Дуэль

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Дуэ́ль — (фр. duel < лат. duellum — поединок, борьба двух) — поединок, происходящий по определённым правилам, сражение между двумя противниками, по вызову одного из них[1]. Ритуал дуэли берёт своё начало в Италии, с XIV века итальянские дворяне начали искать в любом конфликте повод для поединка. В России дуэли появились во времена Петра I.

Историческая справка

Ритуал дуэли отсчитывает свои корни в Италии, с XIV века: местные дворяне конфликты разрешали при помощи поединка, так появился бой в кустах, когда конфликтующие уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что был у них под рукой. Со временем из Италии, Франции мода на дуэли проникла во все европейские страны, в России дуэль появилась во времена Петра I. Впервые в России у барьера сошлись в 1666 году иностранцы, офицеры русской службы «иноземного» полка: шотландец Патрик Гордон (впоследствии петровский генерал) и англичанин майор Монтгомери. Вначале соперники стрелялись, приближаясь друг другу на конях, затем должны были завершить неудачную первую попытку дуэлью с использованием холодного оружия, но не сошлись в выборе его, перенесли дуэль, а вечером помирились[2].

Спустя полвека, дуэли оказались под запретом, одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов, конфискацию имущества только за вызов на дуэль, за участие же в поединке дуэлянтов ждала смертная казнь, причём повешенным мог быть даже погибший на дуэли человек[3]:

Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются… Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить.

Борьба Петра Первого с дуэлями дала хороший результат, они были сведены к минимуму, но при Анне Иоанновне, с ростом влияния иностранного на русскую жизнь, и при Елизавете Петровне, увлекающейся французской модой, поединки опять участились. Екатерина II в 1787 году издала «Манифест о поединках», в котором дуэли она называет чужестранным насаждением, если дуэль оканчивалась бескровно, то участники могли отделаться штрафом, а вот обидчика ссылали в Сибирь. Если же во время дуэли кто-то погибал, то поединок рассматривался как убийство и карался в соответствии с законом. При Николае I дуэль была запрещена законодательно, это нашло отражение в «Своде законов уголовных» 1832 года, Сам Николай утверждал, что ненавидит дуэли, называл их варварством. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов[4].

Всегда отрицательно к дуэли относилась церковь. так как жизнь человеческая принадлежит Богу, и никто не вправе распоряжаться жизнью ни своей, ни чужой. В повседневной церковной жизни к дуэлянтам было принято относиться как к душегубам и самоубийцам. Убитого на дуэли было принято хоронить за кладбищенской оградой, как самоубийцу, раненого нельзя было соборовать и причащать, дуэлянтов не допускали к исповеди, их требовалось призвать к покаянию[5].

Кодекс дуэлянтов в России

До XIX века в России не существовало Кодексов дуэли, дворяне выясняли отношения на поединках в соответствии с местными традициями и личным пониманием чести и достоинства. Первым документом, который бы регулировал проведение поединков, стала публикация в 1894 году «Правила о прядке разбирательства ссор в офицерской среде». В XX веке в России существовало несколько дуэльных кодексов, самым известным из них является Кодекс графа Василия Дурасова. Согласно этому Кодексу, участниками дуэли могли быть только равные по социальному статусу личности. Основное предназначение поединка — сатисфакция за оскорбление, при этом оскорбление, нанесённое равным по статусу. Например, простолюдин не может оскорбить дворянина, он лишь нарушает его права. Дурасов выделил три вида оскорблений, из-за которых могла начаться дуэль:

  • самые мягкие оскорбления — первой степени — включали в себя нанесение обиды против самолюбия человека, не задевающие однако его чести и достоинства. К ним же относится и нарушение правил приличия.
  • оскорбления второй степени — против чести оскорблённого лица;
  • оскорбления третьей степени — оскорбительные агрессивные действия одной стороны по отношению к другой, а также угроза их совершить. Измена жены мужу также относилась к третьей группе, оскорблённый муж мог вызвать любовника жены на поединок.

