Серов, Валентин Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Валентин Александрович Серов
Фотопортрет Серова, ок. 1901—1902
Фотопортрет Серова, ок. 1901—1902
Жанр портрет
Учёба Мастерская Кёппинга[de] (1873–1874)
Мастерская Репина (1874–1875; 1878–1880)
Киевская рисовальная школа (1876–1878; под руководством Мурашко)
Императорская Академия художеств (1880–1885; под руководством Чистякова)
Стиль импрессионизм, модерн

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (7 [19] января 1865, Санкт-Петербург — 5 декабря 1911, Москва) — русский живописец и график, один из крупнейших мастеров портрета рубежа XIX — XX веков, академик, член Императорской Академии художеств. Серов внёс значительный вклад в развитие русского искусства, соединив в своём творчестве традиции реализма с новаторскими течениями модерна и импрессионизма. Его работы, отличающиеся психологической глубиной и техническим мастерством, оказали существенное влияние на последующие поколения художников и стали неотъемлемой частью культурного наследия России[1].

Биография

Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года[1] в Санкт-Петербурге в семье композиторов. Его отец, Александр Николаевич Серов[2], был известным музыкальным критиком и композитором, а мать, Валентина Семёновна Серова (урождённая Бергман)[3], стала первой женщиной-композитором в России. Раннее детство Валентина прошло в творческой атмосфере, где частыми гостями были выдающиеся деятели культуры, в том числе Иван Тургенев и Алексей Толстой.

После смерти отца в 1871 году шестилетний Валентин остался на попечении матери, которая вскоре уехала в Мюнхен для продолжения музыкального образования. В 1874 году, в возрасте девяти лет, Серов начал брать уроки рисования у Ильи Репина в Париже. Это знакомство оказало значительное влияние на формирование юного художника.

Валентин Серов с матерью в 1875 году вернулся в Россию, где провел лето в Абрамцево. Осенью мать влюбилась в нигилиста Василия Немчинова. Пара с Валентином отправилась в Киев, а затем на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. В семье появился ещё один ребёнок, Саша.

В 1878 году Валентина с детьми покинула хутор из-за чумы и уехала в Москву. Муж остался лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти мужа.

Весной Валентина оставила старшего сына на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин поступил в третий класс столичной гимназии, но учился плохо, хотя его карандашные рисунки восхищали всех.

Позже Серов учился в Петербургской Академии художеств (1880 — 1885 годы)[4] под руководством Павла Чистякова, чья строгая педагогическая система и реалистический подход к искусству оставили глубокий след в творческом методе Серова.

В 1887 году Серов написал свои знаменитые картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», которые ознаменовали начало русского импрессионизма и принесли художнику широкую известность. С 1890-х годов Серов активно работал над заказными портретами, среди которых особое место занимают изображения членов императорской семьи. В 1894 году он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а с 1900 года стал членом объединения «Мир искусства». Эти связи отразили эволюцию творческого метода Серова от реализма к модерну.

В 1897 году художник начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин и Константин Юон. В начале XX века Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым, создавая декорации и афиши для «Русских сезонов» в Париже. Его поздние работы, такие как портрет Иды Рубинштейн (1910 год), демонстрируют смелые эксперименты с формой и цветом[5].

Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря 1911 года[6] в Москве от сердечного приступа, оставив после себя богатое художественное наследие и репутацию одного из величайших портретистов своего времени. Похоронен Валентин Серов на Новодевичьем кладбище.

Семья и личная жизнь

В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой[7], воспитаннице его тёти. У них родилось шестеро детей: Ольга, Александр, Георгий, Михаил, Антон и Наталья[8].

Семья часто становилась источником вдохновения для художника: жена и дети нередко позировали для его картин. Особенно известен портрет «Дети» (1899 год), на котором изображены сыновья Серова, Саша и Юра.

Адреса

Valentin Serov — Ida Rubenstein.

Валентин Серов на протяжении жизни сменил множество адресов, каждый из которых оставил след в его творчестве.

В Санкт-Петербурге, где он родился, художник жил на Васильевском острове (15-я линия, д. 8). В Москве Серов часто менял квартиры: работал на Долгоруковской улице, жил в Малом Гнездниковском переулке, а последние годы провёл в доме в Ваганьковском переулке (д. 9).

Значимым местом для художника стала усадьба Абрамцево[9], где он создал знаменитую «Девочку с персиками». В имении Домотканово Тверской губернии была написана «Девушка, освещённая солнцем».

Серов также работал в Крыму, где появились его пейзажи, и имел дачу в посёлке Ино на берегу Финского залива. В Париже он учился у Репина на улице Верон, 31. Последняя квартира Серова в Москве стала своеобразной творческой лабораторией, где он работал над поздними произведениями, в том числе над портретом Иды Рубинштейн.

Творчество

Серов В. А. «Портрет Елены Ивановны Рерих». 1909 год

Творчество Валентина Серова отличается разнообразием жанров и стилей, отражая эволюцию русского искусства конца XIX — начала XX веков. Работая в натурной мастерской Академии художеств, Серов сформировал свой уникальный художественный почерк. Он написал множество значимых картин, среди которых особое место занимают портреты. Среди них портрет жены художника Н. К. Рериха, Елены Рерих, созданный в 1909 году.

