Анафора

Материал из «Знание.Вики»
Используя предложение this is the house that Jack built, на этой диаграмме используется дуга под текстом, чтобы показать анафорическую связь между пробелом в относительном предложении (представленном обобщающим словом it) и относительным местоимением which, оба из которых подчеркнуты. В нем используется еще одна дуга над текстом, чтобы показать анафорическую связь между относительным местоимением и существительным в главном предложении.

Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «Анфора́», букв. «отнесение») — стилистический приём, заключающийся в повторении одинаковых звуков, слов или синтаксических конструкций в начале смежных отрезков речи (стихов, строф, фраз или предложений)[1][2]. Является видом повтора, который используется для усиления выразительности текста, акцентирования определённых элементов, создания ритмического рисунка и особой звуковой организации речи. Этот приём широко применяется в поэзии, прозе, ораторском искусстве и публицистике.

Виды

В зависимости от повторяющихся в начале речевых отрезков элементов, выделяют несколько видов анафоры[3]:

  • Звуковая — повторение одинаковых звуковых сочетаний.
  • Морфемная — повтор одних и тех же морфем или частей слов.
  • Лексическая — повторение тождественных слов.
  • Синтаксическая — повтор аналогичных синтаксических конструкций.
  • Строфическая — повторение в начале строф.

Эти виды могут сочетаться друг с другом, образуя комплексные анафорические структуры. Кроме того, встречается ритмический повтор начальных элементов — редкий приём с паузированием определённых долей стопы в четных стихах.

Функции

Анафора придаёт речи ритмичность и музыкальность, облегчая её восприятие и запоминание. Повторяя ключевые фразы в начале предложений, анафора расставляет акценты и усиливает воздействие на слушателей [4]. Так, в знаменитой речи «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг-младший восемь раз повторяет эту фразу, вдохновляя и мотивируя аудиторию[5].

Анафора также помогает:

  • структурировать текст, обозначая начало смысловых частей;
  • подчеркнуть основную мысль или идею произведения;
  • создать градацию — нарастание эмоциональности и силы высказывания;
  • передать душевное состояние, переживания лирического героя;
  • воссоздать картину, описать явление с разных сторон.

Примеры анафоры в литературе

Звуковой повтор начальных элементов:

Грозой снесённые мосты,

Гроба с размытого кладбища

— А. С. Пушкин, «Медный всадник»

Морфемный повтор:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

М. Ю. Лермонтов, «Узник»

Лексический повтор:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

С. А. Есенин, «Не напрасно дули ветры»

Синтаксический повтор:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

А. С. Пушкин, «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Строфический повтор:

Мама,

У тебя такие старые волосы…

Мама,

У тебя совсем молодые глаза.

А в комоде лежит отрезанная молодость —

Длинная и чёрная коса.

— Майя Румянцева, «Баллада об отрезанной косе»

Ритмический повтор:

Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\

Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты.| /\ /\

Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\

Про|шли /\ в те | дальние | комнаты.| /\ /\

Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\

По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\

Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\

Ку|да /\ ду|ша пере|носится…| /\ /\

...

А. А. Фет

Анафора представляет собой особую форму синтаксической конструкции, сближающуюся со слитным предложением. В древнегерманской поэзии данный приём служил средством соединения частей высказывания и целостных фраз, формируя специфическую строфу — «анафорический трёхсложник»[6].

Нередко анафорический приём сочетается с градацией — иной риторической фигурой, подразумевающей последовательное усиление эмоциональной окраски слов в речевом потоке. Иллюстрацией подобного синтеза выступает фрагмент из Эдды: «Умирает скот, умирает друг, умирает и сам человек».

Применение анафоры не ограничивается поэтическими текстами — она встречается и в прозаических произведениях. Этикетные формулы приветствия и прощания зачастую строятся по анафорическому принципу. Подобная структура обнаруживается в творчестве миннезингеров и трубадуров, а также у поэтов более поздних эпох, следовавших народным традициям. Примечательно, что такое использование анафоры имеет глубокие историко-культурные корни.

В прошлом особое значение придавалось идентичному обращению к божествам — во избежание гнева кого-либо из них, а также к властителям, присутствующим на одном мероприятии (будь то судебное заседание, военный совет или торжественный пир).

Таким образом, анафора — эффективный стилистический приём для усиления выразительности и эмоциональности речи, создания ритма и акцентирования ключевых идей. Мастерское владение анафорой отличает блестящих ораторов, поэтов и писателей.

Примечания

  1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М.: Просвещение, 1976. С. 24-25.
  2. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. С. 81.
  3. «Анáфора» — происхождение и значение слова.
  4. Литературная энциклопедия: в 11 т. Т. 6. — М.: ОГИЗ РСФСР; Советская энциклопедия, 1932.
  5. «I Have a Dream» speech by Martin Luther King Jr.
  6. Анафора // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 32—33. — 1596 с..