Детство (Толстой)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Детство
Детство
Жанр автобиографическая повесть
Автор Толстой, Лев Николаевич
Язык оригинала русский
Дата написания 1852
Электронная версия

«Де́тство» — первая повесть автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1852 году в журнале «Современник», № 9 под заголовком «История моего детства» на основе дневников, которые вёл автор[1]. В состав трилогии также входят повести «Отрочество» и «Юность».

История создания и публикации

Толстой, Л.Н. История моего детства. Повесть // Современник. 1852, том XXXV (№ 9), с. 5

Появление повести обусловлено кругом чтения Льва Толстого, сразу несколько текстов оказало влияние на его замысел. У Лоренса Стерна в его «Сентиментальном путешествии» он берёт композицию произведения, состоящую из маленьких зарисовок, как будто подсмотренных «из окна». Что-то подобное отразил в своем неоконченном произведении «Рыцарь нашего времени» Николай Карамзин, который также был знаком Толстому. Отдельные главы романа «Рыцарь нашего времени» были опубликованы в 1802—1803 годах в журнале «Вестник Европы». У Рудольфа Тёпфера в его «Библиотеке моего дяди» Толстой подмечает внимание к деталям и очаровывается общим ощущением задушевности. Прослеживается также влияние Чарльза Диккенса с его «Дэвидом Копперфилдом» с его вниманием к деталям атмосферой семейного романа; и Жан-Жака Руссо с его «Исповедью», с которой Толстой не расстаётся несколько лет. Последнее произведение заставляет его задуматься о нравственном развитии и рациональном осмыслении собственного опыта[2].

Лев Толстой начал работу над повестью «Детство» в 1850 году в своем имении Ясная Поляна Тульской губернии и продолжил весной 1851 года уже в промежутках между военной службой на Кавказе. В результате появился первый вариант «Детства»[3], который охватывал историю героя от детства до университетских лет. В этой редакции не было никакого деления на главы. И в сравнении с поздними публикациями она была более автобиографична.

Однако по ходу дальнейшей работы у писателя формируется замысел тетралогии «Четыре эпохи развития» (другое рабочее название — «Четыре эпохи жизни»). Почти сразу после публикации «Детства» Толстой берётся за «Отрочество», которое будет опубликовано уже в 1854 году, а во время обороны Севастополя набрасывает несколько глав будущей «Юности», которая выйдет в 1857 году, четвертая часть «Молодость» так и останется в набросках[2].

В опубликованном варианте 1852 года автор разделил ее на главы и исключил некоторые автобиографические эпизоды[3]. Значительная переработка исходного текста позволяет утверждать, что «Детство» — это не мемуары, а литературное произведение.

В настоящий момент текст повести доступен в электронном виде в рамках проекта «Весь Толстой в один клик» по публикации 90-ти томного полного собрания сочинений Л. Н. Толстого[4], в котором сохранена орфография и пунктуация печатной версии.

Идейный замысел и прототипы героев

Толстой показывает, как формируются нравственные ценности человека. Главная мысль заключается в том, что детство, — впечатления ребенка и окружающая его среда, — определяет наши будущие поступки. Читатель проходит вместе с главным героем основные ступени развития личности. Писатель исследует внутренний мир человека в определенные жизненные периоды, открывает читателям психологию ребёнка.

Несмотря на прототипы, взятые из реальной жизни, Толстой меняет состав семьи: придумывает центральный образ матери, а фигуру отца списывает с соседа по имению Толстых Александра Исленьева. Образ Николеньки — тоже составной: в нём отразились черты незаконорождённого сына Александра Исленьева — Владимира Иславина и самого Толстого в конкретных биографических чертах. При этом Толстой стремился вывести в этом образе характерного представителя своего социального круга в типовых моментах воспитания[2].

Прототипом учителя Карла Ивановича стал Фёдор Иванович Рёссель, первый учитель юного Толстого. Как и герой, будучи уволеным: Фёдор Иванович был готов отказаться от жалованья, только бы остаться со своими подопечными[2]. А St.-Jérôme — это Проспер Сен-Тома, обучавший юных Толстых латыни, а также английскому и, разумеется, французскому языку[5].

Композиция и сюжет

Эмоциональный рассказ о жизни 10-лет­не­го Ни­ко­лая Ир­те­нье­ва охватывает одно исключительное, катастрофическое событие — смерть матери и два обычных дня. Один — пре­бы­ва­ние в де­рев­не, дру­гой — день име­нин ба­буш­ки в Моск­ве[1].

В основе сюжета повести — становление характера Николеньки Иртеньева, мальчика из дворянской семьи, который живет и воспитывается по установленным правилам, любит своих родителей и гордится ими, стремится к добру, истине, любви и красоте, остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Мальчику пришлось пережить немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких. Однако внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы[6].

В каждой повести трилогии можно выделить одноименную главу. Так в повести «Детство» есть глава «Детство». Таким образом можно увидеть своеобразную трилогию в трилогии. Ключевая тема для всей микротрилогии — «мечты», «надежды». В главе «Детство» — на первый план выходит «любовь», «любить». «Свежесть, беззаботность, потребность любви», — так говорит автор о детстве[7].

В каждой из частей, как и в трилогии в целом, нет сквозного сюжета. Главы «Детства» достаточно хронологически подробны и выстроены в логическую цепочку, то есть в конце главы имеется сюжетная зацепка для следующей. Однако для автора прежде всего важно, чтобы в фокусе внимания были события, эмоции или же описание значимого для героя человека в соответствии с возрастной психологией[2].

Главные персонажи

Николенька Иртеньев — умный, добрый и интеллигентный мальчик.

Наталья Николаевна Иртеньева — заботливая, ласковая и нежная мама (maman)

Петр Александрович Иртеньев — строгий отец (papa), который любит играть в карты, обладает обширными связями.

Карл Иванович — гувернер, справедливый и умный педагог, преданный детям, вызывает сильную привязанность Николеньки.

St.-Jérôme (Сен-Жером) — француз, строгий учитель, которого побаивается Николенька.

Володя Иртеньев — старший брат, рассудительный, серьезный, практичный. Вначале повести ему 12 лет[8].

Второстепенные персонажи

Бабушка — добрая и богатая графиня.

Любочка — старшая сестра Коли и Володи Иртеньевых.

Мими — гувернантка Иртеньевых.

Катенька — дочь Мими.

Гриша — юродивый и странник, который останавливается у Иртеньевых.

Наталья Савишна — няня, старая, добрая и хозяйственная, которая воспитывала сначала Наталью Николаевну, а потом ее детей.

Госпожа Валахина

Сонечка — первая любовь Николая, дочь Валахиной.

Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик, которому пытается подражать Николай.

Иленька Грап — хилый и тщедушный мальчик из бедной семьи, над которым издевается Сережа. Московский друг Николеньки, который вместе с родителями приезжает в гости в дом бабушки[8].

Художественные приемы и средства

Толстой использует сложную повествовательную технику: каждый эпизод рассказывается в двойной перспективе — от лица маленького Николеньки и от лица повзрослевшего повествователя. Первый отвечает за непосредственное восприятие, в то время как второй с дистанции времени и возраста может оценить, насколько конкретный эпизод оказал влияние на личность. Это заставило современников задуматься об особенностях детской психики и в дальнейшем повлияло на педагогические опыты самого Толстого[2].

Экранизация и постановки

1973 — «Детство, отрочество, юность» (экранизирована вся трилогия), телефильм, 3 ч. 55 мин., режиссер Петр Фоменко[9].

Критика

Современников поразило в произведение мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого, что он сосредотачивает внимание на тех «неуловимых», кажущихся случайными «мелочами», «особенностях душевной жизни», "далее выделяет эти «мелочи» как особые «микроэлементы», затем «увеличивает», делает эти «микроэлементы» зримыми, наглядными[10].

Автобиографическая трилогия Толстого принесла ему известность. И стала вдохновением для других писателей: Николай Гарин-Михайловский создал «Детство Тёмы», Алексей Толстой — «Детство Никиты», Максим Горький — трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты»[3].

Литература

Статьи

Шестакова Е. Ю. Новаторство Л. Н. Толстого в повести «Детство». //Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2008. № 8 (15): в 2-х ч. Ч. I. C. 230—232. ISSN 1993-5552. — URL.: www.gramota.net/materials/1/2008/8-1/91.html

Книги

  • Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
  • Кросби Э. Л. Н. Толстой как школьный учитель. М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1908.
  • Купреянова Е. Н. Молодой Толстой. Тула: Тульское кн. изд-во, 1956.
  • Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. лит., 1978.
  • Лотман Ю. М. Истоки «толстовского» направления в русской литературе 1830-х годов // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллин: Александра, 1993. С. 49-90.
  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 46: Дневник, 1847—1854. М.: ГИХЛ, 1937.
  • Шкловский В. Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 1963.
  • Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. С. 35-90.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Коллектив музея. Детство. Отрочество. Юность. Автобиографические детали в трилогии Льва Толстого. Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная поляна" (2022). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Трофимова, Татьяна. Детство. Отрочество. Юность. Полка (образовательный проект) (2018). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ковынева М. «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого: история создания // Культура.рф : сайт. — 2024.
  4. Толстой Л.Н. Детство. — М.: Художественная литература, 1935.
  5. Полосина А.Н. Гувернеры в жизни и произведениях Льва Толстого. // Французский ежегодник : журнал. — 2011. — С. 329—347. — ISSN 0235-4349.
  6. Толстой Л.Н. Детство. — ISBN 978-5-4472-3752-3.
  7. Берестов В.Д. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1.. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998. — С. 579—588. — 608 с. — ISBN 5-8242-023-8.
  8. 8,0 8,1 Разумихина О. В помощь школьнику. 9 класс. Л. Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность». Часть 2 // Культура.рф : сайт. — 2021. — 3 марта.
  9. Детство, отрочество, юность. Кинопоиск (2024). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  10. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики души». — Л., 1971.

Ссылки

Автобиографические детали в трилогии Льва Толстого Проект Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

Детство. Отрочество. Юность. Образовательный проект «Полка».