Васнецов, Виктор Михайлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Виктор Михайлович Васнецов
Автопортрет (1873)
Автопортрет (1873)
Дата рождения 3 (15) марта 1848(1848-03-15)
Место рождения Лопьял, Уржумский уезд, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 июля 1926
Место смерти Москва, СССР
Жанр историческая живопись
Учёба Императорская Академия художеств (1875)
Стиль реализм, символизм
Звания действительный член ИАХ (1893)
Автограф Автограф

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (3 марта (15 марта1848, Лопьял, Вятская губерния — 23 июля 1926, Москва) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов[1]. Автор скульптурных произведений и проектов в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессор (обозначенный за заслуги в художественной деятельности; 1892) и действительный член (18931905) Императорской Академии художеств. Потомственный дворянин (за вклад в строительство нового православного собора в Варшаве; 1912). Действительный статский советник (1914)[2].

Биография

Детство

Виктор Васильевич Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне — Кировская область) в семье священника. Его родители стремились обеспечить своим детям всестороннее образование: читали научные журналы и обучали рисованию. Первые работы Васнецова представляли собой пейзажи и сценки из сельской жизни, причём природные мотивы его картин во многом вдохновлены вятскими пейзажами: извивающимися реками, холмами и густыми хвойными лесами[3].

Виктор планировал продолжить семейную традицию и стать священником. Его юность прошла в Вятском духовном училище, а затем — в Вятской духовной семинарии. В это время он проявил себя как талантливый художник: участвовал в росписи местного собора, писал портреты, создавал жанровые сценки и занимался иллюстрацией книг. Уже в 1867 году он работал над рисунками для книги о русских пословицах, которые позже собрал в отдельный альбом. На протяжении своей юности его особенно интересовали темы родной истории и фольклора, что помогало ему глубже понять национальный дух и самосознание русского народа[3].

Взрослая жизнь

В 1867 году Виктор Васнецов получил благословение отца, покинул семинарию и отправился в столицу для изучения живописи. В Санкт-Петербурге он сначала учился в рисовальной школе Ивана Николаевича Крамского, а в 1868 году стал студентом Императорской академии художеств. Благодаря своим успехам в учёбе он в 1869 году получил две малых серебряные медали, а в 1870 году — большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом»[1].

Я всегда был убеждён, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в любом произведении искусства — образе, звуке, слове — в сказках, песнях, былинах, драмах и прочих формах отражается целостный облик народа, его внутренний и внешний мир, связанный с прошлым, настоящим, а может быть, и будущимВиктор Михайлович Васнецов

В свободное время Виктор Васнецов рисовал портреты горожан, делал зарисовки с натуры и помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах, а позже выпустил свои рисунки в отдельном альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». В годы учёбы он создал свои первые картины «Жница» и «Молочница».

В 1874 году художник был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина»[1].

Деятельность

После окончания академии художник отправился за границу с друзьями. Он продолжал заниматься живописью, участвуя в выставках. В мастерской своего друга Василия Поленова в Париже Васнецов сделал наброски к картине «Богатыри» — своему первому полотну, вдохновлённому русскими былинами. Художник провёл за границей около года, а в 1877 году вернулся в Москву, где познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым и часто посещал музыкальные вечера в его доме. В этот период Васнецов создавал картины на темы истории и сказок, литретурных произведений Древней Руси. одна из первых работ — «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая была выставлена на VIII выставке передвижников и куплена Павлом Михайловичем Третьяковым[3].

В 1878 году Виктор Васнецов создал свою знаменитую картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в его историко-былинном цикле. В этой работе художник стремился поэтично и торжественно отразить героизм русских воинов, аналогично тому, как это сделал автор «Слова о полку Игореве». Вместо ужасов битвы он акцентировал внимание на величии смерти за Родину. Однако при жизни художника картина не получила единодушного признания публики. Её оригинальность вызвала различные мнения, и лишь Илья Ефимович Репин и Павел Петрович Чистяков смогли уловить «основное» в работе Виктора михайловичаВаснецова.

Несмотря на то что большинство критиков не оценили картину, Виктор Михайлович продолжил развивать выбранную тему и в 1882 году создал ещё одну значительную работу — «Витязь на распутье». Здесь он изобразил мрачную степь, поле битвы, на котором разбросаны кости павших. На перекрёстке дорог художник нарисовал предостерегающий камень. Витязь, остановившийся перед ним, погрузился в глубокие размышления (идею нанести на камень надпись предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье, Виктор Васнецов выразил свои собственные сомнения и неопределённость относительно будущего[4].

В 1880-х годах Виктор Васнецов стал членом Абрамцевского художественного кружка, основанного Саввой Мамонтовым — объединения деятелей искусства, которые встречались в усадьбе мецената. Савва Иванович Мамонтов не только поддерживал художника финансово, но и приобрёл три его картины: «Битва скифов со славянами», «Ковёр-самолёт» и «Три царевны подземного царства». Васнецов часто бывал в Абрамцеве, создавая там работы, включая портреты семьи Мамонтова, и вдохновлялся живописной природой усадьбы. В 1880 году он написал свою знаменитую «Алёнушку», выразив в ней силу и поэтичность образа русской девушки, сочетающейся с окружающей природой[5].

С середины 1880-х годов Виктор Васнецов проявил интерес не только к живописи, но и к архитектуре. Он разрабатывал эскизы для церквей и частных домов, в том числе для собственного дома-мастерской, а в начале 1900-х годов стал автором знаменитого фасада Третьяковской галереи, выполненного в «русском стиле»[5].

Виктор Васнецов также работал сценографом, создавая декорации для опер, таких как «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова и «Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского[4].

Однако его настоящей страстью была храмовая роспись. В течение 11 лет художник расписывал Владимирский собор в Киеве, применяя свои знания религиозной иконописи и церковной архитектуры, полученные в семинарии. За время работы над собором он создал сотни эскизов и расписал почти 2000 м² стен и потолка. Позже он оформил и другие храмы в различных городах, включая величественный собор Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. На протяжении всей своей жизни он оставался верен сказочным сюжетам, стремясь раскрыть суть русской национальной культуры и найти способы выразить народный дух. Неудивительно, что одно из самых известных его произведений — «Богатыри» — создавалось около 25 лет, и в нём он пытался изобразить всю глубину национального характера и символику русской истории[3].

Панно для исторического музея

Первым опытом художника в области монументального искусства стала работа над композицией «Бытовые сцены жизни человека в период каменного века» («Каменный век», 18821884), начавшаяся осенью 1882 года для Московского исторического музея. Заказчиком выступил граф Алексей Сергеевич Уваров, один из основателей музея и председатель Учёной и Строительной комиссий. Васнецов начал работу над панно в Абрамцеве летом 1883 года в мастерской, организованной для него Саввой Мамонтовым недалеко от усадьбы. Художнику удалось создать выразительные образы древних людей и объединить заданные заказчиком сцены (охота, изготовление керамики, разведение огня и другие) в единую композицию благодаря его опыту в театрально-декорационном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Ритм и композиционная структура, определённая плоскостность фигур, достигнутая чёткой проработкой силуэтов с помощью широких контурных линий и живописной техники, близкой к фресковой, помогли преодолеть неизбежную условность в таких работах. 18 июля 1884 года панно было принято у Виктора Васнецова, и ему была выплачена согласованная сумма в 300 рублей[2].

Росписи Владимирского собора в Киеве

В конце 1884 — начале 1885 года Андриан Викторович Прахов, который возглавлял внутреннюю отделку нового Владимирского собора в Киеве, пригласил Виктора Васнецова участвовать в этом проекте. Собор был сооружён в честь 900-летия Крещения Руси. Перед началом работы весной 1885 года художник совершил поездку в Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь, где изучал памятники искусства различных эпох, уделив особое внимание византийской архитектуре (в частности, церквям Сант-Аполлинаре-Нуово и Сан-Витале в Равенне) и их мозаикам.

Виктор Михайлович Васнецов занимался росписями в Киеве с 1885 по 1896 год. Он подготовил около 400 эскизов, картонов и рисунков, создав многочисленные композиции и образы святых для стен и иконостаса, которые стали как бы «путеводителем по духовной истории России».

На стенах главного нефа собора художник выполнил библейские сюжеты и историко-религиозные композиции, такие как «Крещение киевлян» (над входом на хоры) и «Крещение князя Владимира» (над входом в крещальню). Образ Богоматери с Младенцем в центральной апсиде стал его главной творческой победой в этом проекте и принёс Виктору Михайловичу Васнецову широкое признание.

Современники отмечали, что именно обращение Виктора Васнецова к национальной традиции и её адаптация к современным живописным формам обеспечили огромный успех его росписям Владимирского собора. Эта работа вызвала множество исследований и статей и была признана началом возрождения русского религиозного искусства, а Виктор Васнецов стал называться «провозвестником нового направления в русской религиозной живописи» (Георгиевский. 1896).

Киевские росписи приобрели широкую известность, в том числе благодаря репродукциям, и стали основой для множества повторений в российских храмах на рубеже XIX и XX веков. Однако в начале XX века появились резкие критические отзывы о работе, частично из-за открытия подлинной древнерусской иконописи в это время. Сам Виктор Васнецов признавал, что не всё получилось так, как он задумывал, но как сторонники, так и критики соглашались с тем, что Владимирский собор стал единым комплексом оформления храма в новом стиле и значительным художественным произведением, представляющим собой выдающийся памятник современного русского религиозного сознания[2].

Смерть и похороны

Виктор Михайлович Васнецов прожил долгую жизнь и умер 23 июля 1926 года в своей мастерской в возрасте 78 лет от остановки сердца. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище в Москве, которое к тому времени уже пришло в запустение. К концу 1930-х годов кладбище было уничтожено, а останки Виктора Васнецова, наряду с другими известными личностями, перенесли на Введенское кладбище в Лефортовском районе Москвы, где они покоятся и по сей день[3].

Личная жизнь

Виктор Васнецов вступил в брак с Александрой Рязанцевой, уроженкой крупного купеческого рода из Вятки. Её родители обеспечили ей хорошее образование: она училась в вятской гимназии, а затем на первых курсах для женщин при Петербургской медико-хирургической академии. Влюблённые поженились в 1878 году, и их семейный союз продлился почти пятьдесят лет. Виктор нашёл счастье в личной жизни, в их семье царили любовь и взаимопонимание. Александра подарила художнику пятерых детей: дочь Татьяну и четырёх сыновей — Бориса, Алексея, Михаила и Владимира[3].

Проекты и постройки

  • Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В. Д. Поленовым и П. М. Самариным (18801882, Абрамцево).
  • «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).
  • Эскиз «Часовня над могилой А. С. Мамонтова» (18911892, Абрамцево).
  • Собственный дом, совместно с В. Н. Башкировым (18921894, Москва, переулок Васнецова, 13).
  • Проект иконостаса и написание икон для церкви при стекольном заводе Ю. С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный).
  • Надгробный памятник Ю. Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.
  • Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не реализован.
  • Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.
  • Особняк И. Е. Цветкова, строительство которого выполнил архитектор Б. Н. Шнауберт (18991901, Москва, Пречистенская набережная, 29).
  • Проект расширения главного входного зала Третьяковской галереи, выполненный совместно с В. Н. Башкировым (осуществлён архитектором А. М. Калмыковым) (18991901, Москва, Лаврушинский переулок).
  • Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не реализован.
  • Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён.
  • Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905—1908, Москва), снесён большевиками 1 мая 1918 года. Воссоздан скульптором Н. В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре. 4 мая 2017 года повторно создан в Московском Кремле по инициативе Владимира Путина.
  • Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.
  • Надгробие В. А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.
  • Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), лёгший в основу частично реализованного проекта архитектора А. Н. Померанцева[6].

Значение творчества

Творчество Виктора Михайловича Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал подлинным первооткрывателем волшебного мира народной поэзии, погружая зрителя в царство былин, сказок и исторических преданий. Виктор Васнецов нашёл новые изобразительные средства, которые соответствовали былинно-сказочным образам и речевым оборотам. В своих работах он искусно использовал реальные, но окрашенные особым настроением пейзажи (тающие травы, кроваво-красная луна над полем боя, лесные дебри и так далее), затрагивая глубинные струны души зрителей и вызывая в них сопереживание. Живопись Виктора Васнецова обладала монументально-декоративными чертами и нередко наклонялась к символизму, предвосхищая поздние работы в стиле модерн[7][8].

Виктор Васнецов писал картины в неорусском стиле, который является разновидностью национального романтизма[7]. В картинах художника, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Творчество Виктора Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве[8].

В селе Рябово открылся Историко-мемориальный и ландшафтный музей художников Виктора и Аполлинария Васнецовых «Рябово» (основан в 1981 году, является филиалом Вятского художественного музея). В Москве с 1953 года функционирует Дом-музей В. М. Васнецова, расположенный в переулке Васнецова (название изменено в 1954 году)[2].

Галерея

Основная статья: Список картин Виктора Васнецова

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Виктор Васнецов. Культура.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Васнецов Виктор Михайлович. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 июля 2024. Архивировано 31 июля 2024 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Васнецов Виктор. История.РФ. Дата обращения: 18 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Виктор Михайлович Васнецов. Биограф.ru. Дата обращения: 30 июля 2024.
  5. 5,0 5,1 Виктор Васнецов:жизнь и творчество художника. Allpainters.ru. Дата обращения: 30 июля 2024.
  6. Архитектор В.М. Васнецов. Обзор работ. dmitry-sasin.livejournal.com. Дата обращения: 31 июля 2024.
  7. 7,0 7,1 О творчестве Виктора Васнецова. Документы XX века. Дата обращения: 18 июня 2024.
  8. 8,0 8,1 Виктор Михайлович Васнецов — сказочник с кистью в руках. Просвещение.ru. Дата обращения: 18 июня 2024.


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!