Яков Пасынков
Яков Пасынков | |
---|---|
Яков Пасынков | |
Жанр | повесть |
Автор | Иван Сергеевич Тургенева |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 13—25 февраля 1855 года |
Дата первой публикации | 1855 год (в журнале «Отечественные записки») |
«Я́ков Па́сынков» — повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им 13—25 февраля 1855 года и впервые опубликованная в этом же году в четвёртом номере журнала «Отечественные записки».
История создания
Повесть писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им 13—25 февраля 1855 года и впервые опубликованная в 1855 года в четвёртом номере журнала «Отечественные записки». В письме к Mарии Толстой от 14 февраля [26 февраля] 1855 года Тургенев писал: «Начал одну вещицу — да только три страницы написал — и остановился. Когда Боткин уедет, у меня больше будет времени». Говоря о главном герое повести Якове Пасынкове, Тургенев подчёркивал: «В устах его слова: „добро“, „истина“, „жизнь“, „наука“, „любовь“, как бы восторженно они ни произносились, никогда не звучали ложным звуком. Без напряжения, без усилия вступал он в область идеала…», прототипом его являлся Виссарион Белинский. В 1856 году Тургенев учтя критические замечания повести, при подготовке «Якова Пасынкова» к изданию в сборнике «Повестей и рассказов» дописал несколько страниц, посвященных главному герою. Все эти дополнения сделали образ Якова Пасынкова более определённым и художественно завершенным, а композиции рассказа в целом придали стройность и логическую обоснованность[1][2][3].
Сюжет
Повествование ведётся от первого лица. Яков Пасынков с семи лет воспитывался в Москве в частном пансионе немца Винтеркеллера, в котором и я прожил три года. Отец Якова, бедный отставной майор, был человеком честным, но не совсем разумным. Он оплатил содержание Якова на год вперёд, уехал из Москвы и пропал без вести. Лет через восемь узнали, что он утонул в половодье, переправляясь через Иртыш. Мать Якова давно умерла, других родных у него не было. Добродушный немец Винтеркеллер оставил Якова у себя, учил его вместе с другими воспитанниками, кормил и одевал. Несмотря на бедность, все очень любили Якова за добрую и благородную душу. Учился он очень хорошо. Однажды в саду он прочитал мне по-немецки стихотворение «Покорность судьбе» Фридрих Шиллер. Я всей душой полюбил Якова, сблизился с ним. Яков Пасынков был одним из последних романтиков. После долгих хлопот и забот Яков поступил в университет, продолжая состоять на иждивении Винтеркеллера, при этом он преподавал разные предметы младшим воспитанникам. Я встретил Якова восемь лет спустя в Петербурге. Он начал служить в каком-то департаменте, я тоже начал свою службу. Встреча наша была очень радостной, с долгими разговорами и чтением любимых стихов. Яков жил одиноко и почти ни с кем не общался. Я свёл его с семейством Злотницких, в котором были две сестры: Варвара и Софья. Я был влюблён в Софью, но она в последующем вышла замуж за другого. Вскоре судьба увела меня на другой конец России, и я надолго простился с Петербургом, с Злотницкими и с Яковом Пасынковым. Прошло семь лет. Однажды в небольшом уездном городке одной из отдалённых российских губерний я встретил Якова. Он был ранен и тяжело болен. Оказалось, что при задержке контрабанды один из инородцев ранил его стрелой и пробил лёгкое. Потом он простудился. Врач сказал, что состояние его безнадёжно. Яков признался, что тоже любил Софью и не разлюбил её до сих пор. Вскоре Яков умер и на третий день его похоронили. Прошло ещё полтора года. В одной из московских гостиниц я встретил Софью Злотницкую в замужестве Николаевну Асанову и сообщил ей о смерти Якова. Она сказала, что её сестра Варвара любила Якова, но это была для всех большая тайна…[3][1][2]
Отзывы и критика
В 1855 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Рассказ чрезвычайно прост, но полон задушевной теплоты и наводит невольную тихую грусть. Сам герой и твердая, непреклонная героиня очерчены очень хорошо; но ещё лучше их обрисовано одно эпизодическое лицо — мещанка Маша, девушка, которую некоторое время любил Пасынков. Она является всего в одной сцене, но характер её набросан такой мастерской рукой, что Маша невольно приковывает к себе внимание читателя. Грациозный образ её напоминает лучшие создания г. Тургенева»[4].
В январе 1856 года писатель Владимир Зотов в своей рецензии на лучшие произведения, напечатанные в прошлогодних журналах отметил рассказ Тургенева «Яков Пасынков», писав что «Яков Пасынков», как и вообще все произведения Тургенева, проникнут «искренним сочувствием к изображаемым им типам» и написан «с тою удивительною простотою и безыскусственностью языка, которая дается в удел только истинным художникам»[5].
Писатель Иван Панаев в своих «Заметках Нового поэта» для журнала «Современник» писал о том, что, создавая «Якова Пасынкова» "г. Тургенев имел счастливую мысль вступиться за романтизм. Вступаться за невинно угнетенных и притесненных — всегда подвиг, и уже одна эта мысль заслуживает полного сочувствия и одобрения… этот рассказ — «только намек на такой подвиг; это небольшой эскиз, набросанный для будущей картины, эскиз бойкий, но в котором мысль автора ещё можно только угадывать»[6].
Писатель и литературный критик Александр Дружинин в своей статье для «Библиотеки для чтения» писал о заслуге Тургенева в том, что он создал образ романтика, по его мнению: «Новый герой новой тургеневской повести будто сам просился в свет. Он был нужен после Вязовниных, Астаховых и Веретьевых; в нём имела сказаться нам оправдательная милая сторона той среды, из которой вышли лишние люди нашего времени, с их пороками и страданиями. Тургенев должен был вывести на сцену одного из тихих, благородных идеалистов, может быть, последнего из идеалистов в нашем обществе»[7].
Публицист Константин Аксаков в журнале «Русская беседа» писал, что в рассказе «Яков Пасынков» «с сочувствием выставлен человек, вовсе не разочарованный, вовсе не гордый, а, напротив, кроткий и любящий. Недавно было у нас в моде смеяться над такими лицами; эта недостойная насмешка выходила из собственной бедности душевной насмехающихся, и потому тем с большим удовольствием встретили мы сочувствие автора к такому лицу, как Пасынков, — сочувствие, к какому способна лишь добросовестная любящая душа»[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. : сочинения : в 12 т. : письма : в 18 т. / И. С. Тургенев ; АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); [редакционная коллегия: М. П. Алексеев (главный редактор) и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Наука, 1978
- ↑ 2,0 2,1 Творчество И. С. Тургенева: Сборник статей / Под общ. ред. С. М. Петрова ; Ред.-сост. И. Т. Трофимов. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 576 с
- ↑ 3,0 3,1 Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.
- ↑ «Санкт-Петербургские ведомости», 1855, № 81, 15 апреля
- ↑ «Санкт-Петербургские ведомости», 1856, № 21, 26 января
- ↑ «Современник», 1855, № 5, отд. V, с. 121
- ↑ «Библиотека для чтения», 1857, № 5, отд. V, с. 23
- ↑ «Русская беседа», 1857, т. I, Обозрение современной литературы, с. 21
Литература
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
- Сочинения И. С. Тургенева : (1844-1868-1874-1880) в десяти томах. — Москва : насл. бр. Салаевых, 1880.
- Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. — 2-е изд. Т. 1-10. — Санкт-Петербург : тип. Глазунова, 1884.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |