Скупой рыцарь

Материал из «Знание.Вики»
Скупой рыцарь
Скупой рыцарь
Издание
иллюстрация к пьесе
Жанр пьеса
Автор А. С. Пушкина
Язык оригинала русский язык
Дата написания 1830 год
Цикл «Маленькие трагедии»

«Скупо́й ры́царь» — пьеса А. С. Пушкина, написанная в болдинскую осень 1830 года. Входит в цикл «Маленькие трагедии».

История создание и публикации

Константин Станиславский в роли Скупого рыцаря (1888)

Замысел пьесы появился у Пушкина в январе 1826 года.[1]Болдинская рукопись имеет дату «23 октября 1830 года»; ей предпослан эпиграф из Державина:

«Престань и ты жить в погребах,
Как крот в ущельях подземельных».

Пушкин опубликовал пьесу только в 1836 году, в первой книжке «Современника» за подписью Р. (французский инициал фамилии Пушкина). Публикация была обставлена как литературная мистификация, с подзаголовком: «Сцена из Ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight». На самом деле у Ченстона (или Шенстона) нет произведения с таким названием[1]. Эпиграф из Державина стал неуместным и был снят.

Персонажи

  • Барон — пожилой мужчина старой закалки, в прошлом был доблестным рыцарем. Смысл всей жизни видит в накоплении богатства.
  • Альбер — сын барона 20 лет, рыцарь, вынужденный терпеть крайнюю нужду из-за скупости своего отца.
  • Жид Соломон — ростовщик, который регулярно одалживает деньги Альберу.
  • Иван — молодой слуга Альбера, служит ему верой и правдой.
  • Герцог — главный представитель власти, в подчинении которого находятся не только простые жители, но и вся местная знать. Выступает в качестве судьи во время противостояния Альбера и барона[2].

Содержание

Сцена 1

Молодой рыцарь Альбер рассказывает своему слуге Ивану о своих проблемах: на очередном турнире ему повредили шлем, а купить новый возможности нет. Так-как отец его, барон, невероятной скупости человек. Альбер находится в отчаянном положении — ему очень нужны деньги на доспехи и нового коня, старый начал хромать после того поединка. Тогда Альбер обращается за помощью к еврею-ростовщику Соломону. Но тот лишь «кряхтит да жмётся», вовсе не желая давать деньги без заклада.

Немного позднее к молодому рыцарю приходит ростовщик и просит его вернуть хотя бы часть прежнего долга. На это Альбер говорит ему, что он является наследником большого состояния своего отца и после его смерти сразу же вернёт жиду свой долг. Но ростовщик говорит, что отец рыцаря может прожить ещё долгие годы, а долг нужно вернуть сейчас.

И Соломон предлагает Альберу обратиться к аптекарю, который может изготовить яд, чтобы отравить отца. Но молодой рыцарь в гневе выгоняет Соломона. Альбер даже отказывается от его червонцев, считая, что эти деньги «пахнут ядом». Изгнав ростовщика, Альбер идёт к герцогу, чтобы тот нашёл управу на его отца.

Сцена 2

Барон спускается в свой подвал с сокровищами и говорит свой знаменитый монолог. Он думает, что ему подвластно всё в этой жизни. А сам барон лишён необходимости кому-либо подчиняться. Скупой рыцарь разглядывает свои богатства и вспоминает, при каких обстоятельствах они оказались у него. Он отлично помнит, что одна из многочисленных монет краденая, принесённая разбойником Тибо. Другую монету в слезах отдала ему вдова с тремя детьми. Безутешная женщина полдня прорыдала под дождём, пытаясь вызвать жалость барона. Но его жадное сердце не тронули слёзы несчастной. Той женщине пришлось отдать последнюю монету в счёт оплаты долга её умершего мужа.

Барон думает о том, что он чувствует, открывая ключом сундуки с богатством. «Приятно и страшно вместе» говорит он. Деньги для барона являются абсолютным божеством. Но старика беспокоит мысль о том, что его сын-наследник Альбер быстро пустит по ветру нажитое отцом сокровища.

И он мечтает стать надёжной «сторожевой тенью» и охранять свои сокровища даже после смерти. Возможная смерть и разлука с этим богатством сильно тревожит барона, единственной жизненной целью которого давно стало приумножение собственного состояния.

Сцена 3

Молодой рыцарь Альбер приходит во дворец герцога и делится с ним своими переживаниями. Он рассказыват ему о чрезвычайной скупости отца. Герцог обещает поговорить с бароном с глазу на глаз и приказывает старому барону явиться к нему во дворец. Он просит Альбера пройти в соседнюю комнату и там подождать, пока герцог будет говорить с его отцом.

Барон приходит. Он и герцог начинают вспоминать о дружбе барона с дедом вельможи. После этого герцог заводит речь об Альбере. Он говорит старику, что готов предложить Альберу службу при дворе и отличное жалование.

Но старика совсем не заботит благополучие сына, Барон говорит, что служба Альбера при дворе герцога невозможна. Ведь сын его — нечестный и жестокий человек. Барон утверждает, что молодой рыцарь собирался убить собственного отца и обокрасть старика.

Альбер, услышав эти слова отца, выбегает из соседней комнаты. Он возмущённо обвиняет своего отца в наглой лжи. Старый барон кидает сыну перчатку. Тот решительно поднимает её: он принимает вызов отца.

Разгневанный герцог ошеломлен увиденным. Он выгоняет отца и сына из своего дворца. При этом он называет Альбера тигрёнком, а барона — безумцем. Молодой рыцарь уходит прочь. А старый скупой барон внезапно умирает со словами: «Где ключи?». Герцог потрясён от увиденного и услышанного и взволнованно произносит: «Ужасный век, ужасные сердца!»[3].

Экранизации

Литература

  • Альтман И. Пушкин и драма // Литературный критик. 1937. № 4.
  • Аникин А. В. Из реально-исторического комментария к «Скупому рыцарю» // Временник Пушкинской комиссии. — Выпуск 23. — Л.: Наука, 1989. — С. 111—115.
  • Аникин А. В. Муза и мамона. Социально-экономические мотивы у Пушкина. — М.: Мысль, 1989. — С. 122.
  • Арденс Н. Н. Драматургия и театр А. С. Пушкина. — М., 1939.
  • Бегичева В. Скупой рыцарь выбалтывает свою тайну // Чудеса и приключения, 2003, № 04.
  • Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории (судьба личности — судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. — Т. 14. — С. 73-96.
  • Благой Д. Д. «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери») // Литературный критик. 1937. № 2. — С. 56-89.
  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. — С. 572, 582—594.
  • Бонди С. М. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. — Том 4. Евгений Онегин, Драматические произведения. — М.: ГИХЛ, 1960. — С. 572—575.
  • Ветловская В. Е. К проблеме истолкования «Скупого рыцаря» в цикле «маленьких трагедий» // Русская литература. 1993. № 3. С. 17-29.
  • Виролайнен М. Н. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Драматургия. Проза / Составление и комментарий М. Н. Виролайнен. — М.: Слово, 1999.
  • Горовенко А. В. «Скупой рыцарь» глазами историка-медиевиста // Valla, 2017, № 1. — С. 33-51.
  • Городецкий Б. Пушкин и драма // Пушкин и искусство. М.; Л., 1937.
  • Городецкий Б. П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953
  • Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. — С. 299—300.
  • Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. — М., 1915.
  • Долинин А. А. О подзаголовке «Скупого рыцаря» // Долинин А. А. Пушкин и Англия: Цикл статей. М., 2007. — С. 95-102.
  • Кирпичников А. И. К «Скупому рыцарю» // Русская Старина. Том XCVII. 1899. Выпуски 1—3. http://www.runivers.ru/upload/iblock/e7d/97.pdf
  • Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 308; 360—361.
  • Мануйлов В. Л. К вопросу о возникновении замысла «Скупого рыцаря» Пушкина // Сравнительное изучение литератур. Сб. статей к 80-летию акад. М. П. Алексеева. — Л., 1976. — С. 260—262.
  • Мурьянов М. Ф. К реальному комментарию «Скупого рыцаря» // Временник Пушкинской комиссии. 1969. — Л., 1971. — С. 101—103.
  • Рассадин С. Драматург Пушкин. — М., 1977.
  • Рецептер В. «Я жду его» (Скрытый сюжет «Скупого рыцаря») // Звезда 2001, № 2. — С. 165—178.
  • Таборисская Е. М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл (некоторые аспекты поэтики) // Пушкинский сборник. Л., 1977.
  • Томашевский Б. В. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Сочинения / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1935.
  • Томашевский Б. В. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Сочинения. — Издание 2-е, исправленное и дополненное / Редакция, биографический очерк и примечания Б. В. Томашевского, вступительная статья В. Десницкого. — Л.: Художественная литература, 1938.
  • Томашевский Б. В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — [Вып.] 1. — С. 115—133.
  • Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. — Л., 1960.
  • Устюжанин Д. Л. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. — М.: Художественная литература, 1974.
  • Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х томах. — Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. — М.: Согласие, 1997. — С. 463—468.
  • Чебышев А. А. Заметка о «Скупом рыцаре» Пушкина // Памяти Леонида Николаевича Майкова. — СПб., 1902.
  • Якубович Д. П. [Скупой рыцарь: Комментарий] // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. [Пробный том] / Гл. ред.: М. Горький, В. П. Волгин, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский, М. А. Цявловский. — Т. 7. Драматические произведения / Ред. Д. П. Якубович. — Л.: Изд. АН СССР, 1935. — С. 506—522.

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!