Бронников, Фёдор Андреевич
Фёдор Андреевич Бронников | |
---|---|
| |
Дата рождения | 17 (29) сентября 1827 |
Место рождения |
Шадринск, Шадринский уезд, Пермская губерния |
Дата смерти | 1 (14) сентября 1902 (74 года) |
Место смерти | Антиколи-Коррадо, Лацио, Италия |
Жанр | историческая живопись, портрет |
Учёба | Императорская Академия художеств |
Покровители | Клодт фон Юргенсбург, Пётр Карлович |
Награды |
Большая золотая медаль Императорской Академии художеств |
Звания | профессор |
Медиафайлы на Викискладе |
Фёдор Андре́евич Бро́нников (17 сентября (29 сентября) 1827, Шадринск, Пермская губерния — 1 сентября (14 сентября) 1902, Антиколи-Коррадо, Италия) — русский художник, профессор исторической живописи.
Один из основоположников картин античного жанра. Профессор Императорской Академии художеств. С 1854 года проживал и трудился в Италии. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок[1].
Биография
Детство
О его детстве в Шадринске известно очень немного. Фёдор Андреевич родился 17 (29) сентября 1827 года в Шадринске Пермской губернии. Происходил из сословия мещан. Дом, в котором проживала семья Бронниковых, не сохранился, но место, где он находился известно. Отец Бронникова был иконописцем, расписывал шадринские церкви. Именно он привил Фёдору Андреевичу любовь к живописи. Бронников посещал городское училище, но часто пропускал, предпочитая работу в мастерской отца. В пятнадцатилетнем возрасте он исполнил портрет своей сверстницы Евдокии Кузнецовой, в котором угадываются незаурядные способности юного автора[2]. В 1842 году умирает отец Андрей Иванович, и Фёдор вместе с матерью Марьей Егоровной, оказывается на попечении у дяди Е. Прусова[3].
Обучение в Императорской Академии художеств
Осиротев в 16 лет, он отправился в Санкт-Петербург, чтобы стать художником. Однако, путь в Императорскую Академию художеств мещанам был закрыт. И Бронников стал учеником в гравёрной мастерской ксилографа и рисовальщика Евстафия Ефимовича Бернардского. Талантливый юноша попал под протекцию известного скульптора Пётра Карловича Клодта. Он устроил его вольнослушателем рисовальных классов Академии художеств. Бронников успешно закончил классы, получив серебряную медаль. Но только после отчисления из мещан Шадринска он смог поступить в Императорскую Академию художеств. Там его наставником был исторический живописец академик Алексей Тарасович Марков[4].
Жизнь и творчество в Италии
За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» (список не сохранился) Бронников получил большую золотую медаль, звание художника и командировку в Италию.
В 1854 году отправился за границу пансионером Академии и поселился в Риме. Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе. Рим в буквальном смысле покорил молодого художника своей величественной красотой, и Бронников, по словам Боголюбова: «Занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического». Среди них: «Гладиатор-славянин, умирающий на арене цирка» (1857 год), «Римские бани» (1858 год), «Духовная процессия в Италии» (1859 год). В Риме на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. Когда срок командировки с пансионом от Академии подошёл к концу, Бронников решил задержаться в Италии. У него были слабые легкие, и для его здоровья климат Италии оказался более благотворным, чем в северном Петербурге. К тому же, он успел сделать себе имя в Европе, и мог отныне существовать на собственные художественные заработки.
Можно сказать, что отныне он жил скорее в Италии, чем в России, а на родине бывал, но он никогда не отрывался от российской жизни и не терял ни дружеских, ни родственных связей.
Он писал портреты, полотна на темы античной истории, на религиозные темы. Но большую роль в его творчестве играли простые зарисовки итальянской жизни — городские улочки, дворики с играющими ребятишками, сцены в трактирах и на сельских дорогах[5].
Бронников и передвижники
В 1863 году Бронников приехал на родину. Здесь он сблизился с передвижниками и под их влиянием написал ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий» (Третьяковская галерея), «Золотая свадьба» и другие. В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль имени Виже-Лебрен за картину «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры». Проживая постоянно в Италии, был принят в 1876 году в Товарищество передвижных художественных выставок, куда высылал свои работы для участия в выставках. Так же он участвовал и в международных выставках, так, на Всемирной выставке в Вене в 1873 году.
