Рубинштейн, Николай Григорьевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Григорьевич Рубинштейн
С. Грибков. Портрет Николая Рубинштейна
С. Грибков. Портрет Николая Рубинштейна
Дата рождения 2 (14) июня 1835(1835-06-14)
Место рождения Москва
Российская империя
Дата смерти 11 (23) марта 1881(1881-03-23) (45 лет)
Место смерти Париж
Франция
Страна Флаг Российской империи Российская Империя
Профессии пианист,
композитор
дирижёр
Инструменты фортепиано
Награды орден святого Владимира IV степени
орден святой Анны II степени
орден князя Даниила Первого III степени
орден Почетного легиона

Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 (14) июня 1835, Москва, Российская империя — 11 (23) марта 1881, Париж, Франция) — русский пианист, музыкальный педагог и дирижёр. Основатель московского отделения Российского музыкального общества (РМО) и Московской консерватории (соучредитель — князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор. Младший брат композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна. Награждён орденом святого Владимира IV степени (1876), за который получил получил потомственное дворянство, удостоен орденов святой Анны II степени, князя Даниила Первого III степени (Черногория), Почетного легиона (Франция)[1].

Биография

Детство (1835-1850)

Родился на Ордынке, в Толмачёвом переулке, в доме, купленном его отцом (примерно в 1834 году), Григорием Романовичем Рубинштейном (Герш Рувин-Бенционович) (18071846), за год до рождения сына. Николай Григорьевич Рубинштейн был четвёртым ребёнком и младшим сыном. Мать композитора — Калерия Христофоровна (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн) (18071891, Одесса) была родом из прусской Силезии, где предположительно она и познакомилась с будущим мужем. Калерия Христофоровна получила отменное образование за границей и в совершенстве владела немецким и французским языками. В семье свободно говорили на немецком языке[2].

Брат Яков стал врачом (18271863), а обе сестры — музыкантами. Любовь Григорьевна (18331903) стала преподавательницей фортепиано[3]. А другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (18411919), — камерной певицей и музыкальным педагогом, в частности, в Одессе у неё училась Антонина Васильевна Нежданова (в будущем — солистка Большого театра, народная артистка СССР)[1]. Дом Рубинштейнов славился гостеприимством, вечерами часто звучала музыка, танцевала молодёжь[2].

С 1791 года в России действовала черта оседлости, которая определяла территорию проживания иудеев (евреев), а также не позволяла им проживать в сельской местности. А в 1827 году вышел указ императора Николая I о призыве на двадцатипятилетнюю летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции семь на каждую тысячу еврейских детей. Мать композитора вспоминала, что именно это стало толчком к принятию крещения всей семьёй. Так, в 1831 году все тридцать пять членов семьи Рубинштейнов, начиная с дедушки, крестились в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве и приняли православие. В результате на семью перестали распространяться законы черты оседлости и вскоре после этого события Рубинштейны переехали в Москву, а отец семейства наконец смог открыть собственную карандашно-булавочную фабрику[2].

Склонность к музыке проявилась у Николая в три года: он начал импровизировать, сочинять, часами слушал игру старшего брата Антона. В пять лет мать застала его пишущим ноты: «Что ты пишешь?» — спросила она. — «Моё настроение», — ответил ребёнок.

По свидетельству современников, отец был мягким и добрым человеком, в то время как мать, наоборот, была достаточно строгой и даже суровой. Николай получил отличное домашнее образование: мать обучала его французскому и немецкому языкам, игре на фортепиано, поскольку в очень раннем возрасте у сына обнаружились недюжинные музыкальные способности. Её методика основывалась на дисциплине и многократном повторении упражнений, гамм и пьесок, не исключались и телесные наказания в виде розог. Детей поднимали даже зимой в шесть часов утра и заставляли заниматься в тёмной холодной комнате[4].

Обладая отличной памятью, выучивая пьесы после второго или третьего проигрывания, а также заметив, что мать не очень хорошо помнит заданную ею пьесу, он пропускал некоторую часть, заменяя её собственной импровизацией. Таким образом он сокращал время повторения. Однако однажды Калерия Христофоровна с нотами решила проверить сына из-за слишком быстрого выполнения задания. Позднее Николай Григорьевич вспоминал[5]:

И порка же была после этого! тут уже сразу досталось и за обман, и за леность.

Тем не менее, любовь к музыке была сильнее, а пьесы были выучены настолько твёрдо, что спустя многие годы пианист мог легко сыграть их. Об этом свидетельствует следующий случай. Однажды он, уже директор консерватории, был свидетелем того, как одна ученица со множеством ошибок разучивала пьеску «Cheval de bataille». Неожиданно Николай Григорьевич сам сыграл её наизусть и сказал[5]:

Вот как твёрдо было выучено — до сих пор помню, а играл я эту пьесу семи лет.

В 1842 году был представлен великому Ференцу Листу, приехавшему в Москву. Мальчик играл стоя, поскольку сидя ещё не доставал в виртуозных моментах с одного конца клавиатуры на другой. Лист был очень доволен игрой, похвалил его[5]. После этого состоялся разговор, решивший судьбу братьев. Лист настоял на том, чтобы двенадцатилетний Антон и чуть позже Николай должны серьёзно обучаться музыке в Германии[6].

Николай Григорьевич Рубинштейн (1872)

В начале 1840-х годов финансовое положение семьи ухудшилось. Но Калерия Христофоровна полна решимости дать детям европейское музыкальное образование, и весною 1844 года она, Антон, Николай и Любовь поехали в Берлин. По дороге, для того чтобы оправдать материальные затраты, сыновья давали концерты. Они выступают в Москве, Петербурге, Варшаве, городах Балтийского региона, Париже, Берлине. Дарование юных музыкантов высоко оценили Ференц Лист, Фредерик Шопен, Дж. Мейербер, Феликс Мендельсон. В Санкт-Петербурге Николай, сыграв ноктюрн собственного сочинения перед императором Николаем I, получил от него восторженное благословление для братьев на дальнейшую работу, которая принесла пользу как самим музыкантам, так и России[5].

В Париже мать попросила мнение у Фридерика Шопена относительно будущего своих детей. Он отправил ей письмо[7]:

Я с большой радостью высказываю свое восхищение выдающимся пианистическим дарованием Николая и прелестными сочинениями Антона. Остается пожелать, чтобы два славных русских мальчика уже сейчас позаботились о своей будущей карьере и помнили, что детство проходит быстро; а то, что дозволительно в детстве, непростительно в зрелом возрасте.

После этого путешествия они приехали в Берлин, где уроки теории музыки обоим братьям преподает Зигфрид Ден, а фортепиано для Николая — известный пианист Теодор Куллак. Последний через год занятий выдал мальчику свидетельство об обучении, дополнив его следующим высказыванием[5]:

При его необычайном таланте, при его чувстве сильном, и живом, соединенном с даром самого острого восприятия, учить его было для меня наслаждением и, конечно, будет тем же для каждого из моих преемников.

В 1846 году из-за неожиданной болезни отца семейство, за исключением старшего брата Антона, вернулось в Москву. Григорий Романович скончался, оставив дела в полном расстройстве[6].

Здесь Николай продолжил занятия по фортепиано под руководством Александра Ивановича Виллуана. В возрасте одиннадцати лет в 18471849 годах Николай Рубинштейн в сопровождении своего учителя предпринимают первую самостоятельную концертную поездку по городам России. Напомним, что в Европе Николай выступал в дуэте со старшим братом. Когда Николаю исполнилось 13 лет, А. И. Виллуан заявил, что ему пора закончить обучение[5].

Выбор пути (1849-1859)

В четырнадцать лет Николай начал зарабатывать частными уроками игры на фортепиано. Николай Дмитриевич Кашкин вспоминал, что Рубинштейн-учитель пользовался большой популярностью, имея иногда свыше двухсот шестидесяти учеников и зарабатывал до семи тысяч рублей в год[8].

Выступая по городам России с концертами, Николай самостоятельно изучает гимназический курс. Поскольку учёба освобождала студента от призыва в армию (служба в армии в то время составляла двадцать пять лет), в 1851 году Николай Григорьевич Рубинштейн поступает на юридический факультет Московского университета. В начале своей учёбы в университете Николай прилежно посещает лекции не только по своему курсовому расписанию, но даже слушал и занятия других профессоров. Но вскоре его интерес прошёл, и посещения университета стали редки. Тем не менее, Николай Григорьевич признавался, что был обязан университету «всем своим умственным развитием»[9]. Особое влияние на Рубинштейна оказали лекции Тимофея Николаевича Грановского и Сергея Михайловича Соловьёва. В это же время Николай Григорьевич Рубинштейн вошел в «Молодую редакцию» журнала Михаила Петровича Погодина «Москвитянин». По воспоминаниям современников, старший брат Антон Григорьевич был «трудоголиком», а Николенька являлся его противоположностью. Занятиям он предпочитал балы, на которых он мог часами играть на рояле. Он пристрастился к карточным играм, его азарт был настолько силён, что до конца дней он проигрывал часть своих гонораров[6].

В 1854 году на балу Николай Григорьевич познакомился со своей будущей женой Елизаветой Дмитриевной Хрущёвой. Подчинившись требованиям родных невесты оставить концертную деятельность, после окончания учёбы в университете он женился.

Николай Григорьевич Рубинштейн был ещё достаточно юн (двадцать лет), но имел репутацию знаменитого виртуоза и учителя музыки. Стремясь заработать на достаточно большие домашние расходы, Рубинштейн давал до двенадцати часов уроков в день. Вернувшись домой, он стремился быстрее лечь спать, в то время как его супруга, будучи старше его, продолжала вести светский образ жизни. По этой причине супруги редко виделись, детей не было, и в 1858 году они окончательно расстались[5].

В 1855 году Николай Григорьевич Рубинштейн оканчивает университет и поступает на службу в канцелярию генерал-губернатора, получив один из младших чинов двенадцатого класса. Должность была скорее номинальной. В 1857 году, практически ни разу не побывав в Канцелярии, он выходит в отставку с чином губернского секретаря. Рубинштейн вновь возвращается к концертной деятельности уже как дирижёр. С 1857 года и до 1859 года он, помимо многочисленных частных уроков, становится учителем музыки Московского сиротского института императора Николая I. После развода Рубинштейн отправился в Великобританию на совместный концерт с польским скрипачом-виртуозом Генриком Венявским.

Организаторская и музыкально-просветительская деятельность (1860-1866)

В 1858 году Николай Рубинштейн начинает активную общественную деятельность. Во многом он следует по примеру старшего брата, но необходимо учитывать, что музыкальная Москва тех лет была гораздо более провинциальна, чем Санкт-Петербург. Николай Григорьевич не был такой мировой знаменитостью, как его старший брат, но зато обладал огромными организаторскими способностями и коммуникативными качествами. В 1859 году Рубинштейн вернулся к активной концертной деятельности, принимал участие в благотворительных концертах университета Москвы и в симфонических и камерных собраниях Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге. Его репертуар включал сочинения для фортепиано Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Листа и другие[5].

Благодаря содействию князя Долгорукова, находившегося на посту московского генерал-губернатора, 22 ноября 1860 года состоялось торжественное открытие московского отделения РМО. Концерт имел оглушительный успех. Николай Григорьевич Рубинштейн стал его директором и бессменным дирижёром. Он организовывал хор из ста музыкантов-любителей из разных слоев общества. А в состав оркестра вошли инструменталисты из Большого театра и частных опер. Благодаря его стараниям становится обязательным исполнение в концертах РМО, наряду с европейской музыкой, произведений русских композиторов. Также директор вводит и правила относительно публики. Отныне дамы посещают концерты исключительно в вечерних туалетах, а мужчины — во фраках. Также зрителям было запрещено не только входить после начала концерта, но и разговаривать во время исполнения[5].

Начиная с весны 1861 года, он давал такие концерты раз в сезон на протяжении всей жизни. Проходили они, как правило, при переполненных залах, приносили большой сбор и вместе с ценными подарками, которые часто преподносились Николаю Рубинштейну, составляли главный источник его доходов, ибо давать частные уроки он перестал, а от какого-либо вознаграждения за артистическую и организаторскую работу в Обществе продолжал отказываться.

В 1865 году Николай Григорьевич Рубинштейн участвует в создании Артистического кружка (клуб творческой интеллигенции города, просуществовавший до 1883 года). В его состав входили писатели Иван Сергеевич Тургенев и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, историки Иван Егорович Забелин и Василий Осипович Ключевский и другие[5].

Музыкально-общественную деятельность Николая Григорьевича Рубинштейна, связанную с общественным подъёмом 1850-1860-х годов, отличала просветительская направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал народные концерты.

В 1860 году по инициативе Николая Григорьевича в Москве были открыты несколько частных бесплатных музыкальных классов. Поначалу они находились в его собственном доме, а в феврале 1866 года, благодаря помощи меценатов и энергии московского Рубинштейна, поддержке московского генерал-губернатора князя Долгорукова, классы были преобразованы в Московскую консерваторию. Так в Москве было создано высшее учебное профессиональное заведение для представителей всех сословий[10].

Наряду с А. Г. Рубинштейном (основателем Петербургской консерватории) и своими единомышленниками — Владимиром Фёдоровичем Одоевским, князем Николаем Петровичем Трубецким и другими — ставил задачу превращения консерваторий в центры музыкального образования, науки и исполнительства, формирования в их стенах «нового сословия» — «музыкантов-артистов».

Фриц Лакхардт. Николай Григорьевич Рубинштейн

Николай Григорьевич пригласил преподавать лучших зарубежных и русских музыкантов. Заботясь о создании отечественных музыкально-педагогических кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Фердинандом Лаубом, Бернхард Косманом, Джакомо Гальвани и другими, Петра Ильича Чайковского, Германа Августовича Лароша, Николая Дмитриевича Кашкина, Александра Ивановича Дюбюка, Николая Сергеевича Зверева, Александру Дормидонтовну Александрову-Кочетову, Димитрия Васильевича Разумовского, Сергея Ивановича Танеева.

Сам Николай Григорьевич дирижирует студенческим оркестром и ведёт фортепианный класс. Он был автором учебной программы, по которой занимались в фортепианных классах Московской консерватории ещё много лет. Обучение в консерватории стоило недёшево — сто рублей в год. Однако основным источником дохода учебного заведения были деньги из собственных концертных гонораров её директора и пожертвования меценатов[11].

Московская консерватория стала для Николая Григорьевича Рубинштейна главным делом его жизни. Он не только возглавлял учреждение со свойственной ему строгостью, но и устанавливал высокие стандарты для педагогов. В эпоху расцвета (1860-е годы) это заведение занимало лидирующие позиции в музыкальной жизни мира, привлекая элиту европейских и отечественных музыкантов на профессорские должности. С 1 сентября 1866 года до последнего дня Рубинштейн был руководителем консерватории, хотя формальное утверждение его директором Великим князем Константином Николаевичем произошло лишь в апреле 1879 года (при этом сохранив чин губернского секретаря)[12].

С первых дней Николай Григорьевич внедрил специальные программы для фортепианного образования и впоследствии расширил их на оркестровые и оперные классы. В качестве директора заложил фундамент учебной, концертно-просветительской деятельности консерватории, многие из которых остаются актуальными по сей день. Рубинштейн взял на себя все ключевые управленческие функции: от административных и организационных до финансовых. Ввел практику публичных выступлений лучших студентов в концертах Русского музыкального общества (РМО) Москвы, способствуя их профессиональному росту. Реализовав идею Владимира Фёдоровича Одоевского, в 1879 году он основал единственную кафедру истории древнерусского церковного пения под руководством протоиерея Димитрия Васильевича Разумовского. Особенное место занимает премьера оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, поставленная силами учеников консерватории и продирижированная самим Рубинштейном. Вкладом в культурное наследие стали открытие библиотеки и музея с уникальным собранием музыкальных инструментов и акустических устройств[13].

Признание. Концертная деятельность

В двадцать четыре года Николай Григорьевич Рубинштейн стал признанным лидером музыкальной Москвы[10]:

Подобного увлечения личностью (помимо артиста, помимо начальника, помимо общественного деятеля), как увлечения Москвы Николаем Рубинштейном, я никогда не видал и, вероятно, никогда не увижу. Можно без преувеличения сказать, что его любили даже враги.

В воспоминаниях современников Рубинштейн предстает как личность во многом противоречивая, но невероятно привлекательная: «практическая натура». П. И. Чайковский говорил о нём[13]:

... честен в высшем значении этого слова, беспощадно искренний и неподкупно добропорядочный в отношении к искусству, неистовый труженик, человек широкого ума … жизнелюбец, добрейшая душа и вспыльчивый властелин; натура чистых помыслов — и осторожный дипломат; бессребреник и азартный игрок…

Современник великого музыканта, общественный деятель Николай Давыдов писал[12]:

Николай Григорьевич отзывчивый и добрый человек, не умевший отказывать, когда его помощь действительно была нужна, причём он совершенно не считался со своими личными средствами и раздавал гораздо даже больше, чем сам имел, живя потом в долг.

Этот человек представлял собой редкое сочетание артистического и организаторского талантов. Современники усматривали в Рубинштейне качества «первоклассного государственного деятеля, проницательного, смелого и осторожного, знавшего потребности своего времени», который вместе с тем «по высоте своего нравственного идеала … стоял наряду с людьми, составлявшими лучший цвет России»[13]. По поводу популярности Николая Григорьевича, в письмах к своей племяннице, сестра которой обучалась в Московской консерватории, высказывался Фёдор Михайлович Достоевский:

Машеньке скажите, что я обожаю Рубинштейна, серьёзно, и раскаиваюсь в клеветах, мною на него взведённых (от 4 февраля 1872 года), а чуть позже (от 20 апреля 1872 года) уточнит свои «клеветы» я глубоко стал уважать Nicolas. Я сознаюсь искренне, что он много сделал для музыкального русского воспитания, но зачем же из-за него застреливаются русские барыни с полдюжиной его карточек на груди? Вот это, это что такое? Жестокий! Тиран!!

Содействие молодым начинающим талантам было его страстью. Помогая пока ещё мало зарабатывающему Петру Ильичу Чайковскому, он поселил его в своей квартире и всячески старался поддерживать. Совершенно не принимая печального и поношенного вида одежды Петра Ильича, Николай Григорьевич всячески пытался поменять положение дел сообразно собственным вкусам и представлениям о моде. Он отдал своему подопечному чёрный фрак, который не носил, а после взялся и за остальные элементы одежды. Чайковский, в своём письме к братьям иронично напишет[5]:

Этот последний (Н. Г. Рубинштейн) ухаживает за мной, как нянька, и хочет непременно исполнять при мне эту должность. Сегодня он подарил мне насильно шесть рубашек, совершенно новых (не говорите этого Давыдовым и никому), а завтра хочет насильно везти заказывать платье.

По разным свидетельствам, именно Николай Григорьевич познакомил Чайковского с Надеждой Филаретовной фон Мекк.

В течение всей жизни Рубинштейн выступал как пианист главным образом в Москве. Основу его разнообразного репертуара составляли сочинения Баха, Бетховена, Листа, Шумана, Шопена, а также русских композиторов-современников. Рубинштейн был исключительно сильным дирижёром (критики сравнивали его с Рихардом Вагнером). Под его управлением прошло более двухсот пятидесяти концертов в Москве, Петербурге и других городах. Сбор с концертов, данных им в конце 1870-х годов в тридцати трёх городах России, был пожертвован в пользу Красного Креста в помощь раненым на Русско-Турецкой войне[13].

Если Николай Григорьевич отправлялся в концертное турне по городам России, то в каждом городе он находил время прослушать учеников местных учителей. И не было в России такого отдалённого уголка, где бы ни отразилось влияние его деятельности. За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в том же году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижёром и пианистом. Он был первым серьёзным пропагандистом русской музыки во Франции. Рубинштейн руководил также музыкальными отделами Политехнической (1872) и Всероссийской (1881) выставок.

Участие Рубинштейна в творческой жизни Москвы было плодотворным: деятельное участие в открытии издательской фирмы Петра Ивановича Юргенсона, руководство Фондом вспомоществования вдовам и сиротам музыкантов, методическая и организационная помощь педагогам провинциальных городов, ежегодные благотворительные концерты и многое другое. В июне 1880 года Николай Григорьевич Рубинштейн организовал музыкальную часть праздника по случаю открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Николай Григорьевич дирижировал кантатой С. И. Танеева «Я памятник воздвиг…». Под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна состоялась первая постановка опер «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Орфей и Эвридика» Кристофа Виллибальда фон Глюка. Николай Григорьевич был глубоким интерпретатором и пропагандистом творчества П. И. Чайковского, первым исполнителем многих его фортепианных и симфонических произведений[5].

Могила Н.Г. Рубинштейна на Новодевичьем кладбище

Николай Григорьевич Рубинштейн — автор фортепианных пьес (написанных в молодости), в том числе мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и другие (изданы Петром Ивановичем Юргенсоном), оркестровой увертюры, музыки к пьесе Владимира Петровича Бегичева и А. Н. Каншина «Кошка и мышка» (оркестровые и хоровые номера, 1861, Малый театр, Москва). Был редактором русского издания Полного собрания сочинений для фортепиано Феликса Мендельсона. Впервые в России осуществил издание избранных романсов (песен) Франца Шуберта и Роберта Шумана (1862)[5].

Тяжело больной, в начале 1881 года Рубинштейн ещё продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настаивали на поездке для лечения в Ниццу. Но музыкант не доехал до Ниццы и умер в Париже. Его посетителями в последние минуты жизни были Камиль Сен-Санс, Иван Тургенев и Полина Виардо. Городской совет Москвы выделил на перевозку и погребение тела Рубинштейна необходимую сумму, за братом поехал Антон Рубинштейн. Проводить своего кумира в последний путь собралась практически вся Москва. Распорядителем церемонии был восемнадцатилетний Константин Сергеевич  Алексеев (будущий Станиславский). В знак траура в день похорон в Москве были зажжены уличные фонари. Тело музыканта было похоронено в некрополе Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году захоронение перенесли на Новодевичье кладбище[6].

Педагог

Его фортепианно-педагогические принципы стали основой для дальнейшего развития московской пианистической школы. В процессе обучения в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейн ставил перед собой четыре взаимосвязанные задачи: воспитание пианиста, исполнителя, артиста и личности. Н. Г. Рубинштейн учил студентов самостоятельно ставить и решать музыкальные задачи, искать наиболее верные средства воплощения художественного замысла. Он полагал, что основное разучивание музыкального сочинения должно происходить «в уме» и уделял большое внимание рационализации домашних занятий своих воспитанников. Н. Г. Рубинштейн ставил перед учениками задачи повышенной трудности, что выражалось в подборе репертуара и высоких критериях исполнительского мастерства. Он умел вдохновлять своих учеников, увлекать их артистичной манерой речи, показами за роялем разучиваемых произведений[5].

К каждому ученику он применял индивидуальный подход, это сказывалось в методике показа и в манере общения на уроке. На своих занятиях он развивал творческое мышление учащихся через их приобщение к композиции. Николай Григорьевич, как и старший брат Антон Рубинштейн, использовал в своей работе транспонирование произведения в различные тональности, практику аккомпанирования одного ученика другому по оркестровой партитуре[11].

Николай Григорьевич Рубинштейн воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение многих лет велось преподавание в фортепианных классах Московской консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка.

Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка. Большое место отводилось личному показу. Среди учеников Рубинштейна — Сергей Иванович Танеев, Александр Ильич Зилоти, Эмиль фон Зауэр, Надежда Николаевна Калиновская, Ростислав Владимирович Геника, Надежда Александровна Муромцева, Александра Юрьевна Зограф-Дулова и другие[11].

Память

После смерти Рубинштейна издательством Юргенсона был издан альбом со всеми его фортепианными сочинениями. На его смерть П. И. Чайковский написал фортепианное трио «Памяти великого художника»; тому же событию посвящена кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин». Рубинштейну посвящён также Второй концерт для фортепиано с оркестром «Русское скерцо» П. И. Чайковского[5].

Вплоть до революции 1917 года в первое после 11 марта воскресенье (дата смерти по старому стилю) в ресторане «Арбат» проводились «Рубинштейновские обеды», на которые собирались многие выдающиеся музыканты, чтобы почтить память Николая Григорьевича Рубинштейна. Его имя носит Детская школа искусств в Москве. С 1999 года там же открыта Мемориальная комната Рубинштейна. 19 декабря каждого года, в день именин Святого Николая, в школе проходит концерт, посвящённый Николаю Григорьевичу. С 1912 года, с перерывами, существует Музей имени Н. Г. Рубинштейна при Московской консерватории. В 2007 и 2013 годах в Московской консерватории проводился Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Н. Г. Рубинштейна[6].

Литература

  • Заломнова С. П. Педагогические воззрения Л.А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия : автореф. дисс... канд. пед. наук. — Чебоксары, 2004. — 19 с.
  • Федорович Е. Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании : Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2001. — 325 с.
  • Николаев А. А. Московская фортепианная школа и её выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства.. — М.: Музыка, 1965. — Вып. 1. — С. 246.
  • Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и истории пианизма : Учеб. пособие для фортепиан. фак. муз. вузов. — М.: Музыка, 1980. — 112 с.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Биография Рубинштейн Софья Григорьевна. Краткие биографии. Дата обращения: 28 февраля 2025.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. — Л.: Музгиз, 1957. — Т. 1: 1829-1867. — 455 с.
  3. Сквирская Т. З. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории. Wayback Machine. Дата обращения: 28 февраля 2025.
  4. Миронова Н.А. Московская консерватория. Истоки. (Воспоминания и документы. факты и комментарии). — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995. — 96 с.
  5. Перейти обратно: 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 Баренбойм Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности. — М.: Музыка, 1982. — 277 с.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Скляренко В. М. 100 знаменитых москвичей. — 2006. — 147 с.
  7. Шопен Ф. Письма / Общая ред. А. А. Соловцова. — М.: Музыка, 1964. — 711 с.
  8.   Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. — 2-е изд. — М.: URSS : Ленанд, 2016. — 163 с.
  9. Кашкин Н. Д. С. И. Танеев и Московская консерватория // Музыкальный современник. — 1916. — № 8. — С. 10.
  10. Перейти обратно: 10,0 10,1 Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 5. — Музыка : Ленингр. отд-ние, 1978. — 334 с.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 11,2 Сухова Л. Г. Педагогические принципы Н.Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки . — Тамбов: Наука, 1997. — 149 с.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Гаккель Л. Е. Пианисты. Русская музыка и ХХ век. — М.: Советский композитор, 1997. — 419 с.
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 13,2 13,3 Ларош Г. А. Н.Г. Рубинштейн // Воспоминания о Московской консерватории. — М.: Музыка, 1966. — С. 606.