Чайковский, Пётр Ильич

Материал из «Знание.Вики»
Пётр Ильич Чайковский
Porträt des Komponisten Pjotr I. Tschaikowski (1840-1893).jpg
Дата рождения 25 апреля (7 мая) 1840(1840-05-07)
Место рождения Воткинск,
Вятская губерния,
Российская империя
Дата смерти 25 октября (6 ноября) 1893(1893-11-06) (53 года)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна  Российская империя
Профессии композитор, дирижёр, музыкальный педагог
Награды Орден Святого Владимира 4-й степени

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840 года, Воткинск, Вятская губерния — 25 октября (6 ноября) 1893 года, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик.

Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, которые отметились разносторонним развитием музыки, литературы и живописи; открытиями в области естествознания, успехов в изучении философии и эстетики.

В историю мировой классической музыки Пётр Чайковский вошёл как автор десяти опер, трёх балетов и семи симфоний, 104 романсов, хоровых кантат и многих других музыкальных произведений.

Наряду с творчеством его современников-композиторов «Могучей кучки» — творчество Чайковского представляет собой ценный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры. Чайковский является одним из величайших композиторов мира, ярким представителем музыкального романтизма.

Биография[править]

Детство и юность (1840—1865)[править]

Семья Чайковских в 1848 году
(крайний слева — Пётр Ильич)

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 в посёлке Воткинск Вятской губернии (сейчас город Воткинск, Удмуртия)[1]. Отец, Илья Петрович Чайковский (1795—1880), был по образованию горным инженером и в 1837 году получил назначение на пост начальника Камско-сталелитейного завода[2]. Мать, Александра Андреевна (урождённая Ассиер), была выпускницей Училища женских сирот[3]. В семье было пятеро детей, Пётр был вторым ребёнком. Для воспитания детей из Петербурга выписали француженку Фанни Дюрбах[4]. Учился маленький Пётр хорошо, любимыми предметами его было история и литература[5].

В доме все любили музыку. Родители Петра в молодости играли на разных музыкальных инструмента, пели романсы. Как во всех приличных домах, у них тоже был рояль, а также механический орган-оркестрина. В валиках этого органа были отрывки из опер Россини, Беллини и Доницетти. Ария Церлины из оперы Моцарта «Дон Жуан» произвела на Петра сильное впечатление.

Видя увлечение сына музыкой, родители нанимают для него бывшую крепостную Марью Марковну Пальчикову[6]. Вскоре он начинает на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома.

В детстве Пётр также интересовался поэзией, пытался сочинять неумелые стихи, в основном на французском языке.

В феврале 1848 года отец Петра вышел на пенсию в чине генерал-майора и в сентябре этого же года с семьёй временно переехал в Москву, а затем в Петербург[5]. Там Петра и его старшего брата Николая отдали в пансион Шмеллинга. Там Пётр уже серьёзно занимается музыкой с учителем Филлиповым. Вместе с матерью Пётр часто бывал в Большом театре Петербурга и Мариинке. В начале 1849 года семья переезжает в Алапаевск, где глава семьи получает работу управляющего завода наследников Яковлева[7].

Родители хотели, чтобы он получил юридическое образование, поэтому в начале августа 1850 года мама привозит его в Петербург для поступления в подготовительный класс Императорского училища правоведения[1].

Училище правоведения[править]

22 августа 1850 года десятилетний Пётр вместе с матерью побывали в театре, где давали оперу Глинки «Жизнь за царя», а в октябре смотрел балет «Жизель» Адольфа Адана[8].

Когда матери пришлось вернуться к семье в Алапаевск, временными опекунами Петра и Николая стали сначала друг семьи Модест Вакар, который их забирал к себе на выходные дни[9], затем в последующие годы — Иван Иванович Вейц и Платон Вакар.

Пётр очень скучал по родителям, в письмах просил их приехать, но за весь год только один раз приехал отец. В мае 1852 года отец Петра, Илья Петрович, переезжает с семейством в Петербург. Пётр успешно сдаёт вступительные экзамены и становится учеником Училища правоведения.

XX выпуск Императорского училища правоведения, 1859 г.
П. Чайковский — 7-й слева в 1-м ряду

Кроме занятий по праву, юный Пётр занимается музыкой, импровизирует на фисгармонии и фортепиано. Он активно интересуется музыкальной жизнью Петербурга, прослушал обе оперы Глинки, другие его композиции, знакомится с музыкой Даргомыжского, Шуберта и Шумана и других композиторов того времени[10].

В 1854 году мать Петра заболела холерой и умерла[11]. Отец, заразившись от жены, тоже заболел, но сумел выжить[12].

В годы учёбы Чайковский познакомился и подружился с юным поэтом Алексеем Апухтиным который стал его лучшим другом на всю жизнь. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где печатали свои же произведения. Апухтин оказал значительное влияние на убеждения, веру, литературные пристрастия будущего композитора. Чайковский очень много читает-выписывал журнал «Современник», читает Пушкина, Грибоедова, Лермонтова[13]. Кроме того, в училище он занимается в хоре. Он даже проводил занятия по музыке, заменяя заболевшего преподавателя. В это же время отец нанимает для него нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. С ним он прозанимался около трёх лет. На занятиях Чайковский знакомился с западной музыкой, играя с преподавателем в четыре руки. Уроки с Кюндингером были прекращены в 1858 году из-за нехватки денег. В сомнительной сделке отец Петра потерял все деньги, и ему пришлось искать работу, чтобы содержать семью. Вскоре он получил место директора Технологического института и большую казённую квартиру[14].

13 (25) мая 1859 года Чайковский окончил училище, а 29 мая (10 июня) — получил аттестат и был удостоен чина титулярного советника[1].

Служба в Министерстве юстиции[править]

После окончания учёбы Пётр Чайковский поступает на службу в I отделение департамента Министерства юстиции[15], где ведёт дела крестьян[16].

В свободное время он вместе с сестрой Александрой, с братом Николаем, с другом Апухтиным развлекается, посещая всякие вечеринки, а также бывает в театре, где отдаёт предпочтение итальянской опере[17].

С 18 июня по 21 сентября Чайковский 1861 года в качестве секретаря и переводчика знакомого своего отца В. В. Писарева отправляется за границу[18]. За три месяца они побывали в Берлине, Гамбурге, Брюсселе, Антверпене, Лондоне, Париже[5].

Петербургская консерватория[править]

Пётр Чайковский в начале 1860-х годов

Вернувшись из заграничной поездки, Чайковский продолжает работу в министерстве юстиции. Повышение по службе не предвиделось, хотя по словам брата Модеста Ильича, он трудился усердно не только на работе, но и домой прихватывал работу. Тогда по совету отца Пётр решил совместить работу с занятиями музыкой.

В сентябре 1861 года Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Чайковский стал одним из первых учеников по классу композиции. Его учителями были Николай Заремба (контрапункт, музыкальная форма) и Антон Рубинштейн (сочинение и инструментовка). До 1863 года Пётр сочетал занятия музыкой с работой чиновника, затем по настоянию А. Рубинштейна он бросил службу, целиком отдавшись музыке. Несмотря на ожидавшую его бедность, он был уверен в своём бесспорном призвании.

П. Чайковский, 1863 год

В 1863 году Чайковский побывал на премьере оперы «Юдифь» Александра Серова.

В консерватории он подружился с будущим выдающимся музыкальным критиком Германом Ларошем. Он раньше всех сумел распознать и оценить талант композитора[* 1].

Лето 1865 года он проводит у сестры Александры, в Каменке. Вернувшись в Петербург, поселившись в пустой квартире Апухтина, Пётр чувствует себя одиноким. Бедность преследует его, у него часто появляются мысли о возвращении на службу[20].

Во время учёбы в консерватории Чайковский написал увертюру «Гроза» по одноимённой пьесе А. Островского. «Характерные танцы» («Танцы сенных девушек») для симфонического оркестра впервые были исполнены 30 августа 1865 года под управлением Иоганна Штрауса в концертном зале Павловска — это было первое публичное исполнение музыки Чайковского.

29 декабря 1865 года была исполнена кантата «К радости», написанная на перевод одноимённой оды Фридриха Шиллера[16]. Это была его дипломная работа. Сам композитор на премьере кантаты не присутствовал, она не произвела большого впечатления на музыкантов и критиков, за исключением Лароша[21].

31 декабря этого же года Чайковский окончил консерваторию с высшей наградой — большой серебряной медалью. Ему было присвоено звание «свободный художник». Диплом был вручён только 30 марта (11 апреля) 1870 года, после утверждения положения о консерватории.

В Москве (1866—1878)[править]

Пётр Чайковский в конце 1860-х годов

В начале 1866 года Чайковский принимает предложение Николая Рубинштейна, брата композитора Антона Рубинштейна, преподавать на недавно созданных Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества. Он занимает должность профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории музыки и инструментовки. Ежегодно у него училось до 90 студентов[5]. В Москву Чайковский переезжает по завершению учебы в консерватории[22].

В это время он ещё числился на службе; в мае 1866 года он получил чин надворного советника, а в 1867 году официально подал в отставку. В сентябре 1866 года Музыкальные курсы преобразованы в Московскую консерваторию.

В 1868 году композитор впервые выступил в печати как музыкальный критик, а также познакомился с композиторами-членами «Могучей кучки». Между ними сложились дружеские отношения. По совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по трагедии Шекспира (1869), а в 1873 году по совету критика В. Стасова написал симфоническую фантазию «Буря».

В мае, по окончании учебного года в консерватории, Чайковский, по приглашению и на средства своего ученика Владимира Шиловского, поехал с ним в Европу. Они провели некоторое время в Париже, где Чайковский познакомился с Дезире Арто — с французской оперной певицей. Он был сильно увлечён ею, хотел жениться, однако её родители были против, и они расстались.

С 1871 по 1876 год Чайковский писал статьи на музыкальные темы для газет «Современной летописи» (воскресное приложение к «Москоским ведомостям») и «Русские ведомости»[23]. Статьи композитора были очень популярны и вызывали споры. До начала 1870 годов Чайковский активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса, в разработке учебных программ и инструкций. Был включён в Совет профессоров. Отсутствие отечественной учебно-методической литературы подтолкнуло П. И. Чайковского к работе над переводами (с французского и немецкого) трудов зарубежных музыковедов и теоретиков, а также к написанию собственных учебников. Напряжённая и плодотворная деятельность профессора П. И. Чайковского высоко оценивалась современниками, но в денежном отношении её оценка выглядела достаточно скромно. К концу работы в консерватории его годовое жалованье выросло с 1200 рублей до 2700 рублей серебром[24].

Пётр Чайковский в 1870 году.

В 1870-е годы Чайковский, автор уже многих известных произведений, понял, что изнуряющая педагогическая работа в консерваторских классах мешает его творческой деятельности. 6 октября 1878 года Чайковский провёл последние занятия в консерватории. Место профессора в классе занял его любимый и талантливый ученик Сергей Танеев.

14 апреля 1874 года Чайковский отправился в Италию, чтобы написать рецензию на постановку оперы Глинки «Жизнь за царя» в Милане. Однако премьеру решили перенести на другое время, и композитор освободившееся время посвятил осмотру городов Италии, после чего в начале мая вернулся в Россию.

В начале 1870-х годов композитор работал над оперой «Опричник» и закончил её в 1872 году, однако несколько лет не мог добиться, чтобы его поставили в Мариинке. Он приезжает в Петербург, тогда же на встрече с членами «Могучей кучки» исполнил «Вторую симфонию». По предложению В. Стасова Чайковский сочиняет ещё одну симфоническую фантазию по пьесе «Буря» Шекспира. Премьера симфонической фантазии с большим успехом прошла на новом концерте Русского музыкального общества. За эту симфонию он получил лавровый венок и серебряный кубок.

В апреле 1874 года в Мариинке впервые поставили «Опричника», но критики опять нашли недоработки в музыке, что она «бедна идеями и нет ни одного счастливого вдохновения». И тем не менее премьеры в этом же году в Одессе и в Киеве прошли с большим успехом.[25]

В 1875 году «Опричника» поставили в Большом театре, но вскоре цензура запретила её.

В этом же году по заказу издателя журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда Пётр Чайковский написал цикл для фортепиано «Времена года»[26].

Следующим крупным произведением П. И. Чайковского стала опера «Евгений Онегин», работу над ней он начал в 1877 году. Идею композитору подсказала певица Елизавета Лавровская, а либретто написал Константин Шиловский. Над оперой Чайковский работал в его имении Глебово.[27]

В июле этого года Чайковский импульсивно женится на студентке консерватории Антонине Милюковой. Однако вскоре произошёл разрыв между ними, и Чайковский вместе с братом Анатолием уехал в Швейцарию и поселился недалеко от Женевы. Моральную и материальную поддержку ему оказала Надежда фон Мекк, с которой композитор вёл обширную переписку. Она финансировала путешествия Чайковского в Европу и выплачивала ему ежегодно шесть тысяч рублей[28]

В декабре 1877 года в Венеции композитор работает над «Четвёртой симфонией», которую посвящает «лучшему другу» (чтобы сохранить имя фон Мекк в тайне)[29].

В январе уже следующего года в Сан-Ремо он занялся завершающей частью «Евгения Онегина». В апреле 1878 года композитор вернулся в Россию, но уже в ноябре этого же года вновь уехал за границу. В этот раз он сначала месяц жил во Флоренции, потом на две недели уехал в Париж, затем — в Кларан, где работал над «Орлеанской девой».

В 1878 году в Москве на концерте Русского музыкального общества Николай Рубинштейн исполнил Четвёртую симфонию Чайковского, вскоре с успехом прошла и премьера оперы «Евгений Онегин». «Прелестная музыка Чайковского достойна прелестных стихов Пушкина» — написали в газете «Московские ведомости».

Годы славы (1879—1893)[править]

Усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-е годы

На рубеже десятилетия Чайковский вступает в пору расцвета его художественной зрелости[30]. С конца 70-х годов произведения Чайковского играют не только в России, но и за рубежом — во Франции и США. Концерты, на которых он выступает как дирижёр, проходят в Европе с большим успехом. Наряду с концертами он продолжает сочинять музыку, работает над новыми произведениями — балетом «Лебединое озеро», оперой «Евгений Онегин», фантазией «Итальянское каприччио».

В память о победе над Наполеоном Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812», за которую получил орден Святого Владимира IV степени.

В 1880-х годах он много путешествует по Европе, бывает на концертах известных европейских композиторов.

В России растёт его популярность. В 1885 году он становится членом совета директоров Русского музыкального общества и возглавляет его московское отделение.

В этом же году Чайковский недалеко от подмосковного города Клин снимает имение Майданово. Жил очень уединённо, гостей не звал к себе, принимал лишь только близких друзей — Н. фон Мекк и музыкального издателя Петра Юргенсона. Здесь он написал оперы «Черевички» и «Чародейка», симфонию «Манфред».

В 1887 году Чайковский переезжает из Майданово в усадьбу Фроловском.

В этом же году композитор отправляется в свой первый гастрольный тур по городам Германии, Франции и Великобритании. В туре Чайковский знакомит своих европейских зрителей с балетом «Лебединое озеро», с увертюрой «Руслан и Людмила», с Первый концерт и другими произведениями. По возвращении в Россию композитор работает над Пятой симфонией, в которой хотел выразить «чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти».

В ноябре 1888 года в Петербурге состоялась премьера Пятой симфонии, которую критики приняли неоднозначно.

В 1889 году состоялись вторые гастроли Чайковского в Европе, после которых он решил на некоторое время остаться в Италии. Жил во Флоренции и Риме. Здесь он по просьбе директора Императорских театров Ивана Всеволожского написал по одноимённой повести Пушкина оперу — «Пиковая дама». Слова к некоторым фрагментам, в том числе арию Германа, Чайковский написал сам. В 1890 году премьера новой оперы прошла в Петербурге с большим успехом. Почти сразу же оперу начали ставить за рубежом- в Праге и Вене. В этом же году была ещё одна премьера — балет Чайковского «Спящая красавица» по одноимённой сказке Шарля Перро.

Весной 1891 года композитор совершает поездку в США, где он дирижирует Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла. Также он с успехом выступил в Балтиморре и Филадельфии.

Переехав в очередной раз, Чайковский поселился в Клину. Здесь он работает над оперой «Иоланта» по пьесе Генрика Герца «Дочь короля Рене» и балетом «Щелкунчик». 6 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера этих произведений.

К августу 1893 года была написана Шестая симфония. Хотя симфония особо не была популярна у публики, сам Чайковский считал её своим главным произведением. Шестую симфонию он посвятил своему племяннику Владимиру Давыдову.

К 1893 году Пётр Чайковский был уже всемирно известен. Кембриджский университет Великобритании присвоил ему почётное звание доктора. В Кембридже Чайковский дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».

В последний раз Чайковский стоял за дирижёрским пультом в Петербурге за девять дней до смерти — 16 октября (28 октября) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая симфония.

Осенью 1893 года в Петербурге разразилась эпидемия холеры. На 1894 год был запланирован новый гастрольный тур. Проблем со здоровьем не было.

20 октября (1 ноября) совершенно здоровый композитор посетил в Петербурге элитный ресторан Лейнера. Когда он попросил принести ему холодной воды, то, несмотря на неблагополучную эпидемиологическую ситуацию в городе, ему подали стакан некипячёной воды. Утром 21 октября П. И. Чайковский почувствовал себя плохо и вызвал врача. Врач диагностировал у него холеру. Болезнь протекала очень тяжело. 25 октября 1893 года П. И. Чайковский умер в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице[31].

Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров. Вынос тела и погребение состоялось 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение взял на себя император Александр III[32], что явилось «примером единственным и вполне исключительным»[33]. Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе искусств[34].

Литература[править]

Примечания[править]

Комментарии
  1. Германа Лароша Антон Рубинштейн хвалил больше, чем Чайковского и даже возлагал на него бо́льшие надежды[19].
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 РОДИЛСЯ КОМПОЗИТОР И ДИРИЖЁР ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  2. Биография Петра Чайковского. РИА "Новости" (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  3. Чайковская Александра Андреевна. «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  4. M-elle Fanny Durbach. Из воспоминаний М.И.Чайковского. «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Петр Чайковский. Культура.РФ (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  6. Первая учительница музыки П.И. Чайковского (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  7. Уральский Чайковский (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  8. Познанский, 2010, ч. 1, гл. 1.
  9. Берберова, 1997, с. 34—38.
  10. Вайдман, Давыдова, Соколинская, 1978, с. 19—20.
  11. Русский композитор Петр Чайковский. Биография. ТАСС (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  12. Берберова, 1997, с. 41—42.
  13. Берберова, 1997, с. 45.
  14. Берберова, 1997, с. 47—49.
  15. Берберова, 1997, с. 50.
  16. 16,0 16,1 Вайдман, Давыдова, Соколинская, 1978, с. 20.
  17. Берберова, 1997, с. 52—54.
  18. Tschaikowsky und Deutschland
  19. Берберова, 1997, с. 62.
  20. Берберова, 1997, с. 65—66.
  21. Берберова, 1997, с. 69—70.
  22. Педагогическая деятельность.
  23. Биография Чайковского. Музыкальный просветитель. «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  24. Чайковский Пётр Ильич. Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  25. Опера «Опричник». «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  26. Фортепианный цикл «Времена года». «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  27. Опера «Евгений Онегин». «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  28. Надежда Филаретовна фон Мекк. «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  29. Четвертая симфония. «Чайковский» (26 февраля 2023). Дата обращения: 26 февраля 2023.
  30. Вайдман, Давыдова, Соколинская, 1978, с. 7.
  31. П. И. Чайковскій (некрологъ). // «Правительственный Вѣстникъ». 26 октября (7 ноября) 1893, № 235. — С. 2.
  32. «Правительственный Вѣстникъ». 27 октября (8 ноября) 1893, № 236. — С. 1.
  33. «Правительственный Вѣстникъ». 29 октября (10 ноября) 1893, № 238. — С. 1.
  34. Блинов, Соколов, 1994.
    Познанский, 2007.