Рубинштейн, Антон Григорьевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Антон Григорьевич Рубинштейн
Anton Rubenstein.jpg
Дата рождения 16 (28) ноября 1829(1829-11-28)
Место рождения село Выхватинцы
Подольская губерния
Дата смерти 8 (20) ноября 1894(1894-11-20) (64 года)
Место смерти Петергоф
Российская Империя
Страна  Российская империя
Профессии пианист, композитор, дирижёр, музыкальный педагог, общественный деятель
Инструменты Фортепиано
Жанры опера, симфония, концерт для фортепиано с оркестром
Награды Орден «Pour le Mérite»
Академик Шведской королевской музыкальной академии (1870)
Лауреат Золотой медали Королевского филармонического общества (1876)
Почётный гражданин Петергофа (1889)

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28) ноября 1829, Выхватинцы Подольской губернии — 8 (20) ноября 1894, Петергоф, Российская империя) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог, общественный деятель, критик, основатель Российского музыкального общества (РМО), Московской консерватории. Старший брат Николая Григорьевича Рубинштейна[1].

Его многогранный талант раскрылся во многих областях, связанных с музыкальным искусством. Антон Григорьевич стал основоположником профессионального музыкального образования в России. Именно благодаря его усилиям в 1862 году в Санкт-Петербурге была открыта первая русская консерватория.

Концертные выступления Антона Григорьевича Рубинштейна в качестве симфонического дирижёра и пианиста в России, Европе и Америке способствовали распространению музыкального искусства среди широкой публики. Он внёс значительный вклад в развитие русской музыкальной культуры как композитор. Рубинштейн предвосхитил развитие русского симфонизма, став первым русским композитором, написавшим четырёхчастную симфонию. Его опера «Демон» стала первой русской лирической оперой и оказала непосредственное влияние на «Евгения Онегина» Петра Ильича Чайковского.

Антон Григорьевич Рубинштейн активно занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал в консерватории, читал лекции. На собственные средства основал Рубинштейновский конкурс, а также занимался публицистикой.

Биография

Детство (1829—1839)

Антон Григорьевич был третьим сыном в большой зажиточной еврейской семье. Его отец — купец второй гильдии Григорий Романович (Герш Рувин-Бенционович) (18071846) — родом из Бердичева. Мать композитора — Калерия Христофоровна (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн) (18071891, Одесса) была родом из прусской Силезии, где предположительно она и познакомилась с будущим мужем. Калерия Христофоровна получила отменное образование за границей и в совершенстве владела немецким и французским языками. В семье свободно говорили на немецком языке, а вся переписка Антона с матерью велась только на этом языке. Первыми её учениками стали старшие сыновья Яков и Антон, позже к ним присоединился младший Николенька[2].

Брат Яков стал врачом (18271863), а обе сестры — музыкантами. Любовь Григорьевна (18331903) стала преподавательницей фортепиано[3]. Ещё одна сестра, София Григорьевна Рубинштейн (18411919), — камерной певицей и музыкальным педагогом. В Одессе у неё училась Антонина Васильевна Нежданова (в будущем — солистка Большого театра, народная артистка СССР). Дом Рубинштейнов славился гостеприимством, вечерами часто звучала музыка, танцевала молодёжь[2][4].

С 1791 года в России действовала черта оседлости, которая определяла территорию проживания иудеев (евреев), а также не позволяла им проживать в сельской местности. А в 1827 году вышел указ императора Николая I о призыве на двадцатипятилетнюю воинскую службу кантонистами в пропорции семь на каждую тысячу еврейских детей. Мать композитора вспоминала, что именно это стало толчком к принятию крещения всей семьёй. Так, в 1831 году все тридцать пять членов семьи Рубинштейнов, начиная с дедушки, крестились в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве и приняли православие. В результате, на семью перестали распространяться законы черты оседлости и вскоре после этого события Рубинштейны переехали в Москву, а отец семейства наконец смог открыть собственную карандашно-булавочную фабрику[2].

Мать, которая неплохо владела фортепианной игрой, в своём шестилетнем сыне Антоне увидела музыкальное дарование. Она сама начала с ним занятия по фортепиано. Рубинштейн вспоминал в автобиографии[2]:

На шестом году мать начала меня обучать музыке, как, впрочем, обучала и прочих моих братьев, но со мной она занималась более, быть может, потому, что скоро заметила во мне склонность к музыке, лёгкость её понимания.
Занималась она со мной серьёзно, строго относясь к делу, но без всякой предвзятой мысли. Просто так начала обучать музыке, оттого что видела какие-то способности, должно быть.
Репертуар наш был: Гуммель, Калькбреннер, Мошелес, Герц; это были тогдашние светила, и ещё ребёнком я уже начал их штудировать.

При этом в школу Антон не ходил, писать и читать научился, по его собственному признанию, «как-то само собой»[5]. Однажды, когда ему было пять лет, он принёс матери своё первое сочинение. «Что это ты, Антоша, написал?» — спросила она. «Это кадриль», — ответил мальчик. Спустя немного времени юный композитор сочинил ещё четыре польки. Вскоре стало понятно, что требуется опытный педагог[2].

Через полтора года после начала занятий с матерью прослушать игру мальчика был приглашён лучший в Москве фортепианный педагог, ученик Джона Фильда и Франца Ксавера Гебеля Александр Иванович Виллуан. Он был потрясён дарованием ребёнка, и, зная их нужду, согласился заниматься с Антоном бесплатно. Рубинштейн называл их фортепианные уроки «истинно музыкальным воспитанием». Перед разучиванием произведения Виллуан предлагал ученику представить себе художественный образ музыкального произведения, характер его повествования. На занятиях много внимания уделялось чтению с листа, проигрывались сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Ференца Листа, Феликса Мендельсона и других композиторов[5][2][6].

Это был замечательный, положительно лучший в своём роде, учитель.
Он установил известные требования и установил их ко мне, и они оказались самыми лучшими из тех, какие могли быть при преподавании игры на фортепиано…
Ему, и никому другому, я обязан тем прочным фундаментом в музыкальном искусстве, с какового фундамента мне уже не было возможности упасть.

11 июля 1839 года состоялось первое публичное выступление Антона Рубинштейна в зале театра в Петровском парке в благотворительном концерте в Москве, оно имело оглушительный успех. Современники вспоминали о глубоком впечатлении от игры мальчика, некоторые слушатели даже плакали от потрясения.Сам Рубинштейн скажет[2]:

В этот день окончилось мое детство.

Европейское турне (1840—1842)

Антон Рубинштейн (1842)

Окрылённый таким успехом, в 1840 году Антон Рубинштейн в сопровождении своего учителя отправляется в Париж, где намеревается продолжить обучение в консерватории. Однако в те времена там обучались исключительно французы. По установившейся традиции о приехавшем артисте сообщала одна из газет. Затем концертант пробовал свои силы в салонах на домашних концертах знати и только потом, в случае успеха, перед ним открывались двери знаменитых концертных залов Плейеля, Эрара, Герца. 13 октября в журнале «Обзор музыкальных газет» появилась короткая заметка о том, что русский пианист Антон Рубинштейн находится в Париже[2].

1 марта 1841 года в знаменитом зале Плейеля был назначен концерт Рубинштейна. Первая часть Концерта для фортепиано с оркестром Виллуана была исполнена безупречно, с лёгкостью и уверенностью прозвучала фантазия на русские темы Сигизмунда Тальберга. Третьим номером исполнялась листовская транскрипция песни «Аделаида» Людвига ван Бетховена, а в завершении концерта прозвучал Большой хроматический галоп Ференца Листа.

На другой день о талантливом юном пианисте писали парижские газеты, давая ему самые восторженные эпитеты: «гениальный», «необычайный», «блистательный». Профессор Парижской консерватории Пьер Жозеф Гийом Циммерман назвал игру Антона Рубинштейна «откровением»[2]. Наивысшей похвалой была оценка Ференца Листа. После прослушивания 12-летнего пианиста в других концертах он написал:

Рубинштейн — одно из блистательнейших явлений современности,
он будет моим преемником

Но и игра Листа, на выступление которого Антон и его учитель присутствовали в концертном зале Эрара, произвело на мальчика настолько сильное впечатление, что с ним случился нервный приступ. Там же русские музыканты услышали игру Фридерика Шопена и вскоре посетили его. Он отметил у Антона Рубинштейна «чудесный дар задушевной игры»[7].

В Париже Антон Григорьевич Рубинштейн часто посещал оперные театры, особенно яркое впечатление на него производили спектакли итальянской оперы, в частности, выступления тенора Джованни Рубини.

Он произвёл на меня, двенадцатилетнего ребёнка, страшное впечатление, которое осталось у меня на всю жизнь, — писал Рубинштейн. — Пел он волшебно. Ничего подобного я не слыхал, да ничего подобного никогда и не бывало… я старался подражать его пению. В этом отношении он был моим учителем.

Так путешествие переросло в концертный тур, во время которого Антон со своим учителем в сезоне 18411842 годах побывали с концертами в Париже, Гааге и Амстердаме, Кёльне, Вене, Будапеште. Летом 1842 года юного музыканта в Англии тепло принимает королева Виктория. В Лондоне он знакомится с Феликсом Мендельсоном и Игнацом Мошелесом. Далее состоялись его успешные выступления в Норвегии, Швеции, Германии и Австрии.

Учеба у Зигфрида Дена. Самостоятельная жизнь за границей (1844—1849)

Спустя два с половиной года путешественники возвращаются на родину, но уже в 1844 году мать, Антон и его младший брат Николай вновь едут в Берлин, где оба брата берут уроки контрапункта у превосходного учителя самого Михаила Ивановича Глинки — Зигфрида Дена. Там же братья знакомятся со знаменитыми композиторами Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером, впоследствии повлиявшими на творчество Антона Рубинштейна.

Ден, — рассказывал Антон Григорьевич, — у которого брал уроки и Глинка <…> был одним из самых главных учителей теории сочинения <…> Как теоретик Ден стоял высоко. Он был весьма интересным, оригинальным господином, умел в отличной манере передавать свои знания.

Именно в это время полунищего существования у него выработались трудолюбие, независимость и твёрдость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, — все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней[8].

Смысл жизни, её оправдание – в труде

Возвращение в Россию (1849—1854)

В 1849 году Рубинштейн решает вернуться на родину. На таможне был утерян сундук с многочисленными рукописями сочинений Антона (полиция заподозрила в них зашифрованные революционные послания) и происходит неприятный инцидент с документами музыканта.

«Как-то нужно было сказать имя и звание, чтобы записали в исповедальную книгу. «Рубинштейн, артист, нигде не служу», — отвечает Антон Григорьевич, чем вызывает недоуменный вопрос: «Простите, кем был ваш отец?» «Купцом второй гильдии». «Так значит, вы — сын купца второй гильдии». Это меня озадачило. Значит, я сам по себе решительно ничего из себя не представляю».

Больше всего молодого пианиста поразило то, что в России быть профессиональным музыкантом считалось уделом слуг. Считалось, что творческая профессия — это удел крепостных[9].

Благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны Антон Григорьевич обосновывается в Петербурге, занимаясь композицией и дирижированием. А получив должность пианиста при дворе и выступая там как пианист, заслуживает признание у всех членов императорской семьи, в том числе, и у самого императора Николая I.

В 1852 году я поступил аккомпаниатором к Елене Павловне. Положение её было весьма исключительным, так как она была хозяйкой великосветского музыкального салона и покровительствовала музыке.

В Петербурге Рубинштейн знакомится с крупнейшими русскими музыкантами XIX века: композиторами Михаилом Ивановичем Глинкой и Александром Сергеевичем Даргомыжским, виолончелистами. В 1850 году Рубинштейн дебютирует как дирижёр, а в 1852 году сочиняет первые оперы. Рубинштейн исполнил две свои фантазии на темы русских песен, написал Первую симфонию и попробовал силы в жанре оперы: «Куликовская битва», созданная в 1850 году, была поставлена спустя два года в Большом театре. В 1851 году он сочинил Вторую симфонию с заглавием «Океан» — одно из своих лучших оркестровых произведений, которое Пётр Ильич Чайковский называл кульминационным пунктом композиторской деятельности Рубинштейна, сочинением «кипучего, молодого, но вполне сложившегося таланта»[10].

В 1860 году Антон Григорьевич обращается с докладной запиской к министру народного просвещения[11]:

Милостивый государь!
Русское музыкальное общество, цель которого – облегчить массе возможность получить музыкальное образование, не имеет возможности добросовестно выполнить эту задачу в связи с большим числом желающих учиться…
Общество считает своим долгом предложить правительству проект, избавляющий его от всех забот и затруднений, неминуемо связанных с созданием всякого учреждения, которое было бы устроено правительством. Между тем разрешение подобного учреждения удовлетворило бы одну из самых настоятельных потребностей, существующих в обществе…
Разрешить названному обществу основать в виде опыта на 7 лет музыкальную школу, которая будет именоваться Императорской музыкальной школой и преимущества, равные Академии художеств, то есть избавлением учеников школы от всех податей, от рекрутчины и т.д. По окончании курса ученики сдадут экзамены лицам, назначенным правительством.

Однако время для осуществления проекта ещё не пришло и идея не получила поддержки[2].

Антон Григорьевич Рубинштейн (1855)

Вновь за границей (1954—1858)

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. «Познакомить с моими сочинениями, напечатать их, побольше послушать хорошей музыки, самому поработать…» — так он описал цель поездки в своём письме к матери. В Веймаре, пользуясь покровительством Ференца Листа, Антону удаётся поставить оперу «Сибирские охотники». Также были окончены и исполнены оратория «Потерянный рай» (1856) и вокальный цикл «Персидские песни» (1854)[5][2].

Однако после триумфального сольного концерта Рубинштейна 14 декабря 1854 года в концертном зале Гевандхаус Лейпцига начинается длительное европейское концертное турне, в течение которого он выступил в Будапеште, Берлине, Вене, Гамбурге, Лейпциге, Лондоне, Мюнхене, Ницце, Париже, Праге и многих европейских городах[2].

Открытие Русского музыкального общества и консерватории. Семья (1858—1867)

В Россию Рубинштейн возвращается летом 1858 года, а уже в 1859 году открывается Петербургское отделение Русского музыкального общества[12]. Цель данного общества было «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов»[13]. Это стало возможно благодаря финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны и организаторскому таланту Антона Рубинштейна[14]. 23 сентября 1859 года в зале Благородного собрания он сам дирижировал первый симфонический концерт РМО и в течение последующих восьми лет был его бессменным дирижёром[2].

Рубинштейн осознавал, что для развития русской музыкальной культуры нужно широкое музыкальное просвещение, включая создание постоянных концертных организаций для широкой публики. Эта задача требовала подготовки отечественных профессиональных музыкальных кадров, что осложнялось отсутствием музыкальных учебных заведений. Рубинштейн активно участвовал в осуществлении этих мероприятий в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов[8].

Жозеф-Дезире Кур. Елена Павловна (великая княгиня) (1842)

В сентябре 1860 году в Михайловском дворце при обществе были открыты музыкальные классы, занятия проводились по элементарной теории, игре на фортепиано, скрипке и виолончели, а также стал проводиться практический курс сочинения композиций. 8 (20) сентября 1862 года была открыта Санкт-Петербургская консерватория. Рубинштейн успешно совмещаел должности директора (1862 по 1867, с 1887 по 1891), дирижёра оркестра и хора с большой педагогической работой по фортепиано, инструментовке, по оркестровому классу и ансамблю. Антон Григорьевич Рубинштейн сразу же получил чин действительного статского советника («штатского генерала»). Консерватория не являлась государственным учебным заведением, но в некоторых аспектах была близка к ним. Выпускникам выдавали дипломы, которые давали право на звание свободного художника, освобождала от воинской службы и закона черты оседлости. В первый год работы Консерватории было принято сто сеьдесят девять студентов, а в последующие годы — более двухсот.[11].

Для преподавания в консерватории были приглашены профессора Европы Теодор Лешетицкий (фортепиано), Генрик Венявский и Леопольд Семёнович Ауэр (скрипка), Карл Юльевич Давыдов (виолончель), Николай Иванович Заремба (теория музыки) и многие другие. Гордостью консерватории стал её выпускник Пётр Ильич Чайковский, являвшийся учеником Антона Григорьевича[2].

Сам Антон Григорьевич Рубинштейн первым получил официальный диплом «свободного художника», сдав экзамены по нескольким предметам. В торжественной речи по случаю открытия консерватории Рубинштейн сказал[15]:

Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…

Однако, уже в скором времени Н. А. Римский-Корсаков изменит свою точку зрения и станет преподавать в консерватории[16]:

Если обстоятельства жизни тебя не устраивают, измени их.
Невозможное сделать возможным.

30 июня 1865 года Антон Григорьевич женился на княжне Вере Александровне Чекуановой (18411909), в браке родилось трое детей: Яков (18661902), Анна (18691915) и Александр (18721893). Известно, что дети не унаследовали выдающегося музыкального таланта отца и, возможно, этим фактом можно объяснить неистовое увлечение Рубинштейна педагогикой. В 1867 году после ухода Антона Рубинштейна с поста директора консерватории из-за его бескомпромиссного отношения к искусству и из-за конфликта с придворными кругами, Рубинштейн отправился концертировать в Европу[2].

Общество друзей музыки в Вене. Гастроли в США. «Исторические концерты» (1871—1874)

В сезоне 18711872 года Антон Григорьевич Рубинштейн руководил концертами Общества друзей музыки в Вене, а в 18721873 годах состоялись его гастроли в США вместе с выдающимся скрипачом Генриком Венявским. В течение восьми-девяти месяцев они дали двести концертов. Годом раньше в Америке побывал Великий князь Алексей Александрович, после этого появилась мода на всё русское. Рубинштейн стал первым крупным музыкантом из России, гастролировавшим в США. Спонсором этих гастролей по девяти американским и двум канадским городам стал владелец фабрики концертных роялей Уильям Стейнвей[2].

Антон Григорьевич Рубинштейн

Кроме того, в ходе гастролей в США был впервые исполнен цикл «Исторические концерты», охватывавший всю историю фортепианной музыки, начиная с её истоков и заканчивавая творчеством его современников — русских композиторов. Следует отметить, что каждый концерт исполнялся дважды: вечерний — для публики, а дневной — бесплатный — для педагогов и учащихся. И если Ференц Лист ради отдыха публики включал в свои программы популярные виртуозные салонные пьесы, то Антон Григорьевич Рубинштейн создал новый тип концертной программы.

Впервые был провёден настолько масштабный просветительский цикл концертов, который удивлял широтой репертуара исполнителя[17]. Эти выступления принесли Рубинштейну мировое признание. Немецкий музыковед Хуго Риман так писал о нём[2]:

Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи — гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов.

В сезоне 1885-1886 годов серия «Исторических концертов», осуществлённая параллельно в Петербурге и в Москве, позже была повторена в Берлине, Вене, Лейпциге, Лондоне, Париже, Брюсселе, Дрездене, Праге. 7 концертов цикла охватывали историю мировой фортепианной музыки от её истоков до творчества русских композиторов второй половины XIX века. Для студентов и преподавателей Рубинштейн провёл утренние аналогичные бесплатные концерты.

В 18871888 годах учебных годах Антон Григорьевич Рубинштейн исполнил в пятьдесят восьми лекциях — концертах тысяча триста два произведения семидесяти девяти авторов. В 18881889 годах — восемьсот семьдесят семь сочинений пятисот семидесяти шести композиторов. Кроме того, каждое произведение он предварял меткими словесными пояснениями, тем самым Антон Григорьевич внедрил в учебный процесс новую дисциплину «История фортепианного искусства»[17][18].

Возвращение в консерваторию

«Заработок в Америке положил основание моему материальному обеспечению.
До тex пор его не было; только после Америки я поспешил приобрести недвижимость — собственность — дачу в Петергофе».
А. Г. Рубинштейн

В доме была просторная терраса с чудесным видом, а во дворе — фруктовый сад. На верхнем этаже Рубинштейн обустроил себе кабинет, который был обставлен просто, но со вкусом. Вера Александровна, супруга Рубинштейна, была гостеприимной хозяйкой. Она часто принимала у себя представителей культурной элиты страны (поэт Яков Петрович Полонский, музыкант Карл Юльевич Давыдов, художник Эрнст Карлович Липгарт и Павел Михайлович Третьяков[19]).

30 ноября 1886
Играли в вист вечером в доме Эмми Бок в день рождения Рубинштейна

Учреждение конкурса. Новое здание консерватории. Смерть (1874—1894)

Гастролями в США Рубинштейн заработал приличную сумму (восемьдесят тысяч рублей), и, вернувшись на родину в 1874 году, он решает заниматься композиторской и дирижёрской деятельностью и отказаться от исполнительства.С 18871891 годах Рубинштейн вновь возглавил консерваторию, учреждил получивший его имя международный конкурс пианистов и композиторов. Первый конкурс был организован в 1890 году на средства, собранные Рубинштейном с «Исторических концертов»[20][2].

В то же время он активно добивается передачи консерватории бывшего здания петербургского Большого театра. 4 марта 1889 года, по желанию председателя Императорского Русского Музыкального Общества, великого князя Константина Николаевича, было получено высочайшее разрешение на создание специальной комиссии для перестройки здания Большого театра. Возглавил комиссию помощник председателя общества Андрей Николаевич Маркович. Общество Санкт-Петербургских архитекторов выразило готовность оказать «бескорыстное и ревностное» содействие в разработке проекта. 28 февраля 1891 года проект был одобрен государем императором, и в апреле Строительная комиссия поручила архитектору Николя приступить к работам по плану, который был рассмотрен Техническим Строительным Комитетом Министерства Внутренних Дел[2].

Вечером 19 ноября 1894 года композитор играл в карты с гостями, после чего отправился спать. Ночью он почувствовал затруднение дыхания, и его супруга немедленно вызвала врачей. Прибывшие медики пытались нормализовать кровообращение и дыхание Антона Григорьевича Рубинштейна, но их усилия оказались тщетными. Под утро 20 ноября композитор скончался от сердечного приступа[19].

Прощание с музыкантом длилось почти неделю — гроб с его телом стоял в зале петергофского особняка. Отпевание состоялось в Троицком соборе столицы, после чего Рубинштейн был похоронен в Александро-Невской лавре, а позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств[21].

Композитор

Антон Григорьевич Рубинштейн оставил обширное музыкальное наследие — свыше ста девятнадцати опусов и множество произведений без опусного обозначения, охватывающее почти все музыкальные жанры. Это творчество характеризуется крайней продуктивностью, но неравномерным художественным и эстетическим уровнем. В совокупности его наследие включает тринадцать светских опер («Куликовская битва», «Демон» и др.), пять духовных («Потерянный рай»), шесть симфоний, несколько симфонических произведений, девять концертов (из которых пять — для фортепиано), а также обширное камерное и вокальное наследие[8].

Особое место в творчестве Рубинштейна занимают камерные произведения: фортепианные трио, струнные квартеты, квинтеты и секстеты, сонаты для скрипки и фортепиано, а также свыше двухсот фортепианных пьес. Вокальный жанр представлен более чем ста шестьюдесятью вокальными произведениями, ансамблями и хорами a cappella.

Творчество Рубинштейна отличается эмоциональной глубиной и мелодичностью, особенно в лирических и восточно-ориентированных композициях. Однако, несмотря на его талант, большая часть произведений не смогла сохранить актуальность. Лишь некоторые, как «Демон» в оперном жанре и Четвёртый фортепианный концерт, продолжают жить в репертуаре. Композитор стремился к многообразию, но часто пренебрегал тщательной доработкой, что приводило к однообразию фактуры и недостаточной выразительности оркестровки, особенно в крупных формах.

Музыкальный язык Рубинштейна формировался под влиянием различных источников. Он черпал вдохновение из городской русской романсовой и инструментальной музыки, но в отличие от многих соотечественников, не использовал интонации крестьянской песенности. Его тяга к восточной музыке связывает с традициями Михаила Ивановича Глинки, а в западноевропейской музыке ближе всего ему были Роберт Шуман и Феликс Мендельсон, особенно в ораториях и крупных инструментальных произведениях. Среди симфонических работ выделяются программные сочинения, такие как «Океан» и «Дон Кихот», а в фортепианной музыке — Четвёртый концерт, который и сегодня остаётся в репертуаре. Некоторые из его романсов и небольших фортепианных произведений обрели большую популярность при жизни композитора, демонстрируя его мастерство в обращении с бытовыми интонациями и лирические способности[8].

Пианист

Антон Григорьевич Рубинштейн — выдающийся пианист, занимавший вершину мирового фортепианного искусства. Сравнение его таланта в современности уместно лишь с великим Ференцем Листом, чьим «единственным соперником и преемником» называл Рубинштейна немецкий пианист и дирижёр Ганс фон Бюлов[2]. Владимир Васильевич Стасов восхищённо писал:

Рубинштейн — гениальный исполнитель, в котором сливаются глубина духа и поэзии; он изумлял своей игрой как никто другой, разве что сам Лист.

Немецкий музыковед Хуго Риман подчёркивал колоссальность техники Рубинштейна, но особое внимание уделял его способности передавать духовную сущность произведений. Его исполнение отличалось не столько блеском или чистотой звука, сколько гениальным и самостоятельным поэтическим прочтением музыки всех эпох и народов — с акцентом на общую концепцию произведения. Его стиль был новаторским для русского фортепианного искусства: обращение к широким аудиториям через музыкальные монологи.

Современники отмечали «стихийную силу», «богатырский размах» и «титаничность» его игры. Воплощая героические, трагичные образы (особенно в бетховенских сонатах), Рубинштейн также обладал тонкой лирической чувственностью. Его звучание было многогранным — от грозной мощи до воздушных нюансов. Особое мастерство педализации придавало его исполнению неповторимую кантилену и богатство красок[22].

Рубинштейн оставался самобытным пианистом, покорявшим слушателей способностью создавать яркие художественные образы произведений. Даже допускаемые технические несовершенства лишь подчёркивали его неповторимость — «полконцерта под роялем», как он сам шуточно выражался. Бельгийский композитор Анри Вьётан признавался, что власть Рубинштейна над фортепиано непостижима[22]:

... он переносит в иные миры. Его исполнение сонаты соч. 57 Людвига ван Бетховена было грандиозным — гармония, сверкающие пассажи, громовой звук сливались во всеобъемлющее музыкальное чудо.

На вопрос поклонников, почему он, став мировой знаменитостью, продолжал упорно репетировать, маэстро обычно отвечал:

Если я не занимаюсь хотя бы один день, это замечаю я сам,
два дня – заметят музыканты, 
три – вся публика.
Артист доходит до превосходства только со слезами, которые горше смерти.

Так отозвался о фортепианном творчестве Антона Григорьевича Рубинштейна Сергей Васильевич Рахманинов[22]:

Рубинштейн был чудом в смысле техники, и всё же он признавался, что делал промахи. Возможно, они и были, но при этом он воссоздавал такие идеи и музыкальные картины, которые смогли бы возместить миллион ошибок. Когда Рубинштейн был чересчур точен, его исполнение теряло какую-то долю своего восхитительного обаяния. Я помню, как однажды на одном из концертов он играл „Исламея“ Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы. Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память. Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение — далёким от совершенства машины.

Сам Рубинштейн говорил[19]:

Воспроизведение — это второе творение.
Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдёт эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал.

Литература

  • Асафьев Б. В. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. — М.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1929. — 181 с.
  • Баренбойм Л. А. В фортепианных классах Ленинградской консерватории. — М.: Советский композитор, 1968. — 188 с.
  • Гаккель Л.Е. Пианисты. Русская музыка и ХХ век. — М.: Советский композитор, 1997. — 419 с.
  •  Николаев А. А.  Очерки по истории фортепианной педагогики и истории пианизма [Учеб. пособие для фортепиан. фак. муз. вузов / А. А. Николаев. — М.: Музыка, 1980. — 112 с.
  •  На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. Л. А. Баренбойм. — М.-Л: Сов. композитор, 1964. — 100 с.
  •  Оссовский А. В. А. Г. Рубинштейн // Избранные статьи, воспоминания. — М.: Сов. композитор,   1961. — С. 291—308.

Примечания

  1. Рубинштейн Антон Григорьевич. Большая Российская энциклопедия (25.01.2023). Дата обращения: 28 февраля 2025.
  2. Перейти обратно: 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. — Л.: Музгиз, 1957. — Т. 1: 1829-1867. — 455 с.
  3. Сквирская Т. З. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории. Wayback Machine (сайт). Дата обращения: 28 февраля 2025.
  4. Биография Рубинштейн Софья Григорьевна. Краткие биографии. Дата обращения: 28 февраля 2025.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Рубинштейн А. Г. 1829-1894. Литературное наследие. В 3-х т / Сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступит. статья Л. А. Баренбойма. — М.: Музыка, 1983—1984. — 213, 219, 276 с.
  6. Алексеев А. Д. Антон Рубинштейн. — М.-Л: Музгиз, 1945. — 45 с.
  7.  Шопен Ф. Письма / Общая ред. А. А. Соловцова. — М.: Музыка, 1964. — 711 с.
  8. Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Корабельникова Л. З. Часть первая. А. Г. Рубинштейн // История русской музыки. — М.: Музыка, 1994. — Т. VII. 70-80-е годы XIX века. — 477 с.
  9. Яцевич А. Г. Крепостной Петербург пушкинского времени / Предисл: М. Н. Куфаев. — Л.: Пушкинское о-во, 1937. — 232 с.
  10. Чайковский П. И. Полн. собр. соч. : Лит. произведения и переписка. — М.: Музгиз, 1953. — 440 с.
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Учреждение Санкт-Петербургской консерватории. История РФ. Дата обращения: 1 марта 2025.
  12. Ефимова Н. И. Императорское русское музыкальное общество: история и современность // К 400-летию Восшествия на Престол Династии Романовых. — М., Берн, 2013. — С. 16.
  13. Устав Императорского Русского Музыкального Общества (Высочайше утверждён 4-го (16-го) июля 1873 г.). — СПб.: Тип. Э. Арнгольда, 1885. — 19 с.
  14. Высочайший Рескрипт, данный на имя Председательницы главной дирекции Императорского русского музыкального общества, Её Высочества Принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской // Музыка и пение. — 1909. — 18 декабря (№ 3). — С. 1.
  15. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. — М.: АН СССР, 1963. — 272 с.
  16. Селиверстова Н. Б. Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844–1908). Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова (2012). Дата обращения: 28 февраля 2025.
  17. Перейти обратно: 17,0 17,1 Программы концертов А. Г. Рубинштейна. — СПб., 1886.
  18. Кюи Ц. А. История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888–1889,. — СПб., 1889, 1911.
  19. Перейти обратно: 19,0 19,1 19,2 Антон Григорьевич Рубинштейн. Биограф. Дата обращения: 1 марта 2025.
  20. Колыванова Е. В. К истоку международного музыкально-конкурсного движения // Sci-article. — 2015. — № 18.
  21. Оссовский А. В. Антон Григорьевич Рубинштейн. [Некролог, РМГ, 1894, 12]  // Музыкально-критические статьи (1894-1912). — Л.: Музыка, 1971. — С. 20—28.
  22. Перейти обратно: 22,0 22,1 22,2 Ysaÿe, Antoine and Ratcliff. Bertram // As quoted in Sachs. — 24 Ysaÿe. — С. 69.

Ссылки