Интересно, что оскорбления, нанесённые женщиной, относились к первой степени, а действия по отношению к женщине повышались на одну степень. Если в конфликте виноваты обе стороны, то оскорблённой считалась та, что первой получила оскорбление. Согласно Кодексу, пострадавшая сторона имела право выбрать оружие для дуэли. Холодное оружие в России практически не выбиралось, если же поединок все же проходил на шпагах, то он длился до тяжёлого ранения или смерти одного из участников. Чаще всего использовались пистолеты, считалось, что огнестрельное оружие уравнивает шансы соперников, кроме этого, они более опасны, что делает поединок более почётным. В исключительных случаях, по Кодексу, разрешалась замена потерпевшей стороны: если оскорблённой стала женщина, недееспособный физически или умственно человек. Для решения всех спорных вопросов поединка создавался Суд чести в количестве 3 человек.

В Кодексе Дурасова определялось и место проведения дуэли, оно должно было быть ровное и открытое, где бы соперники хорошо видели друг друга. Перед началом поединка дуэлянты должны были снять с себя всё, что могло затормозить движение пули. Секунданты обязаны были определять время обмена оружием. Если один из противников не производил выстрел в установленное ему время, то он лишался права стрелять. Заряжать оружие могли только секунданты[6].

В России фраза «Я вызываю вас на дуэль» не произносилась, достаточно было сказать: «Сударь, я требую объяснений» или «Это не может так оставаться». «Приглашением на дуэль» могла стать пощёчина или удар перчаткой по лицу. Потребовав сатисфакции соперники больше не должны были видеться до времени поединка, все вопросы решали секунданты, в роли которых могли выступать только дворяне. В идеале с обеих сторон должно быть по два секунданта, один среди них — врач, однако в России это правило редко исполнялось. Секунданты, в первую очередь, должны были попытаться примирить противников без ущерба чести доверителя. Они оформляли письменный вызов, а затем, в зависимости от тяжести оскорбления, обговаривали правила поединка. Если власть узнавала о дуэли, то наказание было как дуэлянтам, так и секундантам, но отказываться от этой роли было не принято. После боя составлялся протокол дуэли[7].

Оружие и виды дуэлей

Изначально для дуэлей использовалось холодное оружие, и только в XVIII веке все чаще начинают использовать пистолеты. Холодное оружие: ножи, кастеты, кинжалы, шпаги и сабли — требовали от дуэлянтов сопоставимой физической силы, равного роста и возраста, иначе исход поединка во многом был предрешён заранее. Появление пистолетов снимало эту проблему, кроме этого для дуэлей стали выпускать парные пистолеты, которые обозначались цифрами 1 и 2[8].

К холодному оружию относились шпаги, рапиры или сабли. Часто использовалась пара клинков одного типа. При необходимости провести бой в отсутствии одинаковых клинков с согласия противников и секундантов допускалось использовать однотипные клинки, желательно одинаковой длины. Выбор оружия в этом случае проводился по жребию. Если оскорблённый решал воспользоваться своим оружием, то тем самым он давал право противнику использовать своё, но однотипное оружие. Дуэли на холодном оружии делились на подвижные и неподвижные:

  • подвижная дуэль — размечалась площадка определённой длины, по которой дуэлянты могли двигаться, применяя всевозможные техники фехтования.
  • неподвижная дуэль — бой происходил не сходя с места, расстояние между соперниками по длине действительного удара.

Дуэли на шпагах могли быть непрерывными и периодическими:

  • непрерывная — бой идет до тех пор, пока один из соперников не потеряет оружие и не будет ранен;
  • периодическая — состоит из правильных периодических схваток в 3-5 минут с перерывами и продолжающимися по команде.

Видов дуэлей на пистолетах существует больше, чем на холодном оружии. Пистолеты парные, не знакомые ни одному из соперников, Заряжались пистолеты на месте дуэли секундантами. В традиционных дуэлях каждый противник делал только один выстрел, даже если никто из соперников не был ранен, считалось, что честь восстановлена. В случае же, когда дуэль до результата — ранения, то секунданты заново заряжают пистолеты, дуэль проходит повторно, возможно, по договорённости сторон, изменение правил поединка.

Различают несколько видов дуэли на пистолетах:

  • неподвижная дуэль — стреляют с оговорённого расстояния (15-20 шагов) поочередно, по жребию или произвольно;
  • подвижная дуэль с барьерами — на дорожке определяется дистанция на расстоянии 15-20 шагов, её границы — барьеры, за которыми располагаются соперники, держащие пистолеты дулом вверх. По команде распорядителя соперники начинают двигаться навстречу друг другу. Дойдя до барьера, дуэлянты останавливаются, стреляют или по жребию, или в произвольном порядке;
  • дуэль на параллельных линиях — на барьерном расстоянии на земле отмечаются параллельные линии, соперники идут навстречу друг другу по этим линиям, стрелять можно в любой момент;
  • приставить пистолет ко лбу — чисто русский вариант дуэли. Соперники располагаются на расстоянии 5-8 шагов, из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию, по команде распорядителя, дуэлянты одновременно совершают выстрел;
  • дуло в дуло — вид дуэли, аналогичный предыдущему варианту, только заряжены оба пистолета. В таких дуэлях нередко погибают оба соперника;
  • через платок — противники становятся спиной друг к другу, каждый левой рукой держится за угол платка. По команде разворачиваются и стреляют[9].

Известные дуэли

Дуэль четверых

Четверная дуэль, участниками которой стали писатель, государственный деятель Александр Грибоедов и будущий декабрист Александр Якубович, считается самой известной в России. Причина дуэли — балерина, красавица Авдотья Истомина, в которую были влюблены многие мужчины того времени, среди них и А. С. Пушкин, посвятивший балерине строки романа в стихах «Евгений Онегин».

А. С. Грибоедов

Начало истории было положено в 1817 году, когда молодой граф, камер-юнкер Александр Завадовский влюбился в Истомину и признался ей в своих чувствах. Но балерина предпочла графу штаб-ротмистра Василия Шереметева. В один из дней молодые люди поссорились, и Шереметев не пришёл на спектакль возлюбленной, чем воспользовался Александр Грибоедов, проживавший в это время у графа Завадовского. Александр Сергеевич пригласил Истомину в гости, она приглашение приняла и пробыла в гостях два дня. Василий Шереметев был возмущён, посчитал этот поступок оскорблением с обеих сторон и обратился к своему другу Александру Якубовичу за советом. Именно Якубович предложил Шереметеву решить конфликт дуэлью, поэтому штаб-ротмистр вызвал Завадовского на поединок. В свою очередь, Александр Грибоедов, с университетских времён не питавший хороших чувств к Якубовичу, решает сделать ответный шаг и вызывает корнета на дуэль.

А.Якубович

Четверная дуэль была назначена на 24 ноября, местом выбрано Волково поле. Стреляться должны были Завадовский и Шереметьев, причём у первого не было желания убивать соперника, но после заявления Шереметева, что тот всё равно убьёт графа, если не сегодня, то впоследствии, принял решение не церемониться и выстрелил в живот. Шереметев был смертельно ранен и на второй день умер в больнице. Секунданты, Якубович и Грибоедов, из-за поползших по Петербургу слухов были вынуждены перенести свою дуэль на неопределённое время. Завадовский сбежал за границу, Якубович был отправлен служить на Кавказ, а Александр Сергеевич Грибоедов — в Персию[10][11].

Вторая дуэль — между Александром Якубовичем и Александром Грибоедовым состоялась осенью 1818 года в Тифлисе, куда по службе был переведен Якубович и проездом был Грибоедов. Местом для поединка стала Татарская могила за селением Куки, где был овраг. Сошлись барьерами. Первым выстрелил Якубович и попал Грибоедову в левую руку (именно по этой руке впоследствии и был опознан труп А. С. Грибоедова, убитого в Персии), Александр Сергеевич, не желая смерти своему сопернику, нарочно промахнулся[12].

Дуэль А. С. Пушкина и Ж. Дантеса

8 февраля (27 января по старому стилю) 1937 года состоялась роковая дуэль между великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и французским подданным Жоржем Дантесом. Дуэль состоялась в предместье Петербурга — на Чёрной речке. От раны, полученной на дуэли, 10 февраля А. С. Пушкин скончался.

Обелиск на месте дуэли А. Пушкина и Ж. Дантеса.

Причиной смертельного поединка стал пасквиль, который порочил честь и достоинство Натальи Гончаровой, жены поэта, и его самого. 16 ноября 1936 года Александр Сергеевич получил три экземпляра анонимного послания, в котором поэт причисляется к «ордену рогоносцев». В анонимке дан намёк на то, что за Натальей Гончаровой ухаживает Жорж Дантес, барон, кавалергардский поручик, принятый на русскую службу, усыновлённый голландским посланником бароном Геккерном. Пушкин, получив пасквили, вызывает Дантеса на дуэль, тот вначале соглашается, затем просит отсрочки на 15 дней. В этот период делает предложение сестре Натальи Гончаровой — Екатерине. Александр Сергеевич, узнав о предложении, отзывает вызов на дуэль. Но Дантес продолжает встречаться с Натальей Гончаровой, Геккерн ведет интриги против поэта — всё это не могло оставить Пушкина равнодушным и он посылает оскорбительное письмо Геккерну, который в ответ от имени Дантеса вызвал Александра Сергеевича на дуэль.

Картина «Последний выстрел» А.Волков

Дуэль состоялась 8 февраля в 17.00 на Чёрной речке. В роли секундантов выступали: со стороны Пушкина — лицейский друг, подполковник Константин Данзас, со стороны Дантеса — секретарь французского посольства виконт Лоран д'Аршиак. По требованию Александра Сергеевича, условия дуэли были смертельными: барьер между дуэлянтами составлял 10 шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес выстрелил первым и ранил Пушкина в правую сторону живота, Раненый поэт упал, но все же смог, приподнявшись, позвать противника к барьеру. Прицелившись, выстрелил, Дантес был ранен, но рана была неопасной. Смертельно раненный Пушкин был доставлен к себе на квартиру, где после двухдневных мучений скончался. За дуэль Жорж Дантес был выслан из России и прожил долгую счастливую жизнь. Секундант Пушкина Данзас был предан суду и отбывал наказание на гауптвахте в течение двух месяцев[13].

Дуэль М. Ю. Лермонтова и Н. С. Мартынова

Место дуэли М.Лермонтова

21 июля 1841 года около 19.00 примерно в четырёх верстах от Пятигорска состоялась дуэль поэта, поручика Михаила Юрьевича Лермонтова с отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым. Эта дуэль до сих пор вызывает множество версий и споров. Официальная версия причины дуэли — банальная ссора, вызванная дерзким, несдержанным нравом поэта. В книге «Дуэль в истории России» приведены показания Н. Мартынова на следствии[14]:

С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме, – за два дня до дуэли, – он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, – на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. – Я решил положить этому конец.

По другой версии, причиной дуэли стала зависть Мартынова к поэту, который всегда пользовался успехом у женщин, и вот одна из них предпочла Николаю Соломоновичу Михаила Лермонтова. Ещё одна гипотеза заключается в том, что Мартынов защищал честь своей сестры, с которой Михаил Юрьевич встречался в Пятигорске и в Москве. Кроме этого, поэт позволял себе рисовать карикатуры и писать эпиграммы на Мартынова, который в свою очередь писал свои шаржи на Лермонтова. Ещё одна из версий, что дуэль была заказной и в роли заказчика выступал сам Николай I, недолюбливавший поэта и считающий, что Лермонтов — преемник А. С. Пушкина[15].

Условия поединка Лермонтова и Мартынова: стрелять могли до трех раз, или стоя на месте, или на ходу, или подойдя к барьеру в 15 шагов. После команды: «Сходись!» — Лермонтов остался стоять на месте и держал пистолет, поднятым вверх. Постоянно целясь в поэта, Мартынов подошёл к поэту. После этого начался отсчёт, при счёте «три» выстрела ни с одной из сторон не прозвучало. Секунданты предупредили, что необходимо стрелять или дуэль будет прекращена. Михаил Юрьевич сказал, что он в дурака Мартынова стрелять не будет. Услышав такие слова, Мартынов выстрелил, пуля прошла через тело навылет, что привело к моментальной смерти. Тело поэта ещё несколько часов пролежало на месте гибели, пока не были доставлены из Пятигорска повозка и лекарь. Последующее за дуэлью следствие секундантами Мартынова было запутано так, что до сих пор не известна правда об этой дуэли[16].

Дуэль Максимилиана Волошина и Николая Гумилева

М.Волошин
Н.Гумилёв

5 декабря 1909 года по новому стилю в дуэльном поединке на Чёрной речке в Санкт-Петербурге, где в своё время произошла смертельная дуэль между А. С. Пушкиным и Ж.Дантесом, сошлись два поэта Серебряного века: тридцатидвухлетний Максимилиан Волошин и двадцатитрехлетний Николай Гумилёв. Оба соперника остались живы, у Волошина дважды вышла осечка, а Гумилёв промахнулся или же специально выстрелил вверх. Причиной дуэли стала женщина — поэтесса Елизавета Дмитриева, более известная в литературных кругах под псевдонимом-мистификацией Черубина де Габриак. Николай Гумилев был влюблён в Елизавету, но та своему ровеснику Гумилёву предпочла харизматичного Максимилиана Волошина, с которым летом 1909 года придумали образ-мистификацию красивой католички-поэтессы. Осенью 1909 года журнал «Апполон» получил прекрасные стихи таинственной Черубины де Габриак. В незнакомку тайно были влюблены многие, среди них и Николай Гумилёв, искавший встречи с возлюбленной.

Вскоре мистификация раскрылась, обманутый Николай Гумилёв позволил себе нелестно отозваться о Елизавете Дмитриевой, за что получил пощёчину от Волошина. Результатом стала дуэль. Секундантами Волошина были писатель граф Алексей Толстой и художник Александр Шервашидзе, у Гумилева в роли секундантов выступили поэт Михаил Кузмин и шахматист Евгений Зноско-Боровский. Добираясь к месту дуэли, оба соперника застряли в снегу, Волошин даже потерял галошу, без которой не хотел начинать поединок.

Дуэлянты настаивали на пяти шагах расстояния при выстреле, их уговорили на 15. Первым стрелял Гумилёв и промахнулся, вторым — Волошин: два раза осечка. Николай Степанович Гумилёв требовал третьего выстрела, но после недолгого совещания секунданты ему в этом отказали. После дуэли писатели долгое время не общались и даже не здоровались[17].

Женская дуэль в России

В период правления Екатерины II женские дуэли не были редкостью. Сама Екатерина, будучи ещё принцессой Фике, дралась на шпагах со своей двоюродной сестрой. В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей. Одним из известных женских поединков является дуэль между Орловскими помещицами Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой. Смертельный поединок состоялся в 1829 году, женщины дрались саблями своих мужей, в роли секунданток выступали француженки-гувернантки. Поединок состоялся в березовой роще, на все просьбы о примирении помещицы отзывались бранью. В разгар скандала дамы выхватили сабли и начали драться. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову и скончалась на месте, Екатерина Васильевна была смертельно ранена в живот и скончалась на следующий день. Смертельный исход ссоры ничему не научил помещичьих дочерей и, спустя 5 лет, они также избрали сабли для решения конфликта. В результате этой дуэли погибла Анна Полесова, а её соперница, оставшаяся в живых, Александра Заварова записала историю дуэлей в свой дневник.

В XIX веке ареной женских дуэлей становились дамские светские салоны. Самым известным дуэльным салоном в Петербурге был салон госпожи Востроуховой. Там только в 1823 году состоялось 17 дуэлей. Есть воспоминания француженки маркизы де Мортене, которая была посетительницей салона[18]:

Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы

Дуэли в художественной литературе

В русской и зарубежной литературе дуэль неоднократно становилась одним из видов разрешения конфликта, кроме этого, через поведение героев до и во время поединка писатель раскрывает черты характера своих персонажей.

  • Дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"[19]
Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток. В граненый ствол уходят пули, И щелкнул в первый раз курок. Вот порох струйкой сероватой На полку сыплется. Зубчатый, Надежно ввинченный кремень Взведен еще. За ближний пень Становится Гильо смущенный. Плащи бросают два врага. Зарецкий тридцать два шага Отмерил с точностью отменной, Друзей развел по крайний след, И каждый взял свой пистолет.

Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.

  • Две дуэли Сильвио и графа Б** в рассказе А. С. Пушкина «Выстрел»[21]:
Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит?

«Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся.

Площадка, на которой мы должны были драться, изображала почти правильный треугольник. От выдавшегося угла отмерили шесть шагов и решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами.

— Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногою в камень и наклонясь немного наперед, чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад. Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб...

Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов...» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

Оба противника пошли навстречу друг другу; Долохов шёл медленно, не поднимая пистолета. Пьер, при слове «три» быстро пошёл вперёд. Держа пистолет, вытянул вперёд правую руку, видимо боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Пройдя шагов шесть и сбившись с дороги, Пьер выстрелил. Не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился.

Примечания

  1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. Словарь Ушакова. Дата обращения: 7 октября 2023.
  2. Описание дуэли иностранных военных, служивших в России. Хронос. Русская национальная философия в трудах её создателей. Дата обращения: 12 октября 2023.
  3. Кондратьев М. Дуэль: поединок чести ли заказное убийство. Pravda.ru (10 июля 2010). Дата обращения: 12 октября 2023.
  4. Дуэли и дуэлянты. Культура.РФ. Дата обращения: 12 октября 2023.
  5. Востриков А.В. Книга о русской дуэли // Вестник культурологии : журнал. — 2015. — № 3. — С. 179.
  6. Кодекс графа Дурасова. Кириллица (03 сентября 2021). Дата обращения: 12 октября 2023.
  7. Санникова М. К барьеру, господа! Как проводили дуэли и по каким правилам дрались Пушкин и Дантес. 24 Мир (06 июня 2023). Дата обращения: 12 октября 2023.
  8. Кондратьев М. Дуэль: поединок чести или заказное убийство. Pravda.ru (10 июля 2010). Дата обращения: 10 октября 2023.
  9. Колесникова Т. С. Виды дуэли. Аналитика культурологии (16 июля 2012). Дата обращения: 12 октября 2023.
  10. Почему дуэль Грибоедова называли четверной, и что случилось с мизинем поэта. Культурология.РФ. Дата обращения: 10 октября 2023.
  11. Шубинский С. Н. Дуэль Шереметева с Завадовским. Литература и жизнь. Дата обращения: 11 октября 2023.
  12. Самая знаменитая четверная дуэль в истории России: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича. Интернет-журнал «Полезные заметки» (14 сентября 2020). Дата обращения: 11 октября 2023.
  13. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом на Чёрной речке. РИА Новости (08 февраля 2017). Дата обращения: 8 октября 2023.
  14. Кацура А. Дуэль в истории России. — Москва: Радуга, 1999. — 215 с.
  15. Благой Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. — Москва: Советский писатель, 1979. — 720 с.
  16. Гибель Лермонтова: дуэль или убийство. Национальная библиотека республики Коми (26 июля 2021). Дата обращения: 8 октября 2023.
  17. Окунев Д. Я приехал драться: как прошла дуэль Гумилёва с Волошиным. Газета.ru (05 декабря 2019). Дата обращения: 10 октября 2023.
  18. Женская дуэль в Россси. Женские дуэли. Дата обращения: 12 октября 2023.
  19. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Глава 6. Дуэль Онегина и Ленского. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 октября 2023.
  20. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Глава 4. Поединок. Интернет библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 октября 2023.
  21. Пушкин А.С. Выстрел. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 октября 2023.
  22. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Княжна Мэри. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 октября 2023.
  23. Тургенев И.С. Отцы и дети. Глава XXIV. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 10 октября 2023.
  24. Толстой Л.Н. Война и мир. Том 2. Часть 1. Глава IV. интернет-библиотека Алексея Комарова. Дата обращения: 12 октября 2023.

Ссылки