В дальнейшем Бронников участвовал в выставках в Лондоне, Филадельфии, Париже и Чикаго. В России же, участвуя в выставках передвижников, он будет в целом благосклонно (хотя и с некоторыми оговорками) принят, так, критики писали о его работах в 1885 году: «Изяществом техники и большой законченностью отличаются произведения Бронникова. Он принадлежит к прежней „идеальной“ школе, которая удерживает этого художника, искренно любящего правду, от передачи неприглядных черт в изображаемом им сюжете. Его „Нищий у дверей богача“, его „Итальянский пастух“ доказывают это наглядно. Того и другого можно назвать красивыми старцами, что не мешает понимать неприглядность положения обоих»[6].
Поздние годы творчества
22 августа 1881 года Государственный исторический музей дал заказ Ф. А. Бронникову на два сюжета: «Крещение князя Владимира на Корсуни» для зала Херсонеса и «Встреча псковичами греческой царевны Софьи Палеолог». Идеи православия и формирования государственной власти были главными составляющими концепции музея. Херсонес — город, завоёванный Владимиром, где произошло крещение самого князя, а вслед за ним и всего русского народа, город, в котором он женился на византийской принцессе Анне и который рассматривался как «рассадник христианства», как центр, из которого православие распространилось по всем русским землям. События, происходившие в Херсонесе, означали приобщение России к общеевропейскому пути развития. «Ясно, что для русского народа история начинается только со времени распространения христианства в России». — так было записано в путеводителе по музею 1914 года.
Второй сюжет связан с укреплением православия и власти московского князя. После женитьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Москву стали называть «новым градом Константина», принявшим на себя миссию центра православия[7]. Чтобы выполнить картину для Исторического музея, он специально снял на три года большую и не очень удобную студию, отказывался от других заказов. Серьёзность отношения к работе, всегда свойственная художнику, подтверждается также хранящимися в Шадринском музее листами с набросками древнерусского вооружения, прорисовками фрагментов одежд, культового облачения и других предметов русского происхождения, которые производят впечатление сделанных с натуры рисунков. Как свидетельствуют надписи, среди изображенных предметов; сабля Владимира Мономаха, шлем Александра Невского, наручи стольника с орнаментом. Тем не менее уже в начале 1886 года Бронников решил отказаться от выполнения заказа, очевидно, понимая, что сил на крупную по размерам работу у него не хватит. В октябре 1886 года договор с музеем был расторгнут — с обязательством прислать в Москву оба утверждённых эскиза и «с правом для Музея воспроизвести по сим эскизам… картины другому художнику»[7].
Эскизы, один большой и два малых, тогда же были отправлены. После революции их след теряется, а представление о них мы можем сегодня составить лишь по фотографиям из архива художника, хранящегося в Шадринске. Для Бронникова, очевидно, был важен опыт работы над сюжетами русской истории, поэтому, несмотря на возраст, он и взялся за столь серьёзный и сложный заказ.
Фёдор Бронников умер 1 (14) сентября 1902 года. Похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо[1].
Личная жизнь
Фёдор Андреевич женился достаточно поздно на итальянке Марии Кармеле, урождённой Бедини. Супруги Бронниковы удочерили итальянскую девочку-сироту, воспитали её и, выделив приличное приданое, выдали замуж[8].
На протяжении всей жизни он не терял связь с Шадринском. Известно, что Фёдор Андреевич приезжал сюда неоднократно — к матери. Сохранились в копии письма художника своим племянникам в Шадринск. Переписка эта продолжалась, начиная с 1881 года, 19 лет. В письмах Фёдора Андреевича прослеживаются два основных мотива — трепетный интерес к родному городу и тоска по земле Отечества.
Как бы хотел провести лето у вас в Шадринске, походить по бору, поискать ягод, грибов, да и поудить с тобой на реке. Что ты, не покидаешь этого удовольствия и иногда поужинаешь и кушаешь уху из окуней собственного улова? Я же здесь только купаюсь в море, но ловлею рыбы не занимаюсь, ибо в море нужен невод.Ф.А. Бронников
«Желаю вам от души провести летнее время,— пишет художник Д. Е. Прусову,— весело в полях около Шадринска с самоваром, чему даже завидую, и если бы моя родина не была так далека от меня, то я бы с вами вместе с большим удовольствием принял участие в ваших прогулках. Мне всегда нравились эти полевые леса: какой в них здоровый запах!.. Как же, помню Городище, хорошее место, да и воздух там хороший… Нет здесь безграничных полей, что у вас там, в России, нет тех дремучих лесов, что у вас, и это очень жаль. Я люблю простор и поля наши русские — точно море беспредельное»[9].
Наследие художника в Шадринске
При жизни Бронников намеревался передать в Шадринск многое, однако, как пишет Михаил Петрович Боткин, супруга художника, умершая позднее его, завещала городу только картины, ордена и медали. Все остальное имущество она приказала продать и раздать бедным, что и было исполнено.
