Карикатура
Этой статье нужно больше ссылок на другие статьи для интеграции в энциклопедию. |
Карикатура — художественный жанр, который ориентирован на то, чтобы с юмором изображать различные события и явления[1]. Слово «карикатура» происходит от итальянского слова «caricare», что в переводе означает «преувеличивать» или «нагружать»[2].
Относится к массовым видам искусства[1]. В разные периоды истории авторы карикатур неизменно попадали в немилость, но запреты и репрессии не смогли искоренить этот жанр[3]. Элементы карикатуры используются практически во всех видах визуального искусства[4].
История карикатуры
Зарождение карикатуры
Некоторое количество карикатур дошло до XXI столетия со времен каменного века[5]. Сохранились карикатуры эпохи матриархата, которые представляют собой глиняные и наскальные изображения женщин[6].
Свое развитие карикатура получила во времена Афинского государства[6]. В то время среди населения была распространена вазовая живопись. Вазы выполняли несколько функций — в них хранили зерно, оливковое масло и при этом они служили украшением для дома. Амфоры расписывались религиозными сюжетами, сценками из жизни, некоторые из них высмеивали нравы общества того времени, торговцев, мужчин, уводящих чужих жен и т. д. В карикатурах свое отображение находили и политики, которые не придерживались тех принципов, о которых сами же и заявляли. На некоторых карикатурах изображались Геракл или олимпийские боги[7]. Карикатура получила новый виток развития благодаря греческому театру, в то время часто ставились пьесы, содержащие элементы комедии и пародии. Во время общественных праздников Великих Дионисий высмеивались общественные пороки, что также было карикатурной формой творчества[8].
Во времена Римской республики, при императорах Октавиане, Нероне, Калигуле и Августе, карикатура на стене, изображавшая представителя власти, могла стоить автору жизни. Совсем другая политика проводилась относительно карикатур, которые изображали врагов империи[9]. Римляне делали карикатуры на мозаиках и свитках, и на них изображали своих врагов с растрёпанными волосами, глупыми лицами, а одеждой им служили звериные шкуры[10].
Археологами были найдены карикатуры на стенах египетских гробниц, на которых изображались чиновники[11]. Многие карикатуры создавались на царицу Хатшепсут, правившую в 1478—1458 годах до н.э[11]. Хотя при её правлении страна испытывала экономический подъём, строились объекты, многие конфликты решались мирным путём, обычные люди часто рисовали обидные картинки о её жизни и деятельности[12]. Ещё одним героем древнеегипетской карикатуры стал фараон Рамзес III. Известен папирус, на котором фараон изображается в виде льва: он сидел за шашечным столом напротив антилопы[13].
Карикатура в средние века
В 1498 году Дюрером была создана серия гравюр «Апокалипсис», и одна из гравюр этой серии под названием «Четыре всадника» стала достаточно известной. На этой карикатуре изображался папа римский, его епископы, и знать[14]. В XV веке Лейпциг был[14] центром Реформации. На его площади продавались карикатуры, главными действующими персонажами которых были католические священники. Благодаря развитию и совершенствованию технологий многотиражного выпуска, такие карикатуры выпускались тысячами. Некоторые источники свидетельствуют, что в средневековой Европе карикатура стала очень популярным видом искусства в связи с неграмотностью населения[15]. Ещё одним автором сатирических гравюр был немецкий живописец Лукас Кранах-старший. Он занимался иллюстрацией книги Мартина Лютера «Страсти Христа и Антихриста»[16].
В Голландии, Англии, Германии, Испании и Франции распространялись медали, на которых был распространен Папа, а под его изображением была надпись «Его власть противна Богу». Сторонники Папы выпускали медали, на которых гугеноты изображались с волчьими головами. В эпоху Средневековья были распространены карикатуры с изображением человеческих пороков. Одним из авторов таких работ был живописец из Нидерландов Питер Брейгель, автор картины «Слепые»[17]. На полотне изображалась группа слепцов, которые сбились с дороги и потеряли ориентиры. Они шли к яме, в которую скорее всего упадут, и не видели, что в стороне от них находится церковь, но они не обращали на неё внимания[18]. Иероним Босх в своих работах высмеивал глупость и жадность. Одна из его работ — «Удаление камней глупости» — рассказывает о том, как врачи обещают доверчивому человеку удалить из головы «камни глупости»[19]. Картина «Смерть скряги» рассказывает историю скряги, который даже перед смертью сильно дорожит своими богатствами[20]. Во время средневековой охоты на ведьм, создавались картины, которые отображали атмосферу страха перед колдунами и ведьмами[21]. Одна из картин Михаэля Герца — «Шабаш ведьм на Брокене» изображает сборище ведьм в гротескном виде[22].
Новое время
Итальянец Аннибале Карраччи, живший в 1560—1609 годах, первым стал использовать термин «карикатура» для обозначения сатирических картин. На одной из его работ изображены профили древних римлян, которым противопоставляются изображения людей, живших в одно время с художником. Карраччи преподавал в своей школе живописи искусство создания карикатуры[23].
В XVII веке появились первые финансовые пирамиды, которые также нашли свое отображение в карикатурах. В то время в Голландии процветала «тюльпановая лихорадка»[22]. Художник Ян Брейгель изобразил в своей работе продавцов и покупателей тюльпанов в виде обезьян[24].
В XVIII веке картины карикатурного содержания стали покупать в богатые дома. Популярностью пользовались работы англичанина Уильяма Хогарта, который начал свой профессиональный путь с исторической живописи, а затем стал заниматься жанровыми сценками[25], в которых он высмеивал нравы британского общества. Среди его работ получили известность картины под названием: «Модный брак», «Карьера мота», «Карьера проститутки». Популярность его работ была так высока, что их стали перепечатывать его более предприимчивые соотечественники, при этом автор гравюр почти ничего не зарабатывал. В связи с чем он инициировал поднятие вопроса о защите авторских прав[26]. В результате в Англии в 1735 году был принят закон, получивший название «Акт Хогарта»[27]. В 1721 году он создал гравюру «Пузыри Южного моря», которая была посвящена финансовой пирамиде «Компании Южных морей», увлекшей тогда очень многих англичан[27]. Картину «Триумфальное шествие» посвятил выборам. Работа представляет собой карикатуру на британских политиков и существующую выборную систему[28]. Хогарт создавал и другие работы из цикла «Выборы», которыми иллюстрировал некие нюансы избирательных процессов. Теме взяток посвящены его работы «Подкуп голосов» и «Предвыборный банкет»[29]. Картина «Будуар графини» иллюстрирует жизнь высшего общества Англии. На ней изображены пародии на разные типажи британских джентльменов[30]. Известность получила и работа «Характеры и карикатуры», созданная в 1743 году[30].
Джеймс Гилрей (1757—1815) — ещё один известный карикатурист[31]. В одной из своих работ — «Надежды партии 14 июля» — он изобразил королеву Шарлотту и премьер-министра страны Уильяма Питта повешенными на фонарях[32], а политические деятели Фокс и Нортон стали персонажами карикатуры «Объединений партий», созданной в 1783 году[33]. Наполеон был частым героем карикатур Гилрея, и этот факт приводил его в ярость. Он считал, что авторов подобных карикатур необходимо казнить и посылал ноты протеста британскому правительству. На одной из картин Гилрея Наполеон изображен в виде лилипута, помещенного на ладонь английского короля Георга III[33].
Также, известными карикатуристами в Англии были маркиз Джордж Тауншенд, Уильям Дент, Ричард Ньютон, Роберт Дайтон и другие[34].
В 1835 году художник Оноре Домье впал в немилость к правителю Луи Филиппу[35] из-за того, что опубликовал карикатуру изображавшую короля в образе Гаргантюа — персонажа сатирического романа Франсуа Рабле. Из-за этого Оноре Домье даже попал в тюрьму[36] Сен-Пелажи[37], а во Франции были приняты законы, которые ограничивали свободу печати[36]. На карикатуре Домье король в огромных количествах поглощал золото, которое получал от чиновников, а чиновники отбирали его у простых людей[38]. Первые работы художника были опубликованы в журнале «Силуэт» в 1830 году. Вскоре их заметил издатель Шарль Филиппон и Домье на регулярной основе стал сотрудничать с журналом «Карикатюр». Домье регулярно публиковал свои карикатуры в этом журнале, что нередко оборачивалось для него скандалами, публиковался он под псевдонимом Рожлен[39]. Часто в редакции журнала появлялся полицейский наряд с ордером на арест или изымался тираж. Иногда герои карикатур судились с журналом. В то время бывали случаи, когда карикатуристов убивали на дуэлях из-за их рисунков, иногда на авторов карикатур совершались нападения. После того, как во Франции на законодательном уровне была ограничена свобода печати, журнал «Карикатюр» закрыли, а его издатели оказались в тюрьме[40]. Рисовать карикатуры на политические темы во Франции стало очень сложно, и Домье начал осваивать новые темы для своего творчества — создавать карикатуры о жизни мелкой буржуазии[41]. Работа Оноре Домье «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», созданная в 1857 году, иллюстрирует тщеславных людей, готовых на все, лишь бы только их изображение появилось на всеобщем обозрении[42]. Пороки среднего класса Оноре высмеивает в сериях «Парижские типы», «Супружеские нравы», «День холостяка», «Пасторали», «Люди юстиции»[43]. За время своей деятельности Домье создал около 4 тысяч литографических рисунков и гравюр[44].
В XVIII веке в Европе были также распространены лентообразные серии картинок и иллюстрированные книги, в которых рассказывалось о жизни святых и рыцарей. Одна из книг, вышедшая в 1375 году, носила название «Путешествия Марко Поло»[45]. В русских монастырях создавались рисовано-текстовые хроники, пример — «Сказание о Мамаевом побоище». В средневековье на Руси были популярны фряжские картинки, позднее получившие название «потешные листы», в XIX веке они получили название лубки[46].
Карикатура активно использовалась во время Гражданской войны северных штатов Америки с южными. Известным создателем идеологических карикатур того времени был художник Томас Наст. Карикатуры печатались в журнале «Harper’s Weekly»[36]. Наст считается автором образа Дядюшки Сэма, по задумке художника символизирующего федеральное правительство. Прототипом этого образа был бизнесмен Сэмюэл Уилсон, который занимался поставкой мяса американской армии. Также, героями карикатур Наста становились мошенники и гангстеры. Карикатурный портрет Уильяма Марси Твида, созданный Настом, помог задержать этого опасного преступника, который в свое время был политиком и сенатором[47].
Середина XIX века считается временем появление шаржа как самостоятельного жанра[48].
В 1870-х годах в Российской империи были распространены карикатуры на элегантных мошенников, проворачивающих миллионные аферы[49].
В качестве автора шаржей и основоположника сатирического жанра в России прославился [50] Александр Орловский[51]. Он создавал шаржи на знакомых литераторов и художников. Он считается одним из основоположников сатирического жанра в России[51]. Воспитанники Царскосельского лицея также увлекались рисованием шаржей, благодаря чему сохранились шаржи на Пушкина[51].
Во Франции история комиксов ведет отсчет от работы Гюстава Доре «Святая Русь». В марте 1897 года в газете «Нью-Йорк Америкен» был напечатан первый комикс, напоминающий современный. Его автором был Ричард Аутколт[52].
XX век
В России начиная с 1914 года популярностью пользовался патриотический лубок — народная картинка, которая относилась к произведениям печатной графики. Обычно, на таких картинках враг изображался достаточно карикатурно. В то время популярностью пользовались лубки, рассказывающие о подвиге казака Кузьмы Крючкова, который вместе ещё с тремя людьми смог атаковать прусский кавалерийский разъезд, численность которого превышала 30 человек. Крючков изображался в образе былинного героя-богатыря[53]. Казимир Малевич создавал работы в жанре военного лубка. Издатели Сытин и Сафронов печатали тысячами картинки, которые прославляли сестру милосердия Римму Иванову, штабс-капитана Нестерова[54].
Немецкий художник Отто Дикс известен созданием в 1920-х годах серии антивоенных гротескных работ. Одно из его работ, написанная в 1920 году, носила название «Окоп»[54]. Когда стало очевидно, что Отто Дикс не поддерживает режим Гитлера, его работы были изъяты из музеев и уничтожены[55]. В 1920-х годах тираж немецкой газеты «Штурмовик» составлял около 2 тысяч экземпляров. Газета была известна своими отталкивающими карикатурами, размещенными на первых страницах. Она не пользовалась популярностью, и уличные торговцы пытались предложить жителям Германии эту газету бесплатно. Этих торговцев охраняли боевики Эрнста Рёма. Охрана им была необходима потому, что торговцы опасались пострадать от представителей антифашистских коммунистических отрядов. Приход Гитлера к власти ознаменовал увеличение тиража этой газеты и к 1938 году тираж газеты составлял полмиллиона экземпляров. Газета была еженедельной и продавалась во всех киосках[56]. Одним из постоянных карикатуристов «Штурмовика» был Филипп Рупрехт, который вначале своей карьеры рисовал карикатуры на Гитлера[57]. Ещё одного карикатуриста, Бориса Ефимова, Гитлер считал своим личным врагом[58]. Борис Ефимов в начале своей карьеры смог напечатать в киевском журнале «Зритель» шаржи на актрису Юреневу, поэтов Блока и Вознесенского, режиссёра Кугеля, но гонорары за это были минимальны[59]. Позже печатался в журналах «Большевик», «Молот и плуг», «Коммунар», «Пролетарская правда»[60]. Долгие годы занимался курированием карикатурного направления в Союзе художников СССР[61]. Часто героями его работ становились генерал де Голль, Черчилль, премьер-министр Франции Даладье, Гитлер, Трумэн[62].
