Гробовщик (повесть)

Материал из «Знание.Вики»

«Гробовщик» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году.

История создании повести

Повесть «Гробовщик» — одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 году в так называемую Болдинскую осень. Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления — реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счёту. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования[1].

Темы и проблематика повести

«Гробовщик» — самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося. Смех перед лицом смерти — защитная реакция человека на пугающую неизвестность. С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?[1]

Основная тема данного произведения — деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва[2].

Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении — это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег[2].

Жанр, направление

Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности. Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни[2].

Краткое содержание

Переезд гробовщика в новый дом

Андриан Прохоров — гробовщик, старый вдовец, угрюмый, задумчивый и молчаливый, ворчливый, мелочный, скупой. Этот жёлтый домик Адриан присмотрел давно и наконец купил «за порядочную сумму». Но теперь долгожданное переселение не радовало гробовщика. В новом доме царила суматоха. Адриан вздыхал, вспоминая порядок в своей старой хижине, где прожил восемнадцать лет. Гробовщик отругал дочерей и работницу за медлительность, взялся им помогать, и порядок был восстановлен[3].

Сидя у окна и выпивая седьмую чашку чая, Адриан печально размышлял о проливном дожде, который неделю назад, во время похорон, испортил «гробовые наряды» и нанёс Адриану большой ущерб. Он надеялся возместить убытки за счёт похорон богатой купчихи, но та жила возле его старого дома, и Адриан боялся, что наследники поленятся посылать за ним в такую даль. Размышления гробовщика прервал стук в дверь. Это был новый сосед Адриана, немец-сапожник. Он пришёл пригласить гробовщика на свою серебряную свадьбу[3].

В гостях у немца

На следующий день принаря­дившийся гробовщик и две его дочери, в жёлтых шляпках и красных башмаках, отправились на праздник. Гостями сапожника были в основном немцы-ремесленники. Один из гостей произнёс тост: «За тех, на которых мы работаем», а второй предложил Адриану выпить «за здоровье своих мертвецов». Гробовщика этот тост обидел: ему показалось, что немцы смеются над его ремеслом. Вернувшись домой пьяным и сердитым, Адриан заявил, что позовёт в гости не соседей, а «мертвецов православных», всех, кого когда-либо хоронил. Сказав это, гробовщик завалился спать[3].

Сон гробовщика

Адриана разбудили затемно: умерла богатая купчиха. Целый день гробовщик разъезжал по Москве, устраивая её похороны. Вернувшись домой поздно вечером, он увидел, что в его дом входят какие-то люди. Адриан зашёл в комнату и понял, что его гости — мертвецы. Насмерть испуганный гробовщик узнал в них своих «клиентов». Все мертвецы были хорошо одеты, но небриты, они окружили Адриана с поклонами и приветствиями. Один из них сказал, что не пришли только те, кто совсем развалился, но и тут один не утерпел. В этот момент сквозь толпу пробрался маленький скелет в истлевшей одежде из зелёного и красного сукна. Это был отставной сержант, для которого Адриан продал свой первый гроб. Скелет вознамерился дружески обнять гробовщика, но тот закричал, оттолкнул его — скелет упал и рассыпался. Мертвецы рассердились и подступили к Адриану с угрозами. Бедный гробовщик упал на кости отставного сержанта и потерял сознание[3].

Пробуждение гробовщика

Очнулся Адриан при свете солнца, вспомнил страшных гостей и спросил служанку, не приходили ли к нему насчёт похорон купчихи. Служанка ответила, что никаких похорон не было, Адриан весь день пировал у сапожника, вернулся пьяный и проспал до позднего утра. Гробовщик с облегчением понял, что гости-мертвецы ему приснились, и велел ставить самовар да звать дочерей[3].

Главные герои повести и характеристика

Среди главных героев выделяется гробовщик Адриян Прохоров, сапожник Готлиб Шульц, купчиха Трюхина (находящаяся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья)[2].

Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя[2].

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина[2].

Мысль повести

Основная идея повести — каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через её общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика[2].

Сон, явленный герою — это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина. Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей.. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин). ЛитераГуру. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Гробовщик. Брифли. Дата обращения: 9 февраля 2024.