал свои первые картины «Жница» и «Молочница».
В 1874 году художник был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина»[1].
Деятельность
После окончания академии художник отправился за границу с друзьями. Он продолжал заниматься живописью, участвуя в выставках. В мастерской своего друга Василия Поленова в Париже Васнецов сделал наброски к картине «Богатыри» — своему первому полотну, вдохновлённому русскими былинами. Художник провёл за границей около года, а в 1877 году вернулся в Москву, где познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым и часто посещал музыкальные вечера в его доме. В этот период Васнецов создавал картины на темы истории и сказок, литретурных произведений Древней Руси. одна из первых работ — «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая была выставлена на VIII выставке передвижников и куплена Павлом Михайловичем Третьяковым[3].
В 1878 году Виктор Васнецов создал свою знаменитую картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в его историко-былинном цикле. В этой работе художник стремился поэтично и торжественно отразить героизм русских воинов, аналогично тому, как это сделал автор «Слова о полку Игореве». Вместо ужасов битвы он акцентировал внимание на величии смерти за Родину. Однако при жизни художника картина не получила единодушного признания публики. Её оригинальность вызвала различные мнения, и лишь Илья Ефимович Репин и Павел Петрович Чистяков смогли уловить «основное» в работе Виктора михайловичаВаснецова.
Несмотря на то что большинство критиков не оценили картину, Виктор Михайлович продолжил развивать выбранную тему и в 1882 году создал ещё одну значительную работу — «Витязь на распутье». Здесь он изобразил мрачную степь, поле битвы, на котором разбросаны кости павших. На перекрёстке дорог художник нарисовал предостерегающий камень. Витязь, остановившийся перед ним, погрузился в глубокие размышления (идею нанести на камень надпись предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье, Виктор Васнецов выразил свои собственные сомнения и неопределённость относительно будущего[4].
В 1880-х годах Виктор Васнецов стал членом Абрамцевского художественного кружка, основанного Саввой Мамонтовым — объединения деятелей искусства, которые встречались в усадьбе мецената. Савва Иванович Мамонтов не только поддерживал художника финансово, но и приобрёл три его картины: «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства». Васнецов часто бывал в Абрамцеве, создавая там работы, включая портреты семьи Мамонтова, и вдохновлялся живописной природой усадьбы. В 1880 году он написал свою знаменитую «Алёнушку», выразив в ней силу и поэтичность образа русской девушки, сочетающейся с окружающей природой[5].
С середины 1880-х годов Виктор Васнецов проявил интерес не только к живописи, но и к архитектуре. Он разрабатывал эскизы для церквей и частных домов, в том числе для собственного дома-мастерской, а в начале 1900-х годов стал автором знаменитого фасада Третьяковской галереи, выполненного в «русском стиле»[5].
Виктор Васнецов также работал сценографом, создавая декорации для опер, таких как «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова и «Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского[4].
Однако его настоящей страстью была храмовая роспись. В течение 11 лет художник расписывал Владимирский собор в Киеве, применяя свои знания религиозной иконописи и церковной архитектуры, полученные в семинарии. За время работы над собором он создал сотни эскизов и расписал почти 2000 м² стен и потолка. Позже он оформил и другие храмы в различных городах, включая величественный собор Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. На протяжении всей своей жизни он оставался верен сказочным сюжетам, стремясь раскрыть суть русской национальной культуры и найти способы выразить народный дух. Неудивительно, что одно из самых известных его произведений — «Богатыри» — создавалось около 25 лет, и в нём он пытался изобразить всю глубину национального характера и символику русской истории[3].
Панно для исторического музея
Первым опытом художника в области монументального искусства стала работа над композицией «Бытовые сцены жизни человека в период каменного века» («Каменный век», 1882—1884), начавшаяся осенью 1882 года для Московского исторического музея. Заказчиком выступил граф Алексей Сергеевич Уваров, один из основателей музея и председатель Учёной и Строительной комиссий. Васнецов начал работу над панно в Абрамцеве летом 1883 года в мастерской, организованной для него Саввой Мамонтовым недалеко от усадьбы. Художнику удалось создать выразительные образы древних людей и объединить заданные заказчиком сцены (охота, изготовление керамики, разведение огня и другие) в единую композицию благодаря его опыту в театрально-декорационном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Ритм и композиционная структура, определённая плоскостность фигур, достигнутая чёткой проработкой силуэтов с помощью широких контурных линий и живописной техники, близкой к фресковой, помогли преодолеть неизбежную условность в таких работах. 18 июля 1884 года панно было принято у Виктора Васнецова, и ему была выплачена согласованная сумма в 300 рублей[2].
Росписи Владимирского собора в Киеве
В конце 1884 — начале 1885 года Андриан Викторович Прахов, который возглавлял внутреннюю отделку нового Владимирского собора в Киеве, пригласил Виктора Васнецова участвовать в этом проекте. Собор был сооружён в честь 900-летия Крещения Руси. Перед началом работы весной 1885 года художник совершил поездку в Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь, где изучал памятники искусства различных эпох, уделив особое внимание византийской архитектуре (в частности, церквям Сант-Аполлинаре-Нуово и Сан-Витале в Равенне) и их мозаикам.
Виктор Михайлович Васнецов занимался росписями в Киеве с 1885 по 1896 год. Он подготовил около 400 эскизов, картонов и рисунков, создав многочисленные композиции и образы святых для стен и иконостаса, которые стали как бы «путеводителем по духовной истории России».
На стенах главного нефа собора художник выполнил библейские сюжеты и историко-религиозные композиции, такие как «Крещение киевлян» (над входом на хоры) и «Крещение князя Владимира» (над входом в крещальню). Образ Богоматери с Младенцем в центральной апсиде стал его главной творческой победой в этом проекте и принёс Виктору Михайловичу Васнецову широкое признание.
Современники отмечали, что именно обращение Виктора Васнецова к национальной традиции и её адаптация к современным живописным формам обеспечили огромный успех его росписям Владимирского собора. Эта работа вызвала множество исследований и статей и была признана началом возрождения русского религиозного искусства, а Виктор Васнецов стал называться «провозвестником нового направления в русской религиозной живописи» (Георгиевский. 1896).
Киевские росписи приобрели широкую известность, в том числе благодаря репродукциям, и стали основой для множества повторений в российских храмах на рубеже XIX и XX веков. Однако в начале XX века появились резкие критические отзывы о работе, частично из-за открытия подлинной древнерусской иконописи в это время. Сам Виктор Васнецов признавал, что не всё получилось так, как он задумывал, но как сторонники, так и критики соглашались с тем, что Владимирский собор стал единым комплексом оформления храма в новом стиле и значительным художественным произведением, представляющим собой выдающийся памятник современного русского религиозного сознания[2].
Смерть и похороны
Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь и умер 23 июля 1926 года в своей мастерской в возрасте 78 лет от остановки сердца. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое к тому времени уже пришло в запустение. К концу 1930-х годов кладбище было уничтожено, а останки Виктора Васнецова, наряду с другими известными личностями, перенесли на Введенское кладбище в Лефортовском районе Москвы, где они покоятся и по сей день[3].
Личная жизнь
Виктор Васнецов вступил в брак с Александрой Рязанцевой, уроженкой крупного купеческого рода из Вятки. Её родители обеспечили ей хорошее образование: она училась в вятской гимназии, а затем на первых курсах для женщин при Петербургской медико-хирургической академии. Влюблённые поженились в 1878 году, и их семейный союз продлился почти пятьдесят лет. Виктор нашёл счастье в личной жизни, в их семье царили любовь и взаимопонимание. Александра подарила художнику пятерых детей: дочь Татьяну и четырёх сыновей — Бориса, Алексея, Михаила и Владимира[3].
Проекты и постройки
- Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым и П. М. Самариным (1880—1882, Абрамцево).
- «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
- Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (1891—1892, Абрамцево).
- Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (1892—1894, Москва, переулок Васнецова, 13).
- Проект иконостаса и написание икон для церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
- Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
- Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не реализован.
- Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
- Особняк И. Е. Цветкова, строительство которого выполнил архитектор Б. Н. Шнауберт (1899—1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
- Проект расширения главного входного зала Третьяковской галереи, выполненный совместно с В. Н. Башкировым (осуществлён архитектором А. М. Калмыковым) (1899—1901, Москва, Лаврушинский переулок).
- Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не реализован.
- Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
- Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), снесён большевиками 1 мая 1918 года. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре. 4 мая 2017 года повторно создан в Московском Кремле по инициативе Владимира Путина.
- Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
- Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
- Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), лёгший в основу частично реализованного проекта архитектора А. Н. Померанцева[6].
Значение творчества
Творчество Виктора Михайловича Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал подлинным первооткрывателем волшебного мира народной поэзии, погружая зрителя в царство былин, сказок и исторических преданий. Виктор Васнецов нашёл новые изобразительные средства, которые соответствовали былинно-сказочным образам и речевым оборотам. В своих работах он искусно использовал реальные, но окрашенные особым настроением пейзажи (тающие травы, кроваво-красная луна над полем боя, лесные дебри и так далее), затрагивая глубинные струны души зрителей и вызывая в них сопереживание. Живопись Виктора Васнецова обладала монументально-декоративными чертами и нередко наклонялась к символизму, предвосхищая поздние работы в стиле модерн[7][8].
Виктор Васнецов писал картины в неорусском стиле, который является разновидностью национального романтизма[7]. В картинах художника, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Творчество Виктора Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве[8].
В селе Рябово открылся Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников Виктора и Аполлинария Васнецовых «Рябово» (основан в 1981 году, является филиалом Вятского художественного музея). В Москве с 1953 года функционирует Дом-музей В. М. Васнецова, расположенный в переулке Васнецова (название изменено в 1954 году)[2].
Галерея
Основная статья: Список картин Виктора Васнецова
Ссылки
- Виктор Васнецов. Моя Третьякова. Третьяковская галерея
- ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович. Виртуальный Русский музей
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Виктор Васнецов . Культура.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Васнецов Виктор Михайлович . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2024. Архивировано 31 июля 2024 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Васнецов Виктор . История.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Виктор Михайлович Васнецов . Биограф.ru. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Виктор Васнецов:жизнь и творчество художника . Allpainters.ru. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Архитектор В.М. Васнецов. Обзор работ . dmitry-sasin.livejournal.com. Дата обращения: 31 июля 2024.
- ↑ 7,0 7,1 О творчестве Виктора Васнецова . Документы XX века. Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках . Просвещение.ru. Дата обращения: 18 июня 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 15 марта
- Родившиеся в 1848 году
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Художники по алфавиту
- Навигационные шаблоны:Изобразительные искусства
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Родившиеся 15 мая
- Родившиеся в Уржумском уезде
- Умершие 23 июля
- Умершие в 1926 году
- Умершие в Москве
- Выпускники Императорской Академии художеств
- Действительные члены Императорской Академии художеств
- Деятели изобразительного искусства по алфавиту
- Художники России XIX века
- Художники России XX века