«Девочка с персиками»[10] и «Девушка, освещённая солнцем»[11] стали манифестами русского импрессионизма. В портретном жанре Серов создал целую галерею образов современников, включая известных деятелей культуры и членов императорской семьи. Его работы «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год)[12] и «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1905 год)[13] демонстрируют глубокое психологическое проникновение в характер моделей.

В пейзажном жанре Серов создал такие шедевры, как «Заросший пруд» (1888 год)[14] и «Октябрь. Домотканово» (1895 год)[15]. Художник также обращался к историческим сюжетам, создав серию картин о Петре I, включая «Пётр I на псовой охоте» (1902 год)[16].

В поздний период творчества Серов экспериментировал с модерном и символизмом, что отразилось в таких работах, как «Похищение Европы» (1910 год)[17] и «Одиссей и Навзикая» (1910 год)[18]. Последняя значительная работа живописца, «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год), стала вершиной его портретного искусства.

Выставки

Valentin Serov — Portrait of Princess Olga.

Творчество Валентина Серова регулярно представлялось на выставках, начиная с его участия в экспозициях Товарищества передвижников и «Мира искусства». Серов работал в натурной мастерской Академии художеств, что отразилось на разнообразии его работ, представленных публике.

После смерти художника интерес к его наследию не угас. В 1914 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли масштабные посмертные выставки, на которых были собраны работы из различных периодов творчества мастера. В 1935 году Третьяковская галерея организовала крупную ретроспективу, продемонстрировавшую широту таланта Серова. Особое внимание привлекла выставка в Русском музее в 2005 году, где впервые был показан занавес к балету «Шехерезада», выполненный Серовым в 1911 году.

Юбилейный 2015 год ознаменовался двумя значимыми экспозициями: «Серов не портретист» в Русском музее и масштабная ретроспектива в Третьяковской галерее[19]. На ней были представлены около 250 работ Серова из 25 музеев и частных собраний. Эти выставки не только продемонстрировали многогранность таланта художника, но и подтвердили его статус одного из ключевых мастеров русского искусства рубежа XIX—XX веков.

Награды и память

1885 год — серебряная медаль второго достоинства от Академии художеств за этюд с натуры.

1898 год академик Императорской Академии художеств[20].

1900 году на Всемирной выставке в Париже Серов был удостоен Большой золотой медали за портрет великого князя Павла Александровича, что свидетельствовало о международном признании его таланта.

В 1903 году художник стал действительным членом Академии художеств, однако в 1905 году он демонстративно вышел из её состава в знак протеста против действий властей во время революционных событий[21].

Его именем названа детская художественная школа № 1 в центре Москвы. В 1994 году в честь Серова был назван астероид (3547) Серов[22].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Серов Валентин Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Серов, Александр Николаевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — 1912. — Т. Т. 20: Суворова — Ткачев. — С. 250–264.
  3. Серова (урожд. Бергман), Валентина Семёновна // Театральная энциклопедия / П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. Т. 4. Нежин — Сярев. — С. 922–923.
  4. Кудря А.И. Служенье красоте, или Жизнь художника Серова. — М.: «Радуга», 2001. — 440 с.
  5. Валентин Серов в воспоминаниях современников. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  6. Серов, Валентин Александрович..
  7. Ильина Н., Ковалева О. Жена художника Ольга Серова.. Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». Дата обращения: 5 ноября 2024.
  8. Мазикина Л. Как революция разделила семью и изменила жизнь династии художника Серова. Kulturologia.Ru. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  9. Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник..
  10. «Девочка с персиками» Серова — История одного шедевра.. Дилетант. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  11. «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова — Картина в деталях.. Культура.рф. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  12. Серов Валентин (1865-1911) Портрет М.Н. Ермоловой, 1905.. Моя третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  13. Серов Валентин (1865-1911) Портрет Ф.И. Шаляпина, 1905.. Моя третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  14. Серов Валентин (1865-1911) Заросший пруд. Домотканово, 1888.. Моя третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  15. Серов Валентин (1865-1911) Октябрь. Домотканово, 1895.. Моя третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  16. Гений портрета. 5 шедевров Валентина Серова из коллекции Русского музея.. АиФ Санкт-Петербург. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  17. Серов Валентин (1865-1911) Похищение Европы, 1910.. Моя Третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  18. Серов Валентин (1865-1911) Одиссей и Навзикая, 1910.. Моя Третьяковка. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  19. Обновленная Третьяковская галерея открывается ретроспективой Серова.. ТАСС. Дата обращения: 5 ноября 2004.
  20. Императорская Академия художеств.. Энциклопедия мировой живописи. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  21. Материалы о Серове. Фонд Валентина Серова. Дата обращения: 5 ноября 2024.
  22. 3547 Serov (1978 TM6) (англ.). Динамика Солнечной системы SSD. Дата обращения: 5 ноября 2024.

Литература

  • Кондаков C.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914: в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 193. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр.
  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз.
  • Малышева Т. Л. Шаг к модернизму: В. А. Серов и постимпрессионистические течения в европейской живописи в 1880-х годах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 292—297.
  • Поспелов Г.Г. В. А. Серов. Портреты артистов // Люди и судьбы. 20 век (Книга очерков / Гос. ин-т искусствознания). — М., БуксМарт, 2013. — С. 17—33.
  • Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз.