Эпитет

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «добавленный атрибут») — формат литературного тропа, представляющий собой определение при слове, используемое для придания ему большей выразительность и красоты[1].

Данный литературный приём, может быть использован для описания человека, места, события и прочего. Эпитеты применяются для подчеркивания определённых характеристик или качеств субъекта / объекта повествования[2]. Они могут быть выражены как одним словом, так и словосочетанием.

Эпитеты используются в поэзии, литературе, а также в обычной (повседневной) речи. Они могут применяться в прямом или переносном значении, а также иметь различные (эмоциональные) оттенки / значения, варьирующееся относительно того слова, к которому добавляется эпитет[3].

Определение понятия[править]

Эпитет — (как правило) это имя прилагательное, при этом допустимо его выражение через наречие, существительное или числительное. Важно отметить, что в теории литературы у эпитета нет определённого (жестко закрепленного) места. В этимологии эпитет определяют как прилагательное, а в синтаксисе как определение[4].

Пример:

вольный бег — эпитет выражен прилагательным

горячо обсуждать — эпитет выражен наречием

пружина чести — эпитет выражен существительным

пятое колесо — эпитет выражен числительным

Эпитеты, как правило, используются для предоставления дополнительной информации о субъекте / объекте, подчеркивающей его наиболее существенный признак (в контексте повествования)[5].

При этом положительные эпитеты используются, чтобы подчеркнуть хорошие качества и/или отношение к субъекту / объекту, а отрицательные эпитеты, в свою очередь, используются, чтобы, напротив, подчеркнуть плохие качества / негативное отношение автора к субъекту / объекту, повествования.

Эпитеты могут быть использованы для описания любого предмета или события, но чаще всего они используются для описания людей (или событий с ними связанных) и явлений природы[6]. Пример: человек может быть описан (характеризован) как «храбрый воин» или «мудрый лидер»; так данные эпитеты не только предоставляют дополнительную информацию об этом человеке, но и формируют мнение и отношение слушателя / читателя к описываемому субъекту. Несколько примеров постоянных эпитетов, закрепленных за определёнными историческими личностями:

«Бард с Эйвона» — эпитет, используемый для обозначения английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

«Королева людских сердец» — эпитет, используемый для обозначения принцессы Уэльской Дианы.

«Великий освободитель» — эпитет, используемый для обозначения 16-ого президента США Авраама Линкольна.

«Король-солнце» — эпитет, используемый для обозначения короля Франции Людовика XIV.

«Железная леди» — эпитет, используемый для обозначения бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер.

«Бабушка Европы» — эпитет, используемый для обозначения королевы Великобритании Виктории.

«Король поп-музыки» — эпитет, используемый для обозначения певцов, авторов песен и продюсеров Майкла Джексона (США, мир) и Филиппа Киркорова (Россия, СНГ).

История понятия[править]

Эпитеты были характерны для литературы со времен античности, в частности первые эпитеты были зафиксированы в произведениях легендарного древнегреческого поэта-сказителя, создатель эпических поэм «Илиада» (дата написания: IX—VIII вв. до н. э.) и «Одиссея» (дата написания: VIII веке до н. э) Гомера, выполненных в стиле эпической поэзии[7]. В греческой эпической поэзии эпитеты использовались (преимущественно) для описания персонажей, а также часто употреблялись в сочетании с именем персонажа. Пример: греческого героя Ахилла часто называют «Ахиллесом, быстроногим сыном Пелея»[8].


Эпитеты также использовались в Древнем Риме, в частности в произведениях римского поэта Вергилия. Так в римской поэзии эпитеты использовались (преимущественно) для описания богов и богинь, а также иных мифологических фигур и существ. Пример: римскую богиню красоты, плодородия и процветания Венеру часто называют «Венерой, богиней любви»[9].


С развитие и трансформацией литературы, как общемирового социокультурного направления, развивалось и масштабировалось направление применения эпитетов. В XXI веке данный литературный троп выступает обязательным атрибутом большинства произведений (возможные исключения — техническая и справочная литература)[10].

Виды эпитетов[править]

Существует классификации (группировки) видов эпитетов, среди которых выделяют[11]:

По сфере употребления[править]

Данная классификацию была сформирована и отражена в рамках работ советского и российского лингвиста, доктора филологических наук Кирилла Горбачевича. Так в рамках его классификации выделяют[12][13]:

Общеязыковые эпитеты — наиболее многочисленную группа слов, состоящая из постоянных эпитетов, значение которых не вызывает сложностей интерпретации; пример: теплый взгляд, хитрая улыбка, бисерный почерк и прочее.

Народно-поэтические эпитеты — группа эпитетов, базирующихся на фольклоре; пример: красна девица, добрый молодец, царь-батюшка, грусть-тоска и прочее.

Редкие (авторские) эпитеты — группа эпитетов, состоящая из нетривиальных и неповторимых оборотов, характеризующих авторский стиль; пример: маленький человек (Пушкин), нежный мой край (Есенин) и прочее.

Важно отметить, что редкие эпитеты, при определённых обстоятельствах, а также в силу гибкости восприятия, могут мигрировать в группу общеязыковых эпитетов.

По характеру обозначения признака[править]

В рамках данной классификации выделяют[14].

Прямое значение эпитетов — это вид эпитетов, в рамках которых признак (характеристика) объекта / субъекта употребляется в прямом (базовом для него) смысле; пример: закатное солнце, синее море и прочее.

Переносное значение эпитетов — это вид эпитетов, в рамках которых признак (характеристика) объекта / субъекта употребляется в переносном (не применимом в обычном для него) смысле; пример: мертвый голос, горящие глаза и прочее.

По степени устойчивости связи с определяемым словом[править]

В рамках данной классификации выделяют[15]:

Свободные эпитеты — это вид эпитетов, которые могут сочетаться с различными словами, при этом имея (условно) одинаковую художественную ценность; пример: прилагательное «алый» — алая заря, алая листва, алые уста и прочее.

Постоянные эпитеты — это вид эпитетов, которые могут сочетаться с различными словами, но наибольшей художественной ценностью (а также узнаваемостью) обладают в рамках устойчивой связи с определённым словом; пример: различные народно-поэтические эпитеты.

По структуре[править]

В рамках данной классификации выделяют[16]:

Простые эпитеты — это вид эпитетов, которые состоят из одного слова; пример: хрустящий снег, вольная жизнь, могучий дуб и прочее.

Сложные эпитеты — это вид эпитетов, которые состоят из одного слова, которое можно разделить на словосочетание или из повторения одного слова (для усиления художественного эффекта); пример: «огненно-рыжие косы — косы рыжие, словно огонь»; «в темной-темной комнате…» и прочее.

См. также[править]

Примечания[править]

Литература[править]