Жуковский, Василий Андреевич

Материал из «Знание.Вики»
Василий Андреевич Жуковский
Карл Брюллов. Портрет В. А. Жуковского. 1837 Холст, масло. 110 × 83 см Национальный музей Тараса Шевченко, Киев
Карл Брюллов. Портрет В. А. Жуковского. 1837
Холст, масло. 110 × 83 см
Национальный музей Тараса Шевченко, Киев
Род деятельности поэт, переводчик, литературный критик
Годы творчества 1797—1852
Направление сентиментализм и романтизм
Жанр элегии, романсы, песни, дружеские послания, баллады
Язык произведений русский
Премии Действительный член Императорской Российской академии (1818),
Почётный член Императорской Академии наук (1827—1841),
Ординарный академик по Отделению русского языка и словесности (1841),
Тайный советник (1841)
Награды
Автограф Автограф

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января (9 февраля1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния — 12 апреля (24 апреля1852 , Баден, Великое герцогство Баден, Германия) — русский поэт, переводчик, живописец, ординарный академик Петербургской академии наук[1][2].

Биография

История семьи

В 1770 году Афанасию Ивановичу Бунину майор Муфель подарил двух молодых турчанок — сестёр Сальху и Фатьму, захваченных в крепости Бендеры. Младшей, Фатьме, было одиннадцать, а старшей, Сальхе — шестнадцать. В 1786 году Сальха получила официальное разрешение остаться в России. Она крестилась, приняв имя Елизавета Дементьевна Турчанинова. Её поселили в доме Марии Григорьевны Буниной, супруги Афанасия Ивановича. Елизавета Дементьевна стала наложницей Афанасия Бунина и переехала в отдельное жильё на усадьбе Мишенское. Бунин переехал к Турчаниновой. 29 января (9 февраля) 1783 года родился сын — Василий. Его крёстным отцом стал обедневший помещик Андрей Григорьевич Жуковский, а крёстной матерью — Варвара, дочь Бунина. По легенде, Елизавета пришла к Марии Григорьевне с младенцем, и они помирились. Однако, многие историки считают эту историю мифом, придуманным для смягчения драмы в семейных отношениях[3].

Детство и юность

Поскольку ребёнок был незаконнорождённым, он не имел права наследовать отцовский титул. Афанасий Бунин сделал всё возможное, чтобы Василий был усыновлён дворянином Андреем Жуковским, который жил в усадьбе Буниных. В 1789 году, в возрасте шести лет, Василий был зачислен на военную службу, необходимую для получения чина.

После внесения фамилии Василия Жуковского в родословную книгу, он был уволен из полка и смог продолжить обучение. Жуковский поступил в коммерческий пансион, а затем в Главное народное училище. Его отчислили из-за недостатка способностей. После смерти отца Василия опекала сводная сестра Варвара Юшкова[2].

Жуковский обнаружил литературные таланты. Сформировав домашний театр, юный Жуковский создал свою первую пьесу «Камилл, или Освобождённый Рим». В 1797 году Василий поступил в Московский университетский пансион, где пробыл до 1800 года. В пансионе у Василия Жуковского появился друг: Александр Тургенев (будущий государственный деятель, историк, брат декабриста Николая Тургенева). Их связывали общность интересов и круг чтения. В пансионе Жуковский познакомился с классической литературой и начал публиковать свои работы[4].

Личная жизнь

В 58 лет Жуковский вступил в брак с Елизаветой, дочерью своего друга, художника Михаила Рейтерна. Он прожил с новыми родственниками в Германии 12 лет до своей смерти. У него родились двое детей — Павел и Александра[4].

Смерть

Умер Жуковский 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело писателя перевезли в Россию и похоронили в Санкт-Петербурге[4].

Творческая деятельность

Литература

Общение с Юшковыми и Тургеневыми оказало значительное влияние на Жуковского. Он погрузился в европейскую литературу, особенно в творчество романтиков: Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте и Томас Грей. Молодой человек проводил время за чтением и переводом произведений любимых авторов. В 1802 году Жуковский издал переработанную версию элегии Грея «Сельское кладбище». В период с 1802 по 1807 годы он почти не покидал Мишенское изучал творения Христиана Гарве, Жан-Жака Руссо и других авторов по эстетике и теории поэзии. Василий Андреевич составил обширный конспект по литературной истории и критике[5].

В 1817 году Жуковский получил приглашение стать учителем русского языка у княгини Александры Фёдоровны, будущей императрицы. С 1826 год по 1841 год он исполнял обязанности воспитателя наследника престола: императора Александра II. Жуковский сопровождал его в поездках по России и Европе. Василий Андреевич использовал своё положение при дворе для защиты декабристов. После смерти Александра Пушкина Жуковский добился разрешения на изучение его бумаг и издал первое посмертное собрание произведений поэта.

Среди значительных работ Жуковского литературоведы выделяются сказки: «Сказка о спящей царевне» (1832), и «Сказка о царе Берендее» (1833), поэтическая повесть «Ундина» (1831-1836)[5].

