Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин | |
---|---|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Автопортрет | |
Дата рождения | 24 октября (5 ноября) 1878 |
Место рождения | Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 15 февраля 1939 |
Место смерти | Ленинград, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская империя РСФСР СССР |
Жанр | портрет, натюрморт, графика |
Учёба | Московское училище живописи, ваяния и зодчества Московское училище живописи, ваяния и зодчества Художественная школа Антона Ажбе |
Награды |
Кузьма (Козьма) Сергеевич Петров-Водкин (24 октября [5 ноября] 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)[1].
Биография
Кузьма (или Козьма, как его зарегистрировали при рождении) Петров-Водкин появился на свет 24 октября (по новому стилю — 5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии (ныне — Саратовской области). Необычная фамилия его — это вовсе не псевдоним, как некоторым может показаться, он унаследовал её от своих предков. Отец Кузьмы, Сергей Фёдорович, работал сапожником, мать Анна Пантелеевна — была прислугой в купеческой семье[1]. Сыну отец запомнился «открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». Мать будущего художника прислуживала в зажиточных купеческих семьях и «в свободную минуту любила поговорить, обсудить и поплакаться о своих и чужих бедах»[2]. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками[3].
Первым опытом Кузьмы Петрова-Водкина в рисовании был пейзаж с березами, который он написал масляными красками на кусочке жести. Во второй раз будущий мастер изобразил на картоне речное судно. Своим художеством он хотел впечатлить сестру друга, в которую был влюблен. Но окружающие отнеслись к картине равнодушно, и затея не удалась. На какое-то время после этого Кузьма Петров-Водкин забросил рисование, пока однажды в классе, прямо во время урока, не начал чертить карандашом в тетради[3].
Мальчик сумел получить образование в начальном городском училище. Двенадцати лет от роду Петров-Водкин познакомился с двумя иконописцами, которые приохотили его к художественному ремеслу. Ещё не закончив училища, он впервые попробовал самостоятельно писать иконы, а затем и пейзажи. В 1893 году он завершил учёбу, после чего попытался поступить учиться на железнодорожника, но не сумел сдать экзамены. Но, как выяснилось впоследствии, это даже оказалось в его судьбе к лучшему — волею случая он познакомился с художником Фёдором Буровым, державшим в Самаре свои классы, которому понравились работы юноши, и он взял его в ученики. Здесь Петров-Водкин получил первые уроки живописи, но полноценного образования получить он не смог, так как Буров парой лет позже скончался. Пришлось ему возвращаться в родной Хвалынск[1].
В 1897 году Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов.
В 1902 году он даже попытался освоить церковную живопись, расписав с двумя товарищами Казанскую церковь в Саратове. Но церковный суд посчитал, что росписи не соответствуют религиозному канону, и плод труда художников был уничтожен. Зато сохранилось майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» 1904 года для Церкви Ортопедического института в Александровском парке Петербурга. Чтобы перевести эскиз панно в собственно майолику, Петров-Водкин даже специально ездил в Лондон. На полученные средства он съездил в Германию, где в Мюнхене занимался в частной художественной школе. В 1904 году Кузьма Сергеевич наконец окончил училище. Впереди была активная творческая жизнь[1].
В октябре 1905 года Петров-Водкин направился в большое путешествие по Европе, побывал во многих городах Италии, во Франции. В 1907 году он даже побывал в экзотических по тем временам местах — в Северной Африке. Кузьма Сергеевич был в восторге от Туниса и Алжира, в ту пору французских колоний, и написал немало работ в этих местах. Самые известные — «Негритянская деревня», «Семья кочевников», «Танец одалиски»[1].
После возвращения в Россию Кузьма Петров-Водкин встретился со своим бывшим преподавателем Валентином Серовым. Тот отнесся к художнику довольно холодно: "Так… из Парижа… Ну, что же, офранцузились. Поругиваете нашего брата. Всех к черту — оставить на разводку Матисса". Но когда Серов увидел полотна своего ученика, то изменил свое отношение на более теплое[1].
Мир искусства
Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства»[2]. В 1910 году он пишет скандально известную картину «Сон». За это произведение на него ополчились некоторые коллеги — приверженцы демократического реализма — во главе с Ильёй Репиным. Последний в своей известной разгромной статье в «Биржевых ведомостях» не стеснялся в выражениях, обзывая Петрова-Водкина «неучем», «безграмотных работ», «подражателем недоучкам Матиссу и Гогену». Правда, нашлись в художественной общественности у Кузьмы Сергеевича и защитники — например, Александр Бенуа и Лев Бакст, которые отметили в картине качество формы, рисунка и композиции. Сам же Петров-Водкин считал «Сон» своей переломной работой, вехой в становлении своего особого творческого стиля[1].
В 1911 году Кузьма Сергеевич написал ещё одну известную свою картину — «Мальчики», которую сам автор воспринимал как своеобразный отклик на смерть М. А. Врубеля и В. А. Серова с налётом оптимизма, мол, жизнь всё равно придёт к своим безошибочным источникам, жизнь пробудится[1].
«Купание красного коня» — главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров[2].
Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года[2].
В годы Первой мировой войны Петров-Водкин служил в лейб-гвардии Измайловском полку в Петрограде. Во время своей службы он написал ещё одну известную свою картину — «На линии огня», которая сейчас хранится в Русском музее[1].
После революции
Революцию 1917 года он встретил с воодушевлением. При Временном правительстве он работал в Петроградском Совете по делам искусств под руководством Максима Горького (кстати, ещё юношей Кузьма Сергеевич приносил свой литературный опус к нему, но писатель в пух и прах раскритиковал произведение, чем навсегда отшиб у него желание заниматься литературой). После прихода Советской власти он стал профессором Высшего художественного училища, которое затем пережило несколько реорганизаций. Педагогическая деятельность тяготила художника, которому не хватало времени на свободное творчество[1].
После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе. Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир[2].
«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами — лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды — полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений[2].
Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма[2].
В 1928 году, к десятилетию Красной Армии, он написал картину «Смерть комиссара», возведшую его в ареопаг советских художников. Он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, стал персональным пенсионером союзного значения. Но возраст давал о себе знать — у художника обнаружили туберкулёз лёгких, и творчеством он занимался с перерывами. В 1934 году Петров-Водкин написал картину «1919 год. Тревога», которая считается одной из вершин его творчества и своеобразным пророчеством «Большого террора»[1]. Ещё одна известная работа последних лет Петрова-Водкина — написанная в 1937 году «Новоселье», некоторые также склонны видеть в ней отражение эпохи репрессий[1].
Личная жизнь
В пансионе французского города Фонтене-о-Роз Кузьма Петров-Водкин встретил свою будущую супругу. Марии-Маргарите Йованович, дочери владелицы пансиона, было 20 лет, по-русски она не говорила. Предложение художника о замужестве она приняла и стала учить его родной язык. Пара заключила гражданский брак во французской мэрии, а через несколько лет обвенчалась в Хвалынске[1].
Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь.Из письма Марии Петровой-Водкиной, 1907 год
В 1922 году у Петровых-Водкиных родилась дочь Елена.
Смерть
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины. Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию. Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого. В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары[1].
Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина не стало 15 февраля 1939 года. Похоронен он на Литераторских мостках Волковского кладбище Санкт-Петербурга.
Творчество художника
Стиль
Настоящим ноу-хау художника стали его новаторские творческие приёмы — так называемая «сферическая перспектива» (шарообразная визуализация своих работ) и «трёхцветие» (совокупность красного, жёлтого и синего как основных цветов в картинах)[1].
Драматургия и сценография
Петров-Водкин работал с театром немного: осуществлены три спектакля с его декорациями, костюмами и гримом — «Орлеанская Дева» (1913), «Дневник Сатаны» (1923) и «Женитьба Фигаро» (1935); к двум спектаклям, так и не увидевшим свет рампы — «Борису Годунову» (1924) и «Братьям Карамазовым» (1927) — самым, пожалуй, новаторским по сценическому решению, Кузьмой Сергеевичем были разработаны эскизы декораций, костюмов и грима, и для одного из спектаклей Мейерхольда — «Командармы — 2» (1929) он ставил освещение и консультировал режиссёра по костюмам[4]. Подводя итоги творческого пути в 1935 году Кузьма Сергеевич напишет по поводу своих «взаимоотношений» с театром:
Театр, толково объединяющий слово, жест, музыку и зрелище, всегда производил на меня большое впечатление. <…>
Помню первую художественную ласточку на московской сцене – «Сказку о царе Салтане» в постановке Врубеля. Мне думается, что эта работа Врубеля, замечательная по слиянию живописи с поэтическим замыслом Пушкина и музыкой, эта работа и сдвинула с застывшей точки трафаретную коробку сцены. В павильонах «прямого перспективного положения» уже не под силу оказалось актёру развернуть игру. Да и зрителю эти павильоны стали смешны по их нарочитой условности <…>
С Октябрьской революцией перед театральными художниками возникли ещё новые задачи.
Динамика революционных тем, перебрасывающая события и действующих лиц в десятки мест на протяжении спектакля, заставила оформителя прибегнуть к многоплановости сцены, к делению её в высоту и по горизонтали, и довести до сжатости и остроты характеристику действующего в игре предмета <…>
Переход от живописной работы к театральной для меня всегда труден. Трудность заключается … в переводе станковой, изобразительной формы в кубатуру сцены <…> В процессе, казалось бы, безнадёжного блуждания возникают островки живописного пространства. Наконец является и представление о цвете, который бы соответствовал бы замыслам автора и режиссёра. В зависимости от согласованности этих замыслов с моими, выясняются и перспективные особенности построения данного спектакля. Особенности эти дадут возможность расширить зрительное событие за пределы сценической коробки, и они подчеркнут отличие пространства на сцене от архитектурного пространства зрительного залаПетров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Составитель: Е.Н. Селизарова. М., 1991. Стр. 307
Галлерея
Факты
- Кузьма Петров-Водкин написал несколько пьес, одну из которых ― «Жертвенные» — поставили в Передвижном театре Павла Гайдебурова. Она рассказывала о жизни художников и была философской по содержанию. В театральном репертуаре пьеса продержалась два сезона.
- В 1901 году Кузьма Петров-Водкин с приятелем Владимиром Сорохтиным решил поехать в Европу на велосипедах. Велосипед Сорохтина сломался и часть пути они по очереди преодолели на поездах. Добравшись до Мюнхена, Петров-Водкин успел несколько месяцев поработать в мастерской художника Антона Ашбе. С деньгами на проживание и обратный путь ему помогли сокурсники по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
- Тарелку «Жар-птица» считают единственной работой художника в декоративно-прикладном жанре. Петров-Водкин создал ее в 1923 году.
- После живописца его жена Мария Петрова-Водкина написала воспоминания «Мой великий русский муж», в которых рассказала об их совместной жизни. Впервые их напечатали в журнале «Волга» в 1971 году.
- Имя Кузьмы Петрова-Водкина носят Самарское художественное училище и Хвалынская картинная галерея, которая входит в состав мемориального музея художника.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Петров-Водкин Кузьма . История.РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Кузьма Петров-Водкин . Культура РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал . Культура РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
- ↑ ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕТРОВА-ВОДКИН . Новости Радищевского музея. Дата обращения: 2 июля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Заслуженные деятели искусств РСФСР
- Персоналии по алфавиту
- Художники по алфавиту
- Родившиеся 5 ноября
- Родившиеся в 1878 году
- Родившиеся в Хвалынске
- Умершие 15 февраля
- Умершие в 1939 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Художники объединения «Мир искусства»
- Выпускники Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии
- Художники СССР
- Художники России
- Художники Санкт-Петербурга
- Члены Союза художников СССР
- Сценографы СССР
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту