Ревизор (комедия)

Материал из «Знание.Вики»
Ревизор
Ревизор
Издание
Жанр пьеса
Автор Николай Гоголь
Язык оригинала русский
Дата написания 1835 год
Дата первой публикации 1836 год
Издательство типография А. И. Плюшара

«Ревизор» — пьеса (комедия) в пяти действиях Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1835 году и с самого начала задумана им как социальная комедия широкого обобщения, разоблачающая самые болезненные язвы крепостнического общества. Впервые напечатана в 1836 году в типографии А. И. Плюшара. В 1841 году повесть вышла во втором издании «типографии Николая Степанова».

Предистория

Пьеса (комедия) Николая Васильевича Гоголя в пяти действиях написанная им в 1835 году. Пьеса с самого начала была задумана Гоголем как социальная комедия широкого обобщения, разоблачающая самые болезненные язвы крепостнического общества. В своей «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»[1]. Пьеса была начата писателем вскоре после того, как он приступил к написанию «Мертвых душ». Сюжет комедии, как впоследствии указывал сам писатель, был дан ему Александром Сергеевичем Пушкиным. 7 октября 1835 года в письме к Пушкину Гоголь писал: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь куда смешнее черта!»[2]. По словам прозаика Владимира Соллогуба в основе сюжета пьесы был рассказ Пушкина Гоголю про случай, бывший в городе Устюжине Новгородской губернии о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей и история самого Пушкина, который будучи в Оренбурге, узнал, что о нём получена губернатором графом В. А. Перовским секретная бумага, в которой губернатор предостерегался, чтоб был осторожен, так как история Пугачевского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников[1]. По словам литературного критика Павла Анненкова Пушкин не совсем охотно уступил ему свою идею в «Ревизоре» говоря смеясь что: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя»[1]. Впервые напечатана в 1836 году в типографии А. И. Плюшара. 19 апреля 1836 года состоялась постановка «Ревизора», по словам литературного критика Павла Анненкова она вызвала большой общественный резонанс: «По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом… общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: «Это невозможность, клевета и фарс»[3]. Актёр Александр Храповицкий 19 апреля 1836 года писал в дневнике о первой постановке: «В первый раз «Ревизор». Оригинальная комедия в пяти действиях. Сочинение Н. Гоголя… Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пиеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. Актеры все, особенно Сосницкий, играли превосходно»[1]. Актёр Пётр Каратыгин так же присутствовавший на этой премьере так вспоминал о нахождении в театре Императора: «Приехав неожиданно в театр, император Николай Павлович пробыл до окончания пьесы, от души смеялся и, выходя из ложи, сказал: «Ну пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»»[1]. В письме к актёру Михаил Щепкин от 29 апреля 1836 года, вскоре после выхода первого спектакля «Ревизора», Гоголь писал: «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия»[4]. Однако демократические круги приняли «Ревизора» восторженно, публицист Владимир Стасов вспоминал:

Вся тогдашняя молодежь была от «Ревизора» в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда[5]

По словам Гоголя «Ревизор» не был бы никогда игран или напечатан если бы сам Государь (Николай I) не оказал своего высокого покровительства и заступничества[1]. В 1841 году повесть вышла во втором издании «типографии Николая Степанова»[6][7][8]. В 1873 году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский и белорусский языки[9].

Основные персонажи

  • Иван Александрович Хлестаков — "ревизор" из Петербурга, молодой человек, разгильдяй, картежник, плут, любящий «порисоваться»
  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — городничий, большой любитель взяток
  • Осип — старый верный слуга Хлестакова
  • Анна Андреевна — супруга городничего, кокетливая, любопытная женщина
  • Марья — дочь городничего, наивная девушка
  • Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — городской судья, малообразованный человек
  • Бобчинский и Добчинский — городские помещики
  • Артемий Филиппович Земляника — неповоротливый, плутоватый попечитель городских больниц и приютов
  • Иван Кузьмич Шпекин — любопытный и недалёкий городской почтмейстер
  • Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ
  • Христиан Иванович Гибнер — уездный лекарь
  • Люлюков, Растаковский и Коробкин — отставные чиновники, почётные лица города
  • Степан Ильич Уховертов — городской частный пристав
  • Свистунов, Пуговицын и Держиморда — полицейские чины[10][6][7]

Сюжет

Гости у городничего
Гости у городничего
Рисунок Николая Гоголя к последней сцене Ревизора. 1836

В небольшом провинциальном городке среди чиновников прошёл слух, будто к ним инкогнито приедет ревизор с проверкой. Эта новость не на шутку всполошила местное общество, и городничий Антон Антонович принялся в срочном порядке раздавать указания, чтобы не осрамиться перед проверяющим. В это же время в местной гостинице поселился некий Хлестаков, молодой человек без гроша за душой, но с весьма вызывающим поведением. Городничий тут же приказал облагородить улицы возле гостиницы, а сам отправился знакомиться с Хлестаковым, которого все приняли за ревизора. В приватной беседе молодой человек принялся описывать Антону Антоновичу свои злоключения. Городничий тут же предложил Хлестакову денег и пригласил погостить в своем доме. На приёме, специально организованном в честь столичного гостя, чиновники принялись делиться своими успехами в служении городу. Хлестаков, довольный приемом, отправился спать, а Анна Андреевна и её дочь Марья Антоновна принялись живо обсуждать, кто ему больше пришелся по душе. Тем временем собравшиеся на приёме чиновники стали советоваться, как бы задобрить ревизора. Все сошлись на том, что лучшее решение – дать ему взятку так ловко, чтобы при этом не попасться на взятничестве. Это важное поручение доверили судье Ляпкину-Тяпкину, но при виде Хлестакова он растерялся и обронил деньги. Однако бойкий «ревизор» не упустил этот случай и принялся просить взаймы у присутствующих: Шпекина, Земляники, Добчинского, Бобчинского, Хлопова. Не веря своей удаче, Хлестаков решил написать об этом случае другу-журналисту из Петербурга, чтобы тот непременно обыграл этот случай в фельетоне. Случайно встретив Марью Антоновну, Хлестаков тут же пал перед ней на колени и признался в любви. За этой сценой наблюдала Анна Андреевна, которая прогнала дочь. Хлестаков попросил у неё благословения на брак с Марьей Антоновной. Городничий был вне себя от счастья от такого родства. Осип, поняв, что хозяин зашёл слишком далеко, принялся его уговаривать покинуть городок. Под благовидным предлогом Хлестаков немедленно уехал. Чиновники очень рады, как ловко всё приключилось с ревизором, однако всеобщее ликование было нарушено сообщением от почтмейстера, изъявшим письмо Хлестакова. После его прочтения все поняли, как ловко их обманули. Тут вошел жандарм и сообщил, что только что прибывший чиновник из столицы немедленно требует к себе городничего. Немая сцена...[10][6][7]

Оценка и критика

Писатель Александр Сергеевич Пушкин являлся одним из наиболее горячих приверженцев и ценителей «Ревизора», в связи с осуществлением постановки комедии Гоголя в Москве он писал своей жене 6 мая 1836 года: «Пошли ты за Гоголем и прочти ему следующее: видел я актёра Щепкина, который ради Христа просит его приехать в Москву прочесть «Ревизора». Без него актерам не спеться. Он говорит, комедия будет карикатурна и грязна (к чему Москва всегда имела поползновение). С моей стороны, я то же ему советую: не надобно, чтоб «Ревизор» упал в Москве, где Гоголя более любят, нежели в Петербурге»[11]

По словам публициста Александра Герцена комедия Гоголя «Ревизор» «это страшная исповедь современной России…»[12]. Вспоминая о появлении «Ревизора», Герцен говорил: «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его…»[13].

Литературный критик Виссарион Белинский писал о «Ревизоре» что: «Сущность комедии, это противоречие явлений жизни с сущностью и назначением жизни»[14]. Позже он писал что: «В комедии, жизнь для того показывается нам такою, как она есть, чтоб навести нас на ясное созерцание жизни так, как она должна быть. Превосходнейший образец художественной комедии представляет собою «Ревизор» Гоголя»[15]

Писатель Михаил Салтыков-Щедрин так писал о положительном идеале в комедии Гоголя: «В «Ревизоре», например, никто не покусится искать идеальных людей; тем не менее, однако ж, никто не станет отрицать и присутствия идеала в этой комедии. Зритель выходит из театра совсем не в том спокойном состоянии, в каком он туда пришел; мыслящая сила его возбуждена… Зритель становится чище и нравственнее совсем не потому, чтобы он вот-вот сейчас пошел да и стал благодетельствовать или раздавать свое имение нищим, а просто потому, что сознательное отношение к действительности уже само по себе представляет высшую нравственность и высшую чистоту»[16]

Литературный критик и публицист Пётр Вяземский писал в «Современнике»: «Комедия «Ревизор» имела полный успех на сцене» и «живой отголосок», «раздавшийся после в повсеместных разговорах…»[17]

28 апреля 1836 года историк литературы Александр Никитенко в своём дневнике писал о впечатлении произведённом «Ревизором»: «… Гоголь действительно сделал важное дело. Впечатление, производимое его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах от существующего у нас порядка вещей»[18]

Писатель и критик Осип Сенковский в журнале «Библиотека для чтения» с наигранным возмущением писал о комедии «Ревизор»: «В ней все действующие лица плуты или дураки»[19]

Известный русский актёр Михаил Щепкин при получении «Ревизора» для постановки в Москве писал Гоголю:

Благодарю вас от души за «Ревизора» — не как за книгу, а как за комедию, которая, так сказать, осуществила все мои надежды, и я совершенно ожил[4]

На экране

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Гоголь без глянца : проект Павла Фокина / [сост. и вступ. ст. П. Фокина]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2008. — 429 с. — ISBN 978-5-367-00757-2
  2. «Русская старина», 1879, февраль, стр. 348
  3. П. В. Анненков Литературные воспоминания, «Academia», Л. 1928, стр. 69–70
  4. 4,0 4,1 Михаил Семенович Щепкин. 1788-1863 : Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная / М.А. Щепкин. — Санкт-Петербург : т-во А.С. Суворина - "Новое время", 1914. — 396 с
  5. «Русская старина», 1881, кн. 2, стр. 417
  6. 6,0 6,1 6,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  7. 7,0 7,1 7,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
  8. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  9. Николай Гоголь: Ревизор. «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  10. 10,0 10,1 Ревизор : Комедия в 5 д. / Соч. Н. Гоголя. — Санкт-Петербург : тип. А. Плюшара, 1836. — 186 с
  11. Полное собрание сочинений / Пушкин; ред. ком. Максим Горький, С. М. Бонди и др.; Акад. наук СССР. - Ленинград : Изд-во акад. наук СССР, Т. 16: Переписка. 1835-1837 // общ. ред. Д. Д. Благой. — 1949. — 502 с. — С.113
  12. А. И. Герцен Собрание сочинений в 30 томах, АН СССР, т. V, стр. 60
  13. А. И. Герцен Былое и думы, Гослитиздат, М.Л.: 1946, стр. 134
  14. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.VII, стр. 229
  15. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.V, стр. 61
  16. Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., Гослитиздат, М. 1937, т. V, стр. 163
  17. «Современник», 1836, № 2, стр. 287
  18. А. В. Никитенко Дневник, Гослитиздат, М. 1955, т. I, стр. 183.
  19. «Библиотека для чтения», 1836, т. 16, ч. I, отд. V, стр. 43

Литература

  • Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
  • Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
  • Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  • Ревизор : Комедия в 5 д. / Соч. Н. Гоголя. — Санкт-Петербург : тип. А. Плюшара, 1836. — 186 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!