Характерные черты лирики

Характерные черты лирики Жуковского заключаются в его вере, что каждый человек уникален в своих душевных переживаниях, воспринимая мир как создание Бога через призму своей внутренней жизни и эмоций. В его поэзии человек изображён как простой индивид. Каждый человек ощущает себя отдельно от государства и не принимает его социальные нормы. Жуковский полагал: человечество должно стремиться к самосовершенствованию. По его мнению смысл жизни заключён в воспитании чувствительности к страданиям других. Поэзия для него стала божественным даром, позволяющим увидеть в земной жизни черты вечного идеала[5].

Изобразительное искусство

Увлечение рисованием и живописью у Жуковского началось в период учёбы в Благородном пансионе. Он изучал гравирование под руководством Карла Зенффа в Дерпте (1817) и получал советы от гравёра Николая Ивановича Уткина. Во время своих поездок по Европе он встретился с художниками: Иоганном Овербеком, Жаном Огюстом Энгром, Бертелем Торвальдсеном и Каспаром Давидом Фридрихом. Жуковский собирал произведения искусства. В редакции «Вестника Европы» он впервые создал рубрику «Обозрение произведений искусства». Жуковский выполнил около 2000 контурных рисунков, изображающих города и различные уголки Европы и России. Более 20 альбомов находятся в Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке и Институте русской литературы Российской Академии наук[1].

Жуковский также создал акварельные и графические портреты: «Пушкин в гробу» (1837), иллюстрации к собственным произведениям и к переводу «Сельского кладбища» Томаса Грея (1839). Многие его рисунки легли в основу офортов и литографий. Жуковский является автором живописных пейзажей: «Холмистый пейзаж с рекой и водопадом» (1851, Русский музей, Санкт-Петербург). Творчество Жуковского оказало значительное влияние на развитие романтического пейзажа в России[1].

Музыка

Вечера у Жуковского часто посещал Михаил Глинка. Совместно композитор и поэт создали оперу «Жизнь за царя». Жуковский создал эскизы нескольких декораций.

На стихи Жуковского Глинка написал романсы: «Бедный певец», «Светит месяц на кладбище», «Голос с того света», «Победитель», «Дубрава шумит» и «Ночной смотр».

Стихотворения Жуковского были также положены на музыку Александром Алябьевым, Александром Варламовым, Александром Даргомыжским, Сергеем Танеевым и другими композиторами. Сюжеты его произведений использованы в операх «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» и «Громобой» Алексея Верстовского, а также «Ундина» и «Орлеанская дева» Петра Ильича Чайковского.

Строки из элегии «Вечер» озвучены в операх Чайковского и Сергея Прокофьева. Первые строки баллады «Светлана» Жуковского послужили эпиграфом для пьесы «Декабрь» Чайковского. Жуковский — автор гимна «Боже, царя храни[1][2].

Библиография

Библиография Жуковского представлена различными жанрами[4]:

  • переводы и вольные переложения: Иоганна Вольфганга Гёте, Фридриха Шиллера, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта.
  • элегии: «Сельское кладбище» (1802), «Славянка» (1816), «Вечер» (1806), «Море» (1822), «Певец во стане русских воинов» (1812) ;
  • песни и романсы: «Кольцо души-девицы…» (1816); Послания («Тургеневу, в ответ на его письмо», 1813);
  • оды, идиллии;
  • сказки: «Спящая царевна». «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», «Сказка о Иване-Царевиче и о сером волке»;
  • баллады: «Людмила» (1808) (вольные переложения баллады Готфрида Августа Бюргера «Ленора»); «Светлана» (1808—1812); «Двенадцать спящих дев» (ч. 1 — «Громобой», 1810; ч. 2 — «Вадим», 1814—1817); «Лесной царь» (1818); «Рыбак» (1818); «Рыцарь Тогенбург» (1818); «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822); «Кубок» (18251831); «Суд Божий над епископом» (1831); «Ленора» (1831); «Варвик»;
  • стихотворения; «К ней» (1811, опубл. 1827); «Певец во стане русских воинов» (1812); «К месяцу» (1817); «Ночной смотр» (1836);
  • поэмы и повести в стихах: «Шильонский узник» (1822) (Перевод Джорджа Байрона); «Ундина» (1837) (Перевод Фридриха Фуке); «Наль и Дамаянти» (1844) (часть индийского эпоса «Махабхарата»); «Рустем и Зораб» (1849) (часть поэмы Фирдоуси «Шахнаме»); «Одиссея (Гомер)» (1849; нов. изд. — 1982) (Перевод Гомера);
  • проза: повесть «Марьина роща» (1809);
  • статьи: «Писатель в обществе» (1808); «О басне и баснях Крылова» (1809); «О сатире и сатирах Кантемира» (1810).

Экранизация

Литература

Ревякин А.И. История русской литературы 19 века. Первая половина. — 2-е изд.. — М.,: Просвещение, 1981.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. — М.,: Художественная литература, 1975.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Жуковский Василий Андреевич. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 27 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы / под редакцией В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. — М.,: Просвещение, 1989.
  3. История русской литературы XIX века / под ред. В.И. Коровина. — Москва: Владос, 2005.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Жуковский Василий. История РФ. Дата обращения: 27 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Шаталов С.Е. В.А. Жуковский. Жизнь и творческий путь. — Москва, 1983.
  6. 6,0 6,1 Жуковский. Кинопоиск. Дата обращения: 27 ноября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!