Варвара Кабанова (персонаж)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Варва́ра Кабано́ва — героиня пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского. Дочь богатой купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова[1].

Варвара Кабанова
Варвара Кабанова
Создатель Александр Николаевич Островский
Произведения Гроза
Пол Женский
Возраст Не указан, юная девушка до 20 лет
Семья

Кабаниха — мать

Тихон Кабанов — брат
Принадлежность Родом из купеческой семьи

Характеристика

Характер

Варвара — умная, рассудительная и хитрая девушка. По сравнению с её братом Тихоном, Варвара — жизнерадостная и смелая личность, но, как и все остальные члены семьи, сталкивается с унижениями и оскорблениями со стороны своей матери, Кабанихи. Но Варвара не падает духом и приспосабливается к тяжелой жизни. Изначально Варвара и не знала что такое ложь, однако в доме с деспотичной и грубой матерью она вынуждена постоянно врать и изворачиваться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…»Островский А. Н.

Героиня считает, что можно делать всё, что хочется, если об этом никто не узнает. Поэтому по ночам она тайно встречается с конторщиком купца Дикого — Кудряшом. Не чувствуя вины за свои ночные тайные свидания, она решительно идёт против своей репутации, делая то, чего действительно желает.

После многочисленных семейных скандалов, Варвара убегает из своего тягостного дома вместе с Кудряшом[2].

Внешность

Александр Островский описывает Варвару как юную девушку с привлекательной внешностью, до 20 лет[3].

Место в пьесе

В пьесе Варвара считается самой близкой и надёжной подругой Катерины, так как из всех членов семьи Кабановых, только она ощущала сострадание к ней. Видя, как тяжела её жизнь без поддержки мужа, она предложила ей устроить свидание с Борисом, стараясь порадовать Катерину. Но таким образом Варвара предаёт своего родного брата, подтолкнув Катерину к измене.

Именно она играет решающую роль в трагедии главной героини. Гибель Катерины можно считать косвенным результатом действий Варвары. Однако нельзя обвинять девушку, так как её поступки были только с благими намерениями. Варвара хотела хоть на некоторое время освободить Катерину от «неволи» Кабанихи. Таким образом, Варвара предаёт доверие Катерины и разрушает её жизнь[4].

Экранизация героини

Первый фильм пьесы «Гроза» был создан в 1933 году режиссёром В. М. Петровым, где произведение Островского было представлена как бытовая драма. Роль Варвары Кабановой сыграла народная артистка Таджикской ССР (1944) и народная артистка РСФСР (1951) Зарубина Ирина[5]. Второй художественный кинофильм вышел в 1977 году. Его снимали режиссёры Ф. Глямшин и Б. А. Бабочкин. Роль Варвары принадлежала народной артистке РСФСР (1980) Торчинской Тамаре Алексеевне[6].

Критика об образе Варвары

Бураковский С. З. видит в образе Варвары Кабановой смелого и жизнерадостного человека. То же самое он отмечает в характере её возлюбленного Кудряша. Варвара преподносит миру свою непосредственность, уверенность и прямоту. Она уверена, что добротой в этом мире ничего не добьёшься, поэтому она обращается к хитрости, которая якобы обеспечивает выживание в доме. Варвара даже устраивает свидание Катерины с Борисом, не подозревая о её страданиях. В отличие от Варвары, которая считает, что всё можно, если только это делается скрытно и под маской, Катерина всегда стремится к правде и никогда не способна на обман. Ведь в мире, где жизнь основана на страхе и угнетении слабых сильными, обман является высшим обладанием власти[7].

«…автор создал … типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели её веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто…»

Литература

  • Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Комарова, 2004.

Примечания

  1. Островский А. Н. Гроза. — М.: Интернет библиотека Алексея Комарова, 2004.
  2. Богданова О. В. Слабость образа сильной героини («Гроза» А. Н. Островского) // Известия высших учебных заведений : журнал. — 2016. — Т. 37, № 1. — С. 50—58.
  3. Варвара Кабанова. Livelib (9 мая 2020). Дата обращения: 27 февраля 2024.
  4. Кормилов С. И. Исторический контекст трагического конфликта в «Грозе» А. Н. Островского // Вестник Московского университета : журнал. — 2013. — 30 октября (№ 4). — С. 70—92.
  5. Гроза(1933). Кино-театр.ру (12 июля 2023). Дата обращения: 27 февраля 2024.
  6. Гроза (1977). Кино-театр.ру (30 января 2024). Дата обращения: 27 февраля 2024.
  7. Бураковский С. А.Н. Островский биографические сведения и разбор его произведений для учащихся. — СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1904. — 84 с.