Социолингвистика
Социолингвистика (социальная лингвистика) — научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества[1].
История возникновения и развития социолингвистики
Термин «социолингвистика» впервые употребил в 1952 году американский социолог Герман Карри. Однако корни социолингвистики глубже, и искать их нужно в частности, в русской почве. Давно известно, что язык далеко не единообразен в социальном отношении. Так, одно из первых письменно зафиксированных наблюдений, свидетельствующих об этом, относится ещё к началу XVII века. Гонсало де Корреас, преподаватель Саламанкского университета в Испании, чётко разграничивал социальные разновидности языка: «Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, учёного-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей». Лингвистические исследования, учитывающие обусловленность языковых явлений явлениями социальными, стали вестись в начале XX века во Франции, России, Чехии. Европейскими научными традициями обусловлена особенность социолингвистики, заключающаяся в неотделимости от чистой лингвистики изучения связей языка с развитием общества. Е. Д. Поливанову принадлежит гипотеза, согласно которой темпы языковой эволюции зависят от темпов развития общества. Он же предложил выделить наряду с территориальной диалектологией и социальную[2].
Один из основателей современной социолингвистики, американский исследователь Уильям Лабóв[3] определяет её как науку, которая изучает язык в его социальном контексте. Внимание специалистов этой научной области направлено не на внутреннее устройство языка, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, способные повлиять на функционирование, использование языка: от различных социальных характеристик самих говорящих (возраст, пол, уровень образования и культуры, вид профессиональной деятельности) до социальных условий конкретного речевого акта[2].
Основы современной социолингвистики заложены в 1920—1930-х годах в работах советских учёных, изучавших язык как общественное явление (Л. П. Якубинский, В. В. Виноградов, Б. А. Ларин, В. М. Жирмунский, Р. О. Шор, М. В. Сергиевский, Е. Д. Поливанов). Почву для современной социолингвистики подготовили также труды представителей социологического направления во французском языкознании (А. Мейе), внёсшего существенный вклад в выявлении роли социальных факторов в развитии языка; работы американских этнолингвистов, развивавших идеи Ф. Боаса и Э. Сепира о связи языковых и социокультурных систем; труды представителей пражской лингвистической школы — В. Матезиуса, Б. Гавранека, Й. Вахека и др., продемонстрировавших связь языка с социальными процессами и социальную роль литературного языка; исследования немецких ученых, в особенности Т. Фрингса и созданной им лейпцигской школы, обосновавших социально-исторический подход к языку и необходимость включения социального аспекта в диалектологию; оригинальные работы в области языковой ситуации и культуры речи японской школы «языкового существования»[4].
К характерным чертам социолингвистики на современном этапе развития относятся отказ от распространённого в прошлом мнения о том, что дифференциация языка и социальное расслоение общества находятся в прямой зависимости, и признание того, что отношения между структурой общества и структурой языка достаточно сложны (в частности, того, что в социальной дифференциации языка отражается не столько современное состояние общества, сколько его предшествующие состояния); внимание к говорящему как к одному из основных факторов, влияющих на варьирование речи, и др. Социолингвистике свойственна нацеленность на экспериментальную проверку выдвигаемых гипотез, в том числе широкое использование количественно-статистического анализа конкретных данных[2].
Объект и задачи социолингвистики
Одним из основоположников современной социолингвистики является американский ученый У. Лабов. Он определяет данную дисциплину как науку, изучающую язык в его социальном контексте. Но внимание социолингвистов обращено не собственно на язык, а на то, как этим языком пользуются люди, составляющие то или иное общество. Учитываются при этом все факторы, которые могут оказывать влияние на использование языка — от характеристик носителей языка до особенностей конкретного речевого акта:[5].
1. Профессиональная и социальная среда, в которой живёт человек. Люди одной профессиональной принадлежности часто образуют довольно замкнутые группы, вырабатывают свой язык, владение которым является фактором отнесения человека к данной группе.
2. Характер образования. Социологи на основе исследований речи технической и гуманитарной интеллигенции выявили, что речь технической интеллигенции в большей степени подвержена влиянию профессионального жаргона, речь же гуманитарной интеллигенции более консервативна, подчинена литературной норме.
3. Речевая ситуация. Разные ситуации общения требуют использования различных языковых средств.
4. Функционирование языка зависит от места проживания человека (малако — на юге, молоко — на севере).
Специфика социолингвистики как молодой науки состоит в том, что[2]:
1) она имеет дело с реальными людьми, которые могут ошибаться, нарушать нормы. Для социолингвистики важно понять, чем объясняются особенности функционирования языка;
2) объектом социолингвистики является функционирование языка, а поскольку язык функционирует в обществе, обладающем определённой социальной структурой, то можно говорить о социолингвистике как науке, исследующей язык в его социальном контексте.
Социолингвистика видит свою задачу в регулировании развития и функционирования языка. При этом важным является анализ оценок, тех или иных языковым фактов к которым люди относятся по-разному: одни легко усваивают языковые новшества, другие более консервативны, поддерживают традиционную норму. Исследование различий в оценках фактов позволяет выявить более и менее престижные формы, а это важно с точки зрения перспектив развития языка и обновления его норм[2].
Направления социолингвистики
Как и языкознание в целом, социолингвистика имеет два аспекта — диахронический и синхронический. Диахроническая социолингвистика изучает историю языка и отдельные языковые явления в связи с историей общества, изменением его социальной структуры. Синхроническая социолингвистика изучает язык и его функционирование в данный момент в данном обществе в связи с социальным расслоением общества и его коммуникативными потребностями.
По критерию масштабности объектов изучения социолингвистика делится на макросоциолингвистику и микросоциолингвистику. Макросоциолингвистика занимается изучением языковых процессов и отношений в крупных социальных объединениях — регионах, государствах, больших социальных группах, выделяемых по определённому признаку (по возрасту, уровню образования и т. д.). Микросоциолингвистика занимается анализом языковых отношений и процессов в реальных и небольших по численности группах носителей языка: в рабочем коллективе, в семье, в группе подростков и т. д.[5].
В зависимости от того, на что направлены исследования, различают теоретическую и экспериментальную социолингвистику. Теоретическая изучает наиболее общие проблемы, например:
- выявление существенных закономерностей развития языка, доказательство их социальной природы;
- изучение социальной обусловленности функционирования языка;
- анализ процессов речевого общения, определяющее значение в которых имеют следующие факторы: набор социальных ролей участников коммуникации, условия реализации речевых актов, умение говорящих переключаться с одного кода на другой и т. д.;
- исследование взаимовлияния и взаимодействия языков в одном социуме, проблемы заимствования и интерференции элементов контактного языка;
- теоретическое обоснование процессов становления промежуточных языковых образований: койне, интердиалектов, пиджинов и т.д[5].
Экспериментальной проверкой теоретических гипотез занимается экспериментальная социолингвистика. Задача экспериментатора — получение представительных и максимально объективных данных о речевом поведении людей и о других сторонах жизни языкового общества. такие данные должны характеризовать все социальные группы, входящие в исследуемое языковое общество.
Существует и прикладная социолингвистика, которая решает ряд практических задач. Одной из таких задач является проблема обучения родному и иностранным языкам.
Методы социолингвистического исследования
Методы, использующиеся в социолингвистике как языковедческой дисциплины, можно разделить на три группы: методы сбора материала (наблюдение, устное интервью, анкетирование, тесты), методы его обработки и методы оценки достоверности полученных данных[1][6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Беликов, В. И. Социолингвистика : учебник для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 337 с. — ISBN 978-5-534-00876-0.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Запорожец М.Н. Социолингвистика : электронное учебное пособие . dspace.tltsu.ru. Тольятти: Изд-во ТГУ (2014). Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ William Labov . www.britannica.com. Дата обращения: 17 сентября 2024.
- ↑ А.Д.Швейцер. Социолнигвистика . genhis.philol.msu.ru. Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Объект социолингвистики и основные понятия . spravochnick.ru. Дата обращения: 14 мая 2024.
- ↑ Павленко А. Языковые ландшафты и другие социолингвистические методы исследования русского языка за рубежом // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика : международный научный журнал. — 2017. — Т. 21, № 3. — С. 493-514. — ISSN 2312-9182.
Литература
- Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика: Учебник для вузов. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. — 316 с.
Ссылки
- Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика 2000
- Швейцер А. Д. Социолингвистика.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |