Повесть
По́весть — это прозаическое произведение (среднее между рассказом и романом) с небольшим количеством персонажей. Чаще всего это история одной человеческой жизни, рассказанная от имени автора или самого героя[1]. По объёму она больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цель эпизодов, составляющих опеределённый период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако в отличие романа, как правило, одна сюжетная линия .
Древнерусские летописцы считаются основоположниками повести как жанра литературы. Одним из них является Нестор Печерский, написавший «Повесть временных лет» .
В зарубежном литературоведении повесть сопоставляется с английской «новеллой», что переводится как «короткий роман»[2].
Этимология и значение термина
Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Древнерусский термин «повесть» имел широкое значение: всякий «рассказ», «повествование» о каких-либо событиях. В этом смысле «повесть» отличалась, например, от слова — жанра, вбирающего в себя субъективную, лирическую стихию («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве»). Современный термин, сохраняя некоторую связь с древним понятием, имеет иное значение. Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой — с другой[2].
История возникновения жанра повести
Содержание понятия «повесть» исторически менялось. В древнерусской литературе повесть — это повествование о реальных событиях «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на Калке», «Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году», «Повесть временных лет». Значительное место занимали политические и религиозно-политические повести, в основе которых оказывались псевдоисторические и легендарные сюжеты. Таково народно-литературное произведение XV века «Сказание о Вавилонском царстве», сюда же относится памятник древнерусской литературы XV—XVI веков — «Повесть о новгородском белом клобуке»[1]
В VIII веке это был жанр с бытовым или сатирическим содержанием. На повесть оказывает влияние устное народное творчество: «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о купце» и другие. Постепенно понятие «повесть» приобретает более узкое содержание: занимает среднее положение между романом и рассказом. Во 2-й половине XVIII века повесть развивается в рамках сентиментализма («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина)[3].
С XVIII века термин стали употреблять и для стихотворных сочинений. Александр Пушкин называл свою поэму «Медный всадник» повестью, а Михаил Лермонтов «Демона» — «восточная повесть». В статье 1835 года «О русской повести и повестях г. Гоголя» Белинский писал:
Повесть, которую теперь все пишут и все читают… Её форма может вместить в себе всё, что хотите — и лёгкий очерк нравов, саркастическую насмешку над чиновником и обществом, и глубокое таинство души, и жёстокую игру страстей[4].
Широкое распространение повесть получила в русской литературе XIX века. Типичный для литературы XIX века образ «маленького человека» был впервые открыт в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». «Петербургские» повести Н. В. Гоголя доказали, что жанру не чужд гротеск.
Большое количество повестей 30-х годов XIX века было написано на историческую тематику. Во второй половине XIX века и в XX веке преобладали повести социально-психологического характера. Отдали дань этому жанру писатели-реалисты: Л. Н. Толстой, Ф. И. Достоевский, А. И. Куприн, А. П. Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов и другие.
Повесть — один из распространённых жанров современной литературы. В 60-70-х годах XX века повесть занимает лидирующее положение и в дальнейшем остаётся одним из ведущих жанров отечественной прозы. Всемирное признание получили повесть Ч. Айтматова: история любви Джамили и Данияра («Джамиля»), история человеческой жизни — Прощай, Гульсары! О героизме советского человека в тылу врага рассказывает повесть В. Быкова «Обелиск», о мужестве, противопоставленном предательству — «Сотников», история романтической любви советского солдата и итальянской девушки изображена в «Альпийской балладе». Но «Альпийская баллада» по жанру повесть, героический и романтический строй произведения в прозе заставил автора назвать его «балладой»[1].
Жанровые особенности
Повесть обладает следующими характерными особенностями:
- Хроникальное (последовательное) изображение событий.
- Герои показаны в одной пространственно-временной плоскости.
- Присутствие второстепенных действующих лиц.
- Изображение ряда событий из жизни героя.
- Неустойчивый объём.
