Анафора
Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «Анфора́», букв. «отнесение») — стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых звуков, слов или синтаксических конструкций в начале смежных отрезков речи (стихов, строф, фраз или предложений)[1][2]. Является видом повтора, который используется для усиления выразительности текста, акцентирования определённых элементов, создания ритмического рисунка и особой звуковой организации речи. Этот приём широко применяется в поэзии, прозе, ораторском искусстве и публицистике.
Виды
В зависимости от повторяющихся в начале речевых отрезков элементов, выделяют несколько видов анафоры[3]:
- Звуковая — повторение одинаковых звуковых сочетаний.
- Морфемная — повтор одних и тех же морфем или частей слов.
- Лексическая — повторение тождественных слов.
- Синтаксическая — повтор аналогичных синтаксических конструкций.
- Строфическая — повторение в начале строф.
Эти виды могут сочетаться друг с другом, образуя комплексные анафорические структуры. Кроме того, встречается ритмический повтор начальных элементов — редкий приём с паузированием определённых долей стопы в четных стихах.
Функции
Анафора придаёт речи ритмичность и музыкальность, облегчая её восприятие и запоминание. Повторяя ключевые фразы в начале предложений, анафора расставляет акценты и усиливает воздействие на слушателей [4]. Так, в знаменитой речи «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг-младший восемь раз повторяет эту фразу, вдохновляя и мотивируя аудиторию[5].
Анафора также помогает:
- структурировать текст, обозначая начало смысловых частей;
- подчеркнуть основную мысль или идею произведения;
- создать градацию — нарастание эмоциональности и силы высказывания;
- передать душевное состояние, переживания лирического героя;
- воссоздать картину, описать явление с разных сторон.
Примеры анафоры в литературе
Звуковой повтор начальных элементов:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
— А. С. Пушкин, «Медный всадник»
Морфемный повтор:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
— М. Ю. Лермонтов, «Узник»
Лексический повтор:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
— С. А. Есенин, «Не напрасно дули ветры»
Синтаксический повтор:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
— А. С. Пушкин, «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Строфический повтор:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и чёрная коса.
— Майя Румянцева, «Баллада об отрезанной косе»
Ритмический повтор:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша пере|носится…| /\ /\
...
Анафора представляет собой особую форму синтаксической конструкции, сближающуюся со слитным предложением. В древнегерманской поэзии данный приём служил средством соединения частей высказывания и целостных фраз, формируя специфическую строфу — «анафорический трёхсложник»[6].
Нередко анафорический приём сочетается с градацией — иной риторической фигурой, подразумевающей последовательное усиление эмоциональной окраски слов в речевом потоке. Иллюстрацией подобного синтеза выступает фрагмент из Эдды: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».
Применение анафоры не ограничивается поэтическими текстами — она встречается и в прозаических произведениях. Этикетные формулы приветствия и прощания зачастую строятся по анафорическому принципу. Подобная структура обнаруживается в творчестве миннезингеров и трубадуров, а также у поэтов более поздних эпох, следовавших народным традициям. Примечательно, что такое использование анафоры имеет глубокие историко-культурные корни.
В прошлом особое значение придавалось идентичному обращению к божествам — во избежание гнева кого-либо из них, а также к властителям, присутствующим на одном мероприятии (будь то судебное заседание, военный совет или торжественный пир).
Таким образом, анафора — эффективный стилистический приём для усиления выразительности и эмоциональности речи, создания ритма и акцентирования ключевых идей. Мастерское владение анафорой отличает блестящих ораторов, поэтов и писателей.
Примечания
- ↑ Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1976. С. 24-25.
- ↑ Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. С. 81.
- ↑ «Анáфора» — происхождение и значение слова .
- ↑ Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 6. — М.: ОГИЗ РСФСР; Советская энциклопедия, 1932 .
- ↑ «I Have a Dream» speech by Martin Luther King Jr .
- ↑ Анафора // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 32—33. — 1596 с..