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов также считались мастерами советской карикатуры[63]. Над созданием своих работ они трудились все вместе, дорисовывая какие-то детали[64]. Одна из самых знаменитых работ этих художников — «Конец»[65].
В 1920-х-1930-х годах в СССР показательные процессы над «врагами народа» находили свое отображение в карикатурах. Так, на одной из них был изображен нарком внутренних дел Ежов, который сжимал в своей «ежовой рукавице» гидру с множеством голов, которая олицетворяла врагов народа[55][66].
В советское время одним из самых распространенных образов для создания карикатур был образ буржуя. Его внешний вид отличала качественная и хорошая одежда. Самые злобные образы буржуев были во времена Гражданской войны[67]. У буржуя на карикатурах обязательно должны быть такие предметы, как сигара, мешок с деньгами, золотые украшения[68]. Некоторые буржуи были обладателями монокля и цилиндра[69].
Датский карикатурист Херлуф Бидструп считал, что политическая карикатура производит впечатление на зрителя только тогда, когда она раскрывает не только его лицо, но и сущность проводимой им политики[70][71]. Пример — Киса Воробьянинов, из «12 стульев» Ильфа и Петрова[72].
Во второй половине XX века карикатура стала развиваться в сторону более развлекательного жанра[73]. Комиксы также являются частью карикатуры и возникли из существовавших до этого карикатур-рассказов[74]. Среди основателей современного комикса: швейцарец Родольф Тёпффер и немец Вильгельм Буш[75]. Спрос на комиксы в Америке был так велик, что издательство «Marvel» в 1930-х годах разработало план конвейерного выпуска комиксов[76].
Комиксы также являются частью карикатуры и возникли из существовавших до этого карикатур-рассказов[74]. Принято считать, что первые прототипы комиксов появились ещё в Европе, и их автором был Уильям Хогарт. В качестве примера можно привести его гравюры «Карьера проститутки», «Карьера мота»[45].
Карикатура в XXI веке
Существующие ныне племена Амазонии, которые живут в отдаленных регионах и не соприкасаются с цивилизацией[5], также используют карикатуру для того, чтобы принизить воинскую доблесть своих недоброжелателей. Считается, что рисунки можно использовать не только для высмеивания, но и для того, чтобы нанести неприятелю физический ущерб[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 5.
- ↑ Шестаков В.П., 2004, с. 10.
- ↑ 3,0 3,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 12.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 101.
- ↑ 5,0 5,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 11.
- ↑ 6,0 6,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 13.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 14.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 15.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 16.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 17.
- ↑ 11,0 11,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 19.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 20.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 21.
- ↑ 14,0 14,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 23.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 24.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 25.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 27.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 28.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 29.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 30.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 31.
- ↑ 22,0 22,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 33.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 36.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 35.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 37.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 38.
- ↑ 27,0 27,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 39.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 42.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 43.
- ↑ 30,0 30,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 45.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 46.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 47.
- ↑ 33,0 33,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 48.
- ↑ Шестаков В.П., 2004, с. 7.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 49.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 50.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 72.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 71.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 77.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 78.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 79.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 81.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 82.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 88.
- ↑ 45,0 45,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 292.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 293.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 51.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 171.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 150.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 173.
- ↑ 51,0 51,1 51,2 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 174.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 294.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 54.
- ↑ 54,0 54,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 56.
- ↑ 55,0 55,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 58.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 62.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 64.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 112.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 117.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 118.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 128.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 129.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 134.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 137.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 138.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 59.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 146.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 147.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 148.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 154.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 161.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 162.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 68.
- ↑ 74,0 74,1 Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 288.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 295.
- ↑ Кротков, Антон Павлович, 2015, с. 298.
Литература
- Кротков, Антон Павлович. Карикатура. Непридуманная история. — Москва: АСТ, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-17-090004-6.
- Шестаков В.П. Гилрей и другие. Золотой век английской карикатуры. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. — 142 с. — ISBN 5-7281-0483-5.