Яков Пасынков

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Яков Пасынков
Яков Пасынков
Жанр повесть
Автор Иван Сергеевич Тургенева
Язык оригинала русский
Дата написания 1325 февраля 1855 года
Дата первой публикации 1855 год (в журнале «Отечественные записки»)

«Я́ков Па́сынков» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им 1325 февраля 1855 года и впервые опубликованная в этом же году в четвёртом номере журнала «Отечественные записки».

История создания

Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им 1325 февраля 1855 года и впервые опубликованная в 1855 года в четвёртом номере журнала «Отечественные записки». В письме к Mарии Толстой от 14 февраля [26 февраля1855 года Тургенев писал: «Начал одну вещицу — да только три страницы написал — и остановился. Когда Боткин уедет, у меня больше будет времени». Говоря о главном герое повести Якове Пасынкове, Тургенев подчёркивал: «В устах его слова: „добро“, „истина“, „жизнь“, „наука“, „любовь“, как бы восторженно они ни произносились, никогда не звучали ложным звуком. Без напряжения, без усилия вступал он в область идеала…», прототипом его являлся Виссарион Белинский. В 1856 году Тургенев учтя критические замечания повести, при подготовке «Якова Пасынкова» к изданию в сборнике «Повестей и рассказов» дописал несколько страниц, посвященных главному герою. Все эти дополнения сделали образ Якова Пасынкова более определённым и художественно завершенным, а композиции рассказа в целом придали стройность и логическую обоснованность[1][2][3].

Сюжет

Повествование ведётся от первого лица. Яков Пасынков с семи лет воспитывался в Москве в частном пансионе немца Винтеркеллера, в котором и я прожил три года. Отец Якова, бедный отставной майор, был человеком честным, но не совсем разумным. Он оплатил содержание Якова на год вперёд, уехал из Москвы и пропал без вести. Лет через восемь узнали, что он утонул в половодье, переправляясь через Иртыш. Мать Якова давно умерла, других родных у него не было. Добродушный немец Винтеркеллер оставил Якова у себя, учил его вместе с другими воспитанниками, кормил и одевал. Несмотря на бедность, все очень любили Якова за добрую и благородную душу. Учился он очень хорошо. Однажды в саду он прочитал мне по-немецки стихотворение «Покорность судьбе» Фридрих Шиллер. Я всей душой полюбил Якова, сблизился с ним. Яков Пасынков был одним из последних романтиков. После долгих хлопот и забот Яков поступил в университет, продолжая состоять на иждивении Винтеркеллера, при этом он преподавал разные предметы младшим воспитанникам. Я встретил Якова восемь лет спустя в Петербурге. Он начал служить в каком-то департаменте, я тоже начал свою службу. Встреча наша была очень радостной, с долгими разговорами и чтением любимых стихов. Яков жил одиноко и почти ни с кем не общался. Я свёл его с семейством Злотницких, в котором были две сестры: Варвара и Софья. Я был влюблён в Софью, но она в последующем вышла замуж за другого. Вскоре судьба увела меня на другой конец России, и я надолго простился с Петербургом, с Злотницкими и с Яковом Пасынковым. Прошло семь лет. Однажды в небольшом уездном городке одной из отдалённых российских губерний я встретил Якова. Он был ранен и тяжело болен. Оказалось, что при задержке контрабанды один из инородцев ранил его стрелой и пробил лёгкое. Потом он простудился. Врач сказал, что состояние его безнадёжно. Яков признался, что тоже любил Софью и не разлюбил её до сих пор. Вскоре Яков умер и на третий день его похоронили. Прошло ещё полтора года. В одной из московских гостиниц я встретил Софью Злотницкую в замужестве Николаевну Асанову и сообщил ей о смерти Якова. Она сказала, что её сестра Варвара любила Якова, но это была для всех большая тайна…[3][1][2]

Отзывы и критика

В 1855 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Рассказ чрезвычайно прост, но полон задушевной теплоты и наводит невольную тихую грусть. Сам герой и твердая, непреклонная героиня очерчены очень хорошо; но ещё лучше их обрисовано одно эпизодическое лицо — мещанка Маша, девушка, которую некоторое время любил Пасынков. Она является всего в одной сцене, но характер её набросан такой мастерской рукой, что Маша невольно приковывает к себе внимание читателя. Грациозный образ её напоминает лучшие создания г. Тургенева»[4].

В январе 1856 года писатель Владимир Зотов в своей рецензии на лучшие произведения, напечатанные в прошлогодних журналах отметил рассказ Тургенева «Яков Пасынков», писав что «Яков Пасынков», как и вообще все произведения Тургенева, проникнут «искренним сочувствием к изображаемым им типам» и написан «с тою удивительною простотою и безыскусственностью языка, которая дается в удел только истинным художникам»[5].

Писатель Иван Панаев в своих «Заметках Нового поэта» для журнала «Современник» писал о том, что, создавая «Якова Пасынкова» "г. Тургенев имел счастливую мысль вступиться за романтизм. Вступаться за невинно угнетенных и притесненных — всегда подвиг, и уже одна эта мысль заслуживает полного сочувствия и одобрения… этот рассказ — «только намек на такой подвиг; это небольшой эскиз, набросанный для будущей картины, эскиз бойкий, но в котором мысль автора ещё можно только угадывать»[6].

Писатель и литературный критик Александр Дружинин в своей статье для «Библиотеки для чтения» писал о заслуге Тургенева в том, что он создал образ романтика, по его мнению: «Новый герой новой тургеневской повести будто сам просился в свет. Он был нужен после Вязовниных, Астаховых и Веретьевых; в нём имела сказаться нам оправдательная милая сторона той среды, из которой вышли лишние люди нашего времени, с их пороками и страданиями. Тургенев должен был вывести на сцену одного из тихих, благородных идеалистов, может быть, последнего из идеалистов в нашем обществе»[7].

Публицист Константин Аксаков в журнале «Русская беседа» писал, что в рассказе «Яков Пасынков» «с сочувствием выставлен человек, вовсе не разочарованный, вовсе не гордый, а, напротив, кроткий и любящий. Недавно было у нас в моде смеяться над такими лицами; эта недостойная насмешка выходила из собственной бедности душевной насмехающихся, и потому тем с большим удовольствием встретили мы сочувствие автора к такому лицу, как Пасынков, — сочувствие, к какому способна лишь добросовестная любящая душа»[8].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
  2. 2,0 2,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
  3. 3,0 3,1 Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.
  4. «Санкт-Петербургские ведомости», 1855, № 81, 15 апреля
  5. «Санкт-Петербургские ведомости», 1856, № 21, 26 января
  6. «Современник», 1855, № 5, отд. V, с. 121
  7. «Библиотека для чтения», 1857, № 5, отд. V, с. 23
  8. «Русская беседа», 1857, т. I, Обозрение современной литературы, с. 21

Литература

  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880.
  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.