- Сосредоточение сюжета вокруг главного героя.
- Охват более короткого промежутка времени.
- Связь названий повестей с образом главного героя или с ключевым элементом сюжета.
- Особенности построения сюжета и композиции в повести
В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения. В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни. Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое. В центре описания чаще всего один герой. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи — вспомогательные[2][5].
Художественные приёмы
Основные художественные приёмы, используемые авторами при написании повестей: интерьер, пейзаж, душевное состояние героя, авторские отступления, портретные характеристики, также пейзажные зарисовки, лирические отступления, авторские метафоры, эпитеты, метафорические сравнения, олицетворения, гиперболы и литоты[1].
- пейзаж может использоваться для более глубокого понимания характера созданных автором персонажей и описания внутреннего состояния литературного героя (к примеру, «Бедная Лиза» Н. Карамзина)[6];
- интерьер — подробное описание обстановки, в которой живут литературные персонажи, выполняет важную психологическую функцию. При помощи интерьера удаётся оценить основные черты характера героя, его индивидуальные предпочтения, положение в обществе. Зачастую благодаря использованию этого средства создания образа удаётся показать настроение эпохи, в которую происходит действие повести[7].
Мастерски рисует интерьер М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце»:
Великое множество предметов нагромождало богатую переднюю. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, немедленно отразившее второго истасканного и рваного Шарика, страшные оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и галоши и опаловый тюльпан с электричеством под потолком[8].
В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя есть следующие средства выразительности речи: метафора (А между тем степь уже давно приняла их в свои зелёные объятия); гипербола (…имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки); риторическое восклицание (Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!); олицетворение («глядело утро», «огонь пробежал», «ночь обняла», «деревья шипели»); сравнение («…длинными, как стрелы, ресницами», «…шумел, как море», «…чёрные брови, как траурный бархат»); эпитеты («грубой», «сильный», «опасного», «дерзких», «грозных», «могучий»)[9].
Виды повести
- Сентиментальная повесть (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»);
- Романтическая повесть (В. А. Жуковский «Марьина роща»);
- Реалистическая повесть (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»);
- Фантастическая повесть (М. А. Булгаков «Собачье сердце»);
- Сатирическая повесть (Н. В. Гоголь «Шинель»);
- Приключенческая повесть (М. Твен «Том Сойер — сыщик»);
- Детективная повесть (А. П. Чехов «Драма на охоте»);
- Сказочная повесть (А. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все…»)[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов, 1989, стр.128.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 / В. Е. Хализев «Теория литературы»
- ↑ Повесть . Энциклопедия "Кругосвет". Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений. — Москва: Современник, 1953. — Т. 1.
- ↑ 5,0 5,1 Повесть . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2024.
- ↑ Шабакина Я. С. , Степин С.. Н. Роль и функция в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» . Молодой учёный (25 апреля 2023). Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Лапекова О. Что такое интерьер в литературе . Год литературы РФ. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Булгаков М. А. Собачье сердце. — Москва: АСТ, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-17-119737-7.
- ↑ Тарас Бульба . Картаслов. РУ. Дата обращения: 4 сентября 2024.
Литература
- С.А. Тураева. Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов. — Москва: Просвещение, 1989. — 335 с. — ISBN 5-09-002953-9.
- В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений. — Москва: Современник, 1953. — Т. 1.
- Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
- Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1954.
- Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести. М.; Ставрополь, 2001.
- Русская повесть XIX в.: История и проблематика жанра. Л., 1973.
- Русская повесть как форма времени. Томск, 2002.
- Русская советская повесть 20-30-х гг. Л., 1976.
- Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
- Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. Л., 1982.
- Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: повествовательная проза и лирика. М., 1985.
- Повесть // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 752—753. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
Ссылки
- /Сергей Александрович Тузков «Русская повесть начала ХХ века. Жанрово-типологический аспект»
- / В. Е. Хализев «Теория литературы»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |