Монолог

Моноло́г (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе речь[1]. Преимущественно употребляется в драматических произведениях, как речь какого-либо действующего лица, не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.

История

Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Исследуя элементы драмы, Аристотель в своём труде «Поэтика» рассматривает среди прочих и монолог, однако отводит ему незначительную роль. Монологи, являясь неотъемлемой частью ан­тич­ной дра­ма­тур­гии, в это время появляется преимущественно в тра­ге­ди­ях — в ви­де рас­ска­зов вест­ни­ков о событиях, которые не демонстрируются на сцене («Антигоне» Софокла), и ли­рических от­сту­п­ле­ний хора («Эдипе в Колоне» Софокла); в ко­ме­ди­ях, в том числе в комедиях Аристофана, — в ви­де об­ра­ще­ний хо­ра к зри­те­лям. Часто монолог строился по правилам ораторского искусства или носил политический характер[2].

Современный характер диалога стал появляться лишь при смене античной драмы драмой Возрождения, когда главным содержанием стало действие, происходящее в душе человека и между персонажами — «драма характеров»[3]. Лирический монолог, отличный от монолога ложно-классической трагедии, встречается у основателей французской драмы Пьера Корнеля и Жана-Батиста Расина. Использует монолог Уильям Шекспир, в особенности богат монологами «Гамлет». Монолог Гамлета «Быть иль не быть» стал настолько популярен, что, по замечанию Льюиса, даже актёры перестали обращать внимание на его значение в действии и читают его как рассуждение о жизни и смерти, излюбленное публикою[3].

В немецкой литературе монолог так же получил распространение, к нему прибегали в своих произведениях драматурги Фридрих Шиллер и Гёте. Лирический монолог Иоанны в «Орлеанской деве» Шиллера «Молчит гроза военной непогоды» — одно из самых драматических мест трагедии. К первой половине XIX века в европейской драме и особенно в романтизме монолог, как лирический элемент, приобретает важное значение. Так поэма «Манфред» Байрона состоит почти целиком из монолога. Главенствующую роль монолог играет в драматической балладе «Вильяме Ратклифе» Генриха Гейне, трагедиях Франца Грильпарцера, драмах Виктора Гюго. Из романтической трагедии монолог перешёл и в мелодраму.

В новейшей европейской драме, под влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно возвращающейся к типу античной драмы монолог перестает играть существенную роль и практически не применяется в произведениях крупнейших драматургов: Генрика Ибсена, Герхарта Гауптмана, Августа Стриндберга. Однако это не означает полное упразднение монолога, являющегося как с точки зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических требований, одною из законных условностей драматического искусства.

Монолог в русской драматургии XVIII и XIX века применяется часто не выходя из пределов характеристики, но хотя он занимает незначительную часть произведений, через монолог передаётся драматизм развязки, как, например, монолога Чацкого «Карету мне, карету!» в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» или городничего «Чего смеетесь?… над собою смеетесь!» в комедии Николая Гоголя «Ревизор».

В языкознании

В языкознании под монологом понимается форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное, опосредованное восприятие. В отличие от диалога, предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации, монолог возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим. Поэтому типологически монолог иногда определяют как особый случай неадресованного речевого акта — внутренний монолог[4].

Это позволяет определить неявный характер обращения к другому лицу/другим лицам (преимущественно в массовой коммуникации и в письменном тексте). Тем не менее оно всё же не может быть сведено к нулю даже в наиболее чистом виде монологической речи ввиду социальной природы языкового употребления вообще. То есть любой монолог в той или иной мере «диалогизирован» и содержит показатели (обычно внешние — вводные контактные элементы, обращения, риторические вопросы и др.) стремления говорящего преодолеть пассивность восприятия слушающего, вызвать его сопереживание. Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой.

Внутрижанровые различия (авторская или прямая речь персонажей в составе художественного текста, научный доклад, агитационное выступление), так же как письменное или устное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов книжной и разговорной речи и др. В некоторых видах художественного М., например в сказе, где законам монологической речи подчинено произведение в целом, специальным средством имитации живой разговорной речи служат стилизованные диалогические вкрапления.

В литературе

В ли­те­ра­ту­ре — речь дей­ст­вую­ще­го ли­ца, об­ра­щён­ная к са­мо­му се­бе или к ок­ру­жаю­щим, но, в от­ли­чие от диа­ло­га, обо­соб­лен­ная от ре­п­лик др. пер­со­на­жей. В дра­ме ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния раз­мыш­ле­ний и на­ме­ре­ний пер­со­на­жей, а так­же для из­ло­же­ния со­бы­тий, не по­лу­чив­ших не­по­сред­ст­вен­но­го во­пло­ще­ния на сце­не. осо­бое вни­ма­ние ему уде­ля­лось в клас­си­ци­стических тра­ге­дии.

В дра­ма­тур­гии ро­ман­тиз­ма монолог уд­ли­ня­ет­ся и его роль воз­рас­та­ет. В конце XIX—XX веков монолог стал ос­но­вой жан­ра мо­но­драмы. М. рас­про­стра­нён так­же в эпич. жан­рах (напр., рас­сказ от пер­во­го ли­ца, в том числе сказ). В про­зе кон. 19-20 вв. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся т. н. внут­рен­ний М. К мо­но­ло­гич. вы­ска­зы­ва­нию час­то тя­го­те­ет ли­ри­ка.

Основные сведения

Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII вв. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так, сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»

(художественный М., ораторская речь, бытовое повествование и др.) и функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, убеждение и т. д.) принадлежности речевого акта.

Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме[5].

  • по драматургической функции:
    • технический монолог — рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
    • лирический монолог — повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
    • монолог-размышление, или монолог-принятие решения — монолог в условиях жёсткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
  • по литературной форме:
    • апарт — несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
    • стансы — поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
    • диалектика рассуждения — монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
    • поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноимённым термином Системы Станиславского) — повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
    • авторское слово — непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо персонажа;
    • диалог в одиночестве — диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

См. также

Примечания

  1. Большой толковый словарь русского языка / под общ. ред. Кузнецовой С. А.. — 2000.
  2. Античный мир / сост. М. И. Умнов. — М.: Олимп, АСТ, 2000.
  3. 3,0 3,1 Новый энциклопедический словарь. Т. 27: Молочница — Наручи. — СПб., 1916.
  4. Т. Г. Винокур. Монолог. БРЭ. Дата обращения: 24 сентября 2025.
  5. Патрис Пави. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991. — С. 192. — 504 с. — ISBN 5010021064.