В отношении капиталов М. П. Боткин объясняет, что Фёдор Андреевич очень истратился в последние годы, особенно при выдаче замуж своей приёмной дочери. Так что капитал остался небольшой, да и тот в конверсионных облигациях.
Капитал Ф. А. Бронникова так и пролежал вплоть до революции в иностранной валюте, хотя такой знаток экономики, как К. Д. Носилов, и предлагал городскому самоуправлению обменять её на золото, тем более, что курс рубля в предреволюционные годы безнадежно упал.
Как бы там ни было, город стал обладателем наследства крупного русского художника. Около десяти лет они лежали в сундуке, пока в городе не открылось Шадринское научное хранилище, взявшее, наконец, коллекцию знаменитого земляка под своё покровительство. А было это в 1918 году. Началась гражданская война, город захватили белые. А когда они отступили, в суматохе исчезли некоторые работы художника.
После Великой Отечественной войны картины художника были отреставрированы художниками Центральных реставрационных мастерских и теперь занимают целый зал в городском музее. Но выставлено не всё. Часть работ, достойных экспозиции, хранится в фондах[8].
Художественная школа города Шадринска носит имя Ф. А. Бронникова[10].
Музеи
Общее количество работ находящихся в музеях страны, согласно Государственному каталогу Музейного фонда РФ и официальным сайтам музеев, составляет 851 экземпляр. Общее количество работ Ф.А,Бронникова, выставленных на аукционах в России — 7 работ. («Улица в Атине» (1876 год), «Золотая свадьба» (1870 год), «Чтение газеты в неаполитанском кабачке» (1868 год), «Крестный ход по случаю обретения чудотворного Образа Казанской Божьей Матери в 1579 г.» (1854 год), «Портрет» (1866 год), «Портрет итальянки» (1891 год), «Улица в Субиако. Религиозная процессия»)[11].
Шадринский краеведческий музей имени В. П. Бирюкова
Наследие художника в музее включает более 300 художественных произведений и более 300 единиц хранения документов и фотоматериалов. Среди художественных произведений представлена ранняя работа мастера «Портрет девочки Евдокии Кузнецовой», датированная 1842 годом, графические рисунки и эскизы, работы на тему русской истории и античную тему, бытовые, портретные и пейзажные произведения[12].
В коллекции документальных материалов представлены биографические документы, материалы исследований, переписка с музеями и архивами СССР о жизни и творчестве художника, фотографии работ Бронникова Ф. А.[13].
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
В музее находится 492 экземпляра. Данная коллекция была собрана благодаря благодаря А. П. Боголюбову, с которым Бронникова связывала многолетняя дружба, а также и самому художнику[14].
В остальных музеях находятся небольшое количество произведений, которые попадали туда из архивов, фондов и коллекций[15].
Коллекции картин Ф. А. Бронникова в других российских музеях
Наименование музея | Наименование произведений хранящихся в нём |
Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого[16] | «Итальянская улица», «Итальянская улица» |
Ярославский художественный музей[17] | «Варенна. Озеро Комо» |
Оренбургский областной музей изобразительных искусств[18] | «Портрет дамы с книгой» |
Пермская государственная художественная галерея[19] | «За водой» |
Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина[20] | «Портрет архитектора»
«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» |
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова, Мелихово[21] | «Уголок Венеции»
«Венецианская улочка» |
Екатеринбургский музей изобразительных искусств[22] | «Улица в Италии»,
«Итальянская девушка» |
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого[23] | «Терраса,Любитель» (Вариант картины «Монах в мастерской художника»),
«Головка итальянки» |
Вольский краеведческий музей[24] | «Художники в квартире (в приёмной) богача»,
«Голова пожилого мужчины», «Сцена убийства», «Палермо», «Итальянский крестьянин на бочке» |
Музей В. А. Тропинина и московских
художников его времени[25] |
«Автопортрет» |
Государственный Русский музей[26] | «Освящение герма»,
«Цыганская девочка», «Дама с собачкой в парке Фраскати», «Последняя трапеза мучеников», «Итальянский дворик», «Улица итальянского города» |
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева[27] | «Покинутая» |
Чайковская художественная галерея[28] | «Итальянский мальчик»,
«Итальянский пейзаж» |
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова государственного автономного
учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение»[29] |
«Итальянка» |
Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки[30] | «Иоанн Предтеча проповедует в пустыне» |
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств[31] | «Портрет А. А. Иванова»,
«Портрет К. Д. Флавицкого» |
Государственная Третьяковская галерея[32] | «Автопортрет»,
«Проклятое поле. Место казни в древнем Риме. Распятые рабы», «Белладжо», «Освящение гермы», «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» |
Пермская государственная художественная галерея[33] | «Римские бани»,
«Вид на озеро Комо», «Сцена ревности», «Старик-нищий», «У часовни» |
Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина[34] | «Голова апостола Петра» |
Российский национальный музей музыки[35] | «Итальянский дворик» |
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленов[36] | «Итальянская деревня» |
Государственный музей-заповедник «Петергоф»[37] | «Патриций, играющий с детьми» |
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник[38] | «Портрет старика»,
«Женская головка на тёмном фоне» |
Галерея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Бронников Фёдор Андреевич . Известные люди. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Выпуск 320. Бронников Фёдор Андреевич(1827-1902). . Студия-И. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Мурзина Наталья Викторовна. Жизнь и творчество Фёдора Бронникова . Продленка. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ П.Пегов. Бронников Фёдор Андреевич универсал . Проза.ру. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Италия художника Федора Бронникова . Livejournal (9.06.2014).
- ↑ Исторический живописец и передвижник Федор Бронников . Яндекс Дзен (12 декабря 2022). Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Крещение Руси . Переправа (28.07.2023).
- ↑ 8,0 8,1 Наследие художника. Федор Бронников. . Шадринск, Зауралье, История края. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Осинцев, Леонид Петрович. Имен связующая нить : (Записки краеведа). — -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988. — 208 с.
- ↑ Детская художественная школа им. Ф.А.Бронникова . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Мурзин, Алексей Никитич. Приисетье в пространстве и времени. — Шадринск: Шадринский дом печати. Каргапольский фил.,, 2012. — 218 с.
- ↑ Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова . Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Коллекция художественных работ Ф.А. Бронникова . Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова. Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева . Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева» . «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева». Дата обращения: 19 июля 2023.
- ↑ Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Русские римляне . Ярославский художественный музей.
- ↑ Оренбургский областной музей изобразительных искусств . Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
- ↑ Ольга Старцева. "Римские бани" Фёдора Бронникова . Пермская государственная художественная галерея. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина . Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Музей - Заповедник А.П. Чехова «Мелихово» . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Екатеринбургский музей изобразительных искусств . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ «Искусство конца XIX века» . МУ Вольский краеведческий музей. Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме . Русский музей.
- ↑ Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева. Живопись . Дата обращения: 20 июля 2023.
- ↑ Чайковская художественная галерея . Чайковская художественная галерея. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» . Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова государственного автономного учреждения культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение». Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки . Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.
- ↑ Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств . Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Государственная Третьяковская галерея . Государственная Третьяковская галерея.
- ↑ Пермская государственная художественная галерея . Пермская государственная художественная галерея.
- ↑ Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина . Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Российский национальный музей музыки . Российский национальный музей музыки. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова . Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Петергоф . Государственный музей-заповедник "Петергоф". Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник . Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Дата обращения: 21 июля 2023.
Литература
- Науменко О. В. Фёдор Андреевич Бронников (К 180-летию со дня рождения) / Науменко, О.В. // История и этнология: на перекрестке времен и культур: Материалы Всерос. науч.- практ. конф.(16 нояб. 2007 г.). — 2008. — С.150-156. — С. Курган, 2008
- Иванова Е. А. Отражение Италии в картинах Ф. А. Бронникова (к 190-летию со дня рождения Ф. А. Бронникова) / Е. А. Иванова // Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курган, 07-08 декабря 2017 года. — Курган: Курганский государственный университет, 2017. — С. 127—128.
- Уфимцева А. C. Автопортреты Федора Бронникова / А. C. Уфимцева // Научная палитра. — 2019. — № 1(23). — С. 9.
- Захарова Т. Н. Документальное наследие Ф. А. Бронникова в Шадринском краеведческом музее / Т. Н. Захарова // Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «XII Зыряновские чтения», Курган, 11-12 декабря 2014 года. — Курган: Курганский государственный университет, 2014. — С. 148—149.
- Лысова Н. Ю. Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века / Н. Ю. Лысова // Вестник Мордовского университета. — 2008. — Т. 18, № 4. — С. 26-34.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 29 сентября
- Родившиеся в 1827 году
- Родившиеся в Шадринске
- Умершие 14 сентября
- Умершие в 1902 году
- Умершие в метрополитенском городе Риме
- Кавалеры ордена Святой Анны
- Художники по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи об искусстве
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники Императорской Академии художеств
- Пенсионеры Императорской Академии художеств
- Почётные члены Императорской Академии художеств
- Передвижники
- Исторические художники России