Толстой, Алексей Николаевич
Алексей Николаевич Толстой | |||||
---|---|---|---|---|---|
Портрет | |||||
Дата рождения | 10 января 1883 | ||||
Место рождения | город Николаевск, Самарская губерния, Российская империя | ||||
Дата смерти | 23 февраля 1945 (62 года) | ||||
Место смерти | Москва, СССР | ||||
Род деятельности | писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист, общественный деятель | ||||
Годы творчества | 1907—1945 | ||||
Направление | социалистический реализм, реализм | ||||
Жанр | проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение | ||||
Язык произведений | русский | ||||
Премии |
|
||||
Награды |
|
||||
Автограф | |||||
Произведения на сайте Lib.ru | |||||
Медиафайлы на Викискладе |
Алексе́й Никола́евич Толсто́й (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя — 23 февраля 1945, Москва, СССР) — русский и советский писатель из рода Толстых. Написал социально-психологические, исторические и научно-фантастические романы, повести и рассказы, публицистические произведения. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 — посмертно).
Биография
Родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) года в городе Николаевск, Самарская губерния, Российская империя. Его отцом был граф Николай Толстой, мать – детская писательница Александра Бостром, урождённая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого она ушла от мужа к Алексею Бострому, за которого официально выйти замуж не могла из-за определения духовной консистории[1]. Воспитывался в семье отчима, Бострома (по некоторым данным, он был отцом Толстого).
В 1905 году Толстой дебютировал как поэт, в 1907 году опубликовав свой сборник стихов «Лирика» в духе декадентской поэзии. Затем в свет вышел его первый рассказ – «Старая башня» (1908). В сборнике «Сорочьи сказки» (1910) и книга стихов «За синими реками» (1911) писатель проявил интерес к народному фольклору. В 1909–1911 годах ему пришла известность среди читателей, когда он напечатал произведения из жизни разоряющегося поместного дворянства, а также романы «Чудаки», «Две жизни» и «Хромой барин» (1912). В этих работах он обратился к реалистической манере письма.
С началом Первой мировой войны уехал на фронт военным корреспондентом издания «Русские ведомости». Фронтовой опыт и впечатления нашли отражение в рассказах «На горе», «Под водой», «Шарлотта» (все 1915) и другие. Приветствовал Февральскую революцию, однако Октябрьскую революцию не принял. В 1919 году уехал в эмиграции во Францию, затем жил в Германии. Там он начал работать в газете «Накануне», которая сочувственно относилась к Советской России. В эмиграции общался с Максимом Горьким, Алексеем Ремизовым, Андреем Белым, Виктором Шкловским и другими.
В эмигрантский период своей жизни написал автобиографическую повесть «Детство Никиты» (1919–1920), начал роман «Хождение по мукам». Также в эмиграции написал научно-фантастический роман «Аэлита» (1922–1923), опубликованный уже в СССР, куда писатель вернулся в 1923 году. В своих произведениях критиковал капитализм в рассказах «Чёрная пятница», «Мираж» (оба 1924), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927). В сатирическом романе «Похождения Невзорова, или Ибикус» разоблачению мещанство.
Особой темой в его творчестве стала тема Гражданская войны в России: были написаны рассказы «Голубые города» (1925), «Разговор на балконе» (1927), «Гадюка» (1928). В них писатель показал трагедию героев революционных лет, не сумевших приспособиться после войны к жизни в условиях НЭПа. События минувшей войны нашли отражение в монументальной трилогии «Хождение по мукам». В этом произведении Толстой обрисовал трудный путь интеллигенции в революции.
Роман «Пётр Первый», повествующий о переломной эпохе в истории России, стал одним из самых известных и значительных произведений писателя. Роман воссоздал широкую панораму русской жизни и тонко передавал колорит той эпохи, во многом благодаря языку, близкому к народной речи. Главной мыслью романа стала идея укрепления государственности во главе с сильным лидером. Эта книга стала образцовым произведением социалистического реализма. Толстой был наделён многогранным талантом, способный создать различные по теме произведения, в том числе и для детей. В 1936 году вышла в свет повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которую он создал по мотивам книги «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Эта повесть вошла в золотой фонд отечественной детской литературы. С 1936 по 1938 год был председателем Союза писателей СССР.
