Мода
Мода — это форма самовыражения и совокупность вкусов и привычек, господствующих в определённой социальной среде в определённый период, в определённом месте и в определённом контексте, социокультурный концепт-регулятив.
Понятие моды может определять и в узком понятии, в контексте одежды, обуви, образа жизни, аксессуаров, макияжа, прически.
Мода — это понятие структурированного знания о различных способах манифестации отношения социума и отдельных индивидов к выработанной обществом системе ценностей как на уровне внешних проявлений (одежда, аксессуары, моделей поведения и досуговых практик и т. п.), так и на уровне ментальной категоризации мира и поведенческих характеристик.
Мода в большинстве случаев выражается в соблюдении особых правил поведения, манеры держаться или одеваться при определённых обстоятельствах и в конкретных ситуациях.
Современная мода — это динамическая форма стандартизированного массового поведения. Генезис явления преимущественно возникает стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т.д[1]. На практике стандарты реализуются через различные медиа, лидеров мнений, художественное творчество, показы на подиумах и другие мероприятия[2].
Определения
Французское слово mode, означающее «мода», восходит к 1482 году, в то время как английское слово, обозначающее что-то «стильное», датируется только XVI веком.
Этимология существительного «мода» опирается на латинское существительное «modus», которое обозначает «разновидность, способ, норма»[3].
Понятие «Мода» определяется по-разному, и её применение иногда может быть неясным. Хотя термин «мода» означает различие, как в «новой моде сезона», он также может означать сходство, например, в отношении «моды 1960-х годов», подразумевая общее единообразие. Мода может означать последние тенденции, но часто может ссылаться на моду предыдущей эпохи, что приводит к повторному появлению моды из другого периода времени.
А. Б. Гофман понимает моду, как «один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения»[4], и указывает, что в ней, «как и во многих других социальных регуляторах, присутствует нормативное и ценностное начало, но преобладает начало ценностное»[5]. К внутренним признакам модного объекта исследователь относит следующие ценности: современность, универсальность, демонстративность, игра[6].
Термин имеет терминологическую неоднозначность.[7]
Концепции моды
В культурологии сформировалось 4 основных подхода к определению феномена моды:
- концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель);
- теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Куниг);
- концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Г. Блумер);
- семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).
Мода, как социальный регулятор
Категория «мода» неизменно присутствует в коллективном сознании. В концепте «мода» образуются категории универсального (присущее разным культурам и разным общественным формациям) и специфические (этническое, локально и темпорально обусловленное).
С социологических позиций в феномене моды важным аспектом является внешнее проявление социального статуса и престижа, которые отличаются для раз личных слоев населения. Так, например, для консервативной «старшей» части общества показатель высокого социального статуса являются костюмы Versace, часы Cartier, автомобили Bentley. В то же время для подростков, престижными будут бренды провокационные бренды одежды: Balenciaga, Гоша Рубчинский и др.
Модные тенденции могут кардинально видоизменяться в соответствии с изменением социальных ролей мужчин и женщин. Например, женская мода перенимает мужские элементы одежды, которые были неприемлемы ещё столетия назад. Женщины входят в мужские профессии, и, следовательно, в женской моде вырабатывается мужской стиль (например, брючные костюмы). По сути, мода очень часто является отражением общественных процессов, и материальных, и духовных. С помощью моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Социальные свойства моды
— цикличность (периодическая обращенность к прошлому, традициям, самоповторяемость);
— иррациональность (мода обращена к эмоциям, а не к логике человека);
— подражательность (мода как процесс подражания привилегированным классам);
— демонстративность (демонстрация принадлежности к определённому социальному слою);
— динамизм (беспрерывная перманентная смена элементов моды или моды как явления);
— взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию и тенденции к индивидуальному различию;
— универсальность (сфера деятельности моды фактически не ограничена);
— нормативность (мода неразрывно связана с социальной нормой в определённой период времени);
— знаковость (мода интерпретируется как система знаков, манифестирующих социальный статус человека);
— массовость (мода распространяется среди различных классов, социальных слоев, профессиональных групп, демографических категорий и т. д.).
Литература
Врублевская О.В. Понятие мода в ономастике // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2.
Рипяхова М.М. Корреляция понятий «Мода», «Стиль», «Вкус» в русской лингвокультуре // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2.
Хаустова Алина Александровна. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. — 2013. — № 2.
Примечания
- ↑ Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.. — М.: Мысль, 1971. — С. 48.
- ↑ Хаустова Алина Александровна. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. 2013.. — 2013. — № 2.
- ↑ Рипяхова М.М. Корреляция понятий «Мода», «Стиль», «Вкус» в русской лингвокультуре // Гуманитарные и социальные науки.. — 2014. — № 2. — С. 638.
- ↑ Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.. — М.: Наука, 1994. — С. 9. — 160 с.
- ↑ Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения.. — М.: Наука, 1994. — С. 11. — 160 с.
- ↑ Врублевская О.В. Понятие мода в ономастике // Гуманитарные и социальные науки. 2014.. — 2014. — № 2. — С. 484.
- ↑ Хунагова Асиет Руслановна. К определению понятия «Мода» через определение понятия «Концепт» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение.. — 2012. — № 2.