Гамлет (трагедия)
«Траги́ческая исто́рия о Га́млете, при́нце да́тском» или коротко «Га́млет» — трагедия в пяти актах, написанная Уильямом Шекспиром, примерно между 1599 и 1601 годами. Самая длинная пьеса Шекспира. Действие пьесы разворачивается в Дании и повествует о принце Гамлете и его попытках отомстить своему дяде Клавдию, который убил отца Гамлета, чтобы захватить трон и жениться на матери Гамлета. «Гамлет» считается одной из величайших пьес всех времён[1].
Ключевыми темами пьесы являются месть, безумие, мораль, жизнь и смерть, отцовство и материнство.
Существует множество теорий о происхождении и источниках сюжета «Гамлета», начиная с древних Греческих трагедий до Елизаветинских драм.
Дата написания «Гамлета» остаётся примерной, и существуют различные предположения о времени написания пьесы. Например, Маккэри предполагает 1599 или 1600 год[2], а Джеймс Шапиро предполагает конец 1600 или начало 1601 года[3].
Сохранились три ранних издания текста «Гамлета», каждое из которых отличается друг от друга: Первое кварто (Q1, 1603), Второе кварто (Q2, 1604), Первое инфолио (F1, 1623). Из-за этого сложно установить, какой текст является наиболее правильным. Ранние редакторы произведений Шекспира объединили материалы из двух самых ранних источников о «Гамлете», Q2 и F1. Каждый текст содержит материал, которого не хватает в другом, со многими незначительными различиями в формулировках.
Персонажи
Список персонажей, задействованных в пьесе[4]:
- Гамлет — сын покойного короля и племянник нынешнего короля Клавдия.
- Клавдий — король Дании, дядя Гамлета и брат бывшего короля.
- Гертруда — королева Дании и мать Гамлета.
- Полоний — главный советник короля.
- Офелия — дочь Полония.
- Горацио — друг Гамлета.
- Лаэрт — сын Полония.
- Вольтиманд и Корнелиус — придворные.
- Розенкранц и Гильденстерн — придворные, друзья Гамлета.
- Озрик — придворный.
- Марцелл — офицер.
- Барнардо — офицер.
- Франсиско — солдат.
- Рейнальдо — слуга Полония.
- Призрак — призрак отца Гамлета.
- Фортинбрас — принц Норвегии.
- Могильщики — пара пономарей.
Сюжет
Акт I
В первом акте мы встречаемся с принцем Гамлетом, который скорбит по своему отцу, королю Дании. Мать Гамлета, Гертруда, вышла замуж за сводного брата отца, Клавдия, который стал новым королём. Гамлет очень огорчён этим оборотом событий. Дух умершего короля появляется в виде призрака и говорит Гамлету, что его убил Клавдий, и просит отомстить за его смерть. Гамлет обещает отомстить за отца и восстановить справедливость.
Акт II
Гамлет планирует притвориться сумасшедшим, чтобы проверить правдивость слов призрака и начинает внимательно наблюдать за поведением Клавдия. Полоний уверен, что причина безумия Гамлета кроется в любви к его дочери Офелии, о чём он сообщает Клавдию.
Гамлет встречает группу бродячих актёров и решает использовать их в своих целях, чтобы «показать» Клавдию его злодеяние. Он планирует поставить пьесу, в которой будет разыграна смерть прошлого короля от рук Клавдия.
Акт III
Гамлет осуществляет задуманное и ставит пьесу. Клавдию, который смотрел пьесу, становится плохо, что подтверждает подозрения Гамлета о том, что он убил его отца. Гамлет приходит в покои к матери, чтобы обвинить её в грехопадении. В это время в её покоях находится Полоний, который проник туда, чтобы подслушать их разговор. В гневе Гамлет убивает Полония, приняв его за Клавдия. После этого Гамлет отправляется в Англию, Офелия же вскоре убивает себя, сойдя с ума от горя из-за смерти отца.
Акт IV
Король, Клавдий, настраивает против Гамлета сына убитого Полония — Лаэрта. Для того, чтобы исполнить свой замысел, Клавдий даёт ему отравленный клинок. Король также подмешивает яд в питьё для Гамлета, чтобы наверняка осуществить свой план.
Акт V
Между Лаэртом и Гамлетом происходит сражение, и в итоге дуэли они оба наносят друг другу увечья, несовместимые с жизнью. Гамлет из последних сил убивает Клавдия. Королева, мать Гамлета, случайно выпивает отравленный мужем напиток и умирает.
После смерти Клавдия и Гамлета престол занимает единственный законный наследник — принц Норвегии Фортинбрас[4].
Контекст и интерпретации
Религия
Пьеса, написанная на стыке религиозных эпох, отражает как католические, так и протестантские настроения. Католические мотивы проявляются в образе призрака, находящегося в чистилище, и в католической церемонии погребения Офелии. Английские трагедии возмездия, зародившиеся в католических странах, часто ставили перед героями дилемму: отомстить за себя или предоставить месть Богу. В «Гамлете» эта дилемма особенно остро ставится перед Гамлетом, который должен решить: отомстить за отца или поставить религиозные принципы выше личных чувств[2].
Протестантские мотивы пьесы проявляются в образе Дании, традиционно протестантской страны. Таким образом, «Гамлет» представляет собой сложное и многогранное произведение, отражающее переходную эпоху в религиозной и общественной жизни Англии.
Философия
Гамлет часто рассматривается как персонаж, чьи философские размышления перекликаются с современными концепциями релятивизма, экзистенциализма и скептицизма. Его знаменитая фраза «нет ничего ни хорошего, ни плохого; это размышление делает всё таковым»[5] отражает идею субъективизма, восходящую к древнегреческим софистам, утверждавшим, что абсолютной истины не существует, а только относительная, воспринимаемая каждым человеком по-своему.
Монологи Гамлета о смысле жизни, особенно знаменитая фраза «быть или не быть»[6], свидетельствуют о его экзистенциалистских размышлениях. В этой речи он ставит вопрос о выборе между активным существованием и пассивным, что характерно для экзистенциалистской философии.
Скептицизм Гамлета отражает идеи французского гуманиста эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня. Монтень оспорил традиционное представление о человеке как о величайшем творении Бога, отметив несовершенство человеческой природы.
Психоанализ Фрейда
Фрейд в своей книге «Толкование сновидений» рассматривает «Гамлета» как пример драматического произведения, которое отражает скрытые психологические конфликты человека. Он сравнивает пьесу с «Эдипом-царем» Софокла, где главный герой, неосознанно убивает отца и женится на матери, иллюстрируя теорию Фрейда о том, что ранние детские желания, в частности к матери и ненависть к отцу, играют решающую роль в формировании личности.
Фрейд называет Гамлета «истериком» и предполагает, что его колебания в мести за отца связаны с вытесненными эдиповыми желаниями. Гамлет боится отомстить за отца, потому что его ненависть к Клавдию переплетается с виной и самоупрёками за свои собственные скрытые желания к матери. Гамлет боится стать похожим на Клавдия, который убил отца и занял его место в постели матери.
В целом, Фрейд считает, что Гамлет является уникальным персонажем, потому что он не является просто психопатом, а становится им в течение пьесы. Аудитория идентифицирует себя с Гамлетом, потому что все мы в некоторой степени являемся жертвами эдиповых конфликтов[7].
Примечания
- ↑ Andy Propst. The best plays of all time (англ.). TimeOut (28 ноября 2022). Дата обращения: 18 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 MacCary, W. Thomas. «Hamlet»: A Guide to the Play (англ.). — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1998. — ISBN 0-313-30082-8.
- ↑ Shapiro, James. 1599: A Year in the Life of William Shakespeare (англ.). — London: Faber, 2005. — ISBN 0-571-21481-9.
- ↑ 4,0 4,1 William Shakespeare. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark (англ.). — Oxford, 2008. — ISBN 9780199535811.
- ↑ William Shakespeare. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark (англ.). — Moby Lexical Tools, 1992. — P. 49.
- ↑ William Shakespeare. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark (англ.). — Moby Lexical Tools, 1992. — P. 63.
- ↑ Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений. — Эксмо, 2017. — ISBN 978-5-699-95546-6.