Гроза (пьеса)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

«Гроза́» — пьеса русского писателя Александра Николаевича Островского. Она была написана в 1859 году и впервые опубликована в 1860 году. Пьеса состоит из пяти действий, каждое из которых вносит свою ноту в общую картину происходящего. Все действия в пьесе происходят в вымышленном городе Калинове, который расположен на Волге. В произведении преобладает обстановка предреформенного общественного подъёма России[1].

Гроза
Гроза
Издание
Жанр Пьеса
Автор Александр Николаевич Островский
Язык оригинала Русский
Дата написания 1859
Дата первой публикации 1860

История создания

В 18561857 годах Островский А. Н. участвовал в «литературной экспедиции». Поездку предложило Морское министерство, чтобы писатели России исследовали экономику, этнографию и быт Поволжья. Именно это путешествие по Волге послужило началом работы Островского над «Грозой». Поездка по Волге стала для него открытием и позволила расширить его представления о реальности того времени. Идея создания цикла драматических произведений под названием «Воевода» («Сон на Волге») возникла у Островского уже после экспедиции. «Гроза» является одной из пьес, вошедших в этот незавершенный литературный проект. Приволжские города стали прототипом для создания города Калинова.

Пьеса «Гроза» была написана в октябре 1859 года. Первый зрительский опыт с ней был связан не с печатью или литературным кругом, а с театром. 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в малом театре, а уже через две недели, 2 декабря 1859 года, её поставили в Александринском театре. Из воспоминаний актрисы Н. В. Рыкаловой, которая играла роль Кабанихи, известно, что Островский был большим другом театра. Он собрал актёров в квартире Никулиной-Косицкой и прочёл им свое произведение. Актёры были восхищены этой работой[2].

9 декабря 1859 года пьеса «Гроза» получила разрешение на печать со стороны цензуры. «Гроза» впервые была опубликована в первом номере журнала «Библиотека для чтения» и вскоре стала доступна читателям в отдельном издании, выпущенном в конце января 1860 года. Пьеса стала огромным литературно-общественным событием в русской жизни. Год спустя после её появления, Островского наградили Большой Уваровской премией (в размере 3000 рублей серебром), которая в то время была самой престижной наградой за драматическое произведение[3].

Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самым острым периодом в истории 60-х годов. В это время русское общество находилось в ожидании реформ, а волнения крестьянской массы переросли в грозные бунты. В стране началась революционная ситуация.

Особое внимание русских писателей в 18501860 годах привлекали три темы: крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщин в стране. Но среди них была проблема, требующая немедленного освещения — тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Под этим гнётом страдали не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящиеся люди, зависящие от капризов самодурских купцов.

В своей драме «Гроза» Александр Островский поставил перед собой задачу описания экономической и духовной тирании «тёмного царства». И ни одно из произведений Островского не вызвало таких яростных споров и разных истолкований образов героев драмы в печати, как «Гроза»[2].

Персонажи

Главные герои

Второстепенные герои

Сюжет

Произведение начинается с того, что Кулигин и Кудряш ведут диалог, в котором говорят о трудном характере Савела Прокофьевича Дикого, как он жестоко обращается со своей семьёй. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабушки, оставшееся у дяди. Но он сможет получить его только при условии, что будет почтителен по отношению к дяде. Поэтому он вынужден терпеть постоянные оскорбления. Борис подозревает, что он либо ничего не получит, либо его доля будет крайне мала. Вскоре к разговору присоединяется сам Дикой, который без причины начинает ругать своего племянника Бориса Григорьевича.

Спустя некоторое время становится известно, что Борис влюблен в замужнюю женщину Катерину Кабанову. Катерина признается Варваре Кабановой, сестре Тихона, что не любит своего мужа, а влюблена в Бориса Григорьевича. Кроме того, она говорит, что до замужества ей жилось гораздо легче, а теперь мать мужа постоянно её обижает. Марфа Кабанова, строгая женщина, очень не любит свою невестку и часто ругает её. Катерина просит мужа взять её с собой, но тот отказывает. Он хочет провести время вдали от жены и матери, наслаждаясь спокойствием. Варвара Кабанова сочувствует ей[5].

Варвара сообщает Катерине, что сможет организовать ей встречу с Борисом. Катерина сначала возражает, но после соглашается и с радостью общается с возлюбленным. Сама Варвара проводит время с Кудряшом.

Тихон возвращается с поездки раньше ожидаемого, и Варвара сообщает Борису, что Катерина мучается совестью и хочет рассказать мужу о своих свиданиях. Катерина всё же сознаётся обо всём перед Борисом и глубоко об этом сожалеет. Кабаниха снова осуждает Катерину и предлагает закопать её живьём за этот проступок.

В конце пьесы Борис был отправлен дядей в поездку в Сибирь в связи со скандалом. Кулигин и Кабановы ищут Катерину по всему городу. Женщину находят в реке, но Тихон не позволяет Борису идти туда. Кулигин достаёт из воды труп Катерины, упавшей с обрыва. Варвара Кабанова же скрывается вместе с Кудряшом и никому не удаётся их найти[4].

Критика

Николай Добролюбов в своей статье «Луч света в тёмном царстве» отмечает, что трагедия Островского не удовлетворяется главной драматической задачей, состоящей в поддержании морального долга. В тексте не отражены негативные последствия, которые ожидают человека, преступившего моральную черту. Критик также подмечает, что сюжет перегружен второстепенными персонажами и событиями. В некоторых случаях, язык пьесы является неприемлемым для людей с высокими нравственными ценностями.

Он уделяет особое внимание главной героине, Катерине, которая подчёркивает значение светлого момента в мрачной реальности. Автор придаёт образу Катерины черты мученицы, а не преступницы. Её смерть рассматривается как сознательный протест против невежества купечества.

Последний путь выпал на долю Катерине, как выпадает он на долю большей части людей в «темном царстве» Диких и Кабановых.

В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, — старуха кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Ей хочется остаться одной и погрустить тихонько, как бывало, а свекровь говорит: «Отчего не воешь?» Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, — а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы[6].

Дмитрий Иванович Писарев в статье «Мотивы русской драмы» оспаривает критическую статью Николая Александровича Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»[7]. По мнению Писарева, главная героиня произведения, Катерина, вызывает сочувствие, однако считается слишком наивной и угрюмой. Главной идеей его статьи является заключение, что в тёмном мире невозможно обнаружить какую-либо яркость. Катерина явно не может являться «искрой» или «светлым воплощением», ибо во мраке не существует света. Она не обладает способностью отстаивать собственную точку зрения и противостоять обществу. А после измены она приняла образ жертвы и покончила с собой.

Чтобы «сознательно уважать самого себя, надо поработать над собой, очистить свой мозг от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего мира, обогатить этот мир кое-какими знаниями и идеями. И, наконец, изучивши самого себя, найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность». Катерине чужда «самостоятельная умственная деятельность», она не может быть «лучом света в тёмном царстве». Катерина «совершив множество глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость»[8].

Экранизация и постановки

Награды за пьесу

Ссылки

  • Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Камарова, 2004.

Примечания

  1. Драма Гроза. Сайт «Русская Литература XIX и XX века» - «Russkay-Literatura.ru». Дата обращения: 25 февраля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Гроза - о пьесе. Наш Островский © СПб ГБУК «Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека». Дата обращения: 25 февраля 2024.
  3. История создания пьесы «Гроза» Островского: замысел, постановка и публикация драмы. Literaturus.ru. Дата обращения: 25 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Камарова, 2004.
  5. Ларионова М. Ч. «Народная драма» А. Н. Островского «Гроза» // Известия Южного федерального университета : журнал. — 2006. — № 2. — С. 49—54.
  6. Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве. — М.Л.: Интернет-библиотека Алексея Комарова, 2006.
  7. Ужанков А. Н. Еще раз о «Луче света в темном царстве» (О драме А.Н. Островского «Гроза») // Новый филологический вестник : журнал. — 2017. — Т. 43, № 4. — С. 180.
  8. Писарев Д. И. Мотивы русской драмы / Сорокина Ю. С.. — М.: Lib.ru, 2019.
  9. Гроза (2019). Кино-театр.ру. Дата обращения: 24 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!