Клодт фон Юргенсбург, Пётр Карлович

Материал из «Знание.Вики»
Пётр Карлович Клодт
Портрет
Дата рождения 6 мая (24 апреля) 1805(1805-04-24)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 20 ноября (8 ноября) 1867(1867-11-08) (62 года)
Место смерти мыза Халала, Великое княжество Финляндское
Жанр монументальная скульптура анималистика
Учёба Михайловское артиллерийское училище, Императорская Академия художеств
Покровители Николай I
Награды

Орден Святого Владимира 3 степени, Орден Святой Анны 1 степени, Орден Святой Анны 2 степени с императорской короной, Орден Святого Станислава 1 степени, Орден «Pour le Mérite» (гражданский класс),

Орден Красного Орла,
Звания

академик ИАХ (1838), профессор ИАХ (1848),

заслуженный профессор (1858)

Барон Пётр Ка́рлович Клодт (Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург) (нем. Peter Jakob Freiherr Clodt von Jürgensburg; 24 апреля [[[6 мая]]] 1805, Санкт-Петербург — 8 [20] ноября 1867, мыза Халала, Великое княжество Финляндское) — русский скульптор и литейный мастер немецкого происхождения. Самый известный представитель баронской семьи Клодт фон Юргенсбург, крупнейший мастер монументальной и анималистической скульптуры эпохи царствования Николая I. Академик (с 1838) и заслуженный профессор (с 1858) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1859).

Детство

Иртышские ворота, Омск

Пётр Карлович Клодт родился 4 апреля [6 мая] 1805 года в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к древнему баронскому роду Клодт фон Юргенсбург, славу которому составили потомственные военные, среди которых были настоящие таланты воинской науки. Дед скульптора был участником Северной войны. Особо отмечен отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург, участвовавший в русско-турецких войнах и Отечественной войне 1812 года[1]. В 1817 году он был назначен начальником штаба отдельного Сибирского корпуса, поэтому семья переехала жить в Омск[2]. Дома офицеров находились на улице Штабной, там же располагался и манеж для лошадей. Построек того периода почти не сохранилось, только реконструированные Иртышские ворота. Через которые Клодт ходил на учёбу в Омский кадетский корпус. Здесь мальчик впервые проявил интерес к рисованию. «В характеристике, которую ему дали в Омском кадетском корпусе, было подчёркнуто, что он проявил особые способности к изображению лошадей», — рассказывает омский историк И. Л. Коновалов. По семейной традиции Пётр Клодт должен был стать военным. Но военное дело мальчика интересовало мало[3].

В юности будущего скульптора не было ничего замечательного: «он рос как большинство того патриархального поколения, окружённый заботами родных, в тесном кругу семьи, любимый всеми за мягкий ровный характер. В молодости он любил вырезать из бумаги лошадок, но в семье никто не угадал его таланта, никто не предугадал в нём будущего скульптора и будущей знаменитости»[4].

Часто с занятий мальчик убегал в степи, и однажды его не было четыре дня. Его нашли на левом берегу реки, где он в одном из казахских селений рассматривал лошадей.искусствовед Занфира Девятьярова

Первые этюды были написаны Клодтом в Омске, он показывал не только «парадную», но и повседневную жизнь лошадей.

Обучение военному делу

В 1822 году скончался Карл Фёдорович и его семья вернулась в Санкт-Петербург. 14 апреля 1823 года поступил в Михайловское артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения военному делу, он отдавал своему увлечению — рисовал или вырезал из дерева лошадей. После окончания училища он получил чин подпоручика и был распределён в учебную артиллерийскую бригаду, где и подал в отставку, в 1828 году[5], будучи ещё юнкером в училище, Клодт вырезал для сына писателя Н. И. Греча деревянную лошадку. В доме Греча проходили «четверги», которые посещали известные русские художники, артисты и литераторы, бывал А. С. Пушкин. На одном из таких литературных собраний участники случайно обратили внимание на детскую лошадку и пришли в такое восхищение, что разыграли её между собой, а на вырученные деньги купили Петру Клодту набор инструментов для резьбы. Впоследствии с помощью именно этих инструментов Клодт, будучи ещё на военной службе, в минуты досуга вырезал ещё две фигурки лошадей, которые преподнёс в дар великим князьям Михаилу Николаевичу и Николаю Николаевичу[1].

Обучение в Императорской Академии художеств

В течение двух лет он учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников. По высочайшему повелению Государя Императора в 1829 году профессорам Академии были показаны три первых рисунка, выполненных Пётром Клодтом. С 1830 года он становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре. Ещё находясь на военной службе, Клодт делал графические силуэты животных из чёрной бумаги, вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву[6]. В период обучения он жил в полуподвале на Выборгской стороне. Резные фигурки, выставленные в низком окошке, продавались слабо, хватало только на еду. Его образ жизни удивлял окружающих, так как не соответствовал его титулу барона[7].

Творчество

С начала 1830 годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

Нарвские триумфальные ворота

В 1827 году Клодт начал работу над скульптурным оформлением Нарвских ворот совместно со скульпторами Степаном Пименовым и Василием Демут-Малиновским. В 1833 году Клодт выполнил модель шестёрки коней, несущую колесницу богини Славы. Скульптура, выполненная по его модели, установлена на аттике арки Нарвских ворот. Сама работа признана современниками одной из вершин изобразительного искусства. В короткое время приобрела европейскую известность и покровительство Николая I[8].

Аничков мост

Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста. Скульптор потратил на эту работу около двадцати лет своей жизни и она стала одной из самых известных работ художника. После того, как Пётр Клодт признан современниками искусным мастером своего дела, выполнял другие скульптурные работы. Однако, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту. Кроме творческого наследства, которое мастер оставил потомкам, многое сделал и для развития скульптурного дела в России[9].

По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя конными группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной сторонах моста. По замыслу скульптора четыре группы, в отличие от парных парижских, должны представлять четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. Клодт, с юности увлекавшийся рисованием и лепкой лошадей, решил применить к традиционной теме «научный метод». Он «раздобыл на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе, чтобы затем смонтировать в скульптуру». Натуралистический метод соединился в работе Клодта с романтическими настроениями русского академического классицизма, свойственного тому времени. Кроме этого, силуэты скульптурных групп на высоких постаментах оказались столь выразительным, что обеспечили этой работе невероятный успех[10].

Доработка и отливка первой группы «Конь с идущим юношей» затянулась до 1838 года. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Клодт создал в 1841 году, освоив мастерство бронзолитейщика. Об этом свидетельствует надпись на плинте: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году»[10].

В 1838 году Клодт получил назначение на должность профессора скульптуры, в том же году возглавил Литейный двор Императорской Академии художеств. На этом посту Клодту удалось добиться повышения качества художественного литья в России[9].

Помимо этого, Клодт являлся автором таких знаменитейших работ как: квадрига на здании Большого театра, Памятник Ивану Крылову, памятник Николаю I, памятник Владимиру-Крестителю в Киеве.

Памятник Николаю Крылову

12 мая 1855 года состоялось открытие памятника Ивану Андреевичу Крылову. Скульптор здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Избегая какой-либо идеализации, скульптор создал правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передаёт одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам.

В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича. В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А. А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенёс их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой[11].

Памятник Николаю I

В самом начале 1857 года была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными. В 1859 году произошла вторичная отливка. На этот раз всё прошло более чем успешно. Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было. Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства[12].

Памятник представляет собой 6-метровую конную статую Николая I работы П. К. Клодта, стоящую на пьедестале. Император изображён в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Конной натурой послужил любимый жеребец государя — Амалатбек. Пьедестал памятника работы Огюста Монферрана имеет эллиптическую форму и изготовлен из малинового карельского шокшинского кварцита и белого итальянского мрамора. Цоколь выполнен из серого сердобольского гранита.

Пьедестал памятника украшают четыре аллегорические женские фигуры работы Р. К. Залемана, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру». Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги. Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым расположена надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й». Первоначально памятник не имел ограды, она была установлена позже.

Четыре барельефа (три из них работы Н. А. Рамазанова, один — Р. К. Залемана), расположенные на постаменте, рассказывают о ключевых событиях правления Николая I: подавлении восстания декабристов, усмирении холерного бунта, строительстве Николаевской железной дороги и составлении свода законов[10].

Смерть

8 [20] ноября 1867 скульптора не стало. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки[13].

Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936 году прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.

На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными[2].

Семья

Отец: Карл Фёдорович, барон Клодт фон Юргенсбург.

Мать: Елизавета Яковлевна Фрейгольдт.

Брат: Владимир Карлович, барон Клодт (Woldemar Johann Adolf, 1803—1887), дослужился до чина генерала от артиллерии и должности профессора.

Брат: Константин Карлович (Johann Gustav Karl Konstantin, 1807—1879), генерал-майор, был известный гравёр по дереву.

Брат: Борис Карлович (Bernhard Johann, 1817—1863) служил в армии и в чине штабс-капитан вышел в отставку.

Брат: Михаил Карлович (Michael Georg, 1819—1874) служил в чине губернского секретаря в инженерном департаменте Военного министерства[14].

Жена: Иулиана (Ульяна) Ивановна (урождённая Спиридонова;1815—22 ноября 1859) — племянница скульптора-монументалиста, академика Императорской Академии художеств И. П. Мартоса.

Сын: Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, старший сын П. К. Клодта.

Дочь: Вера Петровна (по мужу Клодт; 1843—1924) — замужем с 1864 г. за Александром Константиновичем Клодтом (ум.1871), племянником П. К. Клодта.

Дочь: Мария Петровна (по мужу Станюкович; 1836—1922) — замужем за Александром Михайловичем Станюковичем (1823—1892), журналистом, издателем, редактором развлекательных журналов, братом известного писателя К. М. Станюковича. В браке имели шестеро детей.

Дочь: Софья Петровна (по мужу Гардер; 1843—1862) — замужем за Анатолием Егоровичем Гардером, в браке один ребёнок.

Сын: Александр Петрович (1841—1902) — окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в гусарском полку, с 1882 году в отставке с чином майора.

Дочь: Наталья Петровна (по мужу Гардер) (род. 1839) — с 1864 г. замужем за Анатолием Егоровичем Гардером (род. 1842), в браке имели пятеро детей.

Через прибалтийское семейство Альбедилей Пётр Клодт состоял в отдалённом родстве с Ганнибалами и с А. С. Пушкиным[7].

Награды

В 1835 был он был избран членом Королевской Академии художеств в Берлине.

С 1843 — сотрудник Королевского Общества северных антиквариев в Копенгагене.

В 1852 избран членом Академии Святого Луки в Риме.

В 1859 — членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже. За памятник Николаю I П. К. Клодт получил чин действительного статского советника.

Также Пётр Карлович был награждён:

  • 1841 год — Орден Красного орла III степени.
  • 1843 год — Орден Святой Анны III степени.
  • 1845 год — Орден Святого Фердинанда III степени.
  • 1850 год — Орден Святого Владимира IV степени.
  • 1855 год — Орден Святой Анны II степени с императорской короной
  • 1858 год — Орден Святого Владимира III степени.
  • 1867 год — Орден Pour le Mérite

Литература

  • Клодт П. К. Укротители коней: Скульптурные группы П. К. Клодта: [Альбом] / [Авт. текста В. Н. Петров]. — Ленинград: Художник РСФСР, 1962. — 14 с., 26 л
  • Ромм А. Г. Петр Карлович Клодт. 1805—1867 : [Очерк. творчества] / А. Ромм. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1948 (М. : тип. «Кр. печатник»). — 32 с.
  • Бар. Клодт фон-Юргенсбург Пётр Карлович // Список гражданским чинам IV-го класса. Исправлен по 1-е октября 1867 г.. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1867. — С. 214.
  • Клодт фон Юргенсбург, русские художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Самойлов А. Кони Клодта // Художник. — 1961. — № 12. — С. 29—34.
  • Петров В. Н. Пётр Карлович Клодт / Оформление И. С. Серова. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 60 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Петров В. Н. Пётр Карлович Клодт, 1805—1867. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — (Массовая библиотека по искусству). (обл.)
  • Клодт Г. А. «Лепил и отливал Петр Клодт…» / Георгий Клодт; Худ. А. А. Зубченко. — М.: Советский художник, 1989. — 240 с. — (Рассказы о художниках). — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00030-X (обл.)
  • Клодт Г. А. Повесть о моих предках / Г. А. Клодт; Художник Е. Г. Клодт. — М.: Воениздат, 1997. — 304, [80] с. — (Редкая книга). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01796-6 (в пер., суперобл.)
  • Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт. — СПб.: Сударыня, 2005. — 284 с. — ISBN 5-88718-042-0 (в пер., суперобл.)
  •  Булгаков Ф. И. Наши художники (Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия. Биографии, портреты художников и снимки с их произведений. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889. — Т. 1. — С. 186—188. — 234 с.
  • Пикуль В. С. Наша милая, милая Уленька. — АСТ, Вече, 2002.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Скульптура Петра Клодта. Пермская художественная галерея. Дата обращения: 3 августа 2023.
  2. 2,0 2,1 Клодт фон-Юргенсбург Карл Федорович. РУНИВЕРС. Дата обращения: 3 августа 2023.
  3. Кони Петра Клодта: омское детство известного скульптора. Смотрим (2010). Дата обращения: 3 августа 2023.
  4. Гений конной скульптуры. Конный мир. Дата обращения: 3 августа 2023.
  5. П.К. Клодт, выпускник Михайловского Училища 1825 года.. Клуб выпускников Коломенского (Михайловского) Артиллерийского училища. Дата обращения: 3 августа 2023.
  6. Известные люди: Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург. Голд Мустанг. Дата обращения: 3 августа 2023.
  7. 7,0 7,1 ЛЕГЕНДАРНЫЕ КОНИ КЛОДТА. Петроград 1917. Дата обращения: 3 августа 2023.
  8. Петр Карлович Клодт. Комитет по культуре администрации Минераловодского городского округа, Ставропольского края. Дата обращения: 5 августа 2023.
  9. 9,0 9,1 Петр Карлович Клодт.
  10. 10,0 10,1 10,2 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
  11. БИОГРАФИЯ ПЕТРА КАРЛОВИЧА КЛОДТА.
  12. Петр Клодт, скульптор: краткая биография и работы. autogear. Дата обращения: 5 августа 2023.
  13. Архитектор Клодт: биография. О Петре Карловиче Клодте. По дисциплине: История Отечества. Selkovo. Дата обращения: 11 августа 2023.
  14. Карл Федорович Клодт фон Юргенбург. Дата обращения: 3 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!