Иван-царевич на Сером Волке (картина)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Wiktor Michajlowitsch Wassnezow 004.jpg
Виктор Васнецов
Иван-царевич на Сером Волке. 1889 год
Холст, масло. 249 × 187 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Ива́н-царе́вич на Се́ром Во́лке» — картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым в 1889 году. Экспонировалась на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1889 года и с выставки была приобретена Павлом Третьяковым[1]. На данный момент картина находится в Москве, в Третьяковской галерее. На картине в центре внимания изображены три главных героя — Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк[2].

История

Каждый художник имеет собственную уникальную подготовку перед тем, как приступить к созданию своего произведения. Некоторые из них долго размышляют над идеей, разрабатывают план, создают множество эскизов, и только после этого приступают к работе. В то же время другие действуют интуитивно, позволяя своим эмоциям вести их. Одна из таких работ, воплощающая интуитивный подход к творчеству, — картина «Иван-царевич и Серый Волк».

В 1889 году художник Васнецов был глубоко погружён в работу над росписью Владимирского собора в Киеве, что заняло у него целых десять лет. Именно в это время родилась идея создать произведение, основанное на русской народной сказке о Иване-царевиче и Сером Волке. Для реализации этой идеи Васнецов вынужден был временно приостановить работу над собором в Киеве. Конечный результат — картина, которая воплощает искренние человеческие эмоции и русскую народную культуру[3], благодаря которой человек сейчас может наслаждаться всем миром[4]. Для образа царевны художник использовал написанные в 1882 году портреты Натальи Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых[5]. Главный акцент Васнецов сделал не на внешнем облике Елены, а на душевном настрое и позе героини.

Сюжет

На холсте изображены главные герои народной сказки — Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк. Три героя спешат сквозь непроницаемый и густой лес, их судьбы зависят от этой встречи. Иван-царевич обнимает Елену Прекрасную, беспокойно озираясь назад, боится, что их могут догнать преследователи. Украшения юноши свидетельствуют о его высоком положении — дорогой кафтан, красная шапка с меховым отделом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с изысканным ворсом. За его спиной виден меч — символ его непоколебимой решимости воевать за свою судьбу.

Елена Прекрасная сидит на Сером Волке, обнимаемая Иваном-царевичем. Выражение её лица полно печали и сосредоточенности. Она беспокоится о своей и жизни своего возлюбленного. Её руки безмятежно лежат на коленях, показывая, как сильно она доверяет свою судьбу Ивану-царевичу. Она верит в юношу, но сердце её беспокойно бьётся, так как преследователи следуют за ними. Её длинные волосы, словно морские волны, падают на её плечи и развеваются на ветру, который быстро проносится мимо. Елена Прекрасная одета в платье небесного цвета с золотыми отделками. На её ножках блестят золотые сапоги, а на голове — роскошная шапка с драгоценными камнями. Подвеска из жемчуга украшает её шею.

Серый Волк, главный помощник влюбленной пары, изображён уставшим, но пытающимся отчаянно бороться за счастье молодых. Серый Волк бежит со сверхъестественной скоростью, спасаясь от преследователей — его мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мышцы. Уши расположены на голове, а язык вываливается из пасти — у зверя нет лёгкого пути, несущего на себе беглянок, но он стремительно мчится вперёд[6].

Русский художник говорил[7]:

Aquote1.png Мы только тогда внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим к развитию своего родного Русского искусства, то есть когда с возможным для нас совершенством и полнотой изобразим и выразим красоту, мощь и смысл наших родных образов – нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грёзы, мечты, нашу веру и сумеем в своём истинно национальном отразить вечное, непреходящее. Aquote2.png
В. М. Васнецов

Примечания

  1. Моргунов Н.С. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. 1848-1926. — Москва: Искусство, 1962. — С. 459.
  2. Иван-царевич на Сером Волке 1889. Третьяковская галерея. Дата обращения: 13 августа 2023.
  3. Деткова О. А. В. М. Васнецов и передвижники: эволюция романтического историзма // E-Scio. — 2016. — № 3(3). — С. 61—81.
  4. Иван-царевич на Сером волке. Описание картины. Российский учебник. Дата обращения: 12 августа 2023.
  5. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — Москва: Искусство, 1993. — С. 333.
  6. Шедевры Третьяковки Иван-царевич и Серый Волк Шедевры Третьяковки Иван-царевич и Серый Волк. Стихи.Ру. Дата обращения: 12 августа 2023.
  7. Лазунко А. К. В. М. Васнецов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1990. — С. 6.