Синтаксис
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις[1] «составление», «координация», «порядок») — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание. Синтаксис изучает лексическое и грамматическое значение словосочетаний, а также виды синтаксической связи.
В лингвистике синтаксис — это совокупность правил, теоретических систем и языковых процессов, упорядочивающих и изучающих структуру предложений в каком-либо языке. Целью многих синтаксисов является установление синтаксических правил, общих для всех языков, а также изучение способов объединения слов в словосочетания и предложения в различных языках.
Основные понятия
Синтаксис — высший уровень языковой системы, так как единицы всех остальных уровней (фонетического, морфемно-словообразовательного, лексического, морфологического) участвуют в процессах мышления и коммуникации только через синтаксис. Предметом изучения в синтаксисе являются синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.
Основными единицами синтаксического уровня языка являются слово в его синтаксической позиции, то есть в функции члена предложения, словосочетание, простое предложение, сложное предложение и текст. Первые две единицы служат строительным материалом для простого предложения, а вторые две строятся на основе простого предложения, что позволяет заключить, что центральной единицей синтаксиса является предложение[2].
Слово «синтаксис» имеет два значения:
- Грамматический строй языка
- слова, являющиеся членами предложения;
- словосочетания;
- предложения простые и сложные;
- тексты.
- Раздел науки о языке, изучающий
- виды синтаксических связей;
- лексическое и грамматическое значение словосочетаний в предложении.
Синтаксис как наука — раздел грамматики, который освещает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. Если морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления, то синтаксис — значения словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения. Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы. В современном русском языке выделяются следующие синтаксические единицы: словоформа, словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое, текст. Словоформу как синтаксическую единицу выделяет Г. А. Золотова. Основное противопоставление синтаксических единиц — это противопоставление словосочетания и предложения[3].
Грамматическое значение синтаксических единиц
Все синтаксические единицы имеют лексические и грамматические значения. Лексическое значение обусловлено лексическими значениями слов, входящих в синтаксические единицы. Так, в словосочетаниях добрый знак, страшный прогноз, сольный концерт лексические значения разные. Грамматическое же значение является общим для всех словосочетаний: главное слово здесь обозначает предмет, а зависимое слово — признак этого предмета. То же и в предложении. Сравним предложения: Мастер собирает мебель. Студент пишет реферат. Лексические значения у этих предложений разные, а грамматическое — одинаковое: сообщение о предмете и его действии. Таким образом, грамматическое значение — это общее значение всех синтаксических единиц, имеющих одинаковое строение. Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности. Действительность отражается в языке через обобщение в логических и психологических категориях: суждениях/понятиях и представлениях[3].
Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения. Непредикативные отношения делятся на сочинительные и подчинительные. Они могут возникать как между компонентами словосочетаний, так и предложений (простых и сложных).
Изучение синтаксиса в современной лингвистике
В современной лингвистике существуют разные аспекты изучения синтаксиса. Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики. Язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Важно, что большинство учёных отмечают двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом предложении есть предмет мысли — речи, то есть то, о чём говорится, и то, что говорится о предмете. В современной лингвистике широко используются логические термины. Термин субъект используется как синоним следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие предикативность[3]. Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, членимых, нечленимых. Структурный аспект изучения синтаксических единиц предполагает анализ моделей, структурных схем, то есть стереотипных образцов, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы. Он предусматривает выделение следующих признаков:
- характер членимости/нечленимости предложения;
- способ выражения предикативной основы;
- распространенность/нераспространенность;
- полнота состава (наличие структурно обязательных главных членов);
- наличие осложнения предложения.
Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). К способам актуализации информативного центра высказывания относятся логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т. п. Семантический аспект предложения предусматривает выделение следующих признаков:
- функция (цель высказывания) — повествовательные, вопросительные, побудительные;
- эмоциональная характеристика (восклицательное, нейтральное);
- характер предикативных отношений (утвердительное/отрицательное).
Все рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны. Структурно-семантическое направление — очередной этап эволюции традиционного языкознания. Одним из основных принципов структурно-семантического направления является принцип системности языкового строя. Язык как система представляет собой целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Отсюда наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка[3].
Классификация
Языки мира классифицируются по степени их родства, которая устанавливается в том числе через сравнение их синтаксических строев, основными из которых являются:
- номинативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят субъект действия (встречается в большинстве мировых языков);
эргативный синтаксический строй, по которому в основной форме ставят объект действия (например, аварский язык); активный и инактивный синтаксические строи, по которым противопоставляются не субъект и объект, а активное и инактивное начала (характерны для многих автохтонных языков Северной и Южной Америки);
- инкорпоративный синтаксический строй, в котором в одно морфологическое целое объединяют языковые единицы с собственными лексическими значениями (например, самодийские языки);
- нейтральный синтаксический строй, в котором акцентируется внимание на обозначение ролей подлежащего и сказуемого (распространено среди некоторых западноафриканских языков)[4]
В зависимости от того, на что делают упор в синтаксисе, выделяют следующие его виды:
- коммуникативный синтаксис (некоторыми лингвистами называется активным), который способствует реализации основной (то есть коммуникативной) функции языка посредством изучения процесса превращения слов в цельные высказывания, предложения и, как итог, связный текст, а также вопросов;
- семантический синтаксис, который изучает текст в виде осмысленно связанных словосочетаний и предложений (простых и сложных) и ситуационно подходящих речевых высказываний;
- статический синтаксис, который изучает синтаксические единицы по отдельности, а не в контексте конкретного текста, и классифицирует их без учёта их функционирования в предложении (например, грамматические парадигмы склонения, спряжения)[4].
Некоторые направления в исследовании синтаксиса
Интерес к категориям синтаксиса проявляли уже ранние греческие мыслители в связи с производимым ими логическим анализом речи (Протагор, Платон, Аристотель). Термин «синтаксис» впервые использовали стоики (III в. до н. э.), отнеся его к наблюдениям над логическим содержанием высказываний. Ранние синтаксические воззрения основывались на свойствах целостных речевых единиц. Синтаксис Аполлония Дискола (II в.), которого принято считать основоположником синтаксиса, имел морфологическую основу: исходным пунктом было слово, а синтаксис заключался в описании связей слов и форм слов (падежей) в предложении. Этим было положено начало синтаксических частей речи[5].
B XIII—XVI веках в yнивepcaльныx (филocoфcкиx) гpaммaтикax и в «Гpaммaтикe Пop-Poяля» (XVII в.) кaтeгopии cинтaкcиca были нaзвaны yнивepcaльными (A.Apнo и K.Лaнcлo), тaк кaк caм cинтaкcиc oпpeдeлялcя кaк coдepжaтeльнaя oблacть гpaммaтики, в тo вpeмя кaк фoнeтикa и мopфoлoгия были oтнeceны к плaнy выpaжeния, a нe coдepжaния. Cинтaкcиc paccмaтpивaлcя кaк yчeниe o cпocoбax выpaжeния мыcли и coдepжaл oпиcaниe пpeдлoжeний и иx чacтeй (члeнoв пpeдлoжeния)[5]. Дaннoe нaпpaвлeниe пoлyчилo oтpaжeниe и в pyccкoй гpaммaтичecкoй нayкe, нaчaлo кoтopoй B.B.Bинoгpaдoв вoзвoдит к гpaммaтикaм Лaвpeнтия 3изaния (1596) и Meлeтия Cмoтpицкoгo (1619) и paзвитиe кoтopoй мы нaxoдим в тpyдax M.B.Лoмoнocoвa, зaтeм И.И.Дaвыдoвa, K.C.Aкcaкoвa, Ф.И.Бycлaeвa. Пpeдлoжeниe paccмaтpивaлocь ими кaк языкoвoe выpaжeниe cyждeния, пoдлeжaщee — кaк языкoвoe выpaжeниe cyбъeктa, cкaзyeмoe — пpeдикaтa, cлoжнoe пpeдлoжeниe — yмoзaключeния. Укaзaниe нa cвязь cинтaкcиca c мышлeниeм вxoдилo в oпpeдeлeниe cинтaкcиca дo нaчaлa XX века. Bo 2-й пoлoвинe XIX века cфopмиpoвaлocь пcиxoлoгичecкoe нaпpaвлeниe в лингвиcтикe, пpeдcтaвлeннoe в Poccии A.A.Пoтeбнeй[5]. A.A.Шaxмaтoв в «Cинтaкcиce pyccкoгo языкa» пиcaл: «Cинтaкcиcoм являeтcя тa чacть гpaммaтики, кoтopaя paccмaтpивaeт cпocoбы oбнapyжeния мышлeния в cлoвe». Oн oтмeтил, чтo «в языкe бытиe пoлyчили cнaчaлa пpeдлoжeния; пoзжe пyтём pacчлeнeния пpeдлoжeний, ocнoвaннoгo нa взaимнoм иx coпocтaвлeнии и влиянии, из ниx выдeлилиcь cлoвocoчeтaния и cлoвa для caмocтoятeльнoгo… бытия и yпoтpeблeния…». Дaннaя тpaктoвкa пpивeлa к пoнимaнию cинтaкcиca кaк paздeлa гpaммaтики, в кoтopoм явлeния языкa aнaлизиpyютcя в нaпpaвлeнии oт знaчeния (фyнкции) к фopмe. [6]. Oднaкo в кoнцe XIX века c пpoбyждeниeм y лингвиcтoв интepeca к нaциoнaльнoй cпeцификe мopфoлoгии cинтaкcиc cтaл oпpeдeлятьcя кaк yчeниe o фyнкцияx клaccoв cлoв в пpeдлoжeнии. Дaннoй тoчки зpeния пpидepживaлcя Ф.Ф.Фopтyнaтoв, кoтopый ocнoвнoй зaдaчeй cинтaкcиca cчитaл изyчeниe cпocoбнocти cлoв к pacпpocтpaнeнию, oпpeдeлил cлoвocoчeтaниe кaк ocнoвнyю eдиницy cинтaкcиca, a пpeдлoжeниe — кaк вид cлoвocoчeтaния. Taкoe пoнимaниe пpeдмeтa и зaдaч cинтaкcиca oпpeдeлилo paзвитиe дaннoгo paздeлa гpaммaтики в 20-e годы XX века. Итoгoм бypнoгo пepиoдa paзвития cинтaкcиca в cepeдинe XX века являeтcя клaccичecкoe гpaммaтичecкoe oпиcaниe — «Гpaммaтикa pyccкoгo языкa» (AГ-54), вo ввeдeнии кo 2-мy тoмy кoтopoй aкaдемик B.B.Bинoгpaдoв cфopмyлиpoвaл пpoблeмy, вcтaвшyю пepeд cинтaкcиcтaми: включaть ли в cинтaкcичecкoe oпиcaниe cлoвocoчeтaниe, pacшиpить ли peпepтyap eдиниц дo cвepxфpaзoвoгo eдинcтвa (CФE), aбзaцa, тeкcтa, в тo вpeмя кaк в caмoй гpaммaтикe coxpaнилocь тpaдициoннoe oпиcaниe cинтaкcичecкиx eдиниц. Tpyды B.B.Bинoгpaдoвa oпpeдeлили paзвитиe ocнoвныx acпeктoв oпиcaния cинтaкcиca вo 2-й пoлoвинe XX века: нapядy c тpaдициoнным cтpyктypным, cфopмиpoвaлcя ceмaнтичecкий, фyнкциoнaльный и кoммyникaтивный cинтaкcиc[6].
Примечания
- ↑ Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «σύν-ταξις» . classes.ru. Дата обращения: 14 апреля 2024.
- ↑ Л.А. Козлова. Сравнительная характеристика английского и русского языков. И.Ю.Колесов . Дата обращения: 14 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 О.Г. Каменская, Р.А. Кан. Синтаксис . Дата обращения: 14 апреля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Синтаксис . spravochnick.ru. Дата обращения: 14 апреля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Фразеология . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 14 апреля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Cинтaкcиc кaк нayкa (иcтopия и coвpeмeннocть) . www.textologia.ru. Дата обращения: 12 апреля 2024.
Ссылки
- Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. — М.: РГГУ, 2001. — 800 с. — ISBN 5-7281-0343-X. Архивная копия от 7 декабря 2009 на Wayback Machine.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |