Медный всадник (поэма)
Медный всадник | |
---|---|
Медный всадник | |
Жанр | поэма |
Автор | Александр Сергеевич Пушкин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1833 |
«Ме́дный вса́дник. Петербу́ргская по́весть» — последняя поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1833 году. Произведение рассказывает о петербургском наводнении, произошедшем в 1824 году, и содержит в себе значимую культурно-историческую концепцию эпохи послепетровской государственности[1].
Это произведение составляет своеобразный итог размышлений писателя о природе власти. Его стиль написания схож со стилем «Евгения Онегина», а содержание тесно связано с историей и мифологией. Этот литературный шедевр отражает авторские размышления о Петре I и предлагает различные точки зрения на этого великого реформатора. «Ни один другой замысел Пушкина не отличался такой сложностью», — пишет Игорь Фёдорович Бэлза[2].
Название произведения отсылает к памятнику Петру I, установленному на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, и изначально не имевшему какого-то особого именования. После выхода поэмы за этим памятником прочно укрепилось название «Медный всадник».
История создания
Поэма написана в селе Болдино, нижегородском имении Пушкиных, после поездки на Урал по пугачёвским местам осенью 1833 года и является кульминацией творческого вдохновения, обусловленного пребыванием автора в этом месте в период Болдинской осени[1]. Исследователи пишут, что работа над поэмой продолжалась меньше месяца — с 6 по 31 октября и стоила Пушкину огромного труда. Каждую строфу поэт переписывал несколько раз, прежде чем привёл к её идеальной форме[3].
А. С. Пушкин проводит прямой диалог с Адамом Мицкевичем, который являлся его другом, соперником и в те годы противоположенным идеологическим противником. Это отображается в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Олешкевич», созданных Мицкевичем. Кроме того, Михаил Наумович Эпштейн предполагает, что «Медный всадник» имеет параллели с опубликованной в 1832 году второй частью «Фауста», которая также была написана под впечатлением от наводнения в Петербурге[4].
В основе поэмы реальная история наводнения, произошедшего в Петербурге в 1824 году. В это время Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме описаны события со слов очевидцев. Пушкин мог взять историю об «ожившем памятнике» из рассказа о том, как в 1812 году Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановил сон одного майора, который увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довёл мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться»[5]. «Граф Виельгорский прибавил, что князь Голицын на ближайшем докладе у государя рассказал ему свой чудесный сон. Рассказ этот так подействовал на императора, что он приказал отменить все распоряжения к отправке из Петербурга монумента Петра Великого (…)»[5]. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана»[3].
Вернувшись из Болдино в конце 1833 года, А. С. Пушкин передал «Медного всадника» на цензурную проверку, в результате которой рукопись была возвращена с множеством правок. Об этом поэт написал в своем дневнике[3]:
...11 - го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: «И перед младшею столицей...» вымараны. На многих местах поставлен (?)...Дневник А.С. Пушкина от 14 декабря 1833 года
Поэма подвергалась рукописной правке Николаем I. Рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге[6].
В середине декабря 1833 года Пушкин сообщил своему другу П. В. Нащокину о том, что цензура не пропустила поэму[3]:
...Медного Всадника цензура не пропустила. Это мне убыток...
После получения замечаний «высшего цензурного органа», Пушкин решил внести изменения в текст своей поэмы. Однако, не завершив редактирование, он принял решение не выводить поэму в печать.
Произведение «Медный всадник» при жизни Пушкина не было опубликовано. В печать вышел лишь отрывок из «Медного всадника» — «Петербург. Отрывок из поэмы» в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения»[7]. Впервые полностью поэма была напечатана в 1837 году в журнале «Современник». В. А. Жуковский отредактировал текст поэмы в соответствии с пожеланиями цензуры: он удалил эпизод бунта Евгения против памятника Петру. Оригинальный текст был впервые опубликован в отдельном издании в серии «Народная библиотека» в 1919 году[3]. Текстологическое уточнение (с учётом прижизненных рукописных вариантов) продолжалось до 1949-го, когда был сформирован канонический вариант[4].
«Медный всадник» создавался в ту пору, когда не только на Западе, но и в России шёл стремительный процесс проникновения истории во все сферы духовной жизни, вырабатывались принципы исторического мышления. История вторгалась в жизнь каждого человека. Человек всё больше осознавал свою сопричастность к истории, сопряжённость с нею[8].
Тема и проблемы
«Вся поэма как бы развёрнута на будущее, на уловление смыслов из последующей русской истории», — пишут авторы известной книги о «Петербургской повести»[9].
А. С. Пушкин осветил в поэме следующие темы[10]:
- государство и власть в её созидательном и разрушительном аспектах,
- бунт природной и народной стихии как национальной катастрофы,
- независимый индивид перед угрожающими силами вне его контроля.
В сердце города сокрыт огромный порок — равнодушие власти к судьбам петербуржцев. Читатель видит перед собой ужасающую картину наводнения, где испуганный народ оставлен на произвол судьбы. При этом Медный всадник, символ города, безразлично стоит, становясь безмолвным свидетелем этой беспощадной стихийной трагедии.
Идею «Медного всадника» В. Г. Белинский интерпретирует так:
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, — и наше сокрушённое сочувствием сердце, вместе с несчастным, готово смутиться; но вдруг взор наш, упав на изваяние виновника нашей славы, склоняется долу… <…> Мы понимаем смущённою душою, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном Всаднике, который, в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом… <…> …Смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного»[11].
Жанр, направление, размер
«Медный всадник» — историческая поэма, хотя сам автор в подзаголовке обозначил как «Петербургская повесть». Дмитрий Дмитриевич Благой, советский литературовед, пушкинист, историк литературы, писал, что «в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Пётр I и его деятельность, присутствует торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода»[12].
Поэтическое произведение, написанное четырёхстопным ямбом, принадлежит к литературному направлению «реализм»[4]. Евгений, центральный персонаж «Медного всадника», — обычный житель Санкт-Петербурга XIX века, простой человек. Александр Пушкин показал его как типичного представителя своего времени. Помимо этого, поэт обращается к конкретным историческим событиям, происходящим в определённом городе. Указанные места, описанные в поэме, легко можно отыскать на карте.
Евгений, подобно многим персонажам знаменитой русской литературы XIX века, проживает в Коломне — одном из округов, ограниченных Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. Этот район, расположенный на левом берегу Невы и примыкающий к заливу, подвержен испытаниям в период наводнений. Коломна славится своими «респектабельными бедняками», в основном небольшими чиновниками и офицерами. Сам Александр Сергеевич Пушкин проживал в Коломне на набережной Фонтанки, дом 185, с 1817 по 1820 годы[4].
Параша обитает на правом берегу Невы, в западной части Васильевского острова или на острове Голодае. Именно эти районы являются наиболее подверженными стихийным бедствиям, особенно наводнениям.
Композиция
Композиция поэмы состоит из следующих частей[13]:
- Вступление (97 строк) — хвала труду и достижениям Петра I — пролог. Написано в фopмe взвoлнoвaннo-лиpичecкoгo мoнoлoгa aвтopa, который вocxищается величием и кpacoтoй пapaднoгo фacaдa Пeтepбypгa. Лиpичecкaя чacть вcтyплeния зaвepшaeтcя aпoфeoзoм Пeтpа и eгo дeл, нeзыблeмocть кoтopых — гарант нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa и вeличия («caмocтoяния») oбнoвлённoй им Poccии.
Kpacyйcя, гpaд Пeтpoв, и cтoй
Heкoлeбимo, кaк Poccия,
Дa yмиpитcя жe c тoбoй
И пoбeждённaя cтиxия;
Bpaждy и плeн cтapинный cвoй
Пycть вoлны финcкиe зaбyдyт
И тщeтнoй злoбoю нe бyдyт
Tpeвoжить вeчный coн Пeтpa!
- Знакомство с Евгением (первая часть до наводнения («Нева всю ночь…») — экспозиция.
- Описание наводнения (до начала второй части) — завязка.
- Главный герой обнаруживает, что его возлюбленная погибла при наводнении (вторая часть до строки «Несчастье невских берегов…») — развитие сюжета.
- Бунт и возмущение Евгения, его встреча с Медным всадником — кульминация.
- Жизнь героя после этой встречи и смерть — развязка и своеобразный эпилог.
Конфликт
Основной конфликт неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека — устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии. Пушкин не даёт чётких моральных выводов, позволяя читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта[8].
Сюжет
«Медный всадник» — это повествование о власти, которая имела воздействие на национальное сообщество, что привело к непредсказуемым последствиям[10].
В статье «Медный всадник» (1909) Валерий Брюсов пишет: «В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер»[14].
Главные герои
Название поэмы отсылает читателя к памятнику великому Петру I, который возвышается на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Во вступлении мы узнаем о государе как о живом человеке в определённом историческом моменте. Великий император неутомимо бродит по болотистым берегам Невы, мечтая о благе и процветании своей страны[13]:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Пётр I в поэме изображается как умный правитель, обладающий деспотическими чертами. Александр Пушкин представляет его с двух сторон: как великого реформатора, строящего великий город, и одновременно как олицетворение безжалостной власти. Образ Медного всадника символизирует бесчеловечную власть, которая не имеет контакта с народом и возвышается над ним надменным монументом. Этот образ поистине фантастичен, так как превращает памятник Петра I в живое существо, разгневанное бунтом Евгения, и преследующее его всю ночь своим «тяжело-звонким скаканьем»[13].
Центральный персонаж поэмы — молодой человек по имени Евгений. В начале поэмы А. С. Пушкин подтрунивает над своим героем[13]:
В то время из гостей домой
Пришёл Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Моё перо к тому же дружно.
В образе Евгения Александр Пушкин создал новый тип литературного героя. Евгений строит планы на будущее, мечтает о семье и детях, мечтает жениться на любимой девушке Параше[13]:
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой пойдём мы оба,
И внуки нас похоронят…
Евгений грустит о временной разлуке с любимой, из — за того, что вода прибывает и добраться к дому девушки ему будет нелегко[13]:
Боже, Боже! Там – увы! близёхонько к волнам,
Почти у самого залива – забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне, вдова и дочь, его Параша,
Его мечта…
Юноша с отчаянием думает об ужасной стихии, которая разрушает всё на своем пути и о том, сможет ли спастись в этой ситуации его невеста[13]:
С Божией стихией Царям не совладать…
Евгений был беден, однако не мечтал о богатстве, он довольствовался малым. Молодой человек ничем не отличается от жителей Петербурга. В тексте не упоминаются его внешность и характер. Как только в нём появляются гнев и ярость, он их пугается. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет.
Наряду с центральными образами поэмы в ней лаконично воплощён многогранный образ народа, который оказывает существенное влияние на художественную концепцию поэмы и получает развитие в литературе ХХ века. Народ показан одновременно необузданным, воровским и терпящим бедствие на окраине в своих домиках, разорённым и подверженным массовой гибели[10].
Образ Пeтepбypга в поэме — этo нe тoлькo peaлиcтичное мecтo и нe тoлькo coздaннaя Пeтpoм I cтoлицa pyccкoй гocyдapcтвeннocти, нo и сосредоточие иcтopичecкиx cyдeб. В прологе Санкт-Петербург — роскошный и величественный город, построенный во благо нации, теперь стал для многих крепостью под охраной реки Невы. В первой части произведения над городом разгорается «мгла несчастной ночи»[13]; Нева заливает улицы, которые ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние жителей. Вода разрушает дома, и под её толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять. Он всё такой же холодный, недоступный.
Нева занимает уникальное место, будто отдельный персонаж. В начале произведения она представлена как покорённая и включённая в грандиозный проект создания города, но уже во вступлении проявляется её «больная» и одержимая силами хаоса природа. С течением времени Нева превращается в зверя, который разрушает свои границы, в разбойника, бросающего свою добычу, а в конце концов — в утомлённого битвой коня. Всё это олицетворяет главную метафору связи с Невой. Нева — это наполовину побеждённый Петром элемент, способный изменять свои обличья и вступать в новый бой со своим победителем, превращая простых горожан в заложников этой вечной схватки[4].
Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мёртвой государственной машине в образе Медного всадника. Непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, она напоминает восстание декабристов.
Средства выразительности
В поэме А. С. Пушкина чётко прослеживается процесс слияния русского и церковнославянского языков:
- Принцип лексического скрещения: поэт морфологически уравнял русские и церковнославянские лексемы, применил приём приспособления церковнославянизмов к просторечным формам словообразования. Например, церковнославянское слово обуянный отожествляется с «простонародным» обуялый[15]:
«Как обуянный силой чёрной…»;
«Спасать и страхом обуялый, и дома тонущий народ».
- Принцип субъектно-экспрессивного варьирования повествовательной системы — воспроизведение действительности в её разноречивых отражениях и отголосках. Авторский тон скрепляет характеристические фразы и слова[15]:
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.
Увы! всё гибнет: кров и пища…
- Использование фразеологических групп, восходящих к французской семантической системе[15]:
Глаза подёрнулись туманом, По сердцу пламень пробежал.
- Канонизация таких форм «просторечия», которые были свойственны говору полуинтеллигенции, мещан и купцов, то есть «языка дурных обществ», по терминологии Пушкина[15].
Словно горы
Из возмущённой глубины
Вставали волны там и злились.
Там буря выла, там носились
Обломки
- Композиционные параллелизмы. Пётр I жил на 100 лет раньше главного героя, но это не значит, что присутствие правителя-реформатора не ощущается.«Прозванье» — в переводе на современный русский язык, фамилия. У Евгения в поэме нет фамилии. В XIX веке только у дворян были фамилии. Евгений же не просто дворянин, он происходит из старинного почтенного рода. Как такое могло произойти? Скорее всего, предки Евгения растратили фамильное состояние[16]
Прозванья нам его не нужно.
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто.
- В повествовательных главах «Медного всадника» выделяется необычайное мастерство Пушкина, проявляющееся в использовании разнообразных анжамбеманов. Они представляют собой стиховые переносы и расхождения между синтаксической и ритмической структурой текста и составляют около 20 процентов от общего числа строк. Благодаря этому приему создается эффект драматизма и динамики, который особенно силен и неповторим в этой поэме[4].
Троп | Примеры |
---|---|
Метафора | «В Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море»; «Россию поднял на дыбы». |
Сравнение | «Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова»; «как зверь остервенясь»; «Как воры, лезут в окна»; «И всплыл Петрополь, как тритон». |
Эпитет | «пустынных», «свирепой», «наглых», «страшные», «смирившейся», «изношенный», «смущённых», «ветхой», «хладный». |
Олицетворение | Нева «рвалася», «шла», «ревела», «кинулась»; «спорить стало ей [Неве] невмочь». |
Анафора | «Он не слыхал, / Как подымался жадный вал, / Ему подошвы подмывая, / Как дождь ему в лицо хлестал, / Как ветер, буйно завывая…». |
Антитеза | день — ночь; Петр как дворянство — Евгений как низший слой; Петр как государство — Евгений как простой житель. |
Риторический вопрос | «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» |
Аллегория | «О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» |
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский:
«…В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей… И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного…
При взгляде на великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаемся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость и что его взгляд на нас есть уже его оправдание…
Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя[11].
Александр Васильевич Дружинин:
„Медный всадник“ есть вещь общедоступная, произведение европейское. Он изобилует совершенствами всех родов, начиная от своего величавого начала до последней неслыханно грандиозной сцены: когда гигант на бронзовом коне скачет за несчастным юношей, потрясая мостовую копытами металлической лошади, и в бледном сиянии луны простирает вперёд свою грозную руку!
Смелость, с которою поэт сливает историю своего героя с торжественнейшими эпохами народной истории, — беспредельна, изумительна и нова до крайности, между тем как общая идея всего произведения по величию своему принадлежит к тем идеям, какие родятся только в фантазиях поэтов, подобных Данту, Шекспиру и Мильтону!
„Медный всадник“ имеет и свои недостатки — скажем это с полной смелостью, но этими недостатками отчасти подтверждается величие самого поэта, ибо тот, кто по красотам поэзии возносится в разряд мировых деятелей, и судим должен быть не по общепринятому снисходительному кодексу.
Мы сказали уже, что смелость, с которою Пушкин противопоставил судьбу своего бедного мальчика Евгения с судьбой нашего родного Петербурга и памятью великого Преобразователя России, заслуживает удивления, но нам следует добавить, что поэт, извлекая десятки красот из своей необыкновенной темы, по временам чувствует как бы неловким свой поэтический замысел»[17].
«…Поэма [„Медный всадник“] представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина… <…>
В художественном отношении „Медный всадник“ представляет собою чудо искусства. В предельно ограниченном объёме (в поэме всего 481 стих) заключено множество ярких, живых и высокопоэтических картин… Отличает от других пушкинских поэм „Медного всадника“ и удивительная гибкость, и разнообразие его стиля, то торжественного и слегка архаизированного, то предельно простого, разговорного, но всегда поэтичного.
Особый характер придаёт поэме применение приемов почти музыкального строения образов: повторение, с некоторыми вариациями, одних и тех же слов и выражений (сторожевые львы над крыльцом дома, образ памятника, „кумира на бронзовом коне“), проведение через всю поэму в разных изменениях одного и того же тематического мотива — дождя и ветра, Невы — в бесчисленных аспектах и т. п., не говоря уже о прославленной звукописи этой удивительной поэмы»[18].
Литература
- Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». — Высшая школа, 1990. — 96 с. — 46 000 экз. — ISBN 5060008487.
- Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». — М.: Федерация, 1929.
- Брюсов В.Я. Медный всадник // Собрание сочинений в семи томах. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 7 : Статьи о Пушкине. Статьи об армянской литературе. Учители учителей.
- Бэлза И.Ф. Дантовские отзвуки «Медного всадника». — М.: Наука, 1982. — С. 170—182.
- Гачев Г.Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. — М.: Новости, 1991. — 247 с.
- Измайлов Н. В. Текстологическое изучение поэмы Пушкина «Медный всадник» // Текстология славянских литератур. — Л.: Наука, 1973.
- Измайлов Н. В. Забытая старина. (Из наблюдений над текстом «Медного всадника» // Замысел, труд, воплощение… / Ред. В. И. Кулешов. — М.: МГУ, 1977.
- Осповат А. Л. Вокруг «Медного всадника» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1984. — Т. 43, № 3. — С. 238—247.
- Осповат А. Л. Из комментария к «Медному всаднику» // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия Александра Васильевича Лаврова / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост. В. Багно, Д. Малмстад, М. Маликова. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 496—505.
- Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить». — М., 1987. — С. 16.
- Пруцкова Н.И. Иcтopия pyccкoй литepaтypы: в 4 тoмax. — Л., 1980—1983 гг..
- Пушкин А.С. Медный всадник: подробный иллюстрированный комментарий. — Проспект, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-6043370-0-4.
- Рудаков С. Б. Ритм и стиль «Медного всадника» (публ. Э. Г. Гернштейн) // Пушкин. Исследования и материалы / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); ред. М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, В. Э. Вацуро, Н. В. Измайлов, Р. В. Иезуитова, С. А. Фомичев. — Л.: Наука, 1979. — Т. 9. — С. 294—324.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Виролайнен М. Н. «Медный всадник. Петербургская повесть» . Пушкинская энциклопедия. К 200-летию со дня рожденая А. С. Пушкина. «Звезда». Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал (1999). Дата обращения: 23 августа 2023.
- ↑ Бэлза И. Ф. Дантовские отзвуки «Медного всадника». — М.: Наука, 1982. — С. 170—182.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 История создания поэмы «Медный всадник» . Мир русской литературы. Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Кубинский В. Пушкин А. С. «Медный всадник» . Полка. Дата обращения: 29 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Осповат А. Л. Вокруг «Медного всадника» . Серия литературы и языка. Том 43, N 3 (1984). Дата обращения: 28 августа 2023.
- ↑ Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах. — М.: Издательство всесоюзной книжной палаты, 1959. — С. 326.
- ↑ Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина . Государственный музей А.С. Пушкина. Департамент культуры города Москвы. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Тойбин И. М. Философско - историческая поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» . ИРЛИ РАН. Институт русской литературы Российской академии наук. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. Печальну повесть сохранить. — М., 1987. — С. 16.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Перзеке А. Б. Судьба России в магическом кристалле поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» . КиберЛенинка. Газета «Дар». Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 11,0 11,1 Белинский Виссарион Григорьевич Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая и последняя . Библиотека Маскима Мошкова. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина . Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 Александр Пушкин. «Медный всадник» . Культура.РФ. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Брюсов В. Я. Медный всадник . Библиотека Максима Мошкова (29 марта 2014). Дата обращения: 24 августа 2023.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Виноградов В. В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского литературного языка . Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор.. Academia. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Лапенкова О. А. С. Пушкин. «Медный всадник» (1833) . Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ. Дата обращения: 26 августа 2023.
- ↑ Дружинин Александр Васильевич А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений . Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 27 августа 2023.
- ↑ Бонди С. М. Комментарий: А.С.Пушкин. «Медный всадник» . Русская виртуальная библиотека. Дата обращения: 27 августа 2023.
Ссылки
- Текст
- «Медный всадник» в Русской виртуальной библиотеке.
- Медный всадник в библиотеке Максима Мошкова.
- «Медный всадник» // В. В. Сиповскiй. «Историческая Хрестоматiя по исторiи русской словесности». Петроградъ. Изд. Я. Башмакова и К°. 1917
- Художественное чтение
Литературно-драматический раздел Радиофонда каталога Гостелерадиофонда:
- Антон Шварц: запись 1940-х годов.
- Михаил Царёв: запись 1950-х годов.
- Алексей Консовский: запись 1959 года.
- Дмитрий Журавлёв: запись 1961 года.
- Олег Ефремов: запись 1978 года.
- Яков Смоленский: запись 1991 года.
- Михаил Козаков: запись 1998 года.
- Василий Лановой: запись 2004 года.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Литературные произведения по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 30 октября
- Родившиеся в 1938 году
- Умершие 22 января
- Умершие в 2024 году
- Библиотековеды
- Библиотечные деятели
- Родившиеся в Рай-Семёновское
- Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
- Награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством"
- Книговеды
- Доктора педагогических наук
- Преподаватели Московского государственного института культуры
- Сотрудники Российской государственной библиотеки
- Учёные XX века
- Учёные XXI века
- Профессора Московского государственного института культуры
- Знание.Вики:Хорошие статьи по литературе
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Литературные произведения
- Литературные произведения XIX века
- Произведения художественной литературы
- Стихотворные произведения
- Поэмы 1833 года
- Произведения Александра Пушкина
- Поэмы Александра Пушкина
- Поэмы о Санкт-Петербурге
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN