Современник (журнал)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Современник
рус. Современникъ
Sovremennik.jpg
Специализация литературный, общественно-политический
Язык русский
Страна  Российская империя
История издания 1836—1846, 1847—1866
Дата основания 1836
Последний выпуск 1866

«Совреме́нник» — русский литературный и общественно-политический журнал, основанный поэтом Александром Пушкиным, издававшийся в Санкт-Петербурге в 18361866 годах; до 1843 года — 4 раза в год, затем ежемесячно. Журнал стал одним из главных явлений русской литературной жизни середины XIX века[1].

Основание журнала

Журнал основан Александром Пушкиным как литературный. Официальная позиция журнала — «просвещённый консерватизм». Он противопоставлялся официальной журналистике Фаддея Булгарина, Николая Греча, Николая Полевого.

«С первого же года «Современнику» повезло. В февральской книжке 1847 года был напечатан роман Гончарова "Обыкновенная история", имевший огромный успех. Боже мой! Как заволновались любознательные литераторы!»

Панаева А. Я., Из «Воспоминаний»

В этом журнале публиковались авторы, принадлежавшие к позднему окружению Пушкина, среди которых были Николай Гоголь, Пётр Вяземский, Владимир Одоевский, Денис Давыдов, Александр Тургенев и Алексей Кольцов. Здесь впервые увидели свет многие произведения самого Пушкина, такие как «Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Пир Петра I», «Скупой рыцарь». В журнале впервые опубликованы известные работы Гоголя: «Нос», «Коляска», «Утро делового человека» и статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах». С 1837 года Михаил Лермонтов активно сотрудничал с «Современником», в журнале напечатано стихотворение «Бородино». В журнале печатались произведения Фёдора Тютчева.

Журнал Пушкин издавал до своей смерти (1837 год), успев выпустить четыре номера. В том же году его издание перешло к группе писателей, возглавляемой Петром Вяземским, а с 1837 по 1846 годы — к Петру Плетнёву. Журнал не пользовался особым успехом, так как не имел права публиковать политические материалы и выходил тиражом всего 600–700 экземпляров[2].

Продажа журнала Некрасову

Николай Некрасов давно задумал запустить журнал, который бы смог повторить успех «Отечественных записок» и составить им конкуренцию. Он мечтал о том, чтобы совместно с Белинским В.Г., уже завоевавшим репутацию в литературных кругах, возглавить это издание. Некрасову удалось убедить И. И. Панаева вложить средства в его новый проект. Согласно показаниям А. Я. Панаевой (супруги Панаева) процесс развития этого замысла выглядел следующим образом[3]:

Мы засиделись почти до рассвета, ведя разговоры о новом журнале. Возник вопрос, у кого купить право, так как новых журналов в то время не разрешали издавать. Перебирали разные журналы, которые находились в летаргическом сне, но ни один не оказывался подходящим. Уже стали прощаться, чтобы идти спать, как вдруг Панаев воскликнул:

— Нашел! «Современник»!

Некрасов радостно сказал:

— Чего же лучше! как это сразу не пришел нам в голову «Современник»? — И снова затянулся разговор.

Право на «Современник» принадлежало Плетнёву, с которым Панаев давно был знаком.

В итоге П. Плетнёв в сентябре 1846 года продал журнал Некрасову и Панаеву.

«Современник» Некрасова и Панаева

Групповой портрет членов редколлегии журнала в 1856 году: Гончаров, Тургенев, Толстой, Григорович, Дружинин и Островский
В редакции журнала «Современник». И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. Подписано цензором И. А. Гончаровым. Лист из сатирического альбома «Знакомые». Автор: Степанов Н. А.

С 1 января 1847 года журнал перешёл под руководство Н. А. Некрасова и на тот момент имел объём 40 печатных листов.

С 1847 по 1862 годы «Современник» издавался Н. А. Некрасовым совместно с И. И. Панаевым, начиная с 1863 года — только Некрасовым. С 1859 года он позиционировался как литературный и политический журнал. В 1847—1848 годах официальным редактором стал А. В. Никитенко, но основное направление задавали статьи главного критика В. Г. Белинского, ушедшего из жизни в 1848 году. В этот период «Современник» стал одним из наиболее известных российских журналов, где публиковались почти все значительные авторы времени: И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, А. Н. Островский и другие. В 1853 году к редколлегии присоединился Н. Г. Чернышевский, а с 1856 года — Н. А. Добролюбов. Журнал занимал революционно-демократическую позицию и активно вмешивался в полемику с либеральными и консервативными изданиями. Некрасов приглашал к сотрудничеству многих известных писателей и публиковал работы западных авторов[4]:

Я начинаю подумывать о том, чтобы отказаться от редакции «Современника». Скоро, но что же делать?! Мне слишком тяжело находиться в постоянной борьбе с издателями, которых в свою очередь может тяготить мое влияние. Они, вероятно, рассчитывали найти во мне слепое орудие и хотели самостоятельно действовать под прикрытием моего имени. Я не могу на это согласиться.

С 1858 по 1859 годы в журнале возникают конфликты между Чернышевским и Добролюбовым с одной стороны и мнением более умеренных авторов с другой. В 1860 году, после выхода критической статьи Н. А. Добролюбова о романе «Накануне» («Когда же придёт настоящий день?», 1860, № 3),

И. С. Тургенев принял решение покинуть издание. Вскоре перестали сотрудничать с «Современником» и другие «умеренно-либеральные» писатели: Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и другие. Несмотря на уход видных авторов, в начале 1860-х годов журнал достиг пика популярности, увеличив свою аудиторию и тираж. Основным автором «Современника» в тот период стал Н. Г. Чернышевский, который опубликовал ряд статей по крестьянскому вопросу, заложивших основы народничества («О поземельной собственности», 1857; «Критика философских предубеждений против общинного владения», 1858; «Суеверие и правила логики», 1859). Критическим отделом руководил Н. А. Добролюбов (до своей смерти в 1861 году). С 1859 по 1861 год «Современник» вступает в полемику с «Колоколом» А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, занимая радикальную и критическую позицию по отношению к крестьянской реформе и фактически призывая к восстанию крестьян. 15 июня 1862 года издание «Современника» было приостановлено на восемь месяцев «за вредное направление», 7 июля 1862 года арестован Чернышевский[4].

Закрытие журнала

Николай Некрасов и его единомышленники долго охраняли журнал «Современник» от нападений цензуры. В период с 1848 по 1855 годы, известные из-за жестоких репрессий со стороны цензоров как «мрачное семилетие», журнал выстоял. В 1863 году «Современник» вновь заявил о себе в политической и литературной сфере, сохранив прежнюю линию. Существование журнала закончилось в мае 1866 года, когда в дело о его закрытии вмешался сам император Александр II[2].

«Современник» продолжал развиваться в духе демократии и критики по отношению к государственной власти. Ключевой фигурой в его публикациях становится Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, а рубрику об общественной критике ведут Максим Антонович и Александр Пыпин. В журнале находят место произведениям Глеба Успенского, Фёдора Решетникова, Николая Помяловского и других авторов. В период с 1863 по 1866 годы в журнале выходит роман Николая Чернышевского «Что делать?».

После покушения Дмитрия Каракозова на императора Александра II в апреле 1866 года, правительство резко ужесточает свою политику в отношении прессы. Некрасов, стремясь сохранить издание, публикует свои восхвалительные стихи в адрес Михаила Муравьёва, который проводил расследование по делу Каракозова, и Осипа Комиссарова, какому, по официальной версии, удалось предотвратить удары убийцы. В июне 1866 года «Современник» закрыли[5].

Примечания

  1. Современники золотого века русской литературы. Культура.РФ. Дата обращения: 7 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 «Современник» (журнал). Большая Российская энциклопедия (29 июня 2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  3. Панаева А. Я. Из «Воспоминаний».
  4. 4,0 4,1 Никитенко А. В. Дневник. Том 1. — М.: Захаров, 2005. — 640 с. — ISBN 5-8159-0441-4.
  5. Богданова Н. Вредный «Современник». Как детище Пушкина портило жизнь императорам // Аргументы и Факты : газета. — 2016. — 6 сентября.