Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Автопортрет
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Автопортрет
Дата рождения 24 октября (5 ноября) 1878
Место рождения Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 февраля 1939
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя  РСФСР  СССР
Жанр портрет, натюрморт, графика
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества Московское училище живописи, ваяния и зодчества Художественная школа Антона Ажбе
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1931

Кузьма (Козьма) Сергеевич Петров-Водкин (24 октября [5 ноября] 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930)[1].

Биография

Кузьма (или Козьма, как его зарегистрировали при рождении) Петров-Водкин появился на свет 24 октября (по новому стилю — 5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии (ныне — Саратовской области). Необычная фамилия его — это вовсе не псевдоним, как некоторым может показаться, он унаследовал её от своих предков. Отец Кузьмы, Сергей Фёдорович, работал сапожником, мать Анна Пантелеевна — была прислугой в купеческой семье[1]. Сыну отец запомнился «открытой улыбкой, добродушным юмором и рассеянностью». Мать будущего художника прислуживала в зажиточных купеческих семьях и «в свободную минуту любила поговорить, обсудить и поплакаться о своих и чужих бедах»[2]. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками[3].

Портрет матери. 1909. Русский музей

Первым опытом Кузьмы Петрова-Водкина в рисовании был пейзаж с березами, который он написал масляными красками на кусочке жести. Во второй раз будущий мастер изобразил на картоне речное судно. Своим художеством он хотел впечатлить сестру друга, в которую был влюблен. Но окружающие отнеслись к картине равнодушно, и затея не удалась. На какое-то время после этого Кузьма Петров-Водкин забросил рисование, пока однажды в классе, прямо во время урока, не начал чертить карандашом в тетради[3].

Мальчик сумел получить образование в начальном городском училище. Двенадцати лет от роду Петров-Водкин познакомился с двумя иконописцами, которые приохотили его к художественному ремеслу. Ещё не закончив училища, он впервые попробовал самостоятельно писать иконы, а затем и пейзажи. В 1893 году он завершил учёбу, после чего попытался поступить учиться на железнодорожника, но не сумел сдать экзамены. Но, как выяснилось впоследствии, это даже оказалось в его судьбе к лучшему — волею случая он познакомился с художником Фёдором Буровым, державшим в Самаре свои классы, которому понравились работы юноши, и он взял его в ученики. Здесь Петров-Водкин получил первые уроки живописи, но полноценного образования получить он не смог, так как Буров парой лет позже скончался. Пришлось ему возвращаться в родной Хвалынск[1].

В 1897 году Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов.

В 1902 году он даже попытался освоить церковную живопись, расписав с двумя товарищами Казанскую церковь в Саратове. Но церковный суд посчитал, что росписи не соответствуют религиозному канону, и плод труда художников был уничтожен. Зато сохранилось майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» 1904 года для Церкви Ортопедического института в Александровском парке Петербурга. Чтобы перевести эскиз панно в собственно майолику, Петров-Водкин даже специально ездил в Лондон. На полученные средства он съездил в Германию, где в Мюнхене занимался в частной художественной школе. В 1904 году Кузьма Сергеевич наконец окончил училище. Впереди была активная творческая жизнь[1].

В октябре 1905 года Петров-Водкин направился в большое путешествие по Европе, побывал во многих городах Италии, во Франции. В 1907 году он даже побывал в экзотических по тем временам местах — в Северной Африке. Кузьма Сергеевич был в восторге от Туниса и Алжира, в ту пору французских колоний, и написал немало работ в этих местах. Самые известные — «Негритянская деревня», «Семья кочевников», «Танец одалиски»[1].

После возвращения в Россию Кузьма Петров-Водкин встретился со своим бывшим преподавателем Валентином Серовым. Тот отнесся к художнику довольно холодно: "Так… из Парижа… Ну, что же, офранцузились. Поругиваете нашего брата. Всех к черту — оставить на разводку Матисса". Но когда Серов увидел полотна своего ученика, то изменил свое отношение на более теплое[1].

Мир искусства

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства»[2]. В 1910 году он пишет скандально известную картину «Сон». За это произведение на него ополчились некоторые коллеги — приверженцы демократического реализма — во главе с Ильёй Репиным. Последний в своей известной разгромной статье в «Биржевых ведомостях» не стеснялся в выражениях, обзывая Петрова-Водкина «неучем», «безграмотных работ», «подражателем недоучкам Матиссу и Гогену». Правда, нашлись в художественной общественности у Кузьмы Сергеевича и защитники — например, Александр Бенуа и Лев Бакст, которые отметили в картине качество формы, рисунка и композиции. Сам же Петров-Водкин считал «Сон» своей переломной работой, вехой в становлении своего особого творческого стиля[1].

Негритянская деревня. 1907. Русский музей

В 1911 году Кузьма Сергеевич написал ещё одну известную свою картину — «Мальчики», которую сам автор воспринимал как своеобразный отклик на смерть М. А. Врубеля и В. А. Серова с налётом оптимизма, мол, жизнь всё равно придёт к своим безошибочным источникам, жизнь пробудится[1].

«Купание красного коня» — главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров[2].

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года[2].

В годы Первой мировой войны Петров-Водкин служил в лейб-гвардии Измайловском полку в Петрограде. Во время своей службы он написал ещё одну известную свою картину — «На линии огня», которая сейчас хранится в Русском музее[1].

После революции

Революцию 1917 года он встретил с воодушевлением. При Временном правительстве он работал в Петроградском Совете по делам искусств под руководством Максима Горького (кстати, ещё юношей Кузьма Сергеевич приносил свой литературный опус к нему, но писатель в пух и прах раскритиковал произведение, чем навсегда отшиб у него желание заниматься литературой). После прихода Советской власти он стал профессором Высшего художественного училища, которое затем пережило несколько реорганизаций. Педагогическая деятельность тяготила художника, которому не хватало времени на свободное творчество[1].

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе. Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир[2].

«1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами — лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды — полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений[2].

Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара». Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма[2].

В 1928 году, к десятилетию Красной Армии, он написал картину «Смерть комиссара», возведшую его в ареопаг советских художников. Он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, стал персональным пенсионером союзного значения. Но возраст давал о себе знать — у художника обнаружили туберкулёз лёгких, и творчеством он занимался с перерывами. В 1934 году Петров-Водкин написал картину «1919 год. Тревога», которая считается одной из вершин его творчества и своеобразным пророчеством «Большого террора»[1]. Ещё одна известная работа последних лет Петрова-Водкина — написанная в 1937 году «Новоселье», некоторые также склонны видеть в ней отражение эпохи репрессий[1].

Личная жизнь

Кузьма Петров-Водкин в женой. Хвалынск, 1910
Кузьма Петров-Водкин с женой и дочерью, 1923

В пансионе французского города Фонтене-о-Роз Кузьма Петров-Водкин встретил свою будущую супругу. Марии-Маргарите Йованович, дочери владелицы пансиона, было 20 лет, по-русски она не говорила. Предложение художника о замужестве она приняла и стала учить его родной язык. Пара заключила гражданский брак во французской мэрии, а через несколько лет обвенчалась в Хвалынске[1].

Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь.Из письма Марии Петровой-Водкиной, 1907 год

В 1922 году у Петровых-Водкиных родилась дочь Елена.

Смерть

В 1928 году здоровье Петрова-Водкина ухудшилось, по совету врачей он почти бросил писать картины. Через несколько лет живописцу дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и назначили персональную пенсию. Художник переехал из Ленинграда в Детское село и в моменты хорошего самочувствия занимался портретами своих соседей-писателей: Алексея Толстого, Вячеслава Шишкина, Андрея Белого. В остальное время он писал рассказы, повести, очерки, мемуары[1].

Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина не стало 15 февраля 1939 года. Похоронен он на Литераторских мостках Волковского кладбище Санкт-Петербурга.

Творчество художника

Стиль

Настоящим ноу-хау художника стали его новаторские творческие приёмы — так называемая «сферическая перспектива» (шарообразная визуализация своих работ) и «трёхцветие» (совокупность красного, жёлтого и синего как основных цветов в картинах)[1].

Драматургия и сценография

Петров-Водкин работал с театром немного: осуществлены три спектакля с его декорациями, костюмами и гримом — «Орлеанская Дева» (1913), «Дневник Сатаны» (1923) и «Женитьба Фигаро» (1935); к двум спектаклям, так и не увидевшим свет рампы — «Борису Годунову» (1924) и «Братьям Карамазовым» (1927) — самым, пожалуй, новаторским по сценическому решению, Кузьмой Сергеевичем были разработаны эскизы декораций, костюмов и грима, и для одного из спектаклей Мейерхольда — «Командармы — 2» (1929) он ставил освещение и консультировал режиссёра по костюмам[4]. Подводя итоги творческого пути в 1935 году Кузьма Сергеевич напишет по поводу своих «взаимоотношений» с театром:

Театр, толково объединяющий слово, жест, музыку и зрелище, всегда производил на меня большое впечатление. <…>

Помню первую художественную ласточку на московской сцене – «Сказку о царе Салтане» в постановке Врубеля. Мне думается, что эта работа Врубеля, замечательная по слиянию живописи с поэтическим замыслом Пушкина и музыкой, эта работа и сдвинула с застывшей точки трафаретную коробку сцены. В павильонах «прямого перспективного положения» уже не под силу оказалось актёру развернуть игру. Да и зрителю эти павильоны стали смешны по их нарочитой условности <…>

С Октябрьской революцией перед театральными художниками возникли ещё новые задачи.

Динамика революционных тем, перебрасывающая события и действующих лиц в десятки мест на протяжении спектакля, заставила оформителя прибегнуть к многоплановости сцены, к делению её в высоту и по горизонтали, и довести до сжатости и остроты характеристику действующего в игре предмета <…>

Переход от живописной работы к театральной для меня всегда труден. Трудность заключается … в переводе станковой, изобразительной формы в кубатуру сцены <…> В процессе, казалось бы, безнадёжного блуждания возникают островки живописного пространства. Наконец является и представление о цвете, который бы соответствовал бы замыслам автора и режиссёра. В зависимости от согласованности этих замыслов с моими, выясняются и перспективные особенности построения данного спектакля. Особенности эти дадут возможность расширить зрительное событие за пределы сценической коробки, и они подчеркнут отличие пространства на сцене от архитектурного пространства зрительного залаПетров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Составитель: Е.Н. Селизарова. М., 1991. Стр. 307

Галлерея

Факты

  • Кузьма Петров-Водкин написал несколько пьес, одну из которых ― «Жертвенные» — поставили в Передвижном театре Павла Гайдебурова. Она рассказывала о жизни художников и была философской по содержанию. В театральном репертуаре пьеса продержалась два сезона.
  • В 1901 году Кузьма Петров-Водкин с приятелем Владимиром Сорохтиным решил поехать в Европу на велосипедах. Велосипед Сорохтина сломался и часть пути они по очереди преодолели на поездах. Добравшись до Мюнхена, Петров-Водкин успел несколько месяцев поработать в мастерской художника Антона Ашбе. С деньгами на проживание и обратный путь ему помогли сокурсники по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
  • Тарелку «Жар-птица» считают единственной работой художника в декоративно-прикладном жанре. Петров-Водкин создал ее в 1923 году.
  • После живописца его жена Мария Петрова-Водкина написала воспоминания «Мой великий русский муж», в которых рассказала об их совместной жизни. Впервые их напечатали в журнале «Волга» в 1971 году.
  • Имя Кузьмы Петрова-Водкина носят Самарское художественное училище и Хвалынская картинная галерея, которая входит в состав мемориального музея художника.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Петров-Водкин Кузьма. История.РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Кузьма Петров-Водкин. Культура РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Кузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником стал. Культура РФ. Дата обращения: 30 июня 2024.
  4. ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕТРОВА-ВОДКИН. Новости Радищевского музея. Дата обращения: 2 июля 2024.