Во время Великой Отечественной войны Толстой писал патриотические статьи: «Родина» (1941) и другие. Цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942–1944) был посвящён героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчики. С 1941 по 1943 год писатель работал над драматической дилогией «Иван Грозный». В этом произведении создал идеализированный образ Ивана Грозного и оправдывал жестокость царя[2].
Алексей Николаевич Толстой умер 23 февраля 1945 года от рака лёгкого. 24 февраля тело было кремировано. Прощание состоялось 26 февраля в Малом зале Дома Союзов, затем урна с прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[3][4]. Церемония завершилась прощальным салютом и Гимном Советского Союза.
О писательстве
Алексей Толстой пишет о том, как он работает следующее[5]:
Черновики я набрасываю пером и сейчас же по этим отрывкам пишу на машинке. Машинка даёт мне текст, не связанный с индивидуальностью писания рукой, печать как бы нечто чужое, где я вижу все ошибки и правильную, какая будет в книге, расстановку слов и фраз. Я работаю на машинке с 1912 года. В редких случаях диктую, но диктовка всегда ниже качеством, чем писание. Удачно лишь выходит диктовка пьесы, когда она перед этим набросана в черновиках. <...> Я люблю процесс писания: чисто убранный стол. Изящные и удобные письменные принадлежности, хорошую бумагу. Каждый мастер должен любить орудия своего производства. | ||||
Аналогичные соображения Толстой высказывает в разделе компедиума авангардистской поэтики «Как мы пишем» (1930): «Рукописный текст всегда неясен (неразборчивость почерка, индивидуальность его, малое – сравнительно с печатным – количество слов на странице), всё это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу». У Алексея Толстого наблюдается практически фетишистская страсть по письменным принадлежностям: «Люблю письменные принадлежности – самопишущие перья, хорошую бумагу. Ах, писчебумажные магазины во Франции! Фантазия отказывается представить все эти вздорные и милые мелочи. Пограничники пусть так и знают: поеду за границу – под килем парохода привезу контрабандой мешок с писчебумажными принадлежностями». В разделе «Моё творчество» он пишет:
Пишу на машинке, предварительно набрасывая черновики пером. Карандаши ненавижу. Самопишущие перья мог бы даже красть, — к ним особый психоз. Если бы я жил в буржуазной стране, то, наверное, под старость открыл бы лавочку самопишущих перьев и письменных принадлежностей.
Утверждаю, что на пишмашинке писать лучше, скорее, и, при наших условиях, когда не дают марать корректур, качественно совершеннее, чем рукой. В процессе писания (привыкнуть не замечать машинку можно в две недели) текст видишь голым, лишённым всех индивидуальных особенностей ручного писания, все ошибки видны. Всё это чрезвычайно важно. Машинный процесс писания интенсивнее и продуктивнее ручного более чем вдвое или втрое. Отдавать ручную рукопись в переписку уже не то: никогда правя переписанный (с ручного) текст, не внесёшь тех существенных поправок, какие бывают в горчке работы. |
||||
Алексей Толстой, Моё творчество, стр. 113
|
О романе «Хождение по мукам»
Трёхтомный роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого — пример того, как изначальный, мощный и самодостаточный, замысел всё больше подчиняется идеологическим требованиям соцреализма: взявшись проследить историю нескольких людей в переломные годы. Толстой показывает сложность своих героев; если не сочувственно, то с пониманием изображает жизнь литературной богемы и внеположных ей «положительных» персонажей; передаёт эсхатологическое ощущение жизни между двух революций, разводит героев по разные стороны баррикад — чтобы в финале заставить их всех восхищаться красотой и логикой ленинских преобразований (и даже разглядеть и выделить в переполненном зале Сталина). Судьбы персонажей в «Хождении по мукам» во многом параллельны тому, что происходит в «Тихом Доне» — романе, который создаётся тогда же; логика «перековок», метаний между красными и белыми, оправдывается временем, хотя в реальности такой биографический бэкграунд, как у героев «Хождения по мукам», мог печально сказаться на их участи[6].
Семья
Первая жена (1901—1907) — Юлия Васильевна Рожанская (1881—1943). В браке в 1903 году родился сын Юрий, умер через пять лет.
Вторая жена (1907—1914) — Софья Исааковна Дымшиц (1884—1963), художница[7]. В 1911 году у них родилась дочь Марьяна, впоследствии доктор технических наук, профессор.
Третья жена (1914—1935) — Наталья Васильевна Крандиевская (1888—1963), поэтесса, стала прототипом Кати Рощиной из «Хождения по мукам». Приёмный сын от первого брака Крандиевской — Фёдор Волькенштейн (1908—1985). В этом браке родились сыновья: Никита (1917—1994), физик, и Дмитрий (1923—2003), композитор[8].
Четвёртая жена (с октября 1935 года) — Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (1906 — 1982), секретарша А. Н. Толстого.
Библиография
Романы
- Чудаки (1911)
- Хромой барин (1912)
- Аэлита (1923)
- Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
- Гиперболоид инженера Гарина (1927)
- Эмигранты (1931)
- Хождение по мукам. Трилогия:
- Книга 1. «Сёстры» (1922)
- Книга 2. «18-й год» (1928)
- Книга 3. «Хмурое утро» (1941)
- Пётр Первый (1934)
Повести и рассказы
- Старая башня (1908)
- Архип (1909)
- Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
- Сватовство (1910)
- Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
- Актриса (Два друга) (1910)
- Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
- Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
- Харитоновское золото (1911)
- Приключения Растёгина (1913)
- Любовь (1916)
- Прекрасная дама (1916)
- Обыкновенный человек (1917)
- День Петра (1918)
- Простая душа (1919)
- Четыре века (1920)
- В Париже (1921)
- Граф Калиостро (1921)
- Детство Никиты (1922)
- Повесть Смутного времени (1922)
- Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
- Василий Сучков (1927)
- Бывалый человек (1927)
- Великосветские бандиты (1927)
- Морозная ночь (1928)
- Гадюка (1928)
- Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
- Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
- Русский характер (1944)
- Странная история (1944)
- Древний путь
- Чёрная пятница (1924)
- На острове Халки (1922)
- Рукопись, найденная под кроватью (1923)
- В снегах
- Мираж
- Убийство Антуана Риво (1924)
- На рыбной ловле
Незавершённые произведения
- Егор Абозов (1915)
- Пётр I (3-й том)
Сказки
- Русалочьи сказки:
- Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
- Иван да Марья (1910)
- Ведьмак (1910)
- Водяной (1910)
- Кикимора (1910)
- Дикий кур (1910)
- Полевик (1909)
- Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
- Соломенный жених (1910)
- Странник и змей (1910)
- Проклятая десятина (1910)
- Звериный царь (1910)
- Хозяин (1909)
- Синица (1918)
- Сорока (1909)
- Мышка (1909)
- Козёл (1909)
- Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
- Лиса (1910)
- Заяц (1909)
- Кот Васька (1910)
- Сова и кот (1910)
- Мудрец (1909)
- Гусак (1910)
- Рачья свадьба (1910)
- Порточки (1910)
- Муравей (1910)
- Петушки (1910)
- Мерин (1910)
- Верблюд (1909)
- Горшок (Маленький фельетон, 1909)
- Куриный бог (1910)
- Картина (1909)
- Маша и мышки (1910)
- Рысь, мужик и медведь (1910)
- Великан (1910)
- Мишка и леший (1910)
- Башкирии (1910)
- Серебряная дудочка (1910)
- Смирный муж (1910)
- Богатырь Сидор (1910)
- Полкан (1909)
- Топор (1909)
- Воробей (1911)
- Жар-птица (1911)
- Прожорливый башмак (1911)
- Снежный дом (1911)
- Фофка (1918)
- Кот сметанный рот (1924)
- Как ни в чём не бывало (1925)
- Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)
- Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
- Иван-царевич и Серый волк (1940)
Пьесы
- «Путешествие на Северный полюс» (1900)
- «О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
- «Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
- «Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
- «Дуэль» (1900-е)
- «Опасный путь, или Геката» (1900-е)
- «Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
- «Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
- «Нечаянная удача» (1911)
- «День Ряполовского» (1912)
- «Насильники» («Лентяй», 1912)
- «Молодой писатель» (1913)
- «Кукушкины слёзы» (1913)
- «День битвы» (1914)
- «Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
- «Касатка» (1916)
- «Ракета» (1916)
- «Мракобесы» (1917 — под назв. «Горький цвет», 2 ред. — 1929 — с тем же назв., 3 ред. — 1935 — под назв. «Акила», 4 ред. — 1940 — под назв. «Мракобесы», в черновиках 4 ред. также фигурирует название «Изгнание блудного беса»)
- «Любовь — книга золотая» (1918, 2 ред. — 1940)
- «Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
- «Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
- «Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
- «Чудеса в решете…» (1926)
- «На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
- «Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
- «Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
- «Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
- «Пётр I» (промежуточная редакция 1935 года — преимущественно переработка более ранней пьесы «На дыбе»; окончательная редакция 1938 года — лишь в очень малой степени использующая материал пьесы «На дыбе»)
- «Путь к победе» (1938)
- «Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
- «Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
- «Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
- «Иван Грозный» — дилогия:
- «Орёл и орлица» (1942)
- «Трудные годы» (1943)
Произведения о войне
- Армия героев
- «Блицкриг» или «блицкрах»
- К писателям Северной Америки
- Москве угрожает враг
- Нас не одолеешь!
- Почему Гитлер должен потерпеть поражение
- Родина
- Русский характер
- Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
- Чёрные дни гитлеровской армии
- Что мы защищаем
- Я призываю к ненависти
Приписываемые тексты
- Дневник Вырубовой (предположительные авторы — Алексей Толстой и Павел Щёголев[9][10]);
- Рассказ «Возмездие».
Собрания сочинений
- Собрание сочинений. Тома 1-10. — М.: Книгоиздательство писателей, 1912—1915
- То же. 2-е издание. — М.: Книгоиздательство писателей, 1916
- То же. 3-е изд. — М.: Книгоиздательство писателей, 1917—1918
- Собрание сочинений. — Берлин: изд. Ладыжникова, 1922
- Собрание сочинений. — Берлин—Пг.: изд. Гржебина, 1923
- Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: «Недра», 1929—1930
- Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.-Л.: ГИЗ, 1927—1931
- Собрание сочинений. Тома 1-8. — Л.: «Художественная литература», 1934—1936
- Полное собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: ГИХЛ, 1946—1953. — 40 000 экз
- Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Гослитиздат, 1958—1961, 675 000—648 000 экз.
- Собрание сочинений в 8 томах. — М.: Правда, 1972, 375 000 экз. (серия «Библиотека „Огонёк“»)
- Собрание сочинений: В 6-ти томах. — М.: Прогресс, 1982.
- Собрание сочинений в 10 т. — М.: «Художественная литература», 1982—1986.; 300 000 экз.
- Собрание сочинений: В 5 томах. — [Ил. худож. М. Петрова]. — М.: Изд. центр «Терра», 1995.
- Собрание сочинений: В 10 т. — [Сост.: Б. Акимов, А. Храмков]. — М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
- Малое собрание сочинений. — СПб.: Азбука, 2020. — 637 с.
Экранизации
- 1915 — Хромой барин
- 1920 — Хромой барин
- 1924 — Аэлита
- 1928 — Хромой барин
- 1937—1938 — Пётр Первый
- 1939 — Золотой ключик
- 1957 — Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
- 1958 — Хождение по мукам: 1918-й год (2 серия)
- 1958 — Приключения Буратино (мультфильм)
- 1959 — Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
- 1965 — Гиперболоид инженера Гарина
- 1965 — Гадюка
- 1971 — Aktorka
- 1973 — Крах инженера Гарина
- 1975 — Приключения Буратино
- 1977 — Хождение по мукам
- 1980 — Юность Петра
- 1980 — В начале славных дел
- 1980 — Аэлита (Венгрия)
- 1982 — Похождения графа Невзорова
- 1984 — Формула любви («Граф Калиостро»)
- 1986 — Проделки в старинном духе
- 1989 — Сапожник и Русалка
- 1992 — Детство Никиты
- 1992 — Прекрасная незнакомка
- 1996 — Милый друг давно забытых лет
- 1997 — Новейшие приключения Буратино
- 2002 — Желтухин
- 2017 — Хождение по мукам
Награды и премии
- Орден Ленина (1938)
- Орден Трудового Красного Знамени (1943)
- Орден «Знак Почёта» (31.01.1939)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945, посмертно)
- 1941 — Сталинская премия первой степени — за части 1—2 романа «Пётр I».
- 1943 — Сталинская премия первой степени — за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»)[11].
- 1946 — Сталинская премия первой степени — за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).
Литература
- Алпатов А. В. А. Н. Толстой – мастер исторического романа. М., 1958;
- Петелин В. В. Судьба художника. Жизнь, личность, творчество А. Н. Толстого. М., 1982;
- Воспоминания об А. Н. Толстом. 2-е изд. М., 1982;
- Крюкова А. М. А. Н. Толстой. М., 1989;
- А. Н. Толстой: Новые материалы и исследования. М., 1995;
- Варламов А. Н. А. Толстой: Биография. М., 2009.
Примечания
- ↑ Алексей Варламов. Граф Алексей Толстой: свидетельство о происхождении . Топос (18 марта 2005). Дата обращения: 19 ноября 2014. Архивировано 23 ноября 2014 года.
- ↑ ТОЛСТО́Й АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ .
- ↑ Новодевичье кладбище - Толстой Алексей Николаевич (недоступная ссылка). devichka.ru. Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 10 марта 2016 года.
- ↑ А. Варламов Алексей Толстой. М.: Молодая гвардия, 2008. — 592 с. (ЖЗЛ)
- ↑ Толстой А. Как я работаю. Собрание сочинения в 10 томах / Толстой А.. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — Т. 10. — С. 131-132.
- ↑ Нормативный эпос . Полка. Дата обращения: 13 августа 2024.
- ↑ Людмила Хмельницкая. Сплетения судеб... | Музей Марка Шагала . chagal-vitebsk.com. Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 6 октября 2014 года.
- ↑ universite.ssau.ru - «Всегда с теплотой вспоминаю дни, проведенные у бабушки» . www.universite.ssau.ru. Дата обращения: 5 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.
- ↑ Сергеев А. А. Рец. на кн.: А. Танеева (Вырубова). Страницы из моей жизни // Печать и революция. 1924. №. 4. С. 203—205;
- ↑ Сергеев А. А. Об одной литературной подделке (Дневник А. А. Вырубовой) // Историк-марксист. 1929. № 8. С. 160—173 Архивировано 6 июня 2015 года.
- ↑ Телеграмма И. В. Сталину, Газета «Известия», 30 марта 1943 года
Ссылки
- Толстой, Алексей Николаевич в библиотеке Максима Мошкова
- Сказки Алексея Николаевича Толстого в проекте «Хранители сказок»
- Выступает писатель Алексей Толстой, лето 1941 года — Единство русского народа и всего славянского мира
- Валерия Новодворская. Золотая рыбка на посылках // Медведь. Первый Мужской журнал
- Алексей Толстой на сайте Проекта1917
- Толстой, Алексей Николаевич на сайте «Лаборатория Фантастики»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 10 января
- Родившиеся в 1883 году
- Родившиеся в Пугачёве
- Умершие 23 февраля
- Умершие в 1945 году
- Умершие в Москве
- Писатели по алфавиту
- Писатели СССР
- Писатели России
- Писатели XX века
- Поэты по алфавиту
- Поэты СССР
- Поэты России
- Поэты XX века
- Драматурги по алфавиту
- Драматурги СССР
- Драматурги России
- Драматурги XX века
- Журналисты по алфавиту
- Журналисты СССР
- Журналисты России
- Журналисты XX века
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы СССР
- Сценаристы России
- Сценаристы XX века
- Лауреаты Сталинской премии I степени
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Депутаты Верховного Совета СССР 1-го созыва
- Русские писатели XX века
- Авторы исторических романов
- Писатели-соцреалисты
- Писатели-фантасты России
- Писатели-фантасты СССР
- Детские писатели СССР
- Детские писатели России
- Сказочники XX века
- Алексей Николаевич Толстой
- Толстые
- Действительные члены АН СССР
- Деятели культуры Саратова
- Русские эмигранты первой волны во Франции
- Вернувшиеся русские эмигранты первой волны
- Авторы приключенческой литературы
- Академики АПН РСФСР
- Выпускники Самарского реального училища
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Умершие от рака лёгкого
- Участники Одесской эвакуации (1919)
